Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 407

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.

Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»

Сказка «Репка»

Сказка «Гуси - лебеди»

Рекомендации воспитателям

Рекомендации родителям

Песенные импровизации.

I раздел «в гостях у осени»

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

- Ан. Александров «Гуси-гусенята».

Элементарное музицирование:

- русская народная песня «Гуси-гуси», исполнение в ансамбле.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Танец лебедей» под музыку П.И. Чайковского.

Музыкально-игровая деятельность:

- русская народная игра «Гуси и серый волк».

Тема 2. Лесное эхо.

Материал для слушания:

- Н.А.Римкий-Корсаков, опера «Снегурочка», ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить»;

- А. Парусинов «Эхо».

Материал для пения:

- вокальные упражнения на распевание «Эхо в горах»;

- ритмическое упражнение «Два дятла»;

- интонационные импровизиции «Ау»;

- М. Андреева «Музыкальное эхо».

Элементарное музицирование:

- «Кукушечка», имитационное исполнение разных интервалов на фортепьянной клавиатуре.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Игра в лесу» под музыку Т. Ломовой «Эхо»;

- «Повтори движения» под музыку А. Самонова.

Музыкально-игровая деятельность:

- игра «Повтори меня» под музыку Е. Попляновой «Эхо» и «Слово на ладошках», и русскую народную песню «Сорока» (в обработке М.Иорданского).

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Русская народная сказка «Репка»

Материал для слушания:

- русская народная песня «Вью, вью я капусточку»;

- П.И. Чайковский «Урожай»;

- М. Красев «Урожай».

Материал для пения:

- русская народная песня «Вейся капустка»;

- упражнения на звукоподражание голосам людей (бабушка, дедушка);

- Ю. Чичков «Веселый огород»;

- А. Филипенко «Урожайная».

- русская народная песня «Во саду ли, в огороде», элементарное музицирование (металлофон, цитрокселофон).

Музыкально-пластические импровизации:

- музыкальная инсценировка сказки «Репка».

Музыкально-игровая деятельность:

- русская народная мелодия «Плетень» в обработке А.Юдова;

- Ю. Слонов «Что нам осень принесет».


Тема 4. Осень листьями шуршит

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

Материал для слушания:

- П. Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь»;

- М. Красев «Падают листья»;

- Т. Попатенко «Листопад».

Материал для пения:

- осенние заклички;

- русская народная песня «Уж как шла лиса»;

- Е. Тиличеева «Кот, петух и лиса»;

- Г. Вихарева «Золотая песенка».

Элементарное музицирование:

- мелодическое исполнение русской народной песни «Петушок» на металлофоне и ксилофоне.

Музыкально-пластические импровизации:

- импровизационный танец с листьями под музыку П.И.Чайковского «Осенняя песнь»;

- «Дары осеннего леса» (с атрибутами).

Музыкально-игровая деятельность:

- игра «Кто по лесу ходит»;

- народная детская игра «Лиска-лиса».

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Материал для слушания:

- звукопись: живой дождь;

- осенняя закличка в исполнении фольклорного ансамбля;

- Н. Любарский «Дождик».

Материал для пения:

- осенние заклички дождя (мелодический рисунок);

- русские народные песни «На улице дождь, дождь», «Дождик»;

- Г.Вихарева «Дождь».

Элементарное музицирование:

- игра-закличка «Дождик, дождик» на ксилофоне и металлофоне.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Вальс дождевых капель» под музыку Н. Любарского.

Музыкально-игровая деятельность:

- Н. Елисеев «Что делать после дождика».

Тема 6. Ходит ветер у ворот

Русская народная сказка «Колобок»

Материал для слушания:

- медитативная музыка;

- русская народная песня «Жнивушка»;

- Ц. Кюи «Осень».

Материал для пения:

- русская народная песня «Нива моя нива»;

- русская народная прибаутка «Бай, качи, качи», обработка М. Магиденко;

- Г.Струве «Колобок».

Элементарное музицирование:

- исполнение мелодии песни «Каравай» на металлофоне, цитрах, ксилофоне.


Музыкально-пластические импровизации:

- музыкальная инсценировка сказки «Колобок».

Музыкально-игровая деятельность:

- русская народная игра «Найди свой калач» и «Кострома»;

- музыкальная игра «Что колобок делает».

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Русская народная сказка «Два мороза»

Материал для слушания:

- П.И. Чайковский, I симфония «Зимние грезы», I часть (фрагмент) ;

- Г.В. Свиридов «Романс»;

- А. Левитова «Летят снежинки».

Материал для пения:

- Р. Козловский «Елочная»;

- А. Островский «Хорошо, что снежок пошел»;

- М. Красев «Зимняя песенка»;

- Н. Елисеев «Первый снег».

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Материал для пения:

- русская народная песня «Ой ты зимушка, зима», обработка Л. Олифировой;

- Е. Тиличеева «Что нам нравится зимой»;

- Т. Попатенко «Будет горка во дворе»;

- Т. Бырченко «Снежок»;

- Н. Елисеев «Зима».

Элементарное музицирование:

- М. Красев «На льду», исполняет ансамбль: ксилофон, металлофон, коробочка, треугольник.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Конькобежцы» под музыку Л. Вальдтейфеля «Вальс».

Музыкально-игровая деятельность:

- И. Кишко «Дед Мороз и дети»;

- Н. Ладухин «Будь ловким».

Тема 3. Свищут по лесам метели

Материал для слушания:

- медитативная музыка: метель;

- П.И. Чайковский «У камелька»;

- П.И. Чайковский «Зимнее утро»;

- С. Прокофьев «Утро»;

- М. Минков «Песня Снежной королевы»;

- М. Минков «Танго Снежной королевы».

Материал для пения:

- А. Штерн «Наша елочка»;

- Е. Тиличеева «Метелица»;

- М. Старокадомский «Что за дерево такое»;

- Н. Шахина «Новогодняя песенка».

Элементарное музицирование:

- русская народная песня «Метелица», исполняет ансамбль: металлофоны, ксилофоны и ударно-шумовые инструменты.

Музыкально-пластические импровизации:


- «В царстве Снежной королевы» под музыку М.Минкова.

Музыкально-игровая деятельность:

- русская хороводная песня «Метелица».


Тема 4. Пришла Коляда

Материал для слушания:

- закличка «Зазимка»;

- колядка «Куледа, куледа».

Материал для пения:

- колядки «Приходила Коляда», «Овсень, овсень»;

- русская народная песня «По улице, да по широкой»;

- В. Герчик «К нам приходит Новый год»;

- А. Островский «Новогодняя хороводная»;

- Р. Козловский «Елочная».

Элементарное музицирование:

- святочная песня «Сею, вею, посеваю», исполняет ансамбль: металлофон, ксилофон, ударно-шумовые инструменты.

Музыкально-пластические импровизации:

- «На вечерке».

Музыкально-игровая деятельность:

- русская народная игра «Пошла коза по лесу».

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Материал для слушания:

- Рождественский тропарь;

- песня «Рождество»;

- А. Лядов «Забавная»;

- П. Синявский «Рождественская песенка».

Материал для пения:

- Рождественский тропарь;

- П.И. Чайковский «Рождество»;

- «Белый снег белешенький», авторы музыки и неизвестны.

Элементарное музицирование:

- святочные игры с пением «Обруч-круж», «Жмурка», исполняет ансамбль: ксилофон, бубен, треугольник, бубенцы, трещотка, рубель и металлофоны;

Музыкально-игровая деятельность:

- игровая песня «Прялица» обработка А. Абрамского;

- русская народная игра «Золотые ворота».

Тема 6. На тройке

Материал для слушания:

- звукопись: звон колокольцев, бубенцов;

- Н.А. Римский-Корсаков, опера «Снегурочка» (лейтмотив Деда Мороза, Снегурочки);

- В. Агафонников «Сани с колокольчиками»;

- Г. Свиридов «Тройка»;

- Б. Кравченко «Колокольчики».

Материал для пения:

- Л. Бекман «В лесу родилась елочка»;

- Т. Назарова-Метнер «Кто рассыпал колокольчики?»;

- А. Филиппенко «Саночки».

Элементарное музицирование:

- «Лучина» обрядовая песня, исполняет ансамбль на металлофонах и ксилофонах.

Музыкально-игровая деятельность: