Файл: Русская культура. Сборник программ (школьный компонент учебного плана).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 605

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы

Русская традиционная культура

Программа учебного курса

Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы

Пояснительная записка

4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».

В итоге знакомства с культурой русского народа и последующего вхождения на этой основе в мировую художественную культуру формируются у детей важнейшие качества гражданина России и мира.

Основное содержание курса

5. Мифы о рождении земли и людей

6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа

Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)

1. Гимн солнцу - 2 часа

2.Солнечное настроение

4. Огонь жизни - 2 часа

6. Навстречу весеннему солнцу

Раздел 4. Живая вода (7 часов)

4 Класс

А) организация жизненных наблюдений учащимися, направлен­ных на художественное восприятие и способствующих образному ви­дению окружающих;

Тематическое планирование по учебному курсу

Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича

Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)

Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов

Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец

Тема 3. Духи добрые и злые

Тема 2. Река времени

Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали

Тема 4. Владения дедушки-водяного

Тема 8. Культура Древнего Востока

Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)

Основное содержание курса

Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)

Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)

Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)

Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)

Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)

Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)

Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)

Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)

Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)

Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)

Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты

Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)

Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)

Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)

Тема 1. О светилах (2 часа)

Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)

Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)

Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)

Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)

Тема 6. Горячо любимая (2 часа)

Тема 7. Первые проталины (4 часа)

Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)

Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)

Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)

Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)

Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)

Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)

Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)

2 Класс

Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)

Тема 2. Твой образ (2 часа)

Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)

Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)

Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)

Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)

Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)

Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)

Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)

Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)

Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)

Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)

Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)

Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)

Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)

Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)

Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)

Тема 3. Москва театральная (2 часа)

Тема 4. Театр-здание (2 часа)

Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)

Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»

Раздел 1. Земля

Раздел 2. Воздух

Раздел 3. Огонь

Раздел 4. Вода

Комментарий к репертуарному приложению

Раздел 1. Земля

Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»

Детская песенка «Считалочка»

Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,

Детская песенка «Гармошка».

Хоровод-игра «а у нас огород»

«Дождик»

Мои гуси дома не боятся грома.

«Лесная песенка»

«Осень»

Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»

Раздел 2. Воздух

«Снегири»

«Вьюга»

5. Душа народа

«Пойду ль я, выйду ль я»

6. Радость учения

«Про Лису»

Раздел 3. Огонь

«Обруч круж»

«Колокольцы-бубенцы»

7. Масленица

8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»

9. Выходи весну встречать!

Раздел 4. Вода

«Песенка с гармошкой»

«На горе лужок»

«Вечер»

«Уж как по мосту, мосточку»

«Заплетися, плетень»

Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)

Раздел 1. Мифы о Земле

Раздел 2. Мифы о небесном мире

Комментарии к репертуарному приложению

Раздел 1. Мифы о Земле

1. Мы славяне

«Во поле береза стояла»

2. Были и небылицы древней Руси

«Как у нашего овса»

3. О земном устроении

4. Мать-Сыра-Земля

«Земелюшка-чернозем»

8. Духи природы

«В темном лесе»

Раздел 2. Мифы о небесном мире

1. Погляди на небеса

«У зари-то, у зореньки»

2. Ветры буйные

3. Диковинные птицы

4. Сказочные птицы

5. Судьба для древних славян

Раздел 3. Мифы об огне

1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда

«Сею-вею, повеваю»

2.От магии к веселью

3.Мир, населенный духами

4. Огонь борьбы

«Баба-Яга»

«Олень»

5.Масленичные костры

«Я на горку шла»

6. Женские образы древнеславянской мифологии

«Мама поет»

7. Весенняя магия славян

«Жаворонки прилетали»

Раздел 4. Мифы о воде

3. Красная горка и Радуница

4. Морской царь

7. «Зеленые святки».

«Как у бабушки козел»

8. Волшебство народного узора

Тематическое планирование с репертуарным приложением

2. Книппер л. «Полюшко-поле»

3. Русская народная песня «Полосонька»

4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»

5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»

«Как в болоте, как в болоте»

Раздел 2. Воздух

1. Русская народная песня «Повей, ветерок»

2. Русская народная песня «Воет ветер»

«Птичий пир»

Раздел 3. Огонь

1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»

«Пошла коза по лесу»

2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»

3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»

5. Тиличеева е. «Мама поет»

Раздел 4. Вода

1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»

2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»

3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»

4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»

5. Русские народные песни «Как во поле, поле»

Тематическое планирование с репертуарным приложением

Раздел 4. «Летние приключения у воды»

Комментарии к репертуарному приложению

Раздел 1. «Пестрый колпачок»

" Антошка"

3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.

4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева

5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.

Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"

Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "

2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.

4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.

8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.

Раздел 4. "Летние приключения у воды"

1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.

2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.

Хореография

Пояснительная записка

Структура

Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей

Тематический план

Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»

I класс

Раздел I. Родина любимая

Раздел 2. Душа России

Раздел 3. Танец огня

Раздел 4. Плавное течение

«Русь изначальная»

2 Класс

Раздел 1. Откуда пришла сказка?

Раздел 2. Сказочный полет

Раздел 3. Превращения огня

Раздел 4. Царство водяного

«На святой Руси»

3 Класс

Раздел 1. Матушка-осень

Раздел 2. Раздайся, народ!

Раздел 3. Меня пляска зовет...

Раздел 4. Ногам работа - душе праздник

Россия в зеркале мировой культуры

4 Класс

Раздел 1. Дары матушки-земли

Раздел 2. Дивный полет

Раздел 3. Танец душу нам согреет

Раздел 4. Красота движения

6. Радость учения

Детская прибаутка «Про Лису».

В русской народной прибаутке «Про Лису»прием игры – глиссандо у ксилофона (быстрое скольжение палочкой вверх от указанной ноты) можно использовать как во вступлении, так и в окончании (по усмотрению педагога).

Вокальная партия полностью дублируется струнными (домрой, балалайкой, цитрами). Состав инструментов может быть изменен. Важно, что каждый ребенок имеет возможность контролировать собственную интонацию (играет и поет одно и то же секундовое соотношение).

Доступность музыкального материала позволяет вводить в ансамбль новые инструменты (например, цитры).

«Про Лису»

(см. нотное приложение 28)

Уж как шла Лиса по травке, Села Лиска на пенек

Нашла азбуку в канавке. И читала весь денек.

Раздел 3. Огонь

  1. Святки. Зимние забавы

Святочные игры «Обруч круж», «Колокольцы-бубенцы».

В предлагаемой инструментовке считалочки «Обруч круж» домры и балалайки играют в унисон с аккордеоном основную тему.

С учетом быстрого темпа с постоянным ускорением и времени, необходимого для сыгранности ансамбля, партии можно упростить. Например, разделить мелодию между исполнителями по одному такту или в поддержку нескольких солистов, играющих мелодию, написать аккомпанемент из одной нотки(«ми») и доверить его начинающим музыкантам.

Для исполнения партий домр и балалаек есть 2 варианта: игра с использованием открытой струны «ля» и без нее («ля» - 35 , «соль-диез» - 34).

Правильнее играть на «закрытой» струне, но если для ребенка легче чередовать открытую и закрытую струну - предложите ему вариант игры «через такт» с другими детьми, так как технически этот прием сложнее исполнить в быстром темпе, чем при игре на одной струне.

Музыкантам ансамбля всегда очень хочется тоже принять участие в игре, поэтому последний раз игра может пройти под аккомпанемент одного педагога.

«Обруч круж»

(см. нотное приложение 29)

Обруч круж, обруч круж, Кто не хочет быть ужом

Кто играет будет уж. Выходи из круга вон.

Аналогичные рекомендации можно дать относительно другой святочной игры «Колокольцы-бубенцы». Простота мелодии и инструментовки позволяет всем детям чередовать участие в игре и в ансамбле (на струнных).


«Колокольцы-бубенцы»

(см. нотное приложение 30)

Колокольцы-бубенцы, Ди-ги, ди-ги, ди-ги, дон,

Раззвонились удальцы. Отгадай откуда звон.

  1. Деревенские посиделки

Р. н. п. «Все мы песни перепели»

В инструментовке русской народной песни «Все мы песни перепели» (см. нотное приложение 31) партия балалайки-примы исполняется приемом бряцание (двойными нотами), а в партии баяна - интервалы и аккорды. И ту и другую можно, при необходимости, разделить по одной нотке для нескольких исполнителей.

Партия домры-малой дублирует мелодию. Если она окажется сложной, напишите для домристов, подголосок, используя нижний голос баянной партии.

Одна музыкальная фраза здесь повторяется четыре раза. Поэтому сначала следует разучить основную тему (из двух тактов), а затем связку между ее повторениями.


  1. 4. Как огонь мастеру помог?

Русская народная песня «Во кузнице».

В инструментовке русской народной песни «Во кузнице»1 часть построена на мелодических перекличках солирующих инструментов, а 2 – игра терциями в унисон (партия ксилофона дублируется гармоникой и баяном). В этой части мы предлагаем или одному ксилофонисту сыграть двумя палочками, или двум музыкантам по одной нотке. С каждым следующим куплетом можно менять октаву (играть то в первой, то во второй).

Особого внимания требуют партии ударных инструментов – с каждым исполнителем нужно разобрать ритмический рисунок и указать солирующий инструмент, вместе с которым он вступает (например, коробочка – гармоника).

«Во кузнице»

(см. нотное приложение 32)

Во куз- , во кузнице,

Во куз- , во кузнице.

Во кузнице молодые кузнецы,

Во кузнице молодые кузнецы.

Они, они куют,

Они, они куют.

Они куют приговаривают,

Молотами приколачивают.

Пойдем, пойдем, Дуня,

Пойдем, пойдем, Дуня.

Пойдем, Дуня, во лесок, во лесок,

Пойдем, Дуня, во лесок, во лесок.

Сорвем, сорвем, Дуня,

Сорвем, сорвем, Дуня.

Сорвем, Дуня, лапушок, лапушок,

Сорвем, Дуня, лапушок, лапушок.

Сошьем, сошьем, Дуня,

Сошьем, сошьем, Дуня.

Сошьем, Дуня, сарафан, сарафан,

Сошьем, Дуня, сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,

Носи, носи, Дуня.

Носи, Дуня, не марай, не марай,

По праздничкам надевай, надевай.

5. Мой род

Соколова Н. «Затопила мама печку»

В инструментовке детской песенки «Затопила мама печку»особое внимание следует уделить голосоведению – соблюдению лиг.

Мелодическая линия в первой части переходит от домр и первого аккордеона ко второму. При исполнении этого перехода необходимо добиться плавности в голосоведении – легато.

Если в вашем ансамбле есть полный состав струнных инструментов, всю пьесу можно построить как перекличку балалайки-примы и балалайки-секунды (или домры-малой и домры-альт) на фоне гитарных арпеджио (в исполнении педагога).

Напомним, что вокальная партия не должна заглушаться аккомпанирующим ансамблем.


«Затопила мама печку»

(см. нотное приложение 33)

Затопила мама печку, И пока мороз трескучий

Стало в комнате тепло, Не пускает нас гулять,

И сверкает снег на солнце Мы успеем много сказок,

Сквозь замерзшее стекло. Много сказок прочитать.

6. Я и мое имя

Маршак С., Вейсберг Ю. Детская песенка «Про Машу».

В инструментовке детской песенки «Про Машу»сольную партию баяна (или аккордеона) можно разделить на два пульта – партии правой и левой руки или по частям – на усмотрение педагога. Партия левой руки написана в упрощенном варианте и доступна первокласснику. Если при разучивании все-таки возникнут сложности, левой рукой должен сыграть педагог. При исполнении мелодии особое внимание следует уделить штриху легато и построению музыкальных фраз.

У домр и балалаек – очень легкий аккомпанемент. При исполнении этой песни мы использовали такой прием. После первой части несколько струнников (домристов или балалаечников) меняют свои инструменты на цитры. На сцене такой прием очень эффектен, но требует дополнительного времени на репетициях. Для исполнения приема глиссандо на цитрах детям необходимо подготовить медиаторы.

Партии ударных обязательно отрабатываются отдельно, а затем в дуэте с солистом и со всем ансамблем. Песня очень легко инсценируется. Однако важно выделить вокальную партию девочки-солистки на фоне играющего ансамбля и выстроить ее «диалог» с подружками, «роль» которых могут исполнить сами музыканты.

«Про Машу»

(см. нотное приложение 34)

- Выйди, Маша, из ворот, из ворот -На крылечке серый кот, серый кот,

Выйди, Маша, в хоровод, в хоровод. Пусть он Ваню бережет, стережет.

- Нет, подружки, не могу, не могу - Серый котик поскучай, поскучай,

Братца Ваню берегу, стерегу. Братца Ваню покачай, покачай.


7. Масленица

Русская народная песня «Ой, блины, блины, блины»

Русская народная шуточная песня «Ой, блины, блины, блины»исполняется на празднике Масленицы.

Партию баяна правой руки можно разделить на два пульта (по одному такту) и доверить сыграть детям, левой руки – третьему пульту или педагогу (с учетом быстрого темпа). Простая подголосочная партия у гармоники. Ее обязательно нужно сыграть несколько раз вместе с баяном до общей, сводной репетиции. У ударных инструментов различный ритмический рисунок. Выберите тот вариант, который наиболее посилен Вашим детям. А также используйте те ударные и шумовые инструменты, которые есть в вашем ансамбле (это может быть колотушка, рубель, стиральная доска и т. п.). Предложите детям придумать свою версию ритмического сопровождения мелодии.

«Ой, блины, блины, блины»

(см. нотное приложение 35)

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои.

Напекла я блины

На четыре стороны.

Напекла я блины

На четыре стороны.

Никто те блины не ест,

Никто даром не берет.

Никто те блины не ест,

Никто даром не берет.

Только серая свинья

Понюхала, да пошла.

Только серая свинья

Понюхала, да пошла.

За лиманом огонь горит,

У свиньи живот болит.

За лиманом огонь горит,

У свиньи живот болит.

За лиманом огонь потух, -

У свиньи живот опух.

За лиманом огонь потух, -

У свиньи живот опух.

8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»

Русская народная песня «Как пошли наши подружки».

Инструментовка русской народной песни «Как пошли наши подружки» рассчитана на детей 5-6 лет. Поэтому ансамбль первоклассников должен освоить ее очень быстро. Партию баяна может исполнить учитель, продублировав мелодию аккордами, или ученик-солист. В данном произведении мы использовали хроматическую гармонику. Трудность при исполнении партии заключается в точном счете пауз и вступлений. Аналогична единственная сложность в партиях балалайки и домры. Паузы можно заменить недостающими нотами мелодии при условии, что дети уже владеют игрой на закрытых струнах.