Файл: Русская культура. Сборник программ (школьный компонент учебного плана).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 637

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы

Русская традиционная культура

Программа учебного курса

Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы

Пояснительная записка

4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».

В итоге знакомства с культурой русского народа и последующего вхождения на этой основе в мировую художественную культуру формируются у детей важнейшие качества гражданина России и мира.

Основное содержание курса

5. Мифы о рождении земли и людей

6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа

Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)

1. Гимн солнцу - 2 часа

2.Солнечное настроение

4. Огонь жизни - 2 часа

6. Навстречу весеннему солнцу

Раздел 4. Живая вода (7 часов)

4 Класс

А) организация жизненных наблюдений учащимися, направлен­ных на художественное восприятие и способствующих образному ви­дению окружающих;

Тематическое планирование по учебному курсу

Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича

Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)

Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов

Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец

Тема 3. Духи добрые и злые

Тема 2. Река времени

Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали

Тема 4. Владения дедушки-водяного

Тема 8. Культура Древнего Востока

Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)

Основное содержание курса

Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)

Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)

Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)

Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)

Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)

Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)

Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)

Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)

Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)

Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)

Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты

Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)

Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)

Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)

Тема 1. О светилах (2 часа)

Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)

Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)

Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)

Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)

Тема 6. Горячо любимая (2 часа)

Тема 7. Первые проталины (4 часа)

Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)

Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)

Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)

Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)

Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)

Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)

Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)

2 Класс

Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)

Тема 2. Твой образ (2 часа)

Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)

Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)

Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)

Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)

Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)

Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)

Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)

Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)

Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)

Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)

Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)

Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)

Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)

Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)

Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)

Тема 3. Москва театральная (2 часа)

Тема 4. Театр-здание (2 часа)

Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)

Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»

Раздел 1. Земля

Раздел 2. Воздух

Раздел 3. Огонь

Раздел 4. Вода

Комментарий к репертуарному приложению

Раздел 1. Земля

Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»

Детская песенка «Считалочка»

Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,

Детская песенка «Гармошка».

Хоровод-игра «а у нас огород»

«Дождик»

Мои гуси дома не боятся грома.

«Лесная песенка»

«Осень»

Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»

Раздел 2. Воздух

«Снегири»

«Вьюга»

5. Душа народа

«Пойду ль я, выйду ль я»

6. Радость учения

«Про Лису»

Раздел 3. Огонь

«Обруч круж»

«Колокольцы-бубенцы»

7. Масленица

8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»

9. Выходи весну встречать!

Раздел 4. Вода

«Песенка с гармошкой»

«На горе лужок»

«Вечер»

«Уж как по мосту, мосточку»

«Заплетися, плетень»

Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)

Раздел 1. Мифы о Земле

Раздел 2. Мифы о небесном мире

Комментарии к репертуарному приложению

Раздел 1. Мифы о Земле

1. Мы славяне

«Во поле береза стояла»

2. Были и небылицы древней Руси

«Как у нашего овса»

3. О земном устроении

4. Мать-Сыра-Земля

«Земелюшка-чернозем»

8. Духи природы

«В темном лесе»

Раздел 2. Мифы о небесном мире

1. Погляди на небеса

«У зари-то, у зореньки»

2. Ветры буйные

3. Диковинные птицы

4. Сказочные птицы

5. Судьба для древних славян

Раздел 3. Мифы об огне

1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда

«Сею-вею, повеваю»

2.От магии к веселью

3.Мир, населенный духами

4. Огонь борьбы

«Баба-Яга»

«Олень»

5.Масленичные костры

«Я на горку шла»

6. Женские образы древнеславянской мифологии

«Мама поет»

7. Весенняя магия славян

«Жаворонки прилетали»

Раздел 4. Мифы о воде

3. Красная горка и Радуница

4. Морской царь

7. «Зеленые святки».

«Как у бабушки козел»

8. Волшебство народного узора

Тематическое планирование с репертуарным приложением

2. Книппер л. «Полюшко-поле»

3. Русская народная песня «Полосонька»

4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»

5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»

«Как в болоте, как в болоте»

Раздел 2. Воздух

1. Русская народная песня «Повей, ветерок»

2. Русская народная песня «Воет ветер»

«Птичий пир»

Раздел 3. Огонь

1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»

«Пошла коза по лесу»

2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»

3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»

5. Тиличеева е. «Мама поет»

Раздел 4. Вода

1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»

2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»

3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»

4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»

5. Русские народные песни «Как во поле, поле»

Тематическое планирование с репертуарным приложением

Раздел 4. «Летние приключения у воды»

Комментарии к репертуарному приложению

Раздел 1. «Пестрый колпачок»

" Антошка"

3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.

4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева

5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.

Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"

Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "

2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.

4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.

8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.

Раздел 4. "Летние приключения у воды"

1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.

2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.

Хореография

Пояснительная записка

Структура

Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей

Тематический план

Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»

I класс

Раздел I. Родина любимая

Раздел 2. Душа России

Раздел 3. Танец огня

Раздел 4. Плавное течение

«Русь изначальная»

2 Класс

Раздел 1. Откуда пришла сказка?

Раздел 2. Сказочный полет

Раздел 3. Превращения огня

Раздел 4. Царство водяного

«На святой Руси»

3 Класс

Раздел 1. Матушка-осень

Раздел 2. Раздайся, народ!

Раздел 3. Меня пляска зовет...

Раздел 4. Ногам работа - душе праздник

Россия в зеркале мировой культуры

4 Класс

Раздел 1. Дары матушки-земли

Раздел 2. Дивный полет

Раздел 3. Танец душу нам согреет

Раздел 4. Красота движения

А теперь несколько методических рекомендаций по проведению данного курса в школе.

Учителю в подготовке урока может помочь аудиовизуальный комплекс «Человек и природа в народной культуре», хрестоматия и методические рекомендации М.Ю.Новицкой. Особенно полезными могут стать слайды из этого комплекта, где учитель может почерпнуть богатый иллюстрированный материал по народной культуре и использовать виды российской природы, крестьянской избы, народных праздников.

Из музыкального ряда, предлагаемого комплектом М.Ю.Новицкой, для уроков по данному курсу прекрасно подойдет запись календарно-обрядовых произведений. Это поможет погружению детей в атмосферу русской старины.

Чтобы дать простор детской фантазии, нужно позволить ей выплеснуться в рисунках, поделках, сказках. Для этого мы советуем вести с детьми альбомы для творческих заданий, поэтически назвать их и оформить. После «Путешествия в сказку» в таком альбоме может появиться портрет персонажа, с которым сегодня повстречались, его короткая характеристика или даже стихотворение о нем, сказка, придуманная ребенком. Итогом одного или нескольких занятий может быть макет или тематическое коллективное панно, например «Языческое капище», «Загадочный мир поднебесья» и т.д.

Итоговые занятия и праздники готовятся на всех предметах интегрированной программы: музыкальных, театральных, художественных. В таком мероприятии сразу станет заметно, достигли ли мы своей цели - заинтересовать и «влюбить» детей с исконную российскую культуру, показать и поразить глубиной образов русской сказки, красотой русской песни, широтой и удалью народного праздника.

Раздел «На Святой Руси» (третий класс) посвящен знакомству с православной культурой России. Несколько веков православие было основой духовной, культурной и политической жизни нашей страны. И сегодня оно играет все более заметную роль в отечественной культуре.

Особенность данного курса состоит в том, что он затрагивает вопросы веры и религии, что вызывает определенные сложности в условиях общеобразовательного учреждения. Необходимо помнить, что педагог не должен навязывать свое мнение - религиозное или атеистическое. Библейские сюжеты и народные традиции являются основой для мировоззренческих бесед. Дети ознакомятся с корнями православной культуры и основами христианства, некоторыми христианскими обрядами, таинствами.

Архетипические образы на данном году обучения предстают перед детьми как одухотворенные стихии и связаны, как и в предыдущем курсе, с календарем народных и православных праздников.


Как и при проведении занятий по другим курсам необходима работа детей в альбомах для творчества. Только, кроме рисунков, схем, сочинений детей, по темам данного курса можно также собирать статьи из газет, фотографии и открытки. Если увлечь ребят оформлением своего альбома, то в конце года он может превратиться в энциклопедию народных традиций, собранную самим ребенком.

Чтобы этот довольно сложный, во многом теоретизированный курс приблизить к жизни и повысить к нему интерес учащихся, нужно чаще «выносить» уроки из класса. Для этого шире использовать местные возможности: соседнюю церковь, иконописную мастерскую, монастырь в окрестностях и т.д.

Школьные народные праздники также превращают процесс познания в деятельный процесс, процесс самостоятельного, активного освоения народной культуры.

И содержание, и различные формы работы с детьми на уроке и вне урока должны служить главной цели: зародить, развить интерес детей к своим корням, к истокам отечественной культуры и духовности.

Раздел «Русская традиционная художественная культура» является завер­шающим этапом изучения основ русской традиционной культуры. Его цель – обобщить и систематизировать, полученные за три года учащимися, знания, углубить и дополнить их, подводя некоторые итоги по курсу начальной школы.

При современном обилии информации в области культуры, младшему школьнику необходимо обладать начальными сведениями о направлениях развития искусства в целом и его видов, чтобы, сталкиваясь с различными явлениям культурной жизни, ребенок мог найти им место в общей системе мировой культуры.

Однако, получение знаний не является самоцелью. На их основе мы стремимся воспитывать в детях чувство гордости достижения­ми отечественной культуры и искусства, побуждать к ак­тивному участию в творчестве и культурной жизни страны.

Разделы программы как бы предлагают нам заглянуть в гости к крестьянину, боярину, дворянину, купцу, к самому государю, а также пройтись по улицам, театрам, музеям, картинным галереям современного города. Такой ход изложения близок детям младшего школьного возраста, так как предполагает путешествие с погружением в иную историческую и художественную среду.

Специфика занятий предполагает широкое использование художественных иллюстраций, фрагменты литературных и музыкальных произведений, а так же документальных, научно-популярных и учебных филь­мов. Среди прочих ставится задача познакомить детей с конкретными име­нами, произведениями искусства, историческими фактами. Необходимо обратить внимание на обилие имен в содержании некоторых занятий. Конечно, это не предполагает ознакомление с творчеством каждого из этих деятелей культуры. Каж­дый педагог вправе выбирать самое, на его взгляд, характерное произ­ведение для данной эпохи или данного направления (в зависимости от имеющегося иллюстративного материала). Можно выбрать отрывок из произведения, картину и проследить, как в ней отразились особенности жанра, стиля. На наш взгляд, подход через архетипические образы искусства облегчает эту задачу. При подборе иллюстративного материала рекомендуется отбирать произведения искусства, содержащие образы четырёх стихий.


Часто в самом содержании урока ставится вопрос нравственный или культурологический, например: «Какова роль художника в жизни общества?» Обсуждать этот вопрос дети будут на основе своих представлений и небольшого жизненного опыта, а также на исторических фактах. Роль учителя в данном случае заключается в организации дискуссии и расстановке необходимых акцентов.

Для лучшего усвоения материала мы рекомендуем делать записи и зарисовки в альбомах для творчества. В них можно записывать короткие определения, зарисовывать схемы и опорные сигналы, выпол­нять творческие задания. В итоге эти записи должны помочь детям в подготовке к урокам дома.

Часть занятий предполагает подготовку учениками устных со­общений по материалам, рекомендованным учителем, с привлечением родителей при подготовке. Эта форма работы должна развивать уст­ную речь и прививать навыки самостоятельной работы с литературой.

Итог прохождения курса - занятия, на которых дети в зани­мательной форме викторины или показательных выступлений вспоминают пройденное. Эти занятия могут включать в себя материалы, изу­ченные в курсах изобразительного искусства, архитектуры, музыки, театра и т.д. И главное, они должны дать детям возможность проявить себя как творческую лич­ность.

Надеемся, что уроки этого учебного курса станут праздником прикоснове­ния к прекрасному, началом знакомства с многогранной культурой, созданной русским народом на протяжении веков.


Основное содержание курса

1 класс

«Земля моих предков»

Раздел 1. Родина любимая (9 часов)

  1. Мы россияне

Родина. Красота родной земли, ее бескрайние просторы. Наши предки. Народные сказки, песни, игры, пословицы.

Рисунок «Я в народном костюме».

  1. Мы – москвичи

На земле московской. Москва – столица России. Москва – город с древней историей. Московский Кремль. Москва – центр культуры. Знакомые московские адреса - Москва детям (театры, выставочные залы, музей и т. д.).

Рисунок «Я у стен Кремля».

  1. Твоя малая Родина

История строительства Зеленограда. Чем знаменита эта земля (военное прошлое). Знаете ли вы свой город? (викторина). Расскажи о своём доме, дворе. Адрес.

Рисунок «Мой дом и двор».

  1. Земля - кормилица

Мать - сыра - земля. Труд крестьянина. Трудолюбие. Осень – пора жатвы.

Рисунок «Орудия крестьянского труда», работа с новыми словами.

  1. Праздник урожая (2 часа)

Плоды труда на земле. Хлеб всему голова. Праздник урожая. Осенняя ярмарка – это торг и веселый балаган. Театр Петрушки.

Коллективное панно «Нива – всякому на диво».

Внеклассное мероприятие «Осенняя ярмарка»

  1. Русский дом

Деревня и село. Русская изба, её внешнее и внутреннее убранство (слайды). Домашняя утварь. Традиционная русская резьба и роспись по дереву.

Аппликация или рисунок «Народные мастера и мастерицы».

  1. Земля – красавица

Прекрасна наша земля. Красота природы в поэзии, музыке, живописи и других видах искусства. Экскурсия по осенней природе.

Рисунок «Осенний пейзаж»

  1. Дети разных народов

На планете Земля. Беседа у глобуса. Народы разных стран, их культура. Национальность.

Аппликация «Дети Земли на голубой планете».

Итоговое комплексное занятие «В гостях у Капустки».

Раздел 2. Душа России (7 часов)


  1. Птица счастья

Каждый человек и народ стремится к счастью. Что значит быть счастливым? Русские пословицы, поговорки, загадки, песни о счастье.

Сказки со счастливым концом.

Игра «Мои счастливые мечты».

Изготовление из бумаги «Птицы счастья».

2 Полет фантазии

Быль и небыль. Фантазии и реальность в русских народных сказках. Народная мудрость.

Рисунок «Зимушка - зима».

  1. Птица-вьюга

Придумаем загадку о зиме. Творчество – это умение видеть удивительное и прекрасное вокруг себя.

Снежные птицы Гжели (видеофильм).

Аппликация «Птица – вьюга» (по мотивам Гжели).

4. Диво-дивное

Заснеженный мир в изделиях народных мастеров. Морозные узоры – вологодское кружево. Народные художественные промыслы.

Вышивка тесьмой по тюли «Морозное кружево».

5. Душа народа

Какой он – русский человек? Трудолюбие, честность, мудрость, доброта. Качества русского народа в народном и классическом искусстве.

Любимые герои русских сказок.

Рисуем сказку «Красавица и (или) Герой».

6. Радость учения

Обучение грамоте в старину. Как шло учение. Рассказы о крестьянских детях. Старинные задачки. Как писали в старину. Берестяные грамоты.

Творческая работа «Азбука».

Итоговое комплексное занятие «Снежные фантазии»

Раздел 3. Светлый мир детства (10 часов)

1. Святки

Святки – святые дни. Рождество Христово. Рождественские обычаи: колядки, ряженые, гадания, вертеп, баловство. Зимние забавы.

Изготовление масок ряженых.

Внеклассное мероприятие «Рождественские святки»

2. «Избу освещает огонек светца…»

Деревенские посиделки. Рукоделие (плетение лаптей, прядение, сучение веревки). Потеха. Истории, были, сказки и частушки. Устное народное творчество.

Плетение из бумаги «Салфетка».

3. Как огонь мастеру помог

В гостях у мастеров-ремесленников. Гончар, кузнец, пекарь. Огонь мастерам в труде верный помощник.

Аппликация «Орнамент».

4. Игрушки из огня