Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 578
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.
Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
Функции педагогической системы: развивающая, психотерапевтическая, художественно-педагогическая, эколого-педагогическая, этнопедагогическая.
Принципы создания системы:
1. Принцип учёта специфики столичной художественной, социокультурной и экологической среды.
2. Принцип опоры на традиции отечественной культуры и, прежде всего культурно-исторические традиции Москвы - столицы российского государства.
3. Принцип опоры на традиции этнопедагогики (воспитание в разновозрастных группах, передача традиций по принципу “от старшего - к младшему”, освоение традиций в процессе синкретичной практической деятельности, обращение в процессе воспитания детей к природе как источнику красоты, здоровья, жизненной энергии).
4. Принцип реализации психодиагностических и психокоррекционных возможностей искусства в процессе художественно-экологической деятельности ребёнка.
5. Принцип преемственности дошкольного и школьного уровней педагогической системы.
6. Принцип интеграции различных видов художественной, игровой и бытовой деятельности детей.
7. Принцип взаимосвязи педагогов, наставников, родителей, учреждений культуры и искусства, народных мастеров в художественно-экологическом развитии и оздоровлении дошкольников.
Основное содержаниепедагогической системы составляют русские народные сказки о природе и животных, интегрированные с музыкальными произведениями, изобразительным и декоративно-прикладным искусством, развивающими играми, экологией.
Значение сказок для становления и развития личности ребёнка раскрыто, как известно, в педагогических сочинениях Ушинского, Л.Н. Толстого и других светочей русской культуры и педагогической мысли. В психологических исследованиях Б. Беттельхейна, Л.С. Выготского, Р. Гарднера, А.В. Запорожца, К. Юнга и других учёных раскрыты возможности сказок и сказочных образов в детском психоанализе, психодиагностике и психокоррекции. Особого внимания в этом контексте заслуживает, на наш взгляд, работа К.Г. Юнга.
Петербургскими авторами Т.Д. Зинкевич и А.М. Михайловым создан метод сказотерапии, нацеленной на интеграцию личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Основной принцип сказотерапии - духовное, целостное развитие личности ребёнка, забота о его душе (терапия в переводе с греческого означает “забота о душе”).
Основная цель сказкотерапии - духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его духовной гармонии. Забота о Душе (в переводе с греческого) - и есть терапия.
Психологами разработаны различные методики анализа детских сказок, методика "раскрась свои чувства" и "карта наблюдений". С ее помощью можно обобщить материалы наблюдений, сделать выводы, определить и показать эффективность работы педагога.
Психолого-педагогический потенциал сказок определяется такими их свойствами, как:
- отражение многообразных существующих в реальной жизни причинно-следственных связей;
- отсутствие жёсткой персонофикации сказочных героев, позволяющее детям идентифицировать себя с ними;
- концентрация народной мудрости, воплощение народной картины мира;
- отражение ценностей и “антиценностей” народной жизни: представлений о добре и зле, трудолюбии и лени, правде и кривде, красоте и уродстве, уме и глупости, смелости и трусости, скромности и хвастовстве (природа во многих сказках “реагирует”, как бы оценивает те или иные поступки и качества сказочных героев);
- концентрация архетипических образов русской традиционной художественной культуры (на таких образах построена и художественно-образовательная система начальной школы “Русская традиционная художественная культура).
- в сказках нет дидактики, нравоучений, определенности места и времени действия;
- сказка намекает на то, как надо поступать в реальной жизни, как выходить победителем из сложных ситуаций, как побеждать зло.
В сказке никто не учит ребенка "жить правильно". События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.
"В некотором царстве, в некотором государстве"... Нам как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе нам захочется принять сказочную историю.
Определенное место действия психологически отдаляет ребенка от событий, происходящих в сказке, Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был. Детям легче перенести себя за тридевять земель, чем, скажем, в город Брянск.
Главный герой в сказке - собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку; Иванушка, Аленушка, Марья. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем.
В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом - все это "закодировано" в образах сказки.
Например, часто в сказках главный герой оказывается на Распутье. Ему предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора; от простого - что выбрать из одежды, до жизненно важного - как жить дальше, На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.
Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок или взрослый, читая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется и ту же самую сказку он может понять по-разному... Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятию, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы.
Благодаря многогранности смыслов, одна и тоже сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы,
Например, сказка "Колобок",3-5-летний: ребенок, для которого важно понять многое самому без помощи родителей (самому есть, идти по улице без руки родителя и т.д.), и который считает себя достаточно взрослым, для такого ребенка может быть важно проследить последствия необдуманных, слишком скорых детских решений. Для подростка, который исследует других людей и их реакции по отношению к себе, полезно будет узнать, какие типы людей существуют и как можно себя с ним вести: как строить контакт с "Зайцами", "Медведями" и "Лисами''. Взрослый человек, который понимает смысл происходящих вокруг него явлений, обратит внимание на причины н следствия поступков всех героев сказки.
Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство окружающего мира, у него возникает множество вопросов ко взрослым. Многие детские вопросы ставят воспитателей и родителей в тупик. Не так-то просто объяснить ребенку, почему происходит так, как происходит, и что такое "хорошо, а что такое плохо" Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину мира и в зависимости от этого ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом.
Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.
Сказкам свойственны тайны и волшебства. Волшебная сказка как живой организм - в ней все дышит, в любой момент может ожить и заговорить, даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок "вживляется'' в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка децентрироваться, вставать самому на место другого, почувствовать нечто, что отличается от него самого, позволяет ему ощутить многогранность Мира и свое Единство с ним.
Итак, сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим, воспитательным и развивающим средством.
В русле нашей концепции особенно важно, что сказка несет в себе культуру, а также мировоззрение своего народа. Африканские сказки непохожи на русские или французские, восточные сказки отличаются от европейски.
Через сказки разных народов ребенок имеет возможность познать жизнь и взгляд на Мир в разных уголках Земли.Причем, в сказках обычно передается самое сокровенное и характерное для нации. Поэтому ребенок может проникнуть во внутренний мир человека, живущего в другой части света, Это, в свою очередь может помочь ребенку научиться понимать людей, живущих в других странах.
Скажи - замечательное средство для того, чтобы ребенок и взрослый могли постигнуть внутренний мир и образ мыслей своего народа и народов других стран.
Народные сказки тоже имеют своего автора - это интерпретатор и составитель сборника. В разных изданиях одна и та же сказка может иметь разные оттенки. В настоящее время существует множество сборников народных сказок в обработке различных авторов.
Авторские сказки отражают взгляд писателя на мир. Эмоциональный фон, сюжет и линии развития главных героев во многом зависят от особенностей личности автора. Читая авторскую сказку, ребенок воспринимает жизненный и психологический опыт писателя, который может нести как радость и надежду, так и разочарования и недоверие к Миру.
Сказки делятся на несколько групп:
сказки о животных;
сказки о взаимодействии людей и животных;
сказки-притчи;
бытовые сказки;
сказки-страшилки, истории о нечисти,
заветные сказки;
волшебные сказки и другие.
У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.
В настоящее время исследованием сказок-страшилок и детской субкультуры занимается психолог М.Осорина. Скази-страшилки и сказки про нечисть могут быть полезны, при работе над детскими страхами.
В развитии сказочного сюжета волшебной сказки есть определенные закономерности. Главный герой появляется на свет, растет достигая некоторого возраста, отправляется в путь, встречает новых друзей, совершает подвиги, достигает своей цели; возвращается домой уже в новом качестве. Можно предположить, что в сказке дается не только описание жизненного пути главного героя, но и в образной форме рассказывается об основных этапах развития личности.
Психологи выделяют несколько этапов развития сказочного сюжета, которые перекликаются с этапами формирования личности человека.
1. Происхождение главного героя. Его жизнь, развитие в отчем доме
На этом этапе мы знакомимся с героем: узнаем, в какой семье он родился, в какой ситуации оказался; мы узнаем, кто родители героя и каковы взаимоотношения между ними. Главным героем может быть человек любого социального положения: это и царевич, и солдат, и крестьянин, и купец... На первом этапе может содержаться информация о личностных и интеллектуальных особенностях героя: он может быть умен не по годам, или "вовсе дураком". Так или иначе, у читателя формируется предчувствие того, что главный герой обладает какой-то "изюминкой", которая пока видна не всем, но впоследствии станет причиной удивительных приключений героя.