Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 417

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.

Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»

Сказка «Репка»

Сказка «Гуси - лебеди»

Рекомендации воспитателям

Рекомендации родителям

Песенные импровизации.

I раздел «в гостях у осени»

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

И всё делали вот так… - Дети показывают загаданное действие.

Будем с ручками играть?

За ними будем повторять?

Вы внимательными будьте,

Ничего не позабудьте – выполнение движений.

3. Музыкальная стимуляция.

Весело мы поиграли,

Язычок порадовали.

Стоя около окошка,

Он нам хлопает в ладошки.

Вторит ворон Язычку.

Он играет во трубу.

Песней солнце забавляет,

Утра доброго желает.

Попевочка: Ой, ребята, та-ра-ра! А на той горе дубок,

На горе стоит гора, А на дубе воронок.

Ритм: роророро роро ра

роророро роро ра

3 комплекс упражнений

«Водичка, водичка...»

1. Музыкальная стимуляция.

Солнце смотрит к нам в окошко.

Все проснулись, посмотри.

Пришло время умываться,

Ну а где же взять воды?

Попевочка: Скок, скок, поскок,

Молодой дроздок

По водичку пошёл,

Молодичку нашёл.

Ритм: ко ко ко ко

кака ко ко ко

кака ко кака ко

кака ко кака ко

2. Артикуляционная гимнастика.

Дрозд принёс в ведре водицы.

Язычку пора умыться.

Язычок наш умывается,

Чистит зубы, улыбается.

«Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтоб глазки блестели, чтоб щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток и кусался зубок»

А вы ротики открыли?

За Язычком всё повторили?

- Как он умывается?

«Язычок умывается» – рот открыт, кончик язычка скользит то по верхней, то по нижней губе.

- Чистит зубы?

«Чистим зубки» – рот открыт, кончик язычка скользит то по верхним, то по нижним зубам.

- Улыбается?

«Улыбаемся» - губы растянуть в широкой улыбке.

3. Пальчиковая гимнастика.

Тише, тише, не шумите!

Потихоньку посидите.

Плачут пальцы наши.

Просят пальцы каши.

«У бабы Фроси» -

русская народная игра (с показом педагога)

У бабы Фроси - Выставить вперёд левую руку.

Пяток внучат - Растопырить пальцы правой руки.

Все каши просят, - Поднести руки рупором ко рту,


Все криком кричат. - Громко крикнуть: «А-а-а!»

Акулька в люльке, - По очереди сгибать пальцы правой руки к

ладони, начиная с мизинца.

Алёнка в пелёнке

Аринка на перинке,

Степан на печке,

Иван на крылечке. - Отвести большой палец в сторону.

Баба тесто месила, - Руки «месят» тесто.

Кашу варила, - Левая рука «помешивает кашу».

Молоко топила, - Руки «ставят кочергу в печь».

Внучат кормила. - Руки «раздают миски».

Как каши наелись, - Пальцы левой руки легко сгибаются, кланяясь

левой руке.

Молока напились,

Бабе поклонились, угомонились. - Расслабленные руки ложатся на стол

(при повторении игры руки меняются ролями).

Детки тоже есть хотят.

На бабу Фросю все глядят.

Вместе с пальцами нашими

И мы попросим каши. - Выполнение упражнения детьми

Вот спасибо, бабушка!

Угостила кашею.

И дрозда, и Язычка,

И детишечкам дала.

4 комплекс упражнений

«После завтрака забота - начинается работа»

1. Артикуляционная гимнастика.

После завтрака – забота,

Начинается работа.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Кисть скользит по потолку

«Маляр» – рот приоткрыть, язык скользит по нёбу (потолку) вперёд-назад;

И по стенам,

- затем по внутренней стороне щёк (по стенам),

По полу.

- затем по пространству за передними зубами (по полу).

«Дело мастера боится»

Язычок наш трудится.

Вот какая умница!

Будет в доме чистота.

Ах, какая красота!

Помогает нам катушка.

Вперёд – назад идёт послушно.

Краску нам она качает,

Язычку-то помогает.

«Катушка» – кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта.


Ярко стало и красиво.

Посмотрите, всем на диво!

Дом, как будто, новым стал,

Чистотою засиял.

«Кончил дело – гуляй смело!»

2. Пальчиковая гимнастика

Пальцы в домике сидят

И на улицу глядят.

Раздаётся в двери стук:

Гости едут: «Тук-тук-тук»

«Гости» – русская народная игра.

-Мама, мама! - Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.

-Что, что, что? - Три раза постукивают друг о друга указательные

пальцы.

-Гости едут! - Постукивают мизинцы.

-Ну и что? - Постукивают указательные.

-Здрасьте, здрасьте! -Средний безымянный пальцы дважды

перекрещиваются с теми же пальцами другой руки,

обходя их то справа, то слева.

-Чмок, чмок, чмок! - Средний и безымянный пальцы постукивают по тем

же пальцам другой руки.

- Последние слова и движения повторяются дважды

(Здрасьте, здрасьте! Чмок, чмок…)

3. Музыкальная стимуляция.

Посмотри-ка, Язычок.

Гостем стал и светлячок!

Приговорка: Чок, чок! Светлячок!

Посвети-ка в кулачок! – 2 раза

Ритм: чо чо чача чо

чачачача чача чо

чо чо чача чо

чачачача чача чо

5 комплекс упражнений

«Братцы, не пора ли прогуляться!»

1. Пальчиковая гимнастика

«Братцы» –

русская народная игра ( показ и игра с педагогом)

Засиделись в избушке братцы. - снять руку, ладонь выпрямлена, пальцы

сомкнуты

Захотел меньшой прогуляться. - Отвести мизинец вбок (строго в плоскости

ладони) и задержать его в этой позиции на

2-3сек.

Да скучно ему гулять одному. -Мизинец чуть покачивается, затем

возвращается на исходную позицию.

Зовёт он братца вдвоём прогуляться.

- Вбок отвести два прижатых друг к другу

пальца: мизинец и безымянный; задержать


2-3сек.

Да скучно им гулять двоим. - Пальцы чуть покачиваются, затем – в

исходную позицию.

Зовут братца втроём прогуляться.

- Вбок отвести три прижатых друг к другу

пальца: мизинец, безымянный и средний; задержать.

Грустно старшим сидеть в избе. - Большой и указательные пальцы четыре

раза соединяются кончиками.

Зовут они братцев домой к себе. - Все пальцы соединяются в щепоть, рука

расслабляется.

При повторении игры работает вторая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.

2. Артикуляционная гимнастика.

Вслед за братцами

И Язычку бы прогуляться.

Много он ведь потрудился,

Теперь может веселиться.

Горка во дворе стоит,

Язычок по ней скользит.

Быстро вниз спускается,

Снова поднимается.

«Горка»рот приоткрыт. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15сек.

Вот весёлые качели.

Сели мы и полетели.

Вверх и вниз летим легко,

Видно всё нам далеко.

«Качели» – высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.

«Сели мы на карусели,

На качели пересели,

Сто знакомых встретили,

На поклон ответили»

3. Музыкальная стимуляция.

Дальше полем мы пошли

И берёзоньку нашли.

Под берёзкой посидели,

В лес пойти мы захотели.

Попевочка:

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли, стояла.

Люли, люли, стояла.

Ритм:

вововово ва вово ва ва

вововово вововово ва ва

ва.во ва вово ва ва

ва.во ва вово ва ва

6 комплекс упражнений

«Ходим-бродим по дорожкам»

1. Артикуляционная гимнастика.

Дальше путь мы продолжаем,


Вместе по лесу шагаем.

Ходим-бродим по дорожкам,

А в руках у нас лукошко.

«Грибочек, грибок, масляный бок,

серебряная ножка, прыгай в лукошко!»

Посмотрите, под сосной

Гриб стоит, прикрыт листвой .

С красной шляпкой, белой ножкой.

Положим мы его в лукошко?

Посмотрите в домик-рот,

Что-то там произойдёт.

Язычок к нёбу прилип

И стоит, как белый гриб.

Так давайте и мы с ним

Как грибочки постоим.

Шляпка есть? И ножка есть?

Грибов в лесу не перечесть

«Грибок» – рот раскрыть. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

На полянке посидите

И немножко отдохните.

Хочу загадку загадать.

Кто её сможет отгадать?

«Всё время стучит, деревья долбит,

но их не калечит, а только лечит: д-д-д».

Молодцы! Конечно дятел

деревья клювом конопатил.

И мы как дятлы постучим.

Всех вокруг мы удивим.

«Дятел» – рот открыт, губы в улыбке, широкий язычок поднят к верхним зубам, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Напряжённым кончиком язычка многократно отчётливо постучать в бугорки-альвеолы над верхним зубами, произнося: «д-д-д». Темп постепенно, по мере овладения упражнением, увеличивается. Следить, чтобы зубы были видны, нижняя челюсть не смыкалась с верхней, звук «д» произносился чётко, ощущалась толчкообразная выдыхаемая воздушная струя.

2. Пальчиковая гимнастика.

Посмотрите-ка, на ветке

Сидит сорока, а с ней детки.

Птенцы кушать захотели,

К своей маме прилетели.

«Сорока-белобока»

русская народная игра.

Сорока, сорока, сорока-белобока - По ладошке левой руки водят

указательным пальчиком правой руки.

Кашу варила, на порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали, кашки не едали.

Всё своим деткам отдала.

Этому дала на блюдечке, - Указывая на каждый палец руки,

начиная с большого

Этому на тарелочке,

Этому на ложечке,

этому поскрёбушки.