Файл: Русская культура. Сборник программ (школьный компонент учебного плана).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 611

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы

Русская традиционная культура

Программа учебного курса

Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы

Пояснительная записка

4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».

В итоге знакомства с культурой русского народа и последующего вхождения на этой основе в мировую художественную культуру формируются у детей важнейшие качества гражданина России и мира.

Основное содержание курса

5. Мифы о рождении земли и людей

6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа

Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)

1. Гимн солнцу - 2 часа

2.Солнечное настроение

4. Огонь жизни - 2 часа

6. Навстречу весеннему солнцу

Раздел 4. Живая вода (7 часов)

4 Класс

А) организация жизненных наблюдений учащимися, направлен­ных на художественное восприятие и способствующих образному ви­дению окружающих;

Тематическое планирование по учебному курсу

Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича

Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)

Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов

Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец

Тема 3. Духи добрые и злые

Тема 2. Река времени

Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали

Тема 4. Владения дедушки-водяного

Тема 8. Культура Древнего Востока

Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)

Основное содержание курса

Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)

Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)

Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)

Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)

Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)

Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)

Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)

Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)

Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)

Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)

Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты

Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)

Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)

Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)

Тема 1. О светилах (2 часа)

Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)

Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)

Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)

Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)

Тема 6. Горячо любимая (2 часа)

Тема 7. Первые проталины (4 часа)

Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)

Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)

Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)

Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)

Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)

Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)

Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)

2 Класс

Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)

Тема 2. Твой образ (2 часа)

Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)

Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)

Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)

Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)

Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)

Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)

Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)

Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)

Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)

Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)

Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)

Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)

Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)

Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)

Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)

Тема 3. Москва театральная (2 часа)

Тема 4. Театр-здание (2 часа)

Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)

Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»

Раздел 1. Земля

Раздел 2. Воздух

Раздел 3. Огонь

Раздел 4. Вода

Комментарий к репертуарному приложению

Раздел 1. Земля

Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»

Детская песенка «Считалочка»

Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,

Детская песенка «Гармошка».

Хоровод-игра «а у нас огород»

«Дождик»

Мои гуси дома не боятся грома.

«Лесная песенка»

«Осень»

Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»

Раздел 2. Воздух

«Снегири»

«Вьюга»

5. Душа народа

«Пойду ль я, выйду ль я»

6. Радость учения

«Про Лису»

Раздел 3. Огонь

«Обруч круж»

«Колокольцы-бубенцы»

7. Масленица

8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»

9. Выходи весну встречать!

Раздел 4. Вода

«Песенка с гармошкой»

«На горе лужок»

«Вечер»

«Уж как по мосту, мосточку»

«Заплетися, плетень»

Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)

Раздел 1. Мифы о Земле

Раздел 2. Мифы о небесном мире

Комментарии к репертуарному приложению

Раздел 1. Мифы о Земле

1. Мы славяне

«Во поле береза стояла»

2. Были и небылицы древней Руси

«Как у нашего овса»

3. О земном устроении

4. Мать-Сыра-Земля

«Земелюшка-чернозем»

8. Духи природы

«В темном лесе»

Раздел 2. Мифы о небесном мире

1. Погляди на небеса

«У зари-то, у зореньки»

2. Ветры буйные

3. Диковинные птицы

4. Сказочные птицы

5. Судьба для древних славян

Раздел 3. Мифы об огне

1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда

«Сею-вею, повеваю»

2.От магии к веселью

3.Мир, населенный духами

4. Огонь борьбы

«Баба-Яга»

«Олень»

5.Масленичные костры

«Я на горку шла»

6. Женские образы древнеславянской мифологии

«Мама поет»

7. Весенняя магия славян

«Жаворонки прилетали»

Раздел 4. Мифы о воде

3. Красная горка и Радуница

4. Морской царь

7. «Зеленые святки».

«Как у бабушки козел»

8. Волшебство народного узора

Тематическое планирование с репертуарным приложением

2. Книппер л. «Полюшко-поле»

3. Русская народная песня «Полосонька»

4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»

5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»

«Как в болоте, как в болоте»

Раздел 2. Воздух

1. Русская народная песня «Повей, ветерок»

2. Русская народная песня «Воет ветер»

«Птичий пир»

Раздел 3. Огонь

1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»

«Пошла коза по лесу»

2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»

3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»

5. Тиличеева е. «Мама поет»

Раздел 4. Вода

1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»

2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»

3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»

4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»

5. Русские народные песни «Как во поле, поле»

Тематическое планирование с репертуарным приложением

Раздел 4. «Летние приключения у воды»

Комментарии к репертуарному приложению

Раздел 1. «Пестрый колпачок»

" Антошка"

3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.

4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева

5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.

Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"

Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "

2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.

4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.

8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.

Раздел 4. "Летние приключения у воды"

1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.

2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.

Хореография

Пояснительная записка

Структура

Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей

Тематический план

Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»

I класс

Раздел I. Родина любимая

Раздел 2. Душа России

Раздел 3. Танец огня

Раздел 4. Плавное течение

«Русь изначальная»

2 Класс

Раздел 1. Откуда пришла сказка?

Раздел 2. Сказочный полет

Раздел 3. Превращения огня

Раздел 4. Царство водяного

«На святой Руси»

3 Класс

Раздел 1. Матушка-осень

Раздел 2. Раздайся, народ!

Раздел 3. Меня пляска зовет...

Раздел 4. Ногам работа - душе праздник

Россия в зеркале мировой культуры

4 Класс

Раздел 1. Дары матушки-земли

Раздел 2. Дивный полет

Раздел 3. Танец душу нам согреет

Раздел 4. Красота движения

Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)

Состояние человека как проявление огня души.

Рассматриваем репродукции скульптурных работ Третьяков­ской галереи. Характеризуем тот душевный огонь, который хотел вло­жить скульптор в свое творение.

Пробуем создать пластические образы разных состояний и на­строений человека: счастье и скорбь, смелость и трусость, покой и боль, светлая грусть и торжество победы.

«Одно и то же по-разному». Выполняем упражнения на память физических действий: шьем, печатаем на машинке, рисуем, но с разным отношением: радостно, лениво, сердито.

Игра «Расследования Золотого ключика». Какой огонь живет внутри Буратино, Карабаса-Барабаса, Лисы-Алисы...?

Проявление внутреннего состояния человека через словесные действия. Пользуясь одним текстом, сообщаем тайну, злорадствуем, сочувствуем, сплетничаем, сожалеем.

Беседа «Какое душевное состояние ты больше всего любишь в себе?» В других? Почему?

Стихотворение Э. Мошковской "Обида".

Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)

Пробуждение природы. Образы праздника Масленицы.

Массовая сцена-этюд «Пробуждение леса»: восходит солнце, затихает вьюга, просыпаются деревья, тает снег, появляются первые лесные жители.

Пробуждение в жизни человека. Пословицы и поговорки о Масленице.

Творческие задания по картине Б. Кустодиева "Масленица". Конкурс «Масленицы»: игры-упражнения с текстом.

Импровизации на тему «Веселого балагана»: канатоходцы, жонглеры, фокусники, клоуны, силачи, гимнасты, акробаты.

Народные игры: «Коза с бубенчиком», «Дедушка Матвей».

Тема 6. Горячо любимая (2 часа)

Образ доброй и милой мамы.

И. Косяков «Все она».

Словесные портреты «Моя мамочка».

Работа над техникой звучания стихотворных текстов. Инсце­нировка «Тебе, родная мамочка!»

Подарок для мамы. Выполняем театральный эскиз или масте­рим куклу.

Тема 7. Первые проталины (4 часа)

Светлая радость весны.

Словесная игра-разминка «Про март-каплюжник».

Картина И. Левитана "Март".


Массовые звуковые и пластические импровизации: тает сугроб, журчит ручей, звенит капель, падая с крыш, булькает лужа, ломается лед на озере, тают сосульки.

Игры-упражнения на произвольное внимание: «Веселые потехи сосулек», «По первым проталинам».

Фотография на память. Построение общей композиции в про­странстве «Четкие контуры мартовского леса».

Стихотворение Е. Баратынского «Весна! Весна!»

Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)

Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)

Весна - утро года. Певцы весны,

Упражнения на одновременное звучание и физическое действие «Песни и танцы апрельских ручьев».

Стихи о весне. Словесные игры. Стихотворение Г. Сапгира "Туча".

Творческое задание по картине А. Саврасова "Грачи прилетели".

Театральные этюды на тему «Весенние забавы»: чистит пе­рышки в луже воробей, греется на солнце ворона, парит в небе жаво­ронок, ищет червей в поле грач.

Игра «Нагадала мне кукушка». Разгадаем «кукушкино пред­сказание».

Игра-упражнение «Птичий базар». Каждая стая на своем языке злится на мороз, ворчит на слякоть, приветствует солнце.

Подвижная игра «Веселые ручьи».

Стихотворение Г. Ладонщикова «Возвращаются певцы».


Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)

Пробуждение игрового пространства.

Картина В. Бакшиева «Голубая весна».

Звуковая и голосовая разминка «на языке птиц и насекомых».

Массовые этюды «прорастания из земли»: мхи, трава, кусты, цветы, деревья. Работа над выразительностью образа, правильной мышечной нагрузкой, «прорастание» из разных точек тела.

Работа парами «Скульптор и волшебная глина». Образы живот­ных: змея, лягушка, еж, медведь, волк, лиса.

Сцены-импровизации «В царстве воды»: дельфины, морские звезды, улитки, акулы, медузы. Оценка изменения ситуации.

Игра «Морская фигура».

Стихотворение А. Майкова «Весна».

Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)

Светлая радость первого дождя. Приметы первой весенней грозы.

Голосовая и физическая разминка-игра «Нестрашная гроза».

Закличка дождя. Стихотворение А. Толстого «Весенний дождь».

Музыкально-пластические импровизации «Озорные капли до­ждя»: весело прыгаем на месте, кружимся «вокруг себя», по кругу, до­гоняем друг друга, перепрыгиваем через лужи, «брызгаемся», «испаряемся» на солнце.

Ю.Тенфьюрд «Дождинки пляшут».

Игра-упражнение «Красавица астра и волшебная капля дождя». Фантастические превращения в «круглые» предметы.

Игра с закличкой «Радуга, появись!»

Стихотворение Ф. Тютчева «Весенняя гроза».

Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)

Радость творческого открытия.

Игра путешествие «Отправляемся в лес». Одновременное вы­полнение звуковых упражнений и физических действий: летим на воз­душном шаре (дыхательная гимнастика), едем на машине (упражнение «моторчик»), мчимся в поезде (длинные и короткие гудки), трясемся в автобусе (работает средний регистр), взлетаем и садимся на самолете (работают верхний и нижний регистры).

«Театр рук». «Моя волшебная рука» превращается в бабочку, паука, лист дерева, цветок, веточку, зайца, лису, оленя.

Индивидуальные упражнения-этюды. Руки работают в паре.

Работа группами, парами. Темы: "Бабочка в плену у паука», «Спор солнышка и тучи», «Утренний рассвет».


Групповые творческие работы. Животные или предметы из восьми-десяти рук: плетень, гусеница, паутина, солнце, озеро, гора, куст... Возмо­жен вариант «театра ног».

Стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды».

Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)

Образ сказочного болота.

Творческие задания по картине А. Васнецова «У омута».

Пластические и звуковые импровизации: колышется густая осока на ветру, «беспокоится» трясина, качаются и разговаривают кочки, озираются старые деревья и коряги, ворчит грязная вода, страшно булькает омут, колдуют камыши.

Групповые этюды. Композиционное построение кустов, де­ревьев, коряг. «Лепим» коряги из своего тела: круглые, острые, старые, боль­ные, кокетливые, ворчливые, злые, добрые. Подключаем звуковые ха­рактеристики.

Этюды на оценку события: ползет по коряге змея, села бабоч­ка, ищет червяка птица, топает медведь.

Подвижная игра «Цапля и лягушки».

Стихотворение Т. Белозерова «Кладовая ветра».


Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)

Пробуждение природы. Чудо-дерево.

Большой массовый этюд «Чудо-дерево». Все вместе - одно дерево: ствол, вет­ви, листья. Дерево спит. С появлением солнца и дождевых капель оно просыпается, потягивается, оглядываемся, раскрывает листочки, под­нимает свою крону к небу и начинаются чудеса: чудо-ветви дерева пре­вращаются в живые существа - обитателей леса (индивидуальные этю­ды детей, «выходящих» из дерева). Радостно зачирикал воробей, клюнул червяка, улетел. Вспорхнула бабочка, любуется чудо-деревом. Ля­гушка сторожит глупого комара, ловит и, сытая, уходит в тину. Гром­ко загудел шмель. Промчалась стрекоза-вертолет. Расцветает дерево.

Стихотворение Э. Мошковской «Дедушка-дерево».

«Русь изначальная» (64 часа)

2 Класс

Раздел 1. Мифы о Земле (16 часов)

Тема 1. Как Русь начиналась (2 часа)

Путешествуем в глубину истории. По страницам книги «Ле­бедь - сестра Киева», разыгрываем сцены и эпизоды.

Этюды, игры, уп­ражнения: «Как перебраться через реку?», «Разговор со старейшиной», «Сцена в жилище».

Что наиболее характерно для русского человека? Какие поло­жительные свойства характера и нравы мы сохранили от наших пред­ков до сегодняшнего дня?

Тема 2. Мать-сыра-земля (2 часа)

Слайд-фильм «Спелые колосья» (фото), картины П. Бакста «Скирды», 3. Серебряковой «Жатва», миниатюра «Пахота», фрагменты картин А. Смирнова «Лето», «Осень», «Роспись набирухи», лубочная картинка «Песня пахаря».

Игровые упражнения с пословицами и поговорками о земле.

Игры-этюды с «Полевиком».

Стихотворение П. Бутурина «Мерцана».

Сочиняем гимны-здравицы хлебу и земле.

Можешь ли ты назвать землю, на которой живешь, родной? Почему?

Тема 3. Мифы и рождении Земли и человека (2 часа)

Массовые и групповые этюды-импровизации: «Рождение Земли», «Дыхание Земли», «Живая Земля», «Первые «волосы» Земли» - те­атр рук, прорастание из разных точек тела.

Работа парами: «Ваятель» и «Чудесная глина». Скульптурные превращения.

Сцена по роману П. Мельникова-Печерского «В лесах» (Миф о Солнце, Рождение Земли).