Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 369
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.
Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
2. Учить детей вслушиваться в звуки осеннего леса, ощущать переменчивость погоды и настроения человека.
3. Дать представление детям о процессах, происходящих в природе осенью, их причинах и следствиях.
4. Формировать доступное представление о живой и неживой природе.
5. Дать представление о животном и растительном мире нашего леса.
6. Дать представление о роли домашних животных в жизни людей.
7. Формировать у детей желание заботиться о животных.
8. Познакомить детей с трудом людей осенью, результатами этого труда, воспитывать бережное отношение к этим процессам.
Содержание:
Красота осенней природы. Изменения, происходящие в неживой природе (погода): солнце, воздух, земля, вода. Отражение этих изменений в растительном и животном мире. Природа «засыпает».
Деревья нашего леса, звери и птицы. Как готовятся к зиме. Проводы птиц. Домашние животные и птицы. Забота людей. Результаты труда людей: зерно, овощи. Процесс изготовления хлеба. Как сварить кашу. Народные традиции: праздники овощей, встреча зимующих птиц. Помощь детей зимующим птицам.
Художественное слово:
Пословицы и поговорки об осени.
Русская народная сказка «Как коза избушку построила».
Русская народная сказка «Как курочка хлеб испекла».
Потешки «Сорока-белобока», «Летели две птички», «Наши уточки с утра…».
Загадки про овощи, про зимующих птиц.
Стихотворение О. Трошенковой «Колыбельная для ежика».
Музыкальный ряд: шумы: дождь, голоса улетающих птиц, медитативная музыка.
Пластический ряд: пластические игры-загадки «Что выросло на грядке?», «Что созрело в нашем саду?».
Этюд «Знакомство овощей на грядке». Представляясь, дети озвучивают характер своего пластического воплощения: веселый огурец, важный помидор, симпатичная редиска, румяная морковка...
Пластические зарисовки «Животные и птицы готовятся к зиме»: собирает листья ежик, прячет в дупле шишки белочка, роет норку крот, улетает стая гусей и т. д.
Игры: «Магазин Сороки Белобоки». Словесные игры «Заячий пирог», «Я плету венок осенний».
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Цель: формировать у детей представление о зиме как времени «сна», «спящей красавице», готовящейся к пробуждению, развивать чувство восхищения и радости от встречи с красотой зимней природы, удивления от событий, происходящих в природе в это время года (ощущение волшебства, чуда), желание узнать причину этих событий, понять их взаимосвязь.
Задачи:
1. Развивать способность детей любоваться красотой зимнего пейзажа.
2. Формировать у детей представления о процессах, происходящих в природе зимой.
3. Продолжать формировать доступное представление о живой и неживой природе.
4. Дать представление детям о жизни диких животных зимой.
5. Дать представление об охране леса.
6. Уточнить представления детей о домашних животных.
7. Формировать представление о роли человека в жизни домашних животных.
8. Воспитывать желание заботиться о животных и растениях, формировать трудовые навыки по уходу за ними.
Содержание:
Красота зимней природы. Изменения в неживой природе (погода зимой): солнце, воздух, земля, вода. Природа «спит». Народные традиции: олицетворение явлений зимней природы, «день рожденья солнышка» - день зимнего солнцестояния. «Волшебные» превращения воды. Жизнь диких животных зимой. Рождение медвежат.
Деревья зимой. Различие лиственных и хвойных пород. Кто дружит с елочкой. Зимующие птицы. Внешние признаки, повадки, голоса, образ жизни зимой. Домашние животные. Условия зимнего содержания. Роль человека в жизни диких и домашних животных.
Художественное слово:
Пословицы и поговорки о зиме.
Заклички солнца.
Загадки про снег, мороз, зиму.
Загадки про диких животных.
Русская народная сказка «Зимовье зверей».
Русская народная сказка «Заюшкина избушка».
Стихотворение З. Александровой «Птичья столовая».
Музыкальный ряд: шумы: голоса птиц в зимнем лесу, вьюга.
П. И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик».
Пластический ряд:пластические импровизации «Снегопад». Красавицы снежинки, кружась, падают на землю; собираются в сугробы.
Пластические зарисовки «Дикие животные зимой»: трусливый заяц, голодный волк, хитрая лиса, хлопотливая белка.
Игра-загадка «Как зимуете, друзья?».
Творческое задание: «Сложи снежинку» (мозаика).
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Цель: формировать у детей художественно-поэтическое представление о весне как доброй волшебнице, оживляющей природу, развивать чувство восхищения и радости от встречи с красотой и энергией весенней природы, удивления от событий, происходящих в природе в это время года, желание понять причину этих событий, их взаимосвязь.
Задачи:
1. Формировать потребность и умение видеть и чувствовать красоту весенней природы.
2. Дать конкретные представления о характерных явлениях весенней природы.
3. Формировать способность устанавливать связи между некоторыми природными явлениями.
4. Формировать потребность и умение наблюдать за птицами.
5. Познакомить детей с первоцветами.
6. Воспитывать потребность бережного отношения к объектам живой природы.
Содержание:
Изменения в неживой природе: солнце, воздух, земля, вода. Природа «просыпается». Красота событий, динамика.
Голоса весенней природы. Жизнь леса. Растения: деревья, кусты, трава. Растение – живой организм. Условия жизни растений.
Встреча птиц. Дикие животные весной. Первоцветы. Насекомые. Почему надо беречь природу.
Весна в пословицах и поговорках. Труд человека весной.
Художественное слово:
Пословицы и поговорки о весне.
Заклички солнца, птиц.
Стихи о весне
Загадки о весенних явлениях погоды.
Сказка С. Николаевой «Путешествие колобка».
Музыкальный ряд: шумы: журчание ручья, дождь, гроза, голоса птиц.
Пластический ряд:звуковые и пластические импровизации: тает снег, звенит капель, журчит ручей.
Игры-упражнения на произвольное внимание «Веселые потехи сосулек», «По первым проталинам».
Игра-упражнение «Птичий базар» - стая птиц прилетела к кормушке, птицы ворчат на мороз, птицы радуются солнцу и т. д.
Подвижная игра«Веселые ручьи».
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Цель:формировать у детей представление о щедрости лета, дарящего людям все богатство природы, развивать потребность разумного использования этих даров, желание беречь природу.
Задачи:
1. Дать детям начальные представления о природоохранной деятельности, познакомить с правилами общения с природой.
2. Помочь детям увидеть красоту добрых поступков, желание
совершать их самим.
3. Продолжать развивать интерес детей к наблюдению природных объектов, явлений.
4. Совершенствовать способность видеть, чувствовать красоту окружающего мира.
Содержание:
Наступление лета. Красота, богатство красок, событий этого сезона. Солнце, воздух, вода, земля «приглашают в гости».
Правила общения с природой. Добрые и недобрые поступки. Их итог. Что нам больше нравится. Народная мудрость о роли природы в жизни людей, об отношениях с природой. Какими будут наши встречи с природой.
Художественное слово:
Д. Биссет «Добрая дорога».
Пословицы и поговорки о лете, природе, деятельности людей.
Стихотворение Т. Собакина «Если я сорву цветок…».
Музыкальный ряд:шумы леса, голоса птиц.
Пластический ряд:пластический этюд-фантазия «Вырос чудо-цветок на поляне».
Пластическая игра-загадка «Что вы видели в лесу?»
Игра с закличкой«Радуга, появись!»
Тематический план и содержание занятий
Старший дошкольный возраст
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Цель:формировать у детей осознание целостности мира и места человека в нем, углублять процесс самопознания через взаимодействие с природой.
Задачи:
1. Формировать представления детей о своем организме, интерес к нему.
2. Познакомить детей с доступным пониманием строения органов чувств.
3. Дать представление о различии и сходстве в мире природы.
4. Познакомить с органами чувств животных и растений.
5. Формировать понятия «неживая» и «живая» природа.