Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 369

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.

Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»

Сказка «Репка»

Сказка «Гуси - лебеди»

Рекомендации воспитателям

Рекомендации родителям

Песенные импровизации.

I раздел «в гостях у осени»

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

2. Учить детей вслушиваться в звуки осеннего леса, ощущать переменчивость погоды и настроения человека.

3. Дать представление детям о процессах, происходящих в природе осенью, их причинах и следствиях.

4. Формировать доступное представление о живой и неживой природе.

5. Дать представление о животном и растительном мире нашего леса.

6. Дать представление о роли домашних животных в жизни людей.

7. Формировать у детей желание заботиться о животных.

8. Познакомить детей с трудом людей осенью, результатами этого труда, воспитывать бережное отношение к этим процессам.

Содержание:

Красота осенней природы. Изменения, происходящие в неживой природе (погода): солнце, воздух, земля, вода. Отражение этих изменений в растительном и животном мире. Природа «засыпает».

Деревья нашего леса, звери и птицы. Как готовятся к зиме. Проводы птиц. Домашние животные и птицы. Забота людей. Результаты труда людей: зерно, овощи. Процесс изготовления хлеба. Как сварить кашу. Народные традиции: праздники овощей, встреча зимующих птиц. Помощь детей зимующим птицам.

Художественное слово:

Пословицы и поговорки об осени.

Русская народная сказка «Как коза избушку построила».

Русская народная сказка «Как курочка хлеб испекла».

Потешки «Сорока-белобока», «Летели две птички», «Наши уточки с утра…».

Загадки про овощи, про зимующих птиц.

Стихотворение О. Трошенковой «Колыбельная для ежика».

Музыкальный ряд: шумы: дождь, голоса улетающих птиц, медитативная музыка.

Пластический ряд: пластические игры-загадки «Что выросло на грядке?», «Что созрело в нашем саду?».

Этюд «Знакомство овощей на грядке». Представляясь, дети озвучивают характер своего пластического воплощения: веселый огурец, важный помидор, симпатичная редиска, румяная морковка...

Пластические зарисовки «Животные и птицы готовятся к зиме»: собирает листья ежик, прячет в дупле шишки белочка, роет норку крот, улетает стая гусей и т. д.

Игры: «Магазин Сороки Белобоки». Словесные игры «Заячий пирог», «Я плету венок осенний».


Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Цель: формировать у детей представление о зиме как времени «сна», «спящей красавице», готовящейся к пробуждению, развивать чувство восхищения и радости от встречи с красотой зимней природы, удивления от событий, происходящих в природе в это время года (ощущение волшебства, чуда), желание узнать причину этих событий, понять их взаимосвязь.

Задачи:

1. Развивать способность детей любоваться красотой зимнего пейзажа.

2. Формировать у детей представления о процессах, происходящих в природе зимой.

3. Продолжать формировать доступное представление о живой и неживой природе.

4. Дать представление детям о жизни диких животных зимой.

5. Дать представление об охране леса.

6. Уточнить представления детей о домашних животных.

7. Формировать представление о роли человека в жизни домашних животных.

8. Воспитывать желание заботиться о животных и растениях, формировать трудовые навыки по уходу за ними.

Содержание:

Красота зимней природы. Изменения в неживой природе (погода зимой): солнце, воздух, земля, вода. Природа «спит». Народные традиции: олицетворение явлений зимней природы, «день рожденья солнышка» - день зимнего солнцестояния. «Волшебные» превращения воды. Жизнь диких животных зимой. Рождение медвежат.

Деревья зимой. Различие лиственных и хвойных пород. Кто дружит с елочкой. Зимующие птицы. Внешние признаки, повадки, голоса, образ жизни зимой. Домашние животные. Условия зимнего содержания. Роль человека в жизни диких и домашних животных.

Художественное слово:

Пословицы и поговорки о зиме.

Заклички солнца.

Загадки про снег, мороз, зиму.

Загадки про диких животных.

Русская народная сказка «Зимовье зверей».

Русская народная сказка «Заюшкина избушка».

Стихотворение З. Александровой «Птичья столовая».

Музыкальный ряд: шумы: голоса птиц в зимнем лесу, вьюга.

П. И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик».

Пластический ряд:пластические импровизации «Снегопад». Красавицы снежинки, кружась, падают на землю; собираются в сугробы.


Пластические зарисовки «Дикие животные зимой»: трусливый заяц, голодный волк, хитрая лиса, хлопотливая белка.

Игра-загадка «Как зимуете, друзья?».

Творческое задание: «Сложи снежинку» (мозаика).

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Цель: формировать у детей художественно-поэтическое представление о весне как доброй волшебнице, оживляющей природу, развивать чувство восхищения и радости от встречи с красотой и энергией весенней природы, удивления от событий, происходящих в природе в это время года, желание понять причину этих событий, их взаимосвязь.

Задачи:

1. Формировать потребность и умение видеть и чувствовать красоту весенней природы.

2. Дать конкретные представления о характерных явлениях весенней природы.

3. Формировать способность устанавливать связи между некоторыми природными явлениями.

4. Формировать потребность и умение наблюдать за птицами.

5. Познакомить детей с первоцветами.

6. Воспитывать потребность бережного отношения к объектам живой природы.

Содержание:

Изменения в неживой природе: солнце, воздух, земля, вода. Природа «просыпается». Красота событий, динамика.

Голоса весенней природы. Жизнь леса. Растения: деревья, кусты, трава. Растение – живой организм. Условия жизни растений.

Встреча птиц. Дикие животные весной. Первоцветы. Насекомые. Почему надо беречь природу.

Весна в пословицах и поговорках. Труд человека весной.

Художественное слово:

Пословицы и поговорки о весне.

Заклички солнца, птиц.

Стихи о весне

Загадки о весенних явлениях погоды.

Сказка С. Николаевой «Путешествие колобка».

Музыкальный ряд: шумы: журчание ручья, дождь, гроза, голоса птиц.

Пластический ряд:звуковые и пластические импровизации: тает снег, звенит капель, журчит ручей.

Игры-упражнения на произвольное внимание «Веселые потехи сосулек», «По первым проталинам».

Игра-упражнение «Птичий базар» - стая птиц прилетела к кормушке, птицы ворчат на мороз, птицы радуются солнцу и т. д.

Подвижная игра«Веселые ручьи».



Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Цель:формировать у детей представление о щедрости лета, дарящего людям все богатство природы, развивать потребность разумного использования этих даров, желание беречь природу.

Задачи:

1. Дать детям начальные представления о природоохранной деятельности, познакомить с правилами общения с природой.

2. Помочь детям увидеть красоту добрых поступков, желание

совершать их самим.

3. Продолжать развивать интерес детей к наблюдению природных объектов, явлений.

4. Совершенствовать способность видеть, чувствовать красоту окружающего мира.

Содержание:

Наступление лета. Красота, богатство красок, событий этого сезона. Солнце, воздух, вода, земля «приглашают в гости».

Правила общения с природой. Добрые и недобрые поступки. Их итог. Что нам больше нравится. Народная мудрость о роли природы в жизни людей, об отношениях с природой. Какими будут наши встречи с природой.

Художественное слово:

Д. Биссет «Добрая дорога».

Пословицы и поговорки о лете, природе, деятельности людей.

Стихотворение Т. Собакина «Если я сорву цветок…».

Музыкальный ряд:шумы леса, голоса птиц.

Пластический ряд:пластический этюд-фантазия «Вырос чудо-цветок на поляне».

Пластическая игра-загадка «Что вы видели в лесу?»

Игра с закличкой«Радуга, появись!»

Тематический план и содержание занятий

Старший дошкольный возраст

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Цель:формировать у детей осознание целостности мира и места человека в нем, углублять процесс самопознания через взаимодействие с природой.

Задачи:

1. Формировать представления детей о своем организме, интерес к нему.

2. Познакомить детей с доступным пониманием строения органов чувств.

3. Дать представление о различии и сходстве в мире природы.

4. Познакомить с органами чувств животных и растений.

5. Формировать понятия «неживая» и «живая» природа.