Файл: Русская культура. Сборник программ (школьный компонент учебного плана).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 448

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы

Русская традиционная культура

Программа учебного курса

Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы

Пояснительная записка

4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».

В итоге знакомства с культурой русского народа и последующего вхождения на этой основе в мировую художественную культуру формируются у детей важнейшие качества гражданина России и мира.

Основное содержание курса

5. Мифы о рождении земли и людей

6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа

Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)

1. Гимн солнцу - 2 часа

2.Солнечное настроение

4. Огонь жизни - 2 часа

6. Навстречу весеннему солнцу

Раздел 4. Живая вода (7 часов)

4 Класс

А) организация жизненных наблюдений учащимися, направлен­ных на художественное восприятие и способствующих образному ви­дению окружающих;

Тематическое планирование по учебному курсу

Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича

Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)

Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов

Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец

Тема 3. Духи добрые и злые

Тема 2. Река времени

Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали

Тема 4. Владения дедушки-водяного

Тема 8. Культура Древнего Востока

Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)

Основное содержание курса

Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)

Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)

Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)

Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)

Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)

Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)

Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)

Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)

Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)

Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)

Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты

Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)

Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)

Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)

Тема 1. О светилах (2 часа)

Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)

Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)

Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)

Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)

Тема 6. Горячо любимая (2 часа)

Тема 7. Первые проталины (4 часа)

Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)

Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)

Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)

Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)

Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)

Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)

Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)

2 Класс

Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)

Тема 2. Твой образ (2 часа)

Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)

Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)

Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)

Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)

Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)

Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)

Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)

Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)

Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)

Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)

Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)

Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)

Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)

Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)

Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)

Тема 3. Москва театральная (2 часа)

Тема 4. Театр-здание (2 часа)

Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)

Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»

Раздел 1. Земля

Раздел 2. Воздух

Раздел 3. Огонь

Раздел 4. Вода

Комментарий к репертуарному приложению

Раздел 1. Земля

Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»

Детская песенка «Считалочка»

Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,

Детская песенка «Гармошка».

Хоровод-игра «а у нас огород»

«Дождик»

Мои гуси дома не боятся грома.

«Лесная песенка»

«Осень»

Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»

Раздел 2. Воздух

«Снегири»

«Вьюга»

5. Душа народа

«Пойду ль я, выйду ль я»

6. Радость учения

«Про Лису»

Раздел 3. Огонь

«Обруч круж»

«Колокольцы-бубенцы»

7. Масленица

8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»

9. Выходи весну встречать!

Раздел 4. Вода

«Песенка с гармошкой»

«На горе лужок»

«Вечер»

«Уж как по мосту, мосточку»

«Заплетися, плетень»

Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)

Раздел 1. Мифы о Земле

Раздел 2. Мифы о небесном мире

Комментарии к репертуарному приложению

Раздел 1. Мифы о Земле

1. Мы славяне

«Во поле береза стояла»

2. Были и небылицы древней Руси

«Как у нашего овса»

3. О земном устроении

4. Мать-Сыра-Земля

«Земелюшка-чернозем»

8. Духи природы

«В темном лесе»

Раздел 2. Мифы о небесном мире

1. Погляди на небеса

«У зари-то, у зореньки»

2. Ветры буйные

3. Диковинные птицы

4. Сказочные птицы

5. Судьба для древних славян

Раздел 3. Мифы об огне

1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда

«Сею-вею, повеваю»

2.От магии к веселью

3.Мир, населенный духами

4. Огонь борьбы

«Баба-Яга»

«Олень»

5.Масленичные костры

«Я на горку шла»

6. Женские образы древнеславянской мифологии

«Мама поет»

7. Весенняя магия славян

«Жаворонки прилетали»

Раздел 4. Мифы о воде

3. Красная горка и Радуница

4. Морской царь

7. «Зеленые святки».

«Как у бабушки козел»

8. Волшебство народного узора

Тематическое планирование с репертуарным приложением

2. Книппер л. «Полюшко-поле»

3. Русская народная песня «Полосонька»

4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»

5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»

«Как в болоте, как в болоте»

Раздел 2. Воздух

1. Русская народная песня «Повей, ветерок»

2. Русская народная песня «Воет ветер»

«Птичий пир»

Раздел 3. Огонь

1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»

«Пошла коза по лесу»

2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»

3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»

5. Тиличеева е. «Мама поет»

Раздел 4. Вода

1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»

2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»

3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»

4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»

5. Русские народные песни «Как во поле, поле»

Тематическое планирование с репертуарным приложением

Раздел 4. «Летние приключения у воды»

Комментарии к репертуарному приложению

Раздел 1. «Пестрый колпачок»

" Антошка"

3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.

4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева

5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.

Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"

Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "

2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.

4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.

8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.

Раздел 4. "Летние приключения у воды"

1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.

2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.

Хореография

Пояснительная записка

Структура

Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей

Тематический план

Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»

I класс

Раздел I. Родина любимая

Раздел 2. Душа России

Раздел 3. Танец огня

Раздел 4. Плавное течение

«Русь изначальная»

2 Класс

Раздел 1. Откуда пришла сказка?

Раздел 2. Сказочный полет

Раздел 3. Превращения огня

Раздел 4. Царство водяного

«На святой Руси»

3 Класс

Раздел 1. Матушка-осень

Раздел 2. Раздайся, народ!

Раздел 3. Меня пляска зовет...

Раздел 4. Ногам работа - душе праздник

Россия в зеркале мировой культуры

4 Класс

Раздел 1. Дары матушки-земли

Раздел 2. Дивный полет

Раздел 3. Танец душу нам согреет

Раздел 4. Красота движения

«Как в болоте, как в болоте»

Как на болоте, как на болоте. Медведь рыкает, медведь рыкает.

Лели, рано, да на колоде. Лели, рано, девок пугает.

Пугай, не пугай, пугай, не пугай. Только вот боюсь, только вот боюсь,

Лели, рано, я не боюся. Лели, рано, осенней ночки!

Раздел 2. Воздух

1. Русская народная песня «Повей, ветерок»

В русской народной песне «Повей, ветерок»партию каждого инструмента целесообразно разделить на два пульта. Это облегчит и ускорит разучивание как партий, так и всего произведения в целом.

При повторе второго предложения в партии балалайки встречаются двойные ноты. Если бряцание для исполнителей еще достаточно сложный прием, верхний и нижний голос можно разделить по пультам и сыграть пиццикато.

Партию гитары (аккорды) можно исполнить на клавишных гуслях, а повтор второго предложения сыграть в октаву (первый пульт играет написанное, а второй – тоже, но октавой выше).

Шумовое сопровождение и его ритмический рисунок дети могут подобрать сами. Мы использовали копытца. Тембрально они очень хорошо сочетаются со всеми инструментами и соответствуют характеру данного произведения.

2. Русская народная песня «Воет ветер»

Для исполнения в ансамбле русской народной песни «Воет ветер»требуется предварительное разучивание сольных и аккомпанирующих партий.

Аккомпанемент на слабые доли такта играют цитры (или любой другой струнный инструмент, по усмотрению педагога) – при этом необходим внимательный счет.

Если сольные партии окажутся трудными для струнников, их можно доверить аккордеонам и баянам, оставив для домры и балалайки аккомпанемент (в 1 части на слабые доли такта – по аналогии с партией цитр, или написать подголосочную партию на основе аккордов гармоники).

  1. Берендгоф Н., Слонов Ю. «Птичий пир»

Предлагаемый вариант инструментовки шуточной песни «Птичий пир»можно дополнить инструментами, упоминаемыми в тексте (рожок, барабан и др.) В театрализованном, сценическом представлении с песней и танцами скоморохов, это произведение будет яркой картиной веселого, ярмарочного действа.

Все партии доступны и не требуют длительного разучивания. Если ученики еще не владеют навыками игры двойными нотами, то партию баяна можно расписать на два пульта.


При исполнении мелодии на аккордеоне (по усмотрению руководителя ансамбля) идентичные предложения первого периода интересней прозвучат в разных регистрах.

Для преподавателя написана басовая партия аккордеона. Особое внимание также следует уделить исполнителям на ударных инструментах (бубну в частности).

«Птичий пир»

1. У знатного Павлина Петушок припевал,

Справляли именины: Ножкой пыль прибивал,

Свинья в рожок играла. И гостей на пир

А курица плясала. В ранний час он звал.

2. Гусыня-повариха Бил Баран в барабан,

Обед гостям варила. В бочку Дятел стучал,

Лиса хвостом виляла, С Уточкой Индюк

На танцы приглашала. Польку танцевал.

3. А бабушка Ненила, Шел у птиц пир горой.

Все по двору ходила, И Павлин молодой

Все по двору ходила, В поздний час гостей

Руками разводила. Провожал домой.


Раздел 3. Огонь

1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»

В игре «Пошла коза по лесу»условия аналогичны. «Коза» находится в центре круга, во время исполнения песни выбирает одного участника («принцессу») и выводит в круг. Участники большого хоровода повторяют за «козой» и «принцессой» все движения, о которых поется в песне. После этого «принцесса превращается в козу» (ведущего) и игра повторяется снова. Каждая новая «коза» придумывает продолжение песни – новое движение. Вся последовательность движений из игры в игру сохраняется и повторяется в том порядке, в каком их называли ведущие, а в конце добавляется новое.

«Пошла коза по лесу»

Пошла коза по лесу, по лесу, лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Сольные партии в ансамбле исполняют баян, домра и балалайка. При очередном проведении мелодии мы предлагаем менять солистов (каждые два такта). В связи с этим все музыканты четко знать когда и за кем они вступают. Партии ударных нужно разучить отдельно, а затем сыграться с солистами.

2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»

Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»инструментована для баяна и струнных. Партию баяна можно расписать на два пульта – сольную партию (I) и подголосочную (II).

У домры-альт и балалайки-секунды аккомпанемент на слабые доли такта. Если таких инструментов в ансамбле нет, их можно заменить другими, сохранив голосовую структуру. При этом необходимо учесть, что домра-альт – транспонирующий инструмент и звучит октавой ниже.

Отдельного разучивания требуют партии ударных. Если предлагаемый вариант окажется сложным, следует оставить одну из партий или предложить детям сочинить собственную версию.

3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»

В инструментовке русской народной песни «Уж ты, зимушка-зима»солируют домра и аккордеон. Мелодия строится (по два такта) как диалог между ними. У балалайки – аккомпанемент на слабые доли такта, чередующийся с паузами.


«Педальное» сопровождение у аккордеона (в момент солирования домры) можно разделить по два звука – для двух исполнителей.

Темп не должен быть затянут. Это важно как для восприятия инструментального звучания, так и для вокального исполнения. Песня очень удобна по диапазону, и под аккомпанемент ансамбля дети могут ее спеть.

«Уж, ты, зимушка-зима!»

Уж, ты, зимушка-зима, Зима снежная была,

Зима снежная была. Все тропинки замела.

Ай, ли, ай, лю-ли, Ай, ли, ай, лю-ли,

Зима снежная была! Все тропинки замела.

Все тропинки, все пути,

Негде Машеньке пройти.

Ай, ли, ай, лю-ли,

Негде Машеньке пройти.

  1. Русская народная песня «Я на горку шла»

Инструментовка русской народной песни «Я на горку шла»построена на перекличках разнотембровых инструментов. В куплете соло исполняет балалайка-прима (приемом бряцание). В припеве мелодию подхватывают баян и домра. Каждый исполнитель должен четко знать за кем и когда он вступает.

Особое внимание обратите на партии ударных, «пройдите» их несколько раз вместе с солистами. Когда все участники ансамбля будут твердо знать свои партии по нотам, можно переходить к их заучиванию наизусть и репетициям с вокалисткой. При необходимости перетранспонируйте все произведение на любой интервал ниже.

«Я на горку шла»

Я на горку шла, решето несла.

Уморилась, уморилась, уморилася.

Знамо дело уморилась, уморилася.

В решете овса полтора зерна,

Уморилась, уморилась, уморилася.

Знамо дело уморилась, уморилася.

Я блинов напекла, не наелась досыта,

Уморилась, уморилась, уморилася.

Знамо дело уморилась, уморилася.

Вам я пела и плясала и совсем уж я устала,

Уморилась, уморилась, уморилася.

Знамо дело уморилась, уморилася.


5. Тиличеева е. «Мама поет»

В инструментовке детской песенки «Мама поет»сольную партию исполняет баян (ученик – правой рукой), басовая партия (левой руки) написана для педагога. У аккордеона и гармоники – подголосочные партии. Особого внимания требует партия аккордеона, так как в ней встречаются случайные знаки, паузы, пунктирный ритм. По усмотрению руководителя эту партию можно разделить на несколько пультов (по частям, предложениям или тактам).

При разучивании партий и в дальнейшем, при игре в ансамбле, потребуйте от музыкантов соблюдать лиги и нюансировку. На репетиции с вокалистом (или вокальной группой) добейтесь необходимого динамического баланса между солистом и аккомпанирующим ансамблем (аккомпанемент должен быть фоном).

«Мама поет»

Светят звезды ласково над моим окном.

И поет мне песенку мама перед сном,

Самую любимую песенку мою:

«Спи, моя хорошая, спи, моя пригожая,

Баюшки-баю, баюшки-баю!»

Раздел 4. Вода

1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»

В детской песенке «Капельки»сольную партию (I баяна) исполняет ученик, а аккомпанирующую партию (II баяна) – педагог. По усмотрению учителя мелодия может дублироваться в аккомпанементе. При соответствующей подготовке исполнителей партия II баяна легко раскладывается на партии III и IV баяна.

Партия гармоники написана для инструмента с хроматическим строем.

Партия балалаек-прим рассчитана на два пульта. В первом периоде легкие удары на слабые доли такта исполняются большим пальцем правой руки, в левой при этом зажимаются три ноты (си-бемоль-соль-соль) так же с использованием большого пальца (он зажимает вторую и третью струну).

Для того, чтобы во втором периоде сыграть всю музыкальную фразу, у балалаек второго пульта надо опустить вторую и третью струну на полтона (ми-бемоль). (При игре используется только вторая струна, но для предотвращения случайного нажатия в подобных случаях следует опускать обе струны.)

Для создания характера произведения особое внимание следует обратить на динамические оттенки.

«Капельки»

Дождик льет на улице – Капельки, капельки,

Мне нельзя гулять, Три, четыре, пять…

И решил я капельки Капельки, капельки,