Файл: Русская культура. Сборник программ (школьный компонент учебного плана).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 440

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы

Русская традиционная культура

Программа учебного курса

Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы

Пояснительная записка

4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».

В итоге знакомства с культурой русского народа и последующего вхождения на этой основе в мировую художественную культуру формируются у детей важнейшие качества гражданина России и мира.

Основное содержание курса

5. Мифы о рождении земли и людей

6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа

Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)

1. Гимн солнцу - 2 часа

2.Солнечное настроение

4. Огонь жизни - 2 часа

6. Навстречу весеннему солнцу

Раздел 4. Живая вода (7 часов)

4 Класс

А) организация жизненных наблюдений учащимися, направлен­ных на художественное восприятие и способствующих образному ви­дению окружающих;

Тематическое планирование по учебному курсу

Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича

Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)

Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов

Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец

Тема 3. Духи добрые и злые

Тема 2. Река времени

Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали

Тема 4. Владения дедушки-водяного

Тема 8. Культура Древнего Востока

Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)

Основное содержание курса

Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)

Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)

Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)

Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)

Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)

Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)

Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)

Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)

Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)

Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)

Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты

Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)

Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)

Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)

Тема 1. О светилах (2 часа)

Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)

Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)

Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)

Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)

Тема 6. Горячо любимая (2 часа)

Тема 7. Первые проталины (4 часа)

Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)

Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)

Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)

Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)

Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)

Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)

Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)

2 Класс

Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)

Тема 2. Твой образ (2 часа)

Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)

Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)

Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)

Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)

Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)

Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)

Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)

Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)

Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)

Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)

Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)

Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)

Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)

Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)

Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)

Тема 3. Москва театральная (2 часа)

Тема 4. Театр-здание (2 часа)

Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)

Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»

Раздел 1. Земля

Раздел 2. Воздух

Раздел 3. Огонь

Раздел 4. Вода

Комментарий к репертуарному приложению

Раздел 1. Земля

Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»

Детская песенка «Считалочка»

Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,

Детская песенка «Гармошка».

Хоровод-игра «а у нас огород»

«Дождик»

Мои гуси дома не боятся грома.

«Лесная песенка»

«Осень»

Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»

Раздел 2. Воздух

«Снегири»

«Вьюга»

5. Душа народа

«Пойду ль я, выйду ль я»

6. Радость учения

«Про Лису»

Раздел 3. Огонь

«Обруч круж»

«Колокольцы-бубенцы»

7. Масленица

8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»

9. Выходи весну встречать!

Раздел 4. Вода

«Песенка с гармошкой»

«На горе лужок»

«Вечер»

«Уж как по мосту, мосточку»

«Заплетися, плетень»

Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)

Раздел 1. Мифы о Земле

Раздел 2. Мифы о небесном мире

Комментарии к репертуарному приложению

Раздел 1. Мифы о Земле

1. Мы славяне

«Во поле береза стояла»

2. Были и небылицы древней Руси

«Как у нашего овса»

3. О земном устроении

4. Мать-Сыра-Земля

«Земелюшка-чернозем»

8. Духи природы

«В темном лесе»

Раздел 2. Мифы о небесном мире

1. Погляди на небеса

«У зари-то, у зореньки»

2. Ветры буйные

3. Диковинные птицы

4. Сказочные птицы

5. Судьба для древних славян

Раздел 3. Мифы об огне

1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда

«Сею-вею, повеваю»

2.От магии к веселью

3.Мир, населенный духами

4. Огонь борьбы

«Баба-Яга»

«Олень»

5.Масленичные костры

«Я на горку шла»

6. Женские образы древнеславянской мифологии

«Мама поет»

7. Весенняя магия славян

«Жаворонки прилетали»

Раздел 4. Мифы о воде

3. Красная горка и Радуница

4. Морской царь

7. «Зеленые святки».

«Как у бабушки козел»

8. Волшебство народного узора

Тематическое планирование с репертуарным приложением

2. Книппер л. «Полюшко-поле»

3. Русская народная песня «Полосонька»

4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»

5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»

«Как в болоте, как в болоте»

Раздел 2. Воздух

1. Русская народная песня «Повей, ветерок»

2. Русская народная песня «Воет ветер»

«Птичий пир»

Раздел 3. Огонь

1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»

«Пошла коза по лесу»

2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»

3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»

5. Тиличеева е. «Мама поет»

Раздел 4. Вода

1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»

2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»

3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»

4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»

5. Русские народные песни «Как во поле, поле»

Тематическое планирование с репертуарным приложением

Раздел 4. «Летние приключения у воды»

Комментарии к репертуарному приложению

Раздел 1. «Пестрый колпачок»

" Антошка"

3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.

4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева

5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.

Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"

Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "

2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.

4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.

8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.

Раздел 4. "Летние приключения у воды"

1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.

2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.

Хореография

Пояснительная записка

Структура

Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей

Тематический план

Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»

I класс

Раздел I. Родина любимая

Раздел 2. Душа России

Раздел 3. Танец огня

Раздел 4. Плавное течение

«Русь изначальная»

2 Класс

Раздел 1. Откуда пришла сказка?

Раздел 2. Сказочный полет

Раздел 3. Превращения огня

Раздел 4. Царство водяного

«На святой Руси»

3 Класс

Раздел 1. Матушка-осень

Раздел 2. Раздайся, народ!

Раздел 3. Меня пляска зовет...

Раздел 4. Ногам работа - душе праздник

Россия в зеркале мировой культуры

4 Класс

Раздел 1. Дары матушки-земли

Раздел 2. Дивный полет

Раздел 3. Танец душу нам согреет

Раздел 4. Красота движения

Тема 2. Твой образ (2 часа)

Человек и его душа. Словес­ные автопортреты.

Пластика тела и внутреннее состояние, этюды детей: добро, радость, восторг, покой, умиротворение, любовь и т.д.

Биография по портрету. Упражнения на эмоционально-тональную память.

Кинолента. Накопление слов-кадров.

Тема 3. Библейские образы в искусстве ( 2 часа)

Понятие события в картине. Путешествие по библейским ил­люстрациям.

Групповой рассказ по картине А Иванова «Явление Христа народу». Логика изложения. Образы, видения, события, оценки, моти­вы.

Пластические этюды по картине на психофизическое состояние че­ловека. Оправдание позы - продолжение действия (этюды по картине).

Тема 4. Госпожинки. Рождество Пресвятой Богородицы девы Марии (2 часа)

Упражнения с текстом, работа со словесным действием. Пластическая композиция по библейскому преданию о деве Марии.

Застывшие фигуры. Импровизации по тексту духовного стиха «Сон Богородицы» (Maти Мария...).

Матерь Божья - мать всех христиан, заступница и предстательница за человеческий род, она - прообраз всех матерей.

Словесный портрет "Моя мама".

Осенины - встреча Осени. Игры и образы на основе русских традиций. Участие в празднике Осени - осенней ярмарке.

Тема 5. Храм - модель мира. Воздвижение Креста Господня

(2 часа)

Биография предмета: икона, крестик, свеча...

Создание единой пластической композиции «Храм».

Об обретении животворящего Креста. Упражнения и этюды с текстом.

Крест - самый священный символ православной религии. Действие с предметом.

Этюды на перемену отношения к месту действия: лес, музей, храм, дом, темная комната...

Тема 6. Октябрь-свадебник. Венчание на Руси (2 часа)

Кто как венчался (цари, бояре, крестьяне). Картины-этюды.

Игры-прообразы свадебных обрядов.

Упражнения на чувство партнера. Общение.

Игры-упражнения на наблюдательность.

Работа по картине В. Пукирева «Неравный брак». Работа на энергетику рук. Взаимодействие партнеров, их взаимосвязь и взаимозависимость.


Тема 7. Покров Пресвятой Богородицы (2 часа)

Этюды на превращение предмета.

Сцены «Подготовка к празднованию Покрова» (на основе на­родных примет и традиций).

История Покровского собора - Храма Василия Блаженного в Москве. Инсценировка по Д. Кедрину.

Тема 8. Лики святых. Параскева Пятница(2 часа)

Инсценировка «Матушка-Параскева».

Упражнения на действия «Женские заботы». Слово и внутреннее видение.

Игры-упражнения «Пятницкие приметы».

Работа со словом и голосом на материале пословиц и погово­рок о пятнице.

Сцены-этюды по духовным стихам «Двенадцать пятниц» («Придите братия, послушайте»).

Раздел 2. Церковные праздники и народные забавы (14 часов)

Тема 1. Мистерии церкви и русский фольклорный театр (4 часа)

Путешествие по страницам «Голубиной книги».

Пещное действо Инсценировки героико-романтических и бытовых драм. Сцены из «Лодки», «Ермака», «Царя Максимилиана».

Этюды на характер, тип, образ персонажа по материалам сати­рических драм: «Барин», «Пахомушка».

Тема 2. Веселые скоморохи (4 часа)

Шуты и скоморохи на российском троне.

Этюды на пластическое решение образа. Словесные игры «Абракадабры».

Почему скоморохов отлучали от церкви?

Игры и сценки ряженых: «Шуточная свадьба», «Поповские стихи», «Служба неграмотного попа», «Баба в лаптищах».

Пьесы кукольного театра. Образ Петрушки. Разыгрывание сцен «Петрушка, он же Ванька Рататуй», «Петрушка и лекарь», «Петрушка и барин».

Тема 3. Колокольные звоны России (2 часа)

Звуковой рассказ «О чем звонит колокол?». По материалам прослушивания колокольных звонов.

Импровизация со звуком. Слуховая память.

Звон колокольни. Упражнение по принципу «оркестр и дири­жер». Превращение в предмет.

Биография предмета «Царь-колокол».

Тема 4. Введение в Храм Пресвятой Богородицы (2 часа)

Словесные упражнения по мотивам истории о том, как родите­ли Марии посвятили ее Богу.

Этюды и сцены по книге Т. Мироновой «Необычное путешест­вие в Древнюю Русь».

Тема 5. Николай Чудотворец. Микола Зимний (2 часа)


Творческие работы по зимним предметам. Упражнение со сло­вом.

Застывшие сюжеты «Николин день - гостевой праздник» (по мотивам пословиц и поговорок).

Массовый этюд-импровизация «Николин торг».

Николай-Чудотворец и Дед Мороз.

Творческие работы по духовному стиху «Никола-Святитель («Святитель, отец ты наш Микола...»).

Раздел 3. Святой огонь ( 20 часов)

Тема 1. Свет Рождества Христова (4 часа)

Разыгрывание библейской истории с куклами в театре-вертепе.

Импровизированные пластические этюды по теме.

Единая скульптурная композиция. Игры-этюды на основе весе­лого текста колядок.

Игры с двустишиями «Досочини колядку».

Сочинительство колядок про себя и про своих друзей.

Работа с подтекстом на материале разных колядок: просьба, славление, величание, благодарение, шуточная угроза.

Сцены из вертепных представлений «Царь Ирод».

Тема 2. Святочные вечера (2 часа)

Игры в ряженых: изображение животных, персонажей потус­тороннего мира, превращение в «чужих».

Игры «Журавль», «Воробышек», «Коза», «Бык».

Погадаем-поиграем: «Волшебная книга», «Расскажи нам, ку­рочка», «Подслушаем судьбинушку».

Гадание со свечой «Фантазии воска».

Сценические варианты библейских мотивов «Иоанн Крести­тель» и «Крещение Господне».

Духовные стихи «Рождество Христово» («Во городе Вифлее­ме...»).

Тема 3. Январь-лютовей. Запечные истории (2 часа)

Игры с текстом и упражнения с голосом на материале посло­виц о январе.

Пластические этюды на тему зимних явлений природы.

Этюды на физическое состояние, на перемену отношений к месту действия.

Сочинение стихов по библейским сюжетам. Сцениче­ский вариант сочиненной сказки.

Театр рук, настольный театр, театр кукол (на материале духов­ных стихов).

Тема 4. Февраль-снеговей. Сретение Господне (2 часа)

Творческие работы на основе примет и поговорок о феврале.

«Солнце на лето, а зима на мороз». Пластическая импровизация «Пробуждение леса» (массовый этюд).

Творческие задания по библейскому тексту.


Духовные стихи «Плач Земли».

Этюды на психофизическое со­стояние.

Тема 5. «И светом чудным озарены». Лики святых (2 часа)

Инсценировка по книге Вл. Бахревского «И светом чудным озарены».Понятие события «на основе русских икон».Драматизация духовного стиха «Два брата Лазаря».

Тема 6. Широкая масленица - праздник души русской (2 часа)

Про то, как Масленицу звали. Конкурс зазывал.

Игра «Дедушка Матвей».

Подвижные игры и конкурсы.«Лубочные картинки».Этюды на актерскую смелость.

О прощеном воскресенье. Говорим друг другу теплые и доб­рые слова.

Про торжественный маскарад, устроенный Петром I в 1722. го­ду на четвертый день сырной недели.

Этюды по развитию артистической сме­лости и элементов характерности.

Участие в празднике "Веселая масленица".

Тема 7. На городском праздничном зрелище ( 4 часа)

Раек. Конкурс «дедов-раешников». Словесные игры-упраж­нения. Собственное сочинительство «диковинок».

Медвежьи потехи. Этюды на «умного» медведя.

Творческие словесные упражнения и игры на материале текстов-прибауток балаганных и карусельных зазывал.

Веселые сцены клоунов Фомы и Еремы.

Массовая импровизированная картина-этюд «Ярмарка-торговля».

Этюды на создание характерного образа уличного торговца.

Тема 8. Женские лики земли русской (2 часа)

Инсценировки по книгам Вл. Бахревского «И светом чудным озарены», Ал. Карпова «Сказания русской летописи».

Раздел 4. Святая вода (14 часов)

Тема 1. Апрель-капельник. Великий пост (2 часа)

Игры и упражнения по приметам апреля

Нравственный аспект Великого поста. Духовность и обычаи. Инсценировки по книге А. Богданова «Птица Сирин».

Тема 2. Вербное Воскресенье и Страстная Седьмица (2 часа)

Этюды по библейским страницам о последних днях жизни Христа.

«Вербохлест». Игра-инсценировка.

Инсценировки истории о Деве Марии и красном яичке.

Творческие paбoты по «Вербному воскресенью» И. Спершева.

Тема 3. Май-травень. Радоница. Красная горка (2 часа)

Актерские этюды «Апрель-обманщик, капризник, плут, лука­вец».


Игры и упражнения на материале пословиц, поговорок, при­мет о мае.

Веселые игры Красных горок. Горелки.

Сопричастность поколений. Этюды «Мои предки».

Память внутренних восприятий. Эмоциональная память.

Духовные стихи «О грешной душе».

Тема 4. Егорьев День. Святой Георгий Победоносец (2 часа)

Творческая работа по духовным стихам «Егорий Храбрый».

Инсценировка «Чудо о змие».

«Пастушечьи игры». Этюды и упражнения.

Оправдание необычного физического самочувствия.

Этюды на «зерно» зверя.

Массовые и групповые сцены по теме «Животные».

Тема 5. Лик Святого Николая - покровителя водной стихии

(2 часа)

Разыгрывание сцен по легенде «Святитель Николай».

Образ заступника бедных. Этюды на действие с реальными и воображаемыми предметами.

Массовый этюд «Мореплаватели». Действия в условиях вы­мысла.

Тема 6. Вознесение Господне. Пресвятая Троица. Лето - день года (4 часа)

Творческие задания по страницам Библии.

Словесные и голосовые упражнения на материале селищно-троицких и купальских песен.

Инсценировка по роману П. Мельникова-Печерского «В ле­сах». Празднование Ивана Купалы.

Участие в детском празднике «Зеленые святки».

Сцены с Ле­шим, бабушкой-травницей, русалками, водяным. Завивание березки. Встреча лета красного.

«Русский театр

в зеркале мировой художественной культуры» (64 часа)

4 класс

Раздел 1. Зарождение искусства на Земле (16 часов)

Тема 1. Мир искусства как волшебный цветок (2 часа)

Занятие-игра «Разгадка волшебного чемоданчика». На наших глазах рождается огромный многолепестковый цветок - прообраз чу­десного мира искусства.

Делимся друг с другом своими эмоциональными потрясениями и переживаниями, которые были связаны с приобщением к миру искус­ства.

Выполняем разнообразные групповые и индивидуальные этю­ды-задания «Заглядывая в творческие мастерские...».

Импровизированная игра-интервью «Говорят великие мастера».

Тема 2. Фантазии на тему «Первобытные люди» (2 часа)