Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 342
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.
Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
«Смотрит месяц к нам в окошко»
1. Артикуляционная гимнастика.
Ночь сменяет светлый день.
Ложится к нам на землю тень.
Смотрит месяц к нам в окошко.
Да, устали мы немножко.
Солдат мама уложила,
Язычку спать предложила.
Язычок прощается
В кроватку собирается.
«Язычок прощается» – рот открыт, язык высунуть далеко вперёд, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15сек.
«Ходит сон у окон. Ты входи-ка, Дрёма, в дом,
Ходит к Дрёме на поклон. Напусти нам угомон»
Язычок уже в кроватке.
Спит теперь он сладко-сладко.
Видит добрые он сны.
И ребята спать должны.
«Язычок спит» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15сек.
«Ай, люлю, люлю, люлю,
Подольше спать тебе велю.
Спи-ка, детка, без пробуду,
Я мешать тебе не буду.
Спи-ка, деточка, подольше,
Наберёшь ума побольше».
2. Пальчиковая гимнастика.
Да и пальчики устали,
Целый день они играли.
Пальцам тоже спать пора.
Спокойной ночи, детвора!
«Пальчики устали» – русская народная игра.
Раз, два, три, четыре, пять! - Руки сжаты в кулаки. По одному на счёт
отгибаются пальцы обеих рук.
Хотят пальчики все спать. - Пальцы обеих рук то прячутся в кулаки,
то резко выпрыгивают вверх.
Этот пальчик – хочет спать, - Левой рукой убирать в кулак по одному пальцу
Этот пальчик – лёг в кровать. правой руки.
Этот пальчик – чуть вздремнул.
Этот пальчик – уж заснул.
Этот пальчик – крепко спит.
Тише, тише, не шумите! - Указательный палец левой руки поднести к губам.
Пальчиков вы не будите. - Левая рука «качает» правый кулачок.
Утро ясное придёт. - Кисти обеих рук движутся вниз, пальцы
растопырены, перебирают вверх-вниз.
Солнце красное взойдёт. - Кисти обеих рук движутся вверх,
пальцы растопырены, перебирают вверх-вниз.
Будут пальчики вставать, - Пальцы обеих рук то прячутся в кулаки,
Наших деток одевать. то резко выпрыгивают вверх.
3. Музыкальная стимуляция.
Наступила тишина,
Даже муха не слышна.
Все заснули в нашем доме.
Бодорство уступит дрёме.
Лишь над речкой соловей.
Он выводит свою трель.
Надо соловушку просить
Никого не разбудить.
Попевочка:
Не летай, соловей,
У окошечка.
Ты не пой, соловей,
Громко песенки.
Ритм: сосо са сосо са
сосо са са са
сосо са сосо са
сосо са са са
Использованная литература:
Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелёва, Г.В.Чиркина
«Основы логопедии»; Москва «Просвещение» 1989
М.А.Поваляева «Дидактический материал по логопедии – Сказки о весёлом Язычке»;
Ростов-на-Дону «Феникс» 2002
М.С.Рузина «Страна пальчиковых игр»; Санкт-Петербург «Кристалл» 2000
Т.И.Тарабарина, Н.В.Ёлкина «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки»
Ярославль «Академия развития» 1996
Т.И.Бахметьева «Детские частушки, шутки, прибаутки»;
Ярославль «Академия развития» 2001
Вланка Смит «Музыкальная стимуляция в верботональном методе»;
Загреб «Центр Суваг» 1993
Ситникова Н.М.
«ИГРАЕМ СО СКАЗКОЙ»
Развивающие игры и логическая математика
для детей дошкольного возраста
Пояснительная записка
Актуальность курса.
В дошкольном учреждениикаждому возрастному периоду детей присуще определённое оптимальное сочетание условий для активизации психики ребёнка. Необходимо учитывать это, чтобы избежать преждевременных или запаздывающих форм обучения. Наш курс составлен с учётом этих периодов и их особенностей, что позволяет снизить уровень тревожности, способствует психофизической подготовке детей к школе.
Раннее обучение дошкольников обусловлено ещё и тем, что в 4-6 лет у детей отмечается повышенная восприимчивость к информации об окружающем мире. И данный период детства характеризуется более высоким уровнем усвоения обработки и запоминания фактического материала.
Далее, все знания, полученные детьми в этом возрасте в современных условиях высокого уровня информированности, должны иметь не случайный характер, они требуют углубления и систематизации.
Цельобучения по данному курсу - это всестороннее раскрытие личности ребёнка, его мотивационной и эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности, мыслительных операций, познавательных интересов и т.д.
Задачи:
1.Формирование у детей дошкольного возраста интереса к процессу познания и систематизация знаний об окружающем мире.
2.Увеличение объёма учебно-направленных знаний, умений, навыков
3.Приобретение ими навыков аналитико-мыслительной деятельности.
4.Развитие его мотивационной сферы, интеллекта, творчества.
5.Принятие социальной роли ученика.
Структура занятия:
Проблемная ситуация: постановка цели, завязка сказки.
Учебные действия: развитие сюжета сказки.
Действия самого ребёнка: кульминация сказочного сюжета.
Самоконтроль, самооценка, итог занятия: развязка сказочного сюжета.
Особое значение имеет определение цели игры, введение в ту или иную сказочную ситуацию, которые ориентирует детей на «поиск» и самостоятельное «открытие» нового способа действия. Важно подвести детей к этому «открытию», предлагая систему специальных вопросов и заданий, то есть, организуя учебные действия детей.
Чем больше активности и самостоятельности проявляет ребёнок при изучении нового материала, тем больший вклад в его развитие при этом осуществляется.
И, наконец, в процессе выполнения самостоятельных работ творческого характера, сравнивая собственные результаты с заданными образцами, дети начинают овладевать элементарными навыками самоконтроля и самооценки.
Основные направления.
1.Формирование общеучебных умений и навыков (обдумывать и планировать действия, осуществлять решение, иметь свои результаты и проверять их, строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам, организовывать поиск информации для выполнения того или иного действия и т.д.).
2.Развитие познавательного мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации аналогии и т.д.).
3.Развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения.
4.Формирование и сохранение образного мышления ребёнка (ощущения, восприятия, представления).
Учебный курс основан на определённой структуре методов работы с различными развивающими, интеллектуальными и математическими играми дидактического характера. Он должен способствовать формированию логического мышления и творческого воображения.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, с её помощью можно развить:
- восприятие,
- речь,
- внимание,
- память,
- мышление,
- воображение,
то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.
Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Игры,представленного курса, направлены на умственное развитие ребёнка-дошкольника. Их можно разделить на относительно самостоятельные группы:
1. Игры, направленные на развитие речи,позволяют детям чувствовать себя комфортно, в окружении людей, понимать и быть понятым окружающими.
2. Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам как форма, цвет, размер, вкус, запах и т.д.
3. Группа игр направлена на развитие внимания; предлагаемые игры формируют у детей умение сосредотачиваться на определённых сторонах и явлениях действительности ( без этого невозможно выполнить любую, даже самую простую работу); в этих играх формируется постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному, формируется устойчивость внимания, то есть способность длительно сосредотачиваться на чем-нибудь,
4. Группа игр, направленная на развитие памяти, которая также как и внимание постепенно становится произвольной.
Развитие мышленияребёнка происходит при условии овладения их тремя основными формами мышления:
- наглядно-действенным,
- наглядно-образным,
- логически-словесным.
Основная форма мышления дошкольника – наглядно-образное мышление, то есть такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей.
Если фоном занятий с детьми служит знакомый сказочный сюжет – это значительно усиливает эффект развития.
В играх ребёнок научится пользоваться схемами, планами и т.д., строить свой образ предметов. К концу дошкольного возраста у детей начинает складываться элементы логического мышления, т.е. формируются умения в соответствии с законами логики.
Развитие творческого воображения ребёнка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Здесь игры направлены:
- на умение выражать ребёнком свои чувства,
- на представление о мире различными способами,
- на умение видеть в каждом предмете разные его стороны и так далее,
- на умение свободно фантазировать и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
Здесь неоценимую помощь могут оказать опять те же сказки, в которых возможно всё.
И, наконец, игры помогающиеребёнкуподготовиться к школе. Это игры, которые развивают и закрепляют у него знания, умения, навыки, полученные на занятиях по предмету элементарные математические представления.