Файл: Русская культура. Сборник программ (школьный компонент учебного плана).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 430

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы

Русская традиционная культура

Программа учебного курса

Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы

Пояснительная записка

4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».

В итоге знакомства с культурой русского народа и последующего вхождения на этой основе в мировую художественную культуру формируются у детей важнейшие качества гражданина России и мира.

Основное содержание курса

5. Мифы о рождении земли и людей

6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа

Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)

1. Гимн солнцу - 2 часа

2.Солнечное настроение

4. Огонь жизни - 2 часа

6. Навстречу весеннему солнцу

Раздел 4. Живая вода (7 часов)

4 Класс

А) организация жизненных наблюдений учащимися, направлен­ных на художественное восприятие и способствующих образному ви­дению окружающих;

Тематическое планирование по учебному курсу

Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича

Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)

Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов

Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец

Тема 3. Духи добрые и злые

Тема 2. Река времени

Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали

Тема 4. Владения дедушки-водяного

Тема 8. Культура Древнего Востока

Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)

Основное содержание курса

Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)

Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)

Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)

Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)

Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)

Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)

Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)

Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)

Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)

Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)

Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты

Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)

Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)

Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)

Тема 1. О светилах (2 часа)

Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)

Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)

Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)

Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)

Тема 6. Горячо любимая (2 часа)

Тема 7. Первые проталины (4 часа)

Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)

Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)

Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)

Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)

Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)

Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)

Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)

2 Класс

Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)

Тема 2. Твой образ (2 часа)

Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)

Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)

Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)

Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)

Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)

Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)

Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)

Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)

Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)

Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)

Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)

Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)

Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)

Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)

Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)

Тема 3. Москва театральная (2 часа)

Тема 4. Театр-здание (2 часа)

Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)

Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»

Раздел 1. Земля

Раздел 2. Воздух

Раздел 3. Огонь

Раздел 4. Вода

Комментарий к репертуарному приложению

Раздел 1. Земля

Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»

Детская песенка «Считалочка»

Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,

Детская песенка «Гармошка».

Хоровод-игра «а у нас огород»

«Дождик»

Мои гуси дома не боятся грома.

«Лесная песенка»

«Осень»

Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»

Раздел 2. Воздух

«Снегири»

«Вьюга»

5. Душа народа

«Пойду ль я, выйду ль я»

6. Радость учения

«Про Лису»

Раздел 3. Огонь

«Обруч круж»

«Колокольцы-бубенцы»

7. Масленица

8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»

9. Выходи весну встречать!

Раздел 4. Вода

«Песенка с гармошкой»

«На горе лужок»

«Вечер»

«Уж как по мосту, мосточку»

«Заплетися, плетень»

Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)

Раздел 1. Мифы о Земле

Раздел 2. Мифы о небесном мире

Комментарии к репертуарному приложению

Раздел 1. Мифы о Земле

1. Мы славяне

«Во поле береза стояла»

2. Были и небылицы древней Руси

«Как у нашего овса»

3. О земном устроении

4. Мать-Сыра-Земля

«Земелюшка-чернозем»

8. Духи природы

«В темном лесе»

Раздел 2. Мифы о небесном мире

1. Погляди на небеса

«У зари-то, у зореньки»

2. Ветры буйные

3. Диковинные птицы

4. Сказочные птицы

5. Судьба для древних славян

Раздел 3. Мифы об огне

1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда

«Сею-вею, повеваю»

2.От магии к веселью

3.Мир, населенный духами

4. Огонь борьбы

«Баба-Яга»

«Олень»

5.Масленичные костры

«Я на горку шла»

6. Женские образы древнеславянской мифологии

«Мама поет»

7. Весенняя магия славян

«Жаворонки прилетали»

Раздел 4. Мифы о воде

3. Красная горка и Радуница

4. Морской царь

7. «Зеленые святки».

«Как у бабушки козел»

8. Волшебство народного узора

Тематическое планирование с репертуарным приложением

2. Книппер л. «Полюшко-поле»

3. Русская народная песня «Полосонька»

4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»

5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»

«Как в болоте, как в болоте»

Раздел 2. Воздух

1. Русская народная песня «Повей, ветерок»

2. Русская народная песня «Воет ветер»

«Птичий пир»

Раздел 3. Огонь

1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»

«Пошла коза по лесу»

2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»

3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»

5. Тиличеева е. «Мама поет»

Раздел 4. Вода

1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»

2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»

3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»

4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»

5. Русские народные песни «Как во поле, поле»

Тематическое планирование с репертуарным приложением

Раздел 4. «Летние приключения у воды»

Комментарии к репертуарному приложению

Раздел 1. «Пестрый колпачок»

" Антошка"

3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.

4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева

5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.

Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"

Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "

2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.

4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.

8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.

Раздел 4. "Летние приключения у воды"

1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.

2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.

Хореография

Пояснительная записка

Структура

Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей

Тематический план

Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»

I класс

Раздел I. Родина любимая

Раздел 2. Душа России

Раздел 3. Танец огня

Раздел 4. Плавное течение

«Русь изначальная»

2 Класс

Раздел 1. Откуда пришла сказка?

Раздел 2. Сказочный полет

Раздел 3. Превращения огня

Раздел 4. Царство водяного

«На святой Руси»

3 Класс

Раздел 1. Матушка-осень

Раздел 2. Раздайся, народ!

Раздел 3. Меня пляска зовет...

Раздел 4. Ногам работа - душе праздник

Россия в зеркале мировой культуры

4 Класс

Раздел 1. Дары матушки-земли

Раздел 2. Дивный полет

Раздел 3. Танец душу нам согреет

Раздел 4. Красота движения

Первые признаки театрального искусства в пещере древнего человека.

История и археология. Доисторический период жизни человека на земле.

Слайд-фильм и анализ иллюстраций к книге на тему «Древние люди».Творческие театральные задания-этюды по произведениям Ж.Рони-старшего «Борьба за огонь» и Н.Чутко «История становления человека».

Этюды «Ожившая наскальная живопись».

Импровизированный «костер в пещере». Рождение мифов. За­дания на самостоятельное творчество. «Первые авторы мифов и первые их исполнители».

Первые звуки-песни. Звуковые импровизации - подражания птицам, животным, явлениям природы, положенные на характер и темпо-ритм.

Фантазии-домыслы «Как родились первые музыкальные инст­рументы? Какими они были?»

Упражнения на звуковые импровизации «О чем рассказал нам барабан?»

Первые признаки письменности. Путешествие по страницам книги «История письменности».

Игры-загадки «Что написал здесь древний человек?»


Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)

Ритуальные танцы-тотемы как прообраз театрального зрелища

Тотем - прообраз предка, охраняющий человека. Танец-тотем как посвящение.

Этюды «Предок моего племени».

И. Стравинский «Весна священная», творческие задания.

Му­зыкально-пластические импровизации на тему охотничьих плясок.

Просмотр слайдов «Ритуальные танцы древних».

Сочинение драматургии для танцев-тотемов.

Групповые этюды ритуальных танцев на сюжеты из сцен охоты древних людей.

Общий танец-игра «Маска тотема». Принцип цепочки.

«Искусство пантомимы» (диафильм).

Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)

Рассматриваем изображения на папирусах и фотографии из книги «Весь Египет».

Пробуем «оживить» настольный картонный театр «Мир Древ­него Египта».

Творческие работы по книге «Боги Древнего Египта», разыгрывание сценок из жизни древнеегипетских богов.

Этюды-превращения «Фантастические боги священного Нила».

Этюды на память физических действий «Труд египтянина».

Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)

Дионис - бог виноделия и плодородия.

Рассматриваем изобра­жение театральных сцен на рисунках древних греков.

Этюды-фантазии «Ожившие фигуры», «Что было до...?», « Что стало после...?».

Строим древнегреческий театр (на столе, на полу). Закрепляем понятия: орхестра, алтарь, скена, просцениум, актеры-хоревты, хор и главный актер - корифей, театрон - места для зрителей. Варианты декораций, одежда актеров, сандалии на котурнах, символический цвет ма­сок и одежд.

Масштабы Великих Дионисий.

Групповые игры-этюды «Живые картинки древнегреческого представления».

Придумываем эскизы театральных масок, варианты возможных театральных денег.

Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)

Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан. Музы древних греков.

Костюм античного мира. Пробуем драпировать на себе ткани, придумываем прически.

Игра конкурс «Настоящий житель Древних Афин».

Девять муз-сестер - покровительниц мира прекрасного.


Упраж­нения-этюды «Ожившие скульптуры», этюды-преврашения «Меня зо­вут... Я покровительница...».

Великие драматурги Греции. Разыгрывание сюжетов и сцен из пьес «Прометей прикованный», «Эдип-царь», «Антигона», «Персы». Сцены из пьес современных авторов о жизни древних греков (Э. Радзинский, Ж. Ануй).

Мим и пантомима - низовые формы древнегреческого театра.

Этюды-импровизации «Бродячие актеры на афинских площадях».

Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)

Перемены на римской сцене. Кровавые зрелища Колизея.

Уп­ражнения на физические и мышечно-двигательные способности тела. Тренинг мышечного контролера.

Спортивные игрища в римском «цирке». Упражнения на пла­стическое выражение тела.

Жанр пантомимы. Упражнения-тренинги "Мое тело в про­странстве".

Игры-загадки «Расскажи телом, жестом, мимикой».

Сцены и этюды из произведений Плавта «Менехмы», «Клад», «Хвастливый воин».

Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)

Истоки традиции восточных театров. Условности и особенно­сти исполнения Пекинской оперы. Пластические импровизации.

Работа с гримом. Придумываем маски разных характеров.

Японский театр Но и Кабуки. Упражнения на статику «Что бы это значило?»

Этюды-импровизации: «Актеры-акробаты», «Актеры-воины».

Творческие работы с японскими трехстишиями.

Диафильм «Театральное искусство Индии».

Упражнения-этюды «Мои волшебные руки». Театр рук и ног.

Импровизации танца в стиле Катхакали.


Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)

Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)

Народные традиции, религиозная драма, светская культура.

Эстетика средневекового костюма - отражение сурового време­ни. Пробуем создать несколько вариантов костюма эпохи средневековья.

Драмы на церковных папертях. Мистерии - грандиозные пред­ставления. Моралите - поучительно-назидательные драмы. Миракли - пьесы о чудесах. Просмотр и анализ репродукций. Этюды-импрови­зации.

Фарс как обязательный элемент любого народного гуляния, карнавала. Творческие задания на закрепление понятия.

Профессиональные актеры в низовом, народном театре: жонг­леры, гистрионы, бродячие уличные комедианты, клоуны, борцы, ка­натоходцы, танцоры. Упражнения, этюды, игры.

Шуты при дворах вельмож. Колпак глупца с длинными осли­ными ушами. Упражнения на «фантазирование телом».

Подвижная игра «Веселый колпак».

Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)

Ватаги скоморохов.

Скоморохи - иноземные веселые пришельцы. Их роль в разви­тии культуры России. Гонения на скоморохов. Просмотр репродукций.

«Ожившие страницы». Творческая работа с текстом по книге Карпова «Русская культура на пороге новой эпохи».

Театральные картинки-сцены, творческие задания по книге-игрушке Р. Сефа «Скоморохи».

Медвежья потеха. Сцены-импровизации на тему «Медведь с поводырем».

Русская пляска. Фантазируем на тему о трудовой деятельности. выполняя традиционные русские танцевальные движения («свеча», «полочка», «присядка» и т.д.).

Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)

Театрализованный рассказ «морского путешественника». Итальянские бродячие артисты и планшетные куклы, танцующие на доске. Перчаточные куклы в ящиках и на ширмах. Пульчинелла, Французский Полишинель, Английский Панч. Слайдфильм.

Русские кукольники-скоморохи и Петрушка на юбке-ширме -«грядке». Кукольник и шарманщик.

Этюд «Ожившая картина сельской базарной площади».

Игры-двустишия о куклах.

Игра-лабиринт «Собратья Петрушки».

Рассказ о кукольнике Иване Зайцеве. Путешествие по музею кукол в театре С. Образцова (репродукции).

Этюдные работы с перчаточной куклой на ширме. Творческие задания на «оживление» Петрушки.


Разыгрывание пьес кукольного театра, сцен-диалогов Петруш­ки с доктором, цыганом, городовым...

Игра-итог «На завалинке. Все о Петрушке».

Сцены с перчаточными куклами. Хор кукол.

Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)

Праздники на Руси. Веселые ярмарочные представления.

Слайдфильм «Москва торговая».

Выкрики и прибаутки уличных торговцев и ремесленников. Упражнения-этюды с текстом, работа с голосом.

Импровизированная игра-действо «Чей товар купить хочу».

Игры и сцены ряженых.Сатирические драмы. Игры «Жу­равль», «Конь», «Коза». Разыгрывание сцены «Барин и откупщик».

Игры-хороводы. Творческие задания-упражнения на работу в пространстве.

Игры: «Арина», «Лиры», «Ремешок».