Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 536
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.
Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
И всё делали вот так… - Дети показывают загаданное действие.
Будем с ручками играть?
За ними будем повторять?
Вы внимательными будьте,
Ничего не позабудьте – выполнение движений.
3. Музыкальная стимуляция.
Весело мы поиграли,
Язычок порадовали.
Стоя около окошка,
Он нам хлопает в ладошки.
Вторит ворон Язычку.
Он играет во трубу.
Песней солнце забавляет,
Утра доброго желает.
Попевочка: Ой, ребята, та-ра-ра! А на той горе дубок,
На горе стоит гора, А на дубе воронок.
Ритм: роророро роро ра
роророро роро ра
3 комплекс упражнений
«Водичка, водичка...»
1. Музыкальная стимуляция.
Солнце смотрит к нам в окошко.
Все проснулись, посмотри.
Пришло время умываться,
Ну а где же взять воды?
Попевочка: Скок, скок, поскок,
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл.
Ритм: ко ко ко ко
кака ко ко ко
кака ко кака ко
кака ко кака ко
2. Артикуляционная гимнастика.
Дрозд принёс в ведре водицы.
Язычку пора умыться.
Язычок наш умывается,
Чистит зубы, улыбается.
«Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтоб глазки блестели, чтоб щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток и кусался зубок»
А вы ротики открыли?
За Язычком всё повторили?
- Как он умывается?
«Язычок умывается» – рот открыт, кончик язычка скользит то по верхней, то по нижней губе.
- Чистит зубы?
«Чистим зубки» – рот открыт, кончик язычка скользит то по верхним, то по нижним зубам.
- Улыбается?
«Улыбаемся» - губы растянуть в широкой улыбке.
3. Пальчиковая гимнастика.
Тише, тише, не шумите!
Потихоньку посидите.
Плачут пальцы наши.
Просят пальцы каши.
«У бабы Фроси» -
русская народная игра (с показом педагога)
У бабы Фроси - Выставить вперёд левую руку.
Пяток внучат - Растопырить пальцы правой руки.
Все каши просят, - Поднести руки рупором ко рту,
Все криком кричат. - Громко крикнуть: «А-а-а!»
Акулька в люльке, - По очереди сгибать пальцы правой руки к
ладони, начиная с мизинца.
Алёнка в пелёнке
Аринка на перинке,
Степан на печке,
Иван на крылечке. - Отвести большой палец в сторону.
Баба тесто месила, - Руки «месят» тесто.
Кашу варила, - Левая рука «помешивает кашу».
Молоко топила, - Руки «ставят кочергу в печь».
Внучат кормила. - Руки «раздают миски».
Как каши наелись, - Пальцы левой руки легко сгибаются, кланяясь
левой руке.
Молока напились,
Бабе поклонились, угомонились. - Расслабленные руки ложатся на стол
(при повторении игры руки меняются ролями).
Детки тоже есть хотят.
На бабу Фросю все глядят.
Вместе с пальцами нашими
И мы попросим каши. - Выполнение упражнения детьми
Вот спасибо, бабушка!
Угостила кашею.
И дрозда, и Язычка,
И детишечкам дала.
4 комплекс упражнений
«После завтрака забота - начинается работа»
1. Артикуляционная гимнастика.
После завтрака – забота,
Начинается работа.
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Кисть скользит по потолку
«Маляр» – рот приоткрыть, язык скользит по нёбу (потолку) вперёд-назад;
И по стенам,
- затем по внутренней стороне щёк (по стенам),
По полу.
- затем по пространству за передними зубами (по полу).
«Дело мастера боится»
Язычок наш трудится.
Вот какая умница!
Будет в доме чистота.
Ах, какая красота!
Помогает нам катушка.
Вперёд – назад идёт послушно.
Краску нам она качает,
Язычку-то помогает.
«Катушка» – кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта.
Ярко стало и красиво.
Посмотрите, всем на диво!
Дом, как будто, новым стал,
Чистотою засиял.
«Кончил дело – гуляй смело!»
2. Пальчиковая гимнастика
Пальцы в домике сидят
И на улицу глядят.
Раздаётся в двери стук:
Гости едут: «Тук-тук-тук»
«Гости» – русская народная игра.
-Мама, мама! - Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.
-Что, что, что? - Три раза постукивают друг о друга указательные
пальцы.
-Гости едут! - Постукивают мизинцы.
-Ну и что? - Постукивают указательные.
-Здрасьте, здрасьте! -Средний безымянный пальцы дважды
перекрещиваются с теми же пальцами другой руки,
обходя их то справа, то слева.
-Чмок, чмок, чмок! - Средний и безымянный пальцы постукивают по тем
же пальцам другой руки.
- Последние слова и движения повторяются дважды
(Здрасьте, здрасьте! Чмок, чмок…)
3. Музыкальная стимуляция.
Посмотри-ка, Язычок.
Гостем стал и светлячок!
Приговорка: Чок, чок! Светлячок!
Посвети-ка в кулачок! – 2 раза
Ритм: чо чо чача чо
чачачача чача чо
чо чо чача чо
чачачача чача чо
5 комплекс упражнений
«Братцы, не пора ли прогуляться!»
1. Пальчиковая гимнастика
«Братцы» –
русская народная игра ( показ и игра с педагогом)
Засиделись в избушке братцы. - снять руку, ладонь выпрямлена, пальцы
сомкнуты
Захотел меньшой прогуляться. - Отвести мизинец вбок (строго в плоскости
ладони) и задержать его в этой позиции на
2-3сек.
Да скучно ему гулять одному. -Мизинец чуть покачивается, затем
возвращается на исходную позицию.
Зовёт он братца вдвоём прогуляться.
- Вбок отвести два прижатых друг к другу
пальца: мизинец и безымянный; задержать
2-3сек.
Да скучно им гулять двоим. - Пальцы чуть покачиваются, затем – в
исходную позицию.
Зовут братца втроём прогуляться.
- Вбок отвести три прижатых друг к другу
пальца: мизинец, безымянный и средний; задержать.
Грустно старшим сидеть в избе. - Большой и указательные пальцы четыре
раза соединяются кончиками.
Зовут они братцев домой к себе. - Все пальцы соединяются в щепоть, рука
расслабляется.
При повторении игры работает вторая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.
2. Артикуляционная гимнастика.
Вслед за братцами
И Язычку бы прогуляться.
Много он ведь потрудился,
Теперь может веселиться.
Горка во дворе стоит,
Язычок по ней скользит.
Быстро вниз спускается,
Снова поднимается.
«Горка» – рот приоткрыт. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15сек.
Вот весёлые качели.
Сели мы и полетели.
Вверх и вниз летим легко,
Видно всё нам далеко.
«Качели» – высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.
«Сели мы на карусели,
На качели пересели,
Сто знакомых встретили,
На поклон ответили»
3. Музыкальная стимуляция.
Дальше полем мы пошли
И берёзоньку нашли.
Под берёзкой посидели,
В лес пойти мы захотели.
Попевочка:
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли, стояла.
Люли, люли, стояла.
Ритм:
вововово ва вово ва ва
вововово вововово ва ва
ва.во ва вово ва ва
ва.во ва вово ва ва
6 комплекс упражнений
«Ходим-бродим по дорожкам»
1. Артикуляционная гимнастика.
Дальше путь мы продолжаем,
Вместе по лесу шагаем.
Ходим-бродим по дорожкам,
А в руках у нас лукошко.
«Грибочек, грибок, масляный бок,
серебряная ножка, прыгай в лукошко!»
Посмотрите, под сосной
Гриб стоит, прикрыт листвой .
С красной шляпкой, белой ножкой.
Положим мы его в лукошко?
Посмотрите в домик-рот,
Что-то там произойдёт.
Язычок к нёбу прилип
И стоит, как белый гриб.
Так давайте и мы с ним
Как грибочки постоим.
Шляпка есть? И ножка есть?
Грибов в лесу не перечесть
«Грибок» – рот раскрыть. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
На полянке посидите
И немножко отдохните.
Хочу загадку загадать.
Кто её сможет отгадать?
«Всё время стучит, деревья долбит,
но их не калечит, а только лечит: д-д-д».
Молодцы! Конечно дятел
деревья клювом конопатил.
И мы как дятлы постучим.
Всех вокруг мы удивим.
«Дятел» – рот открыт, губы в улыбке, широкий язычок поднят к верхним зубам, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Напряжённым кончиком язычка многократно отчётливо постучать в бугорки-альвеолы над верхним зубами, произнося: «д-д-д». Темп постепенно, по мере овладения упражнением, увеличивается. Следить, чтобы зубы были видны, нижняя челюсть не смыкалась с верхней, звук «д» произносился чётко, ощущалась толчкообразная выдыхаемая воздушная струя.
2. Пальчиковая гимнастика.
Посмотрите-ка, на ветке
Сидит сорока, а с ней детки.
Птенцы кушать захотели,
К своей маме прилетели.
«Сорока-белобока»
– русская народная игра.
Сорока, сорока, сорока-белобока - По ладошке левой руки водят
указательным пальчиком правой руки.
Кашу варила, на порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали, кашки не едали.
Всё своим деткам отдала.
Этому дала на блюдечке, - Указывая на каждый палец руки,
начиная с большого
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
этому поскрёбушки.