Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 371
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.
Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
Все упражнения проводятся по подражанию. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют детей к правильному естественному подражанию.
Педагог должен сам:
*правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы;
*ритмично и красиво двигаться под музыку и без неё;
*уметь сочетать движения с музыкой в различном темпе;
*видеть и исправлять характер движений у детей;
*стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих, так и учащихся;
*слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять;
*пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.
Во всех случаях речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.
Практическая часть
В практической части представлены комплексы упражнений по артикуляционной гимнастике, пальчиковой гимнастике, музыкальной стимуляции с использованием материала по устному народному творчеству.
Каждый комплексрассчитан на работу в течение одного месяца, по одному занятию в неделю.
На первом занятии показ упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики проводит сам педагог, выполнение заданий идёт синхронно: дети и педагог
На втором занятии - показ может проводить педагог, а выполнять задания дети могут самостоятельно (с подсказкой педагога)
На третьем занятии – показ может проводить кто-то из детей (с подсказкой педагога) – а выполнять задания дети могут сами (с подсказкой ребёнка-ведущего).
На четвёртом занятии – и показ, и выполнение заданий могут проводиться только детьми
Сами упражнения и в артикуляционной и в пальчиковой гимнастиках проводятся по показу. Объяснения к упражнениям в комплексах написаны только для педагога.
И не стоит акцентировать внимание на назывании комплекса, его название даётся для педагога. Весь комплекс проходит как игра-сказка, без дополнительных объяснений, только по показу действий.
В музыкальной стимуляции:
На первом занятии педагог сначала пропевает попевочку, затем разучивает ритм этой попевочки, но уже с движениями и без слов (со слогами).
На втором и третьем занятиях – повторяется ритм с голосом и движениями , и далее задания можно усложнить: повторять только голосом ритм, без движений, или, наоборот, выполнять движения, без голоса.
На четвёртом занятии – повторить ритм в разных его проявлениях, затем проговорить слова попевочки, используя движения рук, а уж потом пропеть её, с движениями и без.
Движения рук при произнесении попевочки идут свободно в прсторе по качеству звуков (см. приложение)
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Как за алыми губами,
Да за белыми зубами,
Жил-был бравый мужичок,
Развесёлый Язычок.
В гости мы к нему пойдём,
Один день с ним проведём.
Язычок мы навестим,
У него мы погостим.
Нам хозяин очень рад
Любит он гостей-ребят.
Вот он дом,
А вот кроватка.
Язычок спит
Сладко-сладко.
Давайте будем с ним играть,
Ему мы будем подражать.
Ну-ка, как там у ребят
Язычки в кроватках спят?
«Язычок спит» –губы улыбаются в улыбке, язычок лежит не нижней губе.
Сначала идёт показ правильного выполнения упражнения, затем - его выполнение.
Пока ваши язычки будут спать, я спою им колыбельную песню:
«Спи, младенец мой прекрасный, баюшки, баю.
Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою.
Стану сказывать я сказки, песенку спою,
Ты дремли, закрывши глазки, баюшки, баю.
Повернулся на бочок,
Ой, проснулся Язычок.
Стал выглядывать в окошко
Вперёд-назад,
Устал немножко.
А пока он отдыхает,
На кроваточке вздыхает,
Наши тоже язычки
В окошко выглянуть должны.
«Выглянул язычок» – вытянуть узкий язычок вперёд, не закрывая рта, убрать назад, не закрывая рта, продолжить упражнение ещё несколько раз.
Закончить упражнения можно пословицей:
«Взошло солнце красное, прощай, светел месяц»
2. Музыкальная стимуляция.
Чтобы нам не уставать,
В ладошки будем мы играть.
Вы ладошки подставляйте,
И за мною повторяйте.
Попевочка: Солнышко, солнышко, Где твои детки?
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
Ритм:ша шошо ша шошо
ша шошо ша ша
шошо шошо ша шошо
ша шошо ша ша
Вот и солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось,
Разбудить оно успело
Всех, кого уже ждёт дело
3. Пальчиковая гимнастика.
Посмотрите-ка, ребятки,
Кто встаёт ещё с кроватки?
Тут и пальчики проснулись,
Солнышку все улыбнулись.
«Утречко» – русская народная игра (показ педагога).
Утро настало, солнышко встало. - Ладони скрещены, пальцы растопырены,
образуя «солнышко с лучиками».
-Эй, братец Федя, разбуди соседей! - Кулак правой руки сжат, большой палец
совершает круговые движения, скользя по ладони левой руки.
-Вставай, Большак! - Большой и указательный пальцы правой
руки щёлкают по большому пальцу левой
руки.
-Вставай, Указка! - Щелчок по указательному пальцу.
-Вставай, Серёдка! - Щелчок по среднему пальцу.
-Вставай, Сиротка! - Щелчок по безымянному пальцу.
-И Крошка-Митрошка! - Щелчок по мизинцу.
-Привет, Ладошка! - Щелчок в центр ладони.
Все потянулись и проснулись. - Руки поднимаются вверх, пальцы
вытягиваются и быстро шевелятся.
Язычок пусть посидит
И на нас пусть поглядит.
Вместе с пальцами ребятки
Выполнят сейчас зарядку.
Дети выполняют упражнение
(при повторении игры руки меняются ролями).
2 комплекс упражнений
«Часики идут, песенку поют»
1. Артикуляционная гимнастика
Солнце красное встаёт
Язычок с собой зовёт.
Луч крадётся по часам:
«Много время. Смотри сам!»
Ходики идут «Тик-так»
Стрелки движутся вот так:
«Тик-так, тик-так, часики идут,
Тик-так, тик-так, песенку поют»
«Часы»– вытянуть узкий язычок и чётко, не спеша передвигать кончик язычка из одного уголка рта в другой, слева-направо)
Язычок встаёт с кроватки,
Быстро делает зарядку.
Язычку мы подражаем,
И за ним мы повторяем.
«В здоровом теле – здоровый дух».
«Гимнастика»– положить язычок на нижнюю губу и поднимать свой кончик вверх, опускать вниз, поворачивать вправо-влево.
Вправо – влево,
Вверх и вниз,
Лучше делай, не ленись!
2. Пальчиковая гимнастика
А вот и пальцы-братцы,
Есть им чем заняться.
Вы потихоньку посидите
И на них вы посмотрите…
«Маланья» - русская народная игра (показ педагога).
У Маланьи у старушки - Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука
сверху.
Жили в маленькой избушке - Сложить руки углом, показать «избушку».
Семь сыновей, - Показать семь пальцев.
Все без бровей, - Очертить брови пальцами.
Вот с такими носами, - Показать нос двумя ладонями с
растопыренными пальцами.
Вот с такими усами, - Очертить пальцами длинные «гусарские»
усы.
Вот с такими ушами, - Растопыренные ладони поднести к ушам.
Вот с такой головой, - Очертить большой круг вокруг головы.
Вот с такой бородой! - Показать руками большую окладистую
бороду.
Они не пили, не ели. - Одной рукой поднести ко рту «чашку»,
другой «ложку».
На Маланью всё глядели, - Держа руки у глаз, похлопать пальцами,
как ресницами.