Файл: Русская культура. Сборник программ (школьный компонент учебного плана).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 426

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы

Русская традиционная культура

Программа учебного курса

Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы

Пояснительная записка

4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».

В итоге знакомства с культурой русского народа и последующего вхождения на этой основе в мировую художественную культуру формируются у детей важнейшие качества гражданина России и мира.

Основное содержание курса

5. Мифы о рождении земли и людей

6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа

Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)

1. Гимн солнцу - 2 часа

2.Солнечное настроение

4. Огонь жизни - 2 часа

6. Навстречу весеннему солнцу

Раздел 4. Живая вода (7 часов)

4 Класс

А) организация жизненных наблюдений учащимися, направлен­ных на художественное восприятие и способствующих образному ви­дению окружающих;

Тематическое планирование по учебному курсу

Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича

Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)

Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов

Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец

Тема 3. Духи добрые и злые

Тема 2. Река времени

Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали

Тема 4. Владения дедушки-водяного

Тема 8. Культура Древнего Востока

Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)

Основное содержание курса

Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)

Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)

Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)

Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)

Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)

Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)

Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)

Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)

Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)

Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)

Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты

Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)

Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)

Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)

Тема 1. О светилах (2 часа)

Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)

Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)

Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)

Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)

Тема 6. Горячо любимая (2 часа)

Тема 7. Первые проталины (4 часа)

Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)

Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)

Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)

Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)

Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)

Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)

Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)

2 Класс

Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)

Тема 2. Твой образ (2 часа)

Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)

Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)

Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)

Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)

Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)

Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)

Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)

Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)

Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)

Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)

Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)

Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)

Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)

Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)

Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)

Тема 3. Москва театральная (2 часа)

Тема 4. Театр-здание (2 часа)

Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)

Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»

Раздел 1. Земля

Раздел 2. Воздух

Раздел 3. Огонь

Раздел 4. Вода

Комментарий к репертуарному приложению

Раздел 1. Земля

Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»

Детская песенка «Считалочка»

Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,

Детская песенка «Гармошка».

Хоровод-игра «а у нас огород»

«Дождик»

Мои гуси дома не боятся грома.

«Лесная песенка»

«Осень»

Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»

Раздел 2. Воздух

«Снегири»

«Вьюга»

5. Душа народа

«Пойду ль я, выйду ль я»

6. Радость учения

«Про Лису»

Раздел 3. Огонь

«Обруч круж»

«Колокольцы-бубенцы»

7. Масленица

8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»

9. Выходи весну встречать!

Раздел 4. Вода

«Песенка с гармошкой»

«На горе лужок»

«Вечер»

«Уж как по мосту, мосточку»

«Заплетися, плетень»

Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)

Раздел 1. Мифы о Земле

Раздел 2. Мифы о небесном мире

Комментарии к репертуарному приложению

Раздел 1. Мифы о Земле

1. Мы славяне

«Во поле береза стояла»

2. Были и небылицы древней Руси

«Как у нашего овса»

3. О земном устроении

4. Мать-Сыра-Земля

«Земелюшка-чернозем»

8. Духи природы

«В темном лесе»

Раздел 2. Мифы о небесном мире

1. Погляди на небеса

«У зари-то, у зореньки»

2. Ветры буйные

3. Диковинные птицы

4. Сказочные птицы

5. Судьба для древних славян

Раздел 3. Мифы об огне

1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда

«Сею-вею, повеваю»

2.От магии к веселью

3.Мир, населенный духами

4. Огонь борьбы

«Баба-Яга»

«Олень»

5.Масленичные костры

«Я на горку шла»

6. Женские образы древнеславянской мифологии

«Мама поет»

7. Весенняя магия славян

«Жаворонки прилетали»

Раздел 4. Мифы о воде

3. Красная горка и Радуница

4. Морской царь

7. «Зеленые святки».

«Как у бабушки козел»

8. Волшебство народного узора

Тематическое планирование с репертуарным приложением

2. Книппер л. «Полюшко-поле»

3. Русская народная песня «Полосонька»

4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»

5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»

«Как в болоте, как в болоте»

Раздел 2. Воздух

1. Русская народная песня «Повей, ветерок»

2. Русская народная песня «Воет ветер»

«Птичий пир»

Раздел 3. Огонь

1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»

«Пошла коза по лесу»

2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»

3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»

5. Тиличеева е. «Мама поет»

Раздел 4. Вода

1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»

2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»

3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»

4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»

5. Русские народные песни «Как во поле, поле»

Тематическое планирование с репертуарным приложением

Раздел 4. «Летние приключения у воды»

Комментарии к репертуарному приложению

Раздел 1. «Пестрый колпачок»

" Антошка"

3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.

4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева

5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.

Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"

Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "

2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.

4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.

8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.

Раздел 4. "Летние приключения у воды"

1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.

2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.

Хореография

Пояснительная записка

Структура

Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей

Тематический план

Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»

I класс

Раздел I. Родина любимая

Раздел 2. Душа России

Раздел 3. Танец огня

Раздел 4. Плавное течение

«Русь изначальная»

2 Класс

Раздел 1. Откуда пришла сказка?

Раздел 2. Сказочный полет

Раздел 3. Превращения огня

Раздел 4. Царство водяного

«На святой Руси»

3 Класс

Раздел 1. Матушка-осень

Раздел 2. Раздайся, народ!

Раздел 3. Меня пляска зовет...

Раздел 4. Ногам работа - душе праздник

Россия в зеркале мировой культуры

4 Класс

Раздел 1. Дары матушки-земли

Раздел 2. Дивный полет

Раздел 3. Танец душу нам согреет

Раздел 4. Красота движения

Расскажите о своей Родине, о том месте, где вы родились.

Тема 4. Мифологический хаос (2 часа)

Этюды, упражнения: «Тотем племени», «Танец-тотем», «Голоса птиц и зверей».

Пластическое выражение внутренних состояний человека.

Игры-упражнения на «оборачивания». Превращение хаотических состояний в конкретные формы.

Сцены из русских народных волшебных сказок, сказок о жи­вотных и растениях, из спектакля «Языческая Русь» (1 блок).

А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...».

Можешь ли ты считать себя центром мира? Обоснуй свой ответ.

Тема 5. Русский дом (4 часа)

Этюды-импровизации: «Ожившие божества».

Словесные упражнения «Эхо. Разговор с предком».

Игра-этюд «Превращения домового». Игры-шутки с домовым.

Разыгрывание быличек про домового.

Игра в ассоциации "Мое имя".

Игра-интервью "Твой день рождения".

Этюды-превращения предметов "Тебе - подарок".

Стихотворения А. Пушкина «Домовому», Д. Веневитинова «Домовой», С. Дрожжина «Домовой».

Расскажи, что является оберегом вашего дома? Для вашей се­мьи? Для тебя лично?

Тема 6. "Живой мир" домашнего очага (2 часа)

Упражнения-этюды с предметами.

Превращения.Упражнения на память физических действий.

Массовая импровизация «Птичий двор».

Сцены-импровизации из спектакля «Языческая Русь» (4 блок).

Народные игры «В быка», «В козу».

Просмотр слайдов: «Стадо», «Олень», роспись на прялке, гли­няные игрушки, роспись бурачка, лубочная картинка «Не будите молоду», Е.Честняков «Пастушка».

Расскажите о самой старинной вещи, хранящейся в вашем доме. Расскажите о своем друге (собаке, кошке, птице, черепахе, хомячке) и покажите его.


Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)

Игры с Лесовиком, Полевиком, Степовым в ассоциации.

Пластические импровизации «Мировое дерево».

Театр рук и ног «Фантазии леса».

Стихотворение К. Бальмонта «Мировое дерево».

Расскажите о своем самом любимом деревце. Посадил ли ты дерево в своей жизни? Ухаживаешь ли за ним?

Раздел 2. Мифы о небесном мире (14 часов)

Тема 1. Небесный мир (4 часа)

Сцены из спектакля «Языческая Русь» (1 часть).

Импровизированное путешествие «По небесным просторам».

Этюды «Царь-Солнце», «Луна-княгиня».

Подвижные игры «Звездные догонялки».

Расскажи про свою звезду на небе.

Тема 2. Ветры Стрибога (2 часа)

Импровизации по разным образам ветров.

Дыхательная гимнастика «Вей-суховей».

Этюды на оправдание места действия.

Сцены по сказке «О Федоре Тугарине»: Ветер, Гром, Град.

Стихотворение А. Кольцова «Дуют ветры».

О чем чаще всего тебе нашептывает ветер?

Тема 3. Диковинные птицы-берегини (2 часа)

Пластические импровизации «На острове Буяне».

Сочинение-этюд «Про то, как ... превратилась в ...».

Сцены из сказок и легенд о птицах.

Какую фантастическую птицу ты хотел бы играть на сцене?

Тема 4. Легенды и мифы о птицах (2 часа)

Образы птиц. Орел - царственная птица.

Этюды, упражнения, задания на создание разных художествен­ных образов.

Викторины, аукционы, кроссворды на знание.

Сцены и этюды по произведениям русских народных сказок. Стихотворение Е. Благининой «"Улетают, улетели..», Мельниковой

«Птичка».

Игры: «Воробей», «Вороны», «Филька».

Как ты помогаешь птицам перенести холодную зиму?

Тема 5. Предсказания судьбы (4 часа)

Сцены, этюды по сказке С. Маршака «Горе-Злосчастье», по «Повести о Горе и Злосчастии».

Стихотворение А. Пушкина «Приметы».

Упражнения на оценку ситуации и оправдание места действия.

Этюды-упражнения на сиюминутную реакцию.


Как вы думаете, ваша судьба в ваших руках или независима от вас?

Раздел 3. Мифы об огне (20 часов)

Тема 1. Корочун - праздник рождения Солнца – (2 часа)

Этюды-импровизации «Праздник Коляды».

Сочинение, исполнение колядок.

Гадания под Новый год.

Смешные сцены ряжения. Просмотр слайдов.

О чем вы мечтаете в Новом году?

Тема 2. Солнечные боги славян (4 часа)

Сцены из спектакля «Языческая Русь» (2 блок).

Стихотворения А. Муравьевой «Хоры Перуну», П. Бутурлина «Даждь-бог», «Велес», «Перун», «Стрибог», С. Городецкого «Перун», «Стрибог».

Изготовление эскизов, декораций, идолов, масок, символов,

Игры-упражнения «Огонь капищ». Ритуальные танцы.

Пластические импровизации «Деревянные идолы».

Путешествие по залам музея «Деревянные боги».

Что олицетворяли деревянные боги славян? Насколько это важно было для человека?

Тема 3. Огонь - богатырь, огонь - воевода (2 часа)

Сказочные превращения огня.

Этюды и сцены по сказкам: «Царевна-лягушка» (огонь-печь), «Марфа - крестьянская дочь» (огненная река), «Иван-Быкович» (Змей Горыныч), «Василиса Прекрасная» (светящийся череп), «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (костры горючие), «Об Иване-царевиче» (Жар-птица).

Какой сказочный образ огня вам ближе всего? Почему?

Тема 4. Богатырская наша сила (2 часа)

Этюды и сцены по картине В. Васнецова «Богатыри», по былинам «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и змей», «Алеша Попович и Тугарин», «Вольга», «Василиса Микулична», «Никита Кожемяка».

Какой былинный герой ближе всего вам по духу? Почему? Назови сегодняшних богатырей нашей земли.

Тема 5. Здравствуй, весеннее Солнце! (2 часа)

Игры-хороводы, «балаганные затеи».

Творческие задания по картинам В. Сурикова и Б. Кустодиева.

Импровизация «Взятие снежного городка».

Сцены из пьесы А. Островского «Снегурочка».

Ваш любимый праздник. Какой он?

Тема 6. «В некотором царстве...» (4 часа)

Сцены и этюды по сказкам: «Царевна-Несмеяна», «Царевна-Лягушка»,


«О мертвой царевне», «О золотой рыбке», «О царе Салтане».

Какой образ вам ближе всего и почему?

Тема 7. Ожидание Лады - богини весны (2 часа)

Поговорки и пословицы о весне.

Игры «Веснянки».

Сцены из спектакля «Языческая Русь» (3 блок).

Этюды «Образы мудрых богинь».

В чем красота женщин?

Раздел 4. Мифы о воде (14 часов)

Тема 1. Вода-царица –( 2 часа).

Массовые музыкально-пластические импровизации «В царстве воды».

Упражнения на память вкусовых ощущений, этюды-скульптуры.

С каким образом воды-стихии вы себя ассоциируете? Почему?

Тема 2. Очистительная сила воды. Могучие реки ( 2 часа)

Сцены «Легенды о реках».

Импровизация «Как воду приносят реки».

Этюды по стихотворениям В. Орлова «Ты скажи мне, реченька»,

А. Плещеева «На берегу».

Игровые звуко-голосовые разминки.

Что, кроме воды, может иметь очистительную силу для человека?

Тема 3. Весенние половодья с «красных горок» (2 часа)

Сцены древнего праздника, импровизации.

Игры-хороводы.

Этюды-игры «Сеяние проса», «Плетение плетня».

Призывы весны.

Стихотворения А. Толстого «Журавли», А, Блока «Ворона», Е. Благининой «Журавли», А. Барто «Апрель».

Расскажи о своей родословной.

Тема 4. Царь Морской - владыка пучин ( 2 часа)

Музыкально-пластические импровизации «Морское царство-государство».

Этюды-превращения морских жителей.

Сцены по «Былине о Садко».

Игра «Море волнуется...».

Стихотворение М. Лермонтова «Морская царевна».

С кем из морских жителей ты себя ассоциируешь? Почему?

Тема 5. Водяной и его окружение (2 часа)

Игры с Водяным.

Сцены и этюды «В болоте».

Стихотворение Д. Ознобишина «Водяной дух».

Что тебя привлекает в образе Водяного?

Тема 6. Свадьба воды и oгня. Торжество Ярилы ( 4 часа)

Стихотворения: К.Серова «Наши цветы», П. Бутурлин «Ярило», А. Пушкин «Русалка», В. Брюсов «Русалка» и «Папоротник».


Просмотр слайдов «Цветущие деревья», «Березовый лес», Д. Смирнов «Весна», П. Крамской «Русалки», «Ай, во поле» (лубочная картинка), А Легамов «Лесной пейзаж с озером», А. Смирнов «Лето».

Праздник-путешествие по живому лесу. Встреча с Лешим, Русалками, Колдуньей-Ведуньей, Ладой, Водяным

Игры-этюды, стилизация древних ритуалов.

Что значит для тебя пробуждение природы?

«На святой Руси» (64 часа)

З класс

Раздел 1. О земном и возвышенном (16 часов).

Тема 1. Душа природы и душа человека (2 часа)

Игровые упражнения с пословицами и поговорками о сентябре.

Упражнение на дыхание «Откуда вечер - оттуда и погода»: длинное, короткое, теплое и т.д.

Этюды на психофизическое состояние человека: «сентябрьские думы», «сентябрьская хандра», «угрюм как сентябрь».

Видеоскоп: «Осенние мотивы». Работа на память и воображе­ние по картинам-открыткам.

Тренинг механизмов переключения. Игра «Дождь-солнце». По­ведение на перемену предлагаемых обстоятельств.

Дыхание осени. Дух. Духовные стихи. Творческие работы по «Голубиной книге» («Восходила туча сильная, грозная»).