Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 604
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.
Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
"Без детей горе, а с детьми - двое".
"Всему своё время".
"Зиме, да лету союзу нету".
"Зима кончается, весна начинается".
Варианты игровых упражнений:
1). «Когда это бывает...»
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает
Когда это бывает. (Весна)
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят... (Осень)
Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь поспевает
Когда это бывает. ( Лето)
Дел у меня немало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю
Белю поля, дома,
Зовут меня ... (Зима)
2). «Снеговики»
В воскресенье слепил я трёх замечательных снеговиков. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - совсем маленький. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки, глаза из угольков. Стоят снеговики и радуются. (Нарисуйте снеговиков).
3). «Загадки».
Меня не растили
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку,
Глаза – угольки,
Руки – сучки.
Холодная, большая
Кто я такая? (Снежная баба)
По снегу покатите – я подрасту,
На костре согреете – я пропаду. (Снежный ком)
Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок. (Мороженое)
4). «Кто лишний и почему?» См. рисунок 2.
5). «Снежные комочки»
Обведи комочки по точкам, старайся не отрывать карандаш от бумаги. Комочки можно наматывать от центра или от края, по часовой стрелке и против неё. Усложнение - нарисуй «комочки» самостоятельно.
См. рисунок 3.
6). Игра «Времена года».
Для игры нужны четыре шапочки для Зимы, Весны, Лета и Осени. Если играет группа детей, таких шапочек может быть больше: три для Зимы, три для Весны и т.д. Вместо шапочек можно использовать карточки из цветной бумаги: белой, зелёной, красной, жёлтой, на которых должны стоять цифры 1, 2, 3 (по числу месяцев в каждом времени года).
Дети встают в круг. Водящий (Старик - годовик) называет месяц, например "Август". В круг входит ребёнок с красной карточкой №3, и говорит об этом месяце: "Я последний, третий летний месяц".
7). Игра «Разные снеговики».
Взять две (З,4,5) картинки с изображением снеговиков. У них разные шапки, разное число пуговиц и другие различия. Рядом поставить зайчика.
Вот зайчишка у реки
Встал на задних лапках,
Перед ним снеговики
С метлами и в шапках.
Заяц смотрит, он притих,
Лишь морковку гложет:
Что же разное у них, -
Он понять не может.
Посмотрите на «лица» снеговиков. Что у них разное? (Один снеговик грустный, другой весёлый, третий - спокойный и т.д.; нос у одного длинный, у другого короткий, у третьего - другого цвета). Что у них одинаковое? (Два глаза, есть нос, брови и т.д.). Сравните их головные уборы? Что у них в руках? и т.д.
Если игра проводится с группой, то можно организовать игру по кругу с фишками за правильный ответ. Выигрывает тот, кто набрал большее число фишек.
7). «Весёлые задачи».
а) Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сохло 8 варежек. Сколько детей лепило снежную бабу?(Четыре ребёнка).
б) Наступил декабрь. Распустились три ромашки, а потом - ещё один. Сколько ромашек распустилось? (В декабре цветы не растут).
в) Бабушка, дедушка и Снегурочка всегда садились за стол ужинать. так: справа, от окна - дедушка, слева от окна - Снегурочка, спиной к окну - бабушка. Как можно сесть по-другому? Сколько разных вариантов? - Шесть вариантов. Предложите ребёнку показать это на наглядном материале.
г) Ну-ка, сколько всех ребят
На горе катаются?
Трое в саночках сидят,
Один (двое, трое) дожидаются. (4, 5, 6)
8). «Физминутка»
Мороз
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне Мороз,
Тронет руку, тронет нос (показать руку, нос)
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть. (показать движения)
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Варианты вопросов по сказке:
1). Кто главные герои сказки? (Маша, медведи).
2). Назови место, где произошли все описанные события? (В избе, в доме, где жили медведи, в лесу).
3). Кто в семье медведей самый старший? сильный? высокий? Почему?
4). Кто самый младший? низкий? слабый? Почему?
5). Кто старше Мишутки? Кто выше его? Кто оказался ниже Мишутки?
6). Кто выше Настасьи Петровны? Кто ниже её?
7). Кто в семье медведей оказался ниже Михаила Ивановича, но выше Мишутки?
8). Чей стул самый высокий? Чей самый низкий?
9). Чей стул выше стула Мишутки, но ниже стула Михаила Ивановича?
10). Чья ложка, миска самая большая? Чья самая маленькая?
11). Чья ложка меньше ложки Михаила Ивановича, но больше ложки Мишутки?
12). Из какой миски ела кашу Маша? Какой ложкой? На каком стуле сидела? В какую кровать легла? Почему? (Она сама была маленькая).
13). Как ты думаешь, почему она спать легла? Она была смелая?
14). Чему учит эта сказка? Вспомним пословицы:
«Будьте как дома, не забывайте, что в гостях».
«Где щи да каша, там и место наше».
«Где щи, тут и нас ищи»
«Медведи - плохие соседи».
Варианты игровых упражнений:
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
Материал: 4 больших полукруга с цифрами 1,1,2,2 и 7 маленьких кругов с цифрами 3,3,4,4,5,5,6. Таких два комплекта. См. рисунок 4.
Ход игры: Дети делятся на две команды. Каждая команда получает игровые кубики и комплекты медвежат. Дети в группе по очереди бросают кубики до тех пор, пока не выпадет сторона с одной точкой. Тогда можно начинать играть, положить часть (полукруг) с цифрой 1 – это половина головки медвежонка. Потом бросать кубик до следующей сторны с одной точкой – это вторая половинка головки с цифрой 1. Итак, по порядку: две точки и кладётся часть с цифрой 2.
Задание для каждой команды: сложить целого медвежонка, обогнав другую группу. Если играющих двое, то играют с одним кубиком по очереди со своей половиной комплекта фигур для одного медвежонка. Когда один ребёнок разложил свой половинный комплект, он может начать на кубике выбрасывать сторону с шестью точками - это «носик на головку» с цифрой 6, и он, может быть, положен раньше, чем соберётся весь медвежонок. Кто положит «носик», тот и выиграл.
3). «Загадка».
Возле леса, на опушке
Трое их живёт в избушке,
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
4). Игра «Геометрическая мозаика».
Материал: 14 кругов (для ушей и ног), 8 овалов для лап, 4 круга для «голов» разных размеров, 3 овала, но тоже разных размеров для туловища и один треугольник.
Сложи из этих геометрических фигур трех медведей и Машу.
5). «Весёлые задачи».
а) Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди.
Сколько мишек впереди? (Пять)
б) В бочонке - 10 ложек мёда. Сколько медвежат может отведать этот мёд? Обратите внимание на то, что не сказано, поскольку мёда получит каждый. Посчитайте, если каждый получит по 1 ложке, по 2 ложки, по 5 ложек.
6). «Задачи про грибы».
а) "Зачем Маша пошла в лес?" (Задачу можно инсценировать).
На фланелеграфе - 5 белых грибов и 2 подберёзовика. Дети составляют задачи, например:
- Маша нашла в лесу 5 белых гриба и 2 подосиновика (выходит девочка с корзиной и собирает грибы). Сколько всего грибов Маша нашла в лесу? Предложить записать цифрами эту задачу.
- Вероятно, Машенька, пошла в лес со своими подружками и потом заблудилась, и пришла к медведям. А до этого Маша нашла в лесу 2 гриба, (девочка кладёт их в свою корзину), а подружка Машеньки нашла 5 грибов, другая девочка кладёт их в свою корзину. Кто больше собрал грибов? Кто меньше? На сколько? Предложить записать цифрами эту задачу.
6) Рада Маша -
Нашла два маслёнка.
Да четыре в корзинке.
Сколько грибов на картинке?" (6)
Ёжик по леусу шёл,
На обед грибы нашёл:
Два – под берёзой,
Один – у осины.
Сколько их будет
В плетёной карзине? (3)
Ёжик по грибы пошёл,
Десять рыжиков нашёл.
Восемь положил в корзинку,
Остальные же – на спинку.
Сколько рыжиков в везёшь
На своих иголках ёж? (2)
В кузове моём лежат
Два опёнка, пятьмаслят,
Пара рыжиков румяных,
Сколько всех грибов, ребята? (8)