Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 390
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.
Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
- А. Филиппенко «Скворушки»;
- А. Филиппенко «Веселые музыканты».
Тема 5. Жаворонок звонкий
Материал для слушания:
- медитативная музыка: птичьи голоса;
- С. Прокофьев «Птичка»;
- Т. Попатенко «Птичка».
Материал для пения:
- русская народная песня «Соловей прилетай поскорей»;
- А. Филиппенко «Мы на луг ходили».
Элементарное музицирование:
- звуковая имитация птичьих трелей на детских свистульках.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Птички» под медитативную музыку.
Музыкально-игровая деятельность:
- И. Кепица «Кто воробушков напугал».
Тема 6. Поющая синева
Русская народная сказка «Курочка Ряба»
Материал для слушания:
- К. Сен-Санс «Куры и петухи»;
- М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»;
- Г. Лобачев «Курочка рябушечка».
Материал для пения:
- русская народная приговорка «Ястреб, ястреб»;
- А. Филиппенко «Вышла курочка гулять»;
- В. Иванников «Два петушка».
Элементарное музицирование:
- детская песня «Небо синее»: пение с игрой на музыкальных инструментах.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Курочка ряба» под музыку М. Магиденко.
Музыкально-игровая деятельность:
- игра «Курочки и петушок».
Тема 7. Вальс цветов
Материал для слушания:
- Е.Тиличеева «Березка»;
- В.Золотарев «Цветы и бабочки».
Материал для пения:
- русская народная песня «На зеленом лугу»;
- русская народная песня «А я по лугу», обработка Н. Метлова;
- В. Карасева «Цветики».
Элементарное музицирование:
- детская песенка «Василек» исполнение ритмического рисунка на ксилофоне.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Цветы и бабочки» под музыку В. Золотарева.
Музыкально-игровая деятельность:
- русская народная песня игра «Заинька выходи» обработка С. Кондратьева.
Программное содержание и тематический план
Средний дошкольный возраст
I раздел
«В гостях у красавицы осени»
Тема 1. Голоса осеннего леса
Русская народная сказка «Три медведя»
Материал для слушания:
- звукопись: голоса животных и птиц;
- В.Ребиков «Медведь», И.Арсеев «Три медведя».
Материал для пения:
- русская народная песня «Ходила младешенька по борочку» в обработке Н.Римского-Корсакова;
- М.Красев «Медвежата», Е.Поплянова «Веселые медвежата».
Элементарное музицирование:
- упражнения для развития тембрового слуха.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Девочка Маша» под музыку И.Арсеева, «Медведь» под музыку В.Ребикова.
Музыкально-игровая деятельность:
- русская народная игра «Девочка и медведь»;
- М. Раухвергер «Мишка пришел в гости».
Тема 2. Лесное эхо
Материал для слушания:
- русская народная песня «Со вьюном я хожу»;
- Е. Тиличеева «Эхо».
Материал для пения:
- звукоподражание голосу кукушки;
- темповые импровизации на слог: «Ку-ку»;
- М. Красев «Кукушка»;
Элементарное музицирование:
- «Кукушечка» имитационное музицирование на ксилофоне или металлофоне.
Музыкально-пластические импровизации:
- ритмическое упражнение под русскую народную музыку «Андрей-воробей» (хлопки, притопы – повтор за педагогом).
Музыкально-игровая деятельность:
- Е.Тиличеева «Узнай по голосу», «Эхо».
Тема 3. Во саду ли, в огороде
Русская народная сказка «Репка»
Материал для слушания:
- Е. Тиличеева «Что у осени в корзине».
Материал для пения:
- упражнения на звукоподражание голосам животных: собачке, кошке, мышке;
- Г. Вихарева «В огород мы пойдем».
Элементарное музицирование:
- русская народная песня «Во саду ли, в огороде» – ритмический аккомпанемент на ударно-шумовых музыкальных инструментах.
Музыкально-пластические импровизации:
- танцевальные движения в хороводе под музыку Б.Можжевелова.
Музыкально-игровая деятельность:
- игра «Кошки-мышки»;
- «Репка» (пальчиковый музыкальный театр).
Тема 4. Осень листьями шуршит
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»
Материал для слушания:
- Е. Тиличеева «Осень бродит по лесам»;
Материал для пения:
- осенние заклички;
- русская народная песня «Котя, котенька, коток»;
- упражнения на звукоподражание голоса петушка: веселый-грустный;
- песенная импровизация мелодии на слова «Листья по ветру летят»;
- А. Филипенко «Танец осенних листочков».
Элементарное музицирование:
- ритмическое сопровождение русской народной песни «Петушок» и «Котя, котенька, коток».
Музыкально-пластические импровизации:
- музыкально-пластические импровизации «Кот», «Петух», «Лиса».
Музыкально-игровая деятельность:
- М. Иорданский «Кошка за мышкой»;
- В. Калинников «Тень, тень».
Тема 5. Капли осеннего дождя
Материал для слушания:
- звукопись: живой дождь;
- осенняя закличка в исполнении фольклорного ансамбля;
- Е. Тиличеева «О чем плачет дождик».
Материал для пения:
- осенние заклички на двух звуках;
- детская песенка «Дождик»;
- ритмическая и мелодическая импровизация капелек дождя «Осенний дождик»;
- В. Павленко «Капельки».
Элементарное музицирование:
- ритмическое упражнение «Осенний дождик» на треугольнике (на разных длительностях).
Музыкально-пластические импровизации:
- «Золотые капельки».
Музыкально-игровая деятельность:
- М. Раухвергер «Прогулка и дождик».
Тема 6. Ходит ветер у ворот
Русская народная сказка «Колобок»
Материал для слушания:
- медитативная музыка;
- С. Майкапар «Осенью».
Материал для пения:
- вокальное упражнение «Колобок» на восходящую и нисходящую мелодическую линию (с горки - вниз, на горку - вверх);
- русская народная песня «Расти рожь»;
- русская народная песня «Дуйте, дуйте ветры в поле»;
- колыбельная «Ай-качи-качи-качи на улице калачи»;
- А. Филипенко «Песенка лисы», «Песенка медведя».
Элементарное музицирование:
- ритмическое сопровождение песни «Каравай».
Музыкально-пластические импровизации:
- «Заяц», «Волк», «Медведь», «Лиса» под музыку В.Герчик.
Музыкально-игровая деятельность:
- русская народная песня-игра «Колобок»;
- Е. Тиличеева «Узнай по голосу».
II раздел
«В гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Русская народная сказка «Мороз Иванович»
Материал для слушания:
- З. Хорошко «Снежинки»;
- М. Минков «Вьюга и вальс снежинок».
Материал для пения:
- А. Филиппенко «Зимушка»;
- А. Филиппенко «Елочка»;
- А. Филиппенко «То снежинки как пушинки»;
- О. Берндт «Снежинки».
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом.
Материал для слушания:
- А. Лядов «Мороз».
Материал для пения:
- русская народная песня «Здравствуй, гостья Зима»;
- В. Витлин «Дед Мороз»;
- Ю. Слонов «Танец около елки»;
- В. Дьяченко «Первый снег».
Элементарное музицирование:
- русская народная песня «Как на тоненький ледок» исполняет ансамбль на металлофонах и ксилофонах.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Дует холодный ветер».
Музыкально-игровая деятельность:
- Ф. Флотов «Жмурки» (отрывок из оперы «Марта»).
Тема 3. Свищут по лесам метели
Материал для слушания: