Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 659
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.
Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Задачи:
1.Совершенствовать внимание и память детей, ориентирование в пространстве
2.Формировать умение логически мыслить и рассуждать при решении проблемных задач.
3.Обогащать словарный запас детей
4.Формировать способность к анализу и синтезу прочитанной сказки, закономерностей событий.
5.Познакомить детей с понятием «алгоритма» действия в сказке и в жизни.
6.Закреплять умение подбирать антонимы к словам.
7.Закреплять умение решать простые арифметические задачи.
Художественное слово:
Русская народная сказка «Хаврошечка».
Пословицы, поговорки.
Веселые задачки.
Оборудование: картинки к сказке "Хаврошечка".
Варианты игровых упражнений:
1. Игра "Сделаем фильм".
2. "Сделай цветным".
3. «Антонимы».
4. Игра «Что раньше, что потом».
Методические материалы к занятиям
Русская народная сказка «Репка»
Варианты вопросов по сказке:
1. Сколько персонажей сказки могут сами передвигаться, а сколько – не могут?
2. Кто стоит за бабкой? за кошкой? за внучкой? за дедом? за Жучкой? за мышкой?
3. Кто стоит перед мышкой? перед бабкой? перед Жучкой? Перед внучкой? перед кошкой? перед дедом?
4. Кто стоит между дедом и внучкой? между мышкой и Жучкой? между кошкой и внучкой? между бабкой и Жучкой?
5. Кто выше бабка или внучка? кошка или мышка? и т.д.
6. Сколько всего персонажей в сказке?
7. Какой по счёту дед? бабка? внучка? Жучка? кошка? мышка?
8. Какая по счёту кошка? бабка? мышка? внучка? дед? Жучка?
Такие вопросы могут задаваться с опорой и без опоры на наглядность. Вопросы со звёздочкой рассчитаны на дальнюю перспективу.
Варианты игровых упражнений:
1). Игра «Что изменилось?»
Незаметно для детей или для водящего (группы водящих) поменять героев местами и выяснить, что изменилось? Попробовать рассказать сказку в изменённом виде.
2). Игра «Кого не стало?»
Незаметно для детей или водящего (группы водящих) убрать одного из героев и выяснить, кого не стало, где раньше находился этот герой, и как изменилась бы сказка, если этого героя вообще бы не было.
3). Игра «Кто лишний?»
Незаметно для детей или для водящего (группы водящих) добавить ещё одного героя, например, ещё одного деда, или ещё одну кошку, и выяснить, кто лишний.
4). «Что случилось бы, если ... ?»
а) ... у деда с бабкой была внучка и её брат. Этот брат был по силе такой же, как собака и мышка. Что случилось бы в сказке, если бы внучка позвала бы не Жучку, а брата? Кого тогда нужно было бы позвать, чтобы вытащить репку: Жучку, кошку или мышку?
б) ... кошка была бы толще Жучки?
в) ... кошка перед тем, как её позвали на п омощь, только что съела бы мышку?
г) ... первой пришла мышка, которой очень захотелось поесть сладкой репки, а это увидела кошка, которой очень захотелось съесть маленькую мышку, и т.д.?
д) ... выросла бы репка возле дома Бабы-яги. Кто поможет Бабе-яге вытащить репку?
е) ... мышка не пришла, потому что очень боялась кошки?
ж) ... кошка побежит за мышкой, а Жучка - за кошкой? Кто останется тянуть репку? Сколько их останется? А сколько убежит?
з) ... уйдёт дед и убежит мышка? Кто останется? Кто будет первым? последним?
5). «Весёлые задачи».
а). Дед, бабка, внучка. Жучка, кошка и мышка тянули-тянули, и, наконец, вытянули репку. Сколько глаз увидело репку?
б). Репку разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? Насколько частей надо разрезать репку, чтобы всем досталось по куску?
в). Кошка, Жучка, мышка получили за работу по 2 маленьких кусочка репки. Сколько кусочков репы досталось всем животным вместе?
6). «Загадки».
Кругла, а не месяц.
Желта, а не масло.
С хвостиком, а не мышь. (Репа)
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это? (... это репка)
7). «Стихи».
Грозная хозяйка
«Хозяйка сегодня грозна - не к добру!»
Почувствовал Пёс и полез в конуру.
«Подальше, мой милый, держись от собак»,-
Сказал – себе Кот и махнул на чердак.
«Коты – это скверно, пора уходить!» -
Подумала Мышь и сквозь щелочку – фить!
«Ой, мышка! Спасите меня! Караул!» -
Вскричала Хозяйка и влезла на стул. Г. Кружков
Русская народная сказка «Колобок»
Варианты вопросов по сказке:
а) Каким одним словом можно назвать персонажей сказки, которых колобок встретил по дороге? (Звери, дикие животные.)
б) Кто больше заяц или волк? дед или медведь? колобок или заяц?
в) Поставь героев по росту. Можно ориентироваться на картинки, а можно на жизненный опыт. Эти варианты можно сравнить. Для этого специально подобрать «игрушки-зверюшки», которые не соответствуют действительности. Например: большой заяц - маленький медведь и т.п.
г) Какая была дорога у колобка прямая или кривая?
д) Обсудить портреты-аппликации героев, созданных из геометрических фигур:
- Сколько кругов (овалов) использовали для изготовления колобка? медведя? зайца? лисы?
- Какого цвета круги (овалы) использовали для изготовления колобка? зайца? лисы? медведя? волка?
- Какого размера?
- Предложить собрать своего «зверя».
е) По картинке, изображающей дорогу, выяснить, как двигался колобок, используя при этом понятия налево, направо, прямо.
Варианты игровых упражнений:
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
Используя иллюстративный материал, разобрать ситуации:
а). Дорожка была только вокруг дома. Что тогда могло бы случиться с колобком?
б). Если бы хитрая лиса никогда бы не встретилась колобку на дороге, то путешествие его стало бы кругосветным.
2). «Кругосветное путешествие».
Итак, ситуация: у лисы заболели зубы, и она не смогла встретиться с колобком. В данном случае можно ввести новых героев сказки. Колобок может оказаться в соседней деревне и встретить там домашних животных, или он оказался на берегу реки и познакомился с обитателями воды и т. д. Искусственно создаваемые ситуации помогут детям познакомиться с представителями живой и неживой природы.
3). «Сказка та же, герои другие...»
Итак, скажем, все звери делом заняты, и некогда им слушать песенку Колобка. Дорога его может идти прямо и налево. Встретил ежа с яблоками, а он занят заготовками на зиму. Прямо и направо - встретил медведя, который играет на барабане, а он и не слышит песенку Колобка. Прямо и налево - лису с мухоморами, которая лекарство будет готовить из них для своих лисят и т.д. И он уходит в другую сказку. Здесь надо рассказать ту же сказку, но с другими героями, используя демонстративный материал и знания детей по теме "Ориентирование в пространстве".
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
Можно попросить детей выразить своё отношение к сказке, нарисовав: - нового колобка;
- новых героев;
- дорогу, по которой катился колобок;
- обозначить героев сказки геометрическими фигурами, на которые они похожи или по форме, или по характеру.
5). Игра «Загадай героя сказки».
Водящий загадывает какого-либо героя. Играющие задают ведущему вопросы, на которые можно ответить: "да" или "нет", о том, какой это герой; выясняют его отличительные признаки, отгадывают задуманного персонажа сказки.
Например: Этот герой добрый? рыжего цвета? и т.п. Нельзя задавать прямой вопрос: "Это - волк?"
6). «Загадка».
На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился... (Колобок)
7). «Дразнилка».
Эник-беник – колобок,
Жарена капуста,
Съел мышонка без хвоста
И сказал: «Как вкусно».
8). « Стихи».
Сел медведь на бревнышко,
Стал глядеть на солнышко.
Не гляди на свет, медведь!
Глазки могут заболеть!
М. Дружинина
Прошла лисица под кустом
И обожгла траву хвостом.
Огонь по веточкам полез,
И запылал осенний лес.
Л. Яковлев
Русская народная сказка «Курочка Ряба» -3 часа.
Варианты вопросов по сказке:
1). Сказка с хорошим концом или нет?
2). Сколько персонажей сказки? (вариантов ответов много).
3). Зачем деду нужно было разбивать такое красивое яйцо?
4). Почему он заплакал? Почему заплакала баба? Они ведь сами били это яйцо.
5). Кто главный герой этой сказки? Курочка? Почему?
6). Что сделал бы дед с бабой, если бы они разбили это яйцо?
7). Мышка помогла деду с бабой, когда разбила им яйцо?
8) Чем отличается простое яйцо от золотого? Чем они похожи?
По иллюстрации:
1). Где стоит дед? (Справа - слева)
2). Где стоит баба?
3). Где находится разбитое яйцо? ( Между ними)
4). Где они живут? ( В городе, в деревне?)
5). Они молодые?
6). Разводят ли кур в городской квартире?
7). Каких ещё ты знаешь домашних животных?
8). Какие признаки дома говорят о том, что он деревенский? городской?
9). Как называются некоторые предметы в избе? (Коромысло, сито, ушат)
10). Используются ли они в городе?
11). Куда побежала мышка? (Направо, налево)
12). Где стоит курочка?
13). Где расположено окно в избе? (над столом)
Варианты игровых упражнений: