Файл: Русская культура. Сборник программ (школьный компонент учебного плана).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 657
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы
Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы
4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».
5. Мифы о рождении земли и людей
6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа
Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)
Раздел 4. Живая вода (7 часов)
Тематическое планирование по учебному курсу
Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича
Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)
Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов
Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец
Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали
Тема 4. Владения дедушки-водяного
Тема 8. Культура Древнего Востока
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)
Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)
Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)
Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)
Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)
Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)
Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)
Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)
Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)
Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)
Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)
Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты
Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)
Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)
Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)
Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)
Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)
Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)
Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)
Тема 6. Горячо любимая (2 часа)
Тема 7. Первые проталины (4 часа)
Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)
Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)
Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)
Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)
Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)
Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)
Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)
Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)
Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)
Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)
Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)
Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)
Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)
Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)
Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)
Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)
Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)
Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)
Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)
Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)
Тема 3. Москва театральная (2 часа)
Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»
Комментарий к репертуарному приложению
Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»
Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,
Мои гуси дома не боятся грома.
Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»
8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)
Раздел 2. Мифы о небесном мире
Комментарии к репертуарному приложению
2. Были и небылицы древней Руси
Раздел 2. Мифы о небесном мире
1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда
6. Женские образы древнеславянской мифологии
Тематическое планирование с репертуарным приложением
3. Русская народная песня «Полосонька»
4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»
5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»
1. Русская народная песня «Повей, ветерок»
2. Русская народная песня «Воет ветер»
1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»
2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»
3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»
1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»
2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»
3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»
4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»
5. Русские народные песни «Как во поле, поле»
Тематическое планирование с репертуарным приложением
Раздел 4. «Летние приключения у воды»
Комментарии к репертуарному приложению
3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.
4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева
5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.
Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"
Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "
2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.
4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.
8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.
Раздел 4. "Летние приключения у воды"
1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.
2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.
Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей
Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»
Раздел 1. Откуда пришла сказка?
Раздел 3. Меня пляска зовет...
Раздел 4. Ногам работа - душе праздник
Россия в зеркале мировой культуры
На стекле считать. Мне не сосчитать!
Я открыл окошко Мне не сосчитать!
И протер стекло, Три, четыре, пять…
Но опять их много Капельки, капельки,
Новых натекло. Я устал считать!
2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»
В песенке «Веселый дождик»сольная партия написана для ксилофона. Подголосочная и аккомпанирующая партия – для двух домр, двух баянов и гармоники. Третий баян (учитель) должен исполнить басовую партию или все баянные партии вместе. В этой инструментовке весь аккомпанемент приходится на сильные доли такта (партии гармоники и второго баяна). Если это окажется сложным для исполнителей, то можно переписать аккомпанемент на слабые доли такта и исполнить всю пьесу, в более понравившемся варианте.
Партию гитары здесь, а также во всех других предлагаемых нами инструментовках, можно исполнить на домре – или балалайке – бас (в зависимости от наличия инструментов в ансамбле и подготовки исполнителей).
«Веселый дождик»
Чижик песенку запел Не угнаться за тобой,
О весне, о весне. Ручеек, ручеек,
Гром весенний загремел Побежали мы гурьбой,
В вышине. Прыг да скок.
Сразу дождик за окном Солнце в небе голубом -
Заплясал, заплясал. Дождь прошел, дождь прошел.
И веселым ручейком Мы танцуем и поем -
Побежал! Хорошо!
3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»
Арию Леля из оперы «Снегурочка» ансамбль может исполнить как инструментальную пьесу (без вокалиста). Для этого, прежде всего, солисты должны разучить свои партии, состоящие из повторяющегося дважды музыкального предложения. Партию домр и балалаек рекомендуем расписать на два пульта (повторяющееся предложения и аккомпанемент – для второго, неповторяющееся – для первого).
Аккорды и аккомпанемент для левой руки в партии баяна написаны для педагога. Особое внимание следует уделить темпам и замедлениям. Если технические возможности музыкантов позволяют, фрагмент «Темпо 1» нужно сыграть в быстром темпе.
Ария Леля из оперы «Снегурочка»
Туча со громом сговаривалась,
Ты греми, гром, а я дождь разолью,
Вспрыснем землю весенним дождем.
То-то цветики возрадуются,
Выйдут девицы за ягодами,
Вслед им молодцы увяжутся,
Лель мой, Лель мой, лели, лели, Лель!
4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»
Русская народная песня «Как по морю, морю синему»инструментована для сольной группы ансамбля. При разучивании партий особое внимание следует уделить счету в размере «три вторых».
В партии гитары аккорды исполняются приемом арпеджиато. В зависимости от уровня подготовленности гитариста партия может быть усложнена добавлением еще одного-двух звуков в аккорд. Например, ля-минор: ми-ля-до-ми (42-32-21-10), ми-мажор: си-ми-соль-диез-си-ми (52-42-31-20-10).
Такие аккорды будут звучать более насыщенно, но они не должны заглушать солирующие инструменты. Мелодия повторного строения проходит сначала у домры-малой, а затем у балалайки. Для соблюдения лиг домре желательно исполнить свою партию на «тремоло» (мелкими, частыми ударами медиатора вниз-вверх по струне).
Бубен своим шелестом призван изобразить тихий шорох морских волн.
Данная пьеса хорошо подходит для исполнения на тематическом занятии или в музыкальной инсценировке (в качестве фона, при многократном повторении, или лейтмотива).
5. Русские народные песни «Как во поле, поле»
В инструментовке русской народной песни «Как во поле, поле»сольные партии исполняют домры и баян. Партию домры-альт, при необходимости, может исполнить любой другой инструмент. При этом следует помнить, что домра-альт – транспонирующий инструмент (звучит октавой ниже). Аккорды, написанные для баяна, можно разделить на несколько партий (по терциям или по одной нотке).
У балалайки-примы – аккомпанемент на слабые доли такта. Ритмически он совпадает с партией трещоток, поэтому целесообразно разучивать эти партии вместе. Разнообразить исполнение произведения (при повторении) можно динамически.
Тематическое планирование с репертуарным приложением
по курсу « Песенка зовет друзей» (4 класс)
Раздел 1. «Пестрый колпачок»
1. «Антошка» сл. Ю.Энтина, муз. В.Шаинского.
2. «Песенка про Непогодицу», сл. и муз. Е.Болдыревой.
3. «Пестрый колпачок», сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.
4. «Если добрый ты»,сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева
5. «Частушки Бабок Ежек» из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.
Раздел 2. «Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!»
1. «Новогодняя хороводная»,сл.Ю.Леднева, муз.А.Островского 2. «На коньках», сл. и муз. К.Лонгшамп-Друшкевича. 3. «Дед Мороз», сл. С.Погореловского, муз. В.Витлина. 4. «Новогодние частушки», сл. и муз. Е. Гомоновой.
Раздел 3. «Огонь души - тебе родная»
1. «Мы запели песенку», сл. Л. Мироновой, муз. Р.Рустамова. 2. «Мамин праздник», сл. А.Маращяна-М.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна. 3. «Ты на свете лучше всех», сл. М.Пляцковского, муз.Е Птичкина. 4. «Мама», сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.
«Каждый по-своему маму поздравит», сл. М.Ивенсена, муз. Т.Попатенко. 6. «Мамочке любимой!», сл. и муз. Е.Гомоновой.
7. «Про Козлика» сл. В.Семернина, муз. Г.Струве.
8. «Бабушка моя», сл. и муз. Е.Гомоновой.
9. «Иголка», сл. А.Бродского, муз. Е.Гомоновой.
10. "Песенка о гамме ", сл. Н.Соловьевой, муз. Г.Струве.
Раздел 4. «Летние приключения у воды»
1. «Буратино», сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.
2. «Песенка львенка и черепахи», сл.С.Козлова, муз. Г.Гладкова
3. «Песня Бременских музыкантов», сл. Ю.Энтина, муз. Г.Гладкова.
4. «Песенка о лете», сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова.
Комментарии к репертуарному приложению
Раздел 1. «Пестрый колпачок»
1."Антошка" сл. Ю.Энтина, муз. В.Шаинского.
При исполнении предлагаемой инструментовки основную сложность для начинающих оркестрантов представляет очередность вступлений. Здесь на помощь детям приходят слова хорошо известной им песни. Повторяющиеся Музыкальные фразы исполняются одним и тем же инструментом ( например, "Антошка"- струнные, "пойдем копать картошку" - аккордеон и т.д.) Партию аккордеона можно сыграть (или продублировать ) на гармонике.
После первого исполнения мелодии предложите детям придумать собственную версию аккомпанемента ударных инструментов.
" Антошка"
Антошка, Антошка,
Пойдем копать картошку !
Антошка, Антошка,
Пойдем копать картошку !
Припев: Дили-дили!
Трали-вали!
Это мы не проходили !
Это нам не задавали
Антошка, Антошка,
Сыграй нам на гармошке !
Антошка, Антошка,
Сыграй нам на гармошке !
Антошка, Антошка ,
Готовь к обеду ложку !
Антошка, Антошка,
Готовь к обеду ложку !
Припев: Дили-дили !
Трали-вали !
Это , братцы , мне по силе ,
Откажусь теперь едва ли !
2. Песенка про Непогодицу. Сл. и муз. Е.Болдыревой
В инструментовке "Песенки про Непогодицу "у каждого инструмента есть сольные фрагменты, исполняемые в унисон с другими, поэтому особое внимание следует уделить предварительному разучиванию партий. "Педальную" партию второго баяна, а так же соло первого рекомендуем вводить в ансамбль только тогда, когда все участники будут твердо знать мелодию и новый ритмический рисунок не будет их сбивать. Целесообразно так же партию гитары разучивать вместе с первым баяном, так как гармоническая линия и ритм у них идентичны.
Песенка про Непогодицу. Улетело лето в даль, Не воротится, не воротится, не воротится. И на праздник к нам пришла Непогодица, Непогодица, Непогодица.
Припев: Непогодица, Непогодица, Нам тебя развеселить очень хочется. Нам тебя развеселить, Нам тебя развеселить, Нам тебя развеселить очень хочется! Уходить от нас она не торопится, Не торопится, не торопится. Так давай же танцевать, Непогодица, Непогодица, Непогодица !
3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.
Для успешного освоения предлагаемой инструментовки рекомендуем начать с разучивания аккомпанирующих партий, так как они являются наиболее сложными для начинающих музыкантов. Затем соедините мелодию и аккомпанемент ( на первом этапе обязателен счет вслух ).
В инструментальном проигрыше после каждого куплета встречаются синкопы и форшлаги. На них так же необходимо обратить особое внимание исполнителей - многократно проиграть каждую партию со счетом и только потом переходить к игре в ансамбле.
Соблюдение указанных оттенков поможет выстроить интересный динамический план произведения.
" Пестрый колпачок". Раз сидел веселый гном На пеньке под елкой, И латал свой колпачок Хвойною иголкой.
Припев: Ти-ла-ла, да ти-ла-ла, На пеньке под елкой. И латал свой колпачок Хвойною иголкой. Гному было много лет Он не удивлялся, Что колпак за столько лет У него порвался.
Припев: Ти-ла-ла, да ти-ла-ла, Он не удивлялся, Что колпак за столько лет У него порвался. От заплаток - колпачок Пестрым был у гнома. Синий, красный, голубой, Розовый, зеленый. Ну, а гномик песню пел На пеньке под елкой. И латал свой колпачок Хвойною иголкой. Припев: Ти-ла-ла, да ти-ла-ла, На пеньке под елкой. И латал свой колпачок Хвойною иголкой.