Файл: Русская культура. Сборник программ (школьный компонент учебного плана).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 416
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы
Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы
4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».
5. Мифы о рождении земли и людей
6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа
Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)
Раздел 4. Живая вода (7 часов)
Тематическое планирование по учебному курсу
Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича
Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)
Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов
Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец
Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали
Тема 4. Владения дедушки-водяного
Тема 8. Культура Древнего Востока
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)
Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)
Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)
Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)
Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)
Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)
Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)
Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)
Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)
Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)
Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)
Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты
Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)
Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)
Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)
Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)
Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)
Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)
Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)
Тема 6. Горячо любимая (2 часа)
Тема 7. Первые проталины (4 часа)
Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)
Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)
Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)
Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)
Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)
Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)
Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)
Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)
Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)
Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)
Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)
Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)
Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)
Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)
Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)
Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)
Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)
Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)
Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)
Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)
Тема 3. Москва театральная (2 часа)
Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»
Комментарий к репертуарному приложению
Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»
Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,
Мои гуси дома не боятся грома.
Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»
8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)
Раздел 2. Мифы о небесном мире
Комментарии к репертуарному приложению
2. Были и небылицы древней Руси
Раздел 2. Мифы о небесном мире
1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда
6. Женские образы древнеславянской мифологии
Тематическое планирование с репертуарным приложением
3. Русская народная песня «Полосонька»
4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»
5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»
1. Русская народная песня «Повей, ветерок»
2. Русская народная песня «Воет ветер»
1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»
2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»
3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»
1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»
2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»
3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»
4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»
5. Русские народные песни «Как во поле, поле»
Тематическое планирование с репертуарным приложением
Раздел 4. «Летние приключения у воды»
Комментарии к репертуарному приложению
3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.
4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева
5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.
Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"
Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "
2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.
4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.
8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.
Раздел 4. "Летние приключения у воды"
1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.
2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.
Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей
Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»
Раздел 1. Откуда пришла сказка?
Раздел 3. Меня пляска зовет...
Раздел 4. Ногам работа - душе праздник
Россия в зеркале мировой культуры
Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы
НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ТВОРЧЕСТВО
Сборник программ
Москва – 2002
Народное художественное творчество: Сб. программ / Науч. ред. Т.И.Бакланова.- М.,2002
Содержание
Русская традиционная культура (Е. Б. Ангелина)
Изобразительное искусство (И.Л.Голованова)
Театральное творчество (Н.И.Ивушкина)
Русские народные музыкальные инструменты (Ермолова С.А.)
Хореография (Т.В. Савинко, С.А. Куприянова)
Введение
Данный сборник посвящен довузовскому уровню этнохудожественного образования, который активно развивается в России в последнее десятилетие. Формирование и развитие интереса личности к народной художественной культуре необходимо начинать с раннего детства. Именно в детском возрасте приобщение к духовно-нравственным ценностям и идеалам народного художественного творчества, к лучшим традициям отечественной культуры и искусства – наиболее эффективный путь этнокультурного, патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан России, повышения их культуры межнационального общения.
В сборнике представлены некоторые программы, разработанны педагогами-экспериментаторами прогимназии № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы. С этим учебным заведением Московский государственный университет культуры и искусств заключил договор о творческом сотрудничестве.
С 1992 г. педагогический коллектив прогимназии № 1667, возглавляемый Заслуженным учителем РФ Юлией Ивановной Фоминой, участвует в целевой программе Московского департамента образования «Столичное образование». На этой экспериментальной площадке проводится исследование на тему «Создание аксиологической модели образования на основе традиционных духовно-нравственных ценностей отечественной культуры»
Актуальность исследования обусловлена современными тенденциями в российской государственной образовательной и культурной политике, связанными с существенным повышением значимости традиционных духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры как основы гуманизации и обновления содержания деятельности общеобразовательных школы, повышения их роли в преодолении деструктивных тенденций в духовно-нравственной сфере современного российского общества. Эти тенденции нашли яркое отражение в принятой недавно «Национальной доктрине развития образования», в федеральной программе «Сохранение и развитие отечественной культуры», в решении совместного заседания Коллегии Министерства образования РФ и Министерства культуры РФ 15 ноября 1999г., посвященном взаимодействию органов и учреждений культуры и образования в художественном воспитании детей.
С середины 90-х годов в Москве развивается сеть дошкольных учреждений и школ с углубленным изучением этнокультурных и этнохудожественных дисциплин, создан центр межнационального образования «Этносфера», разрабатываются теоретико-методологические и методические основы формирования и развития личности детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиций отечественной культуры.
Студенты факультета народной художесвтенной культуры и музейного дела Московского государственного университета культуры и искусств изучают опыт работы прогимназии №1667, участвуют в отдельных мероприятиях, анализируют созданные педагогами-экспериментаторами данного образовательного учреждения авторские программы, стобюы в последствии использовать их в своей профессиональной педагогической и научной деятельности.
В настоящее время в прогимназии № 1667 создана развивающая этнокультурная образовательная среда, разработаны программ с этнокультурным компонентом базовым дисциплинам учебного плана (русскому языку, чтению, изобразительному искусству), а также комплекс преемственных программ по дополнительному образованию («Введение в русскую культуру», «Театральное творчество», «Русские народные инструменты» и др.), создано учебное пособие «Русская традиционная культура» для 1-4 классов (автор Е.Б.Ангелина).
В течение ряда лет на экспериментальной площадке осуществляется психологическое обоснование эксперимента и проводится психолого-педагогическая диагностика дошкольников и младших школьников.
Одним из важных показателей эффективности разрабатываемой на площадки модели образования является то, что преподаватель русской традиционной культуры Е.Б. Ангелина заняла первое место на окружном конкурсе педагогов дополнительного образования и достойно выступила на аналогичном городском московском конкурсе. Учащиеся и педагоги прогимназии №1667 стали также победителями других окружных конкурсов и олимпиад.
Среди педагогов экспериментальной площадки – два кандидата наук. Ряд педагогов работают над кандидатскими диссертациями.
Цель исследования – разработка интегрированной аксиологической преемственной модели развивающего образования в дошкольных учреждениях и начальной школе на основе духовно-нравственных ценностей и идеалов традиционной отечественной культуры.
Объект исследования – образовательная среда школы с углубленным изучением русской традиционной культуры
Предмет исследования - педагогическая технология моделирования развивающей образовательной среды средней школы, позволяющей эффективно решать комплекс наиболее актуальных проблем формирования и развития личности учащихся и их психофизического оздоровления в реальных социокультурных условиях.
Гипотезы исследования:
1. Преобладающая в современных образовательных учреждениях когнитивная модель образования, ориентированная на приоритетное развитие интеллектуальной сферы детей, не в полной мере обеспечивает решение наиболее актуальных для современной отечественной педагогики задач, связанных с духовно-нравственным воспитанием, социализацией личности, психолого-педагогической коррекцией, укреплением здоровья нового поколения россиян, их экологическим воспитанием, гармонизацией интеллектуального, эмоционального и нравственного развития.
2. Эффективное решение комплекса этих актуальных задач возможно в условиях интеграции различных видов детской деятельности в развивающей образовательной среде, семантическое пространство которой построено на основе наиболее характерных для традиционного российского типа сознания духовно-нравственных ценностей (в том числе, на ценностном отношении к Родине, к родной природе, к своему дому, к семье, к учебной и трудовой деятельности, к отечественному культурно-историческому наследию; к таким добродетелям, как милосердие, сострадание, взаимопомощь и др.), и на архетипических образах-идеалах человека.
Основные методы исследования: анализ научной литературы, программ и методик, современной практики деятельности дошкольных учреждений и школ с углубленным изучением русской традиционной культуры; анкетирование, тестирование, педагогическое проектирование и педагогический эксперимент.
Основные этапы исследования:
1 этап – 1999-2002 уч. гг.– разработка, апробация и внедрение на экспериментальной площадке – в прогимназии №::1667, преемственноймодели дошкольного и начальногообразования, содержание которого построено на основе традиционных духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры. Данная модель будет включать:
теоретико-методологическое обоснование;
экспериментальный учебный план;
комплекс интегрированных образовательных программ: по базовым дисциплинам (с этнокультурным компонентом), и по дисциплинам дополнительного образования (театру, хореографии, и т.д.);
комплекс учебно-методических пособий и рекомендаций, обеспечивающих реализацию данной модели (примерные поурочные планы, конспекты уроков, рабочие тетради, наглядные материалы, сценарии досуговых мероприятий и т.д.);
комплекс материалов по психолого-педагогической диагностике эффективности предложенной модели образования
2 этап – 2002-2003 уч. гг. – диагностика эффективности разработанной модели образования, анализ и обобщение результатов эксперимента, оформление научного отчета, проведение семинаров для учителей с целью трансляции результатов эксперимента в столичное образование.
Исследование проводиться во взаимодействии с факультетом народной художественной культуры и музейного дела Московского государственного университета культуры и искусств, где осуществляется подготовка и переподготовка педагогов-этнокультурологов в рамках специализации «Теория и история народной художественной культуры».
В основу исследования положена наша концепция « Русская традиционная культура в целостном образовательном пространстве дошкольного учреждения и начальной школе». Дошкольный уровень образовательной модели назван «Кто на свете всех милее?». В его основе – русские народные сказки, детских музыкальный фольклор и другие виды традиционного русского народного творчества. Уровень начальной школы назван «От Руси до России» и предусматривает последовательное знакомство детей с различными пластами отечественной традиционной культуры, со своеобразием семейно-бытовой и празднично-обрядовой народной культуры, с произведениями народного, классического и церковного искусства, отражающими национальный характер и национальные образы мира русского народа.
Содержание образования в каждом классе интегрировано на основе сквозных тем:
1 класс – «Как прекрасен этот мир»
2 класс – «Русь изначальная»
3 класс – « На Святой Руси»
4 класс – «Россия в зеркале мировой культуры»
С четвертого класса предусмотрено постепенное вхождение детей в мировой культурное пространство. Тем самым выстраивается преемственность между начальной и средней школой, где внедряются программа и учебники Т.И.Баклановой и Н.М.Сокольниковой «Мировая художественная культура» (5-9кл.) М., 2000-2002гг., основанные на традициях художественной культуры разных народов мира, а также с программой Т.И. Баклановой «Художественная культура России» (5-8кл.) М., Просвещение, 2000г.
Поскольку разрабатываемая в прогимназии № 1667 модель образования имеет художественно-экологическую направленность, программное содержание для каждой четверти начальной школы условно структурировано на основе традиционных для культур многих народов мира представлений о четырех природных стихиях. В них сделан акцент на неразрывную связь народной культуры и художественного творчества с природой, на стремление народа жить в гармонии с природой, на древние традиции почитания природы.
Представленные в сборнике программы – лишь часть комплекса интегрированных программ, разработанных в прогимназии № 1667 и заслуживающих широкого внедрения.
Т.И.Бакланова, доктор педагогических наук, профессор
Е.Б. Ангелина