Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 615

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.

Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»

Сказка «Репка»

Сказка «Гуси - лебеди»

Рекомендации воспитателям

Рекомендации родителям

Песенные импровизации.

I раздел «в гостях у осени»

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

  1. Пластические импровизации на тему сказок.

Методы диагностики эффективности педагогической системы:

- психологические методики: карта наблюдений “Личностный профиль ребёнка”, “Сказочный дом”, “Раскрась свои чувства”, “Дом, дерево, человек”, “Моя семья”, “Несуществующее животное”, “Царевна - лебедь”, “Иван - царевич”.

- Анкетирование родителей.

- Наблюдение и анализ занятий и праздников.

- Анализ творческой деятельности детей.

Лавренкова И.Н.


Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

В гостях у красавицы Осени”

1.

“Курочка-Ряба”

“Гуси-лебеди”

“Кот, петух и лиса”

2.

“Репка”

“Маша и медведь”

“Крылатый, мохнатый да масляный”

3.

“Колобок”

“Петушок и бобовое зернышко”

“Хаврошечка”

В гостях у красавицы Зимы”

4.

“Заюшкина избушка”

“Теремок”

“Зимовье зверей”

5.

“Коза и семеро

козлят”

“Руковичка”

“Котофей-Котофеевич”

6.

“Снегурочка и лиса”

“Девочка

Снегурочка”

“Морозко”

В гостях у красавицы Весны”

7.

“Теремок”

“Смоляной бычок”

“Сивка-Бурка”

8.

“Заяц-хваста”

“Жихарка”

“Царевна-лягушка”

9.

“Чудесный мир сказки”

“На зеленом лугу”

“Что за прелесть эти сказки”


«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

(этапы, формы и методы работы со сказкой)

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

(знакомство со сказкой)

Педагогические задачи:

1). Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев.

2). Активизировать словарь через диалоговую речь.

3). Формировать умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию прочитанного.

4). Формировать навыки пересказа: понравившегося отрывка, всего произведения, с продолжением, по ролям и т. д.

Мотивация:

1). Красивая книга, серия книг (работа с обложкой - «О чем эта сказка? Давайте заглянем?»).

2). Герой сказки (игрушка). Приглашение в гости к друзьям.

3). Загадка. «Поищем отгадку в сказке».

Приемы и методы (рассказываем сказку):

1). Рассказчица (бабушка-загадушка, тетушка Арина и т. п.)

2). Герой сказки (игрушка).

3). Волшебный сундучок («рассказывают» предметы).

4). Фланелеграф (рассказываем и показываем).

5). Настольный театр, кукольный театр би-ба-бо.

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

(развивающие и дидактические игры по содержанию сказки)

Педагогические задачи:

1). Формировать у детей умение выполнять задание в соответствии с сюжетом сказки.

2). Приобщать детей к работе парами, малыми группами, командами.

3). Активизировать творческие способности детей через развивающие и интеллектуальные задания.

Мотивация:

1). Письмо-задание.

2). Карта-путешествие.

3). Герой сказки - игрушка (продолжаем путешествовать по сказке).

Методы и приемы:

1). Красочно оформленные столы и стенды.

2). Путешествие по маршруту карты (выполняем задания по этапам).

3). Викторина по содержанию сказки (индивидуальная, групповая).

4). Работа группами в командах (соревнование).


III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

Педагогические задачи:

1). Развивать у детей творческое воображение, желание создать собственное художественное произведение по известному материалу.

2). Формировать у детей эмоциональный отклик к совместной групповой работе.

Мотивация:

1). Билет на художественную выставку или в театр.

2). Герой сказки - игрушка (новая история с элементами сюрприза).

Методы и приемы:

1). Иллюстрации по сказке (портрет героев или рисунок по сюжету).

2). Декорации к сказке (теневой или плоскостной театр).

3). Элементы костюмов.

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

(театрализованные игры)

Педагогические задачи:

1). Формировать у детей эмоциональную реакцию на творческие, разнообразные отклики на прочитанное.

2). Активизировать детей к самостоятельному творческому поиску.

3). Дать представление о многообразии выразительных средств, видов и форм театрализованной деятельности.

4). Формировать речевую активность.

Мотивация:

1). Приглашение или афиша.

2). Билет в театр.

3). Герой сказки приглашает.

Методы и приемы:

1). Все виды театрализованных игр - фланелеграф, настольный театр игрушек, кукольный театр би-ба-бо, теневой театр, пальчиковый театр и т. д.

2). Пластические импровизации (импровизационный театр «Угадай, кто это?»).

3). Театрализация отрывка сказки или всего произведения.

«В гостях у сказки»

Структура развлекательно-познавательного занятия

для детей дошкольного возраста

Название

Цель:(четкая, конкретная) зачем?

Педагогические задачи:(развивающая, воспитательная, обучающая).

Предварительная работа: знакомство со сказкой, работа в книжном уголке (рассматривание иллюстраций, открыток и т. д.), знакомство с устным народным творчеством на занятиях и др.

Оборудование:оформление зала или группы, инвентарь, наглядный материал.


Литературный ряд:сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, потешки и т. д.

Музыкальный ряд:классические, народные, эстрадные музыкальные произведения; шумы леса; релаксационная музыка.

Зрительный ряд:репродукции картин известный художников, фотоматериал, выставки книг, открыток и т. д.

Организационный момент: организация начала занятия, психологический настрой воспитанников (необходимо создать интересную, творческую обстановку).

I часть. Зачин

Вступительное слово ведущего(воспитателя): в котором он определяет тему занятия (что мы будем делать? куда отправимся в гости? кого ждем в гости?) или интригу сюжетного хода (неожиданный гость, таинственное письмо или посылка, волшебный сундук и др.)

II часть. Повествовательная

Трехкратное повторение по сюжету сказки

с разнообразными развивающими играми и творческими заданиями.

1 сцена. Интеллектуальное задание «Играем со сказкой».

Развивающие игры и задания, связанные с закреплением ЗУН основных видов образовательной деятельности детей дошкольного возраста (ЭМП, развитие речи, ознакомление с окружающим и др.).

Задания обобщающего и систематизирующего характера по объему и степени трудности должны соответствовать программе и быть интересными и посильными для каждого воспитанника.

Задание выполняется индивидуально или коллективно.

2 сцена. Изобразительное задание «Рисуем сказку»

Задания, связанные с закреплением материала, пройденного ранее на занятиях по изобразительными видами деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Задание выполняется группам или командами.

3 сцена. Творческое задание «Играем сказку»

Задания и творческие игры, связанные с музыкально-творческими видами деятельности (музыка, пластика, театрализация).

Творческие задание выполняются коллективно (музыкально-пластические импровизации, театральные игры-этюды) или группами (театрализованные игры, постановки).

Кульминация. Сюжетная развязка

III часть. Заключительная

Вот мы добрались до финала сказки.