Файл: Русская культура. Сборник программ (школьный компонент учебного плана).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 599

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы

Русская традиционная культура

Программа учебного курса

Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы

Пояснительная записка

4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».

В итоге знакомства с культурой русского народа и последующего вхождения на этой основе в мировую художественную культуру формируются у детей важнейшие качества гражданина России и мира.

Основное содержание курса

5. Мифы о рождении земли и людей

6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа

Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)

1. Гимн солнцу - 2 часа

2.Солнечное настроение

4. Огонь жизни - 2 часа

6. Навстречу весеннему солнцу

Раздел 4. Живая вода (7 часов)

4 Класс

А) организация жизненных наблюдений учащимися, направлен­ных на художественное восприятие и способствующих образному ви­дению окружающих;

Тематическое планирование по учебному курсу

Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича

Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)

Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов

Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец

Тема 3. Духи добрые и злые

Тема 2. Река времени

Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали

Тема 4. Владения дедушки-водяного

Тема 8. Культура Древнего Востока

Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)

Основное содержание курса

Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)

Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)

Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)

Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)

Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)

Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)

Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)

Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)

Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)

Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)

Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты

Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)

Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)

Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)

Тема 1. О светилах (2 часа)

Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)

Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)

Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)

Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)

Тема 6. Горячо любимая (2 часа)

Тема 7. Первые проталины (4 часа)

Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)

Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)

Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)

Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)

Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)

Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)

Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)

2 Класс

Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)

Тема 2. Твой образ (2 часа)

Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)

Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)

Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)

Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)

Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)

Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)

Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)

Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)

Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)

Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)

Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)

Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)

Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)

Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)

Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)

Тема 3. Москва театральная (2 часа)

Тема 4. Театр-здание (2 часа)

Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)

Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»

Раздел 1. Земля

Раздел 2. Воздух

Раздел 3. Огонь

Раздел 4. Вода

Комментарий к репертуарному приложению

Раздел 1. Земля

Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»

Детская песенка «Считалочка»

Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,

Детская песенка «Гармошка».

Хоровод-игра «а у нас огород»

«Дождик»

Мои гуси дома не боятся грома.

«Лесная песенка»

«Осень»

Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»

Раздел 2. Воздух

«Снегири»

«Вьюга»

5. Душа народа

«Пойду ль я, выйду ль я»

6. Радость учения

«Про Лису»

Раздел 3. Огонь

«Обруч круж»

«Колокольцы-бубенцы»

7. Масленица

8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»

9. Выходи весну встречать!

Раздел 4. Вода

«Песенка с гармошкой»

«На горе лужок»

«Вечер»

«Уж как по мосту, мосточку»

«Заплетися, плетень»

Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)

Раздел 1. Мифы о Земле

Раздел 2. Мифы о небесном мире

Комментарии к репертуарному приложению

Раздел 1. Мифы о Земле

1. Мы славяне

«Во поле береза стояла»

2. Были и небылицы древней Руси

«Как у нашего овса»

3. О земном устроении

4. Мать-Сыра-Земля

«Земелюшка-чернозем»

8. Духи природы

«В темном лесе»

Раздел 2. Мифы о небесном мире

1. Погляди на небеса

«У зари-то, у зореньки»

2. Ветры буйные

3. Диковинные птицы

4. Сказочные птицы

5. Судьба для древних славян

Раздел 3. Мифы об огне

1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда

«Сею-вею, повеваю»

2.От магии к веселью

3.Мир, населенный духами

4. Огонь борьбы

«Баба-Яга»

«Олень»

5.Масленичные костры

«Я на горку шла»

6. Женские образы древнеславянской мифологии

«Мама поет»

7. Весенняя магия славян

«Жаворонки прилетали»

Раздел 4. Мифы о воде

3. Красная горка и Радуница

4. Морской царь

7. «Зеленые святки».

«Как у бабушки козел»

8. Волшебство народного узора

Тематическое планирование с репертуарным приложением

2. Книппер л. «Полюшко-поле»

3. Русская народная песня «Полосонька»

4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»

5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»

«Как в болоте, как в болоте»

Раздел 2. Воздух

1. Русская народная песня «Повей, ветерок»

2. Русская народная песня «Воет ветер»

«Птичий пир»

Раздел 3. Огонь

1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»

«Пошла коза по лесу»

2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»

3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»

5. Тиличеева е. «Мама поет»

Раздел 4. Вода

1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»

2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»

3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»

4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»

5. Русские народные песни «Как во поле, поле»

Тематическое планирование с репертуарным приложением

Раздел 4. «Летние приключения у воды»

Комментарии к репертуарному приложению

Раздел 1. «Пестрый колпачок»

" Антошка"

3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.

4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева

5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.

Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"

Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "

2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.

4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.

8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.

Раздел 4. "Летние приключения у воды"

1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.

2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.

Хореография

Пояснительная записка

Структура

Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей

Тематический план

Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»

I класс

Раздел I. Родина любимая

Раздел 2. Душа России

Раздел 3. Танец огня

Раздел 4. Плавное течение

«Русь изначальная»

2 Класс

Раздел 1. Откуда пришла сказка?

Раздел 2. Сказочный полет

Раздел 3. Превращения огня

Раздел 4. Царство водяного

«На святой Руси»

3 Класс

Раздел 1. Матушка-осень

Раздел 2. Раздайся, народ!

Раздел 3. Меня пляска зовет...

Раздел 4. Ногам работа - душе праздник

Россия в зеркале мировой культуры

4 Класс

Раздел 1. Дары матушки-земли

Раздел 2. Дивный полет

Раздел 3. Танец душу нам согреет

Раздел 4. Красота движения

Раздел 4. Мифы о воде (14 часов, 7 занятий)

Река времени. В гостях у художников-прикладников.

Тема 1. Капель

В гостях у художников-прикладников. Образ воды в ювелирных украшениях («капель»). Значение, выразительные средства и материалы декоративно-прикладного искусства. Создание ювелирных украшений - один из видов декоративно-прикладного искусства. Материалы художников-ювелиров, инструменты. Мотивы для создания художественных образов.

Создание образца комплекта ювелирных украшений, в основу которого заложен мотив весенней капели. Изготовление образца с помощью выдавливания и вырезания из мягкой фольги. Отдельные элементы соединяются между собой с помощью тонкой проволоки или ниток.

Фольга, палочки для выдавливания, ножницы, нитки.


Тема 2. Река времени

Рисунок на ткани. Роспись ткани - один из видов декоративно-прикладного искусства. Зарождение этого искусства в Древней Руси и дальнейшее развитие. Мотивы для росписи ткани. Весенние мотивы на ткани.

Создание эскиза росписи ткани для одеяния Весны-красны. Мотивы воды, реки, расцвета природы (свободная кистевая роспись). Перенесение мотива росписи с эскиза на ткань.

Бумага, акварель, кисть, ткань, пяльцы.

Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали

Макет театрального костюма. Традиции славян, связанные со встречей весны. Каким был образ весны в представлениях древних славян? Создание театрального костюма - один из видов декоративно-прикладного искусства. Технология изготовления театрального костюма.

Создание образа Весны-красны по представлениям древних славян. Изготовление небольшого картонного макета по шаблону учителя. Одевание манекена в наряд Весны-красны с использованием ткани, расписанной на предыдущем занятии. Изготовление деталей из разных материалов, дополняющих образ.

Картон, ножницы, клей, ткань, цветная бумага и т. д.

Тема 4. Владения дедушки-водяного

Обычаи и приметы, связанные с пробуждением водяного и его задабриванием. Настенное панно - вид декоративно-прикладного искусства. Материалы, используемые для создания панно. Технологии изготовления.

Коллективная работа. Создание декоративного панно с использованием разных материалов. Из отдельных элементов, образующих «царство водяного», составляется общая композиция.

Ткань, бумага, ножницы, клей и т. д.

Тема 5. Русалочки-берегини на печных изразцах

Изготовление печных изразцов - один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Мотивы, встречающиеся на изразцах. Образы берегинь - излюбленные образы народных мастеров. Специфика изготовления изразца.

Изготовление образца печного изразца с изображением русалки-берегини. Рельефное изображение на небольшой глиняной дощечке. Декорирование формы с помощью стеков и мелких деталей.

Глина, стеки, вода.

Тема 6. Свет и тепло печного изразца

Технология росписи и глазурирования печных изразцов. Особенности цветовой гаммы изразцов.

Грунтовка изделия водоэмульсионной краской, роспись гуашью.


Белила, гуашь, кисть.

Тема 7. Водоворот времени

Мотив дерева в народно-прикладном искусстве. Мотив Древа жизни в искусстве разных народов. Символы, зашифрованные в образе этого Древа. Искусство симметричного вырезания из цветной бумаги - один из видов декоративно-прикладного искусства.

Симметричное вырезание из цветной бумаги мотива Древа жизни. Наклеивание его на белый фон. Работа без предварительной прорисовки элементов карандашом (свободная работа ножницами).

Цветная бумага, ножницы, клей, белая бумага.

Тематическое планирование по учебному курсу

«Изобразительное искусство»

«На святой Руси» - 64 часа.

3 класс

Раздел 1. По страницам Священной книги - 16 часов.

Тема 1. Сотворение мира. Начало

Библейская история о сотворении мира. Создание реальных форм на Земле.

Декоративная аппликация с условным изображением неба, земли и разнообразных растений, растущих на земле. Использование приемов свободного и симметричного вырезания.

Цветная бумага, ножницы, клей.

Тема 2. Сотворение мира. Зелень и травы

Реальные образы растительных форм. Строение, форма основных элементов, их пропорции.

Зарисовка с натуры цветов и трав на основе тщательного изучения их строения, пропорций, пластики.

Бумага, тушь, перо.

Тема 3. Сотворение мира. Плоды

Формы, пропорции, объемы и цвет в живописи. Основы цветоведения и композиции.

Изображение несложного натюрморта с различными по цвету и форме плодами (с натуры).

Бумага, акварель, кисть.

Тема 4. Сотворение мира. Наполнение вод рыбами

Строение, форма, пропорции рыб. Реальные элементы строения, которые могут декорироваться художником.

Изображение реальных форм аквариумных рыб по наблюдению. Передача строения, пропорций, пластики движения.

Фломастеры или цветные карандаши, бумага.

Тема 5. Сотворение мира. Птицы над землей

Строение, формы, пропорции птиц. Набросок в графике.

Изображение с натуры чучела птицы в виде наброска мягким материалом с передачей основных форм и пропорций.

Бумага, уголь, сангина.


Тема 6. Сотворение мира. Звери земные

Строение, формы. Пропорции разных животных. Общие черты животных и их отличия друг от друга.

Изображение силуэтов разных животных тушью, пятном. Передача в силуэтах основных форм, пропорций, характера.

Бумага, тушь, кисть.

Тема 7. Сотворение Богом человека по образу и подобию своему

Адам и Ева. Человек, его строение, особенности форм и пропорций, различия в мужской и женской фигурах.

Изображение силуэтов мужской и женской фигур с передачей основных пропорций и различий. Работа тушью, пятном. Отдельные части строения человеческой фигуры (от самых крупных к мелким) изображаются поочередно, как бы пристраиваясь одна к другой.

Бумага, тушь, кисть.

Тема 8. Изгнание людей из Рая

Предсказания о Спасителе мира. Божественный младенец. Детская фигурка. Строение, пропорции, отличие от фигуры взрослого человека.

Изображение детской фигурки: силуэтно, с помощью пятен, потом «одевание» фигурки, дополнение композиции деталями.

Тонированная бумага, пастель или цветные мелки.

Раздел 2. «Небесные дома» православных христиан на Руси.

Стилизованные образы мирового устройства

Тема 1. «Небо на Земле». Образ христианского храма

Представления христиан о храме как модели мира. Виды христианских храмов, строение, пропорции основных элементов.

Изображение православного храма на фоне пейзажа с передачей основных пропорций и строения.

Бумага, гуашь, кисти.

Тема 2. «Мировая гармония» на фасадах христианских храмов

Растительные орнаменты, их значение, особенности построения. Виды растительных орнаментов, используемых для отделки храмов.

Создание графического изображения растительного орнамента в технике гризайли, с использованием одного-двух цветов темной акварели. Раскладка орнамента по тону.

Бумага, карандаш, акварель, кисть.

Тема 3. Пластика в архитектурных орнаментах

Пластическое решение растительных орнаментов в объеме. Способы стилизации и особенности изготовления орнамента в Древней Руси.

Скульптурное изображение растительного орнамента путем «убирания лишнего» на дощечке глины.

Глина, стеки, вода.


Тема 4. Борьба темных и светлых сил

Зооморфные орнаменты в оформлении фасадов русских церквей. «Звериный стиль». Стилизация животных форм в искусстве Древней Руси. Способы стилизации животных форм.

Графическое изображение стилизованных форм животных, применяемых в оформлении православных храмов Руси с передачей пластики и использованием приемов традиционного декора.

Бумага, карандаш.

Тема 5. Образы иного мира

«Чудовищный стиль» в древнерусском христианском искусстве. Возможности стилизации животных форм. Значение стилизации в «чудовищном стиле».

Изображение скульптурного зооморфного орнамента в «чудовищном стиле с передачей пластики и традиционных приемов декора.

Пластилин, стеки, вода.

Тема 6. Фресковая живопись

Растительные и зооморфные орнаменты в фресковой живописи православных храмов. Цветовое и пластическое решение орнаментов, используемых во внутренней отделке христианских храмов.

Пластическое и живописное решение стилизованных форм растительного и животного мира по мотивам древнерусских церковных фресок.

Бумага, карандаш, акварель, кисти.

Тема 7. Древо жизни

Тема Природы, Земли и Жизни в христианском искусстве. Мотив Древа жизни. Особенности стилизации в изображении Древа жизни русском искусстве.

Живописное или графическое решение мотива Древа жизни с использованием комбинаций растительных и животных форм.

Бумага, гуашь, кисти.

Раздел 3. Святой огонь (20 часов, 10 занятий)

Образы древнерусской живописи. Лики святых.

Тема 1. Библия для неграмотных

Внутреннее оформление православного храма. Образ Спаса на куполе храма. Канонические условности в изображении ликов святых, их особенности и значение.

Каноническое изображение Спаса Нерукотворного. Передача соответствующих пропорций в изображении лица. Соответствующая цветовая гамма.

Бумага, карандаш, гуашь, кисть.

Тема 2. Богоматерь над алтарем

Канонические условности в изображении фигур святых. Символизм одежды и цвета.

Изображение мотива Рождества в виде силуэтов. Многофигурная композиция.

Бумага, тушь, кисти.

Тема 3. Образы христианских праздников в русской иконе