Файл: Русская культура. Сборник программ (школьный компонент учебного плана).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 402
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы
Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы
4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».
5. Мифы о рождении земли и людей
6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа
Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)
Раздел 4. Живая вода (7 часов)
Тематическое планирование по учебному курсу
Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича
Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)
Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов
Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец
Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали
Тема 4. Владения дедушки-водяного
Тема 8. Культура Древнего Востока
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)
Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)
Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)
Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)
Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)
Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)
Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)
Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)
Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)
Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)
Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)
Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты
Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)
Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)
Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)
Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)
Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)
Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)
Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)
Тема 6. Горячо любимая (2 часа)
Тема 7. Первые проталины (4 часа)
Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)
Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)
Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)
Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)
Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)
Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)
Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)
Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)
Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)
Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)
Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)
Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)
Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)
Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)
Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)
Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)
Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)
Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)
Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)
Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)
Тема 3. Москва театральная (2 часа)
Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»
Комментарий к репертуарному приложению
Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»
Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,
Мои гуси дома не боятся грома.
Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»
8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)
Раздел 2. Мифы о небесном мире
Комментарии к репертуарному приложению
2. Были и небылицы древней Руси
Раздел 2. Мифы о небесном мире
1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда
6. Женские образы древнеславянской мифологии
Тематическое планирование с репертуарным приложением
3. Русская народная песня «Полосонька»
4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»
5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»
1. Русская народная песня «Повей, ветерок»
2. Русская народная песня «Воет ветер»
1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»
2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»
3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»
1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»
2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»
3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»
4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»
5. Русские народные песни «Как во поле, поле»
Тематическое планирование с репертуарным приложением
Раздел 4. «Летние приключения у воды»
Комментарии к репертуарному приложению
3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.
4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева
5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.
Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"
Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "
2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.
4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.
8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.
Раздел 4. "Летние приключения у воды"
1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.
2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.
Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей
Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»
Раздел 1. Откуда пришла сказка?
Раздел 3. Меня пляска зовет...
Раздел 4. Ногам работа - душе праздник
Россия в зеркале мировой культуры
4. Морской царь
Русская народная песня «Как по морю, морю синему».
Русская народная песня «Как по морю, морю синему»инструментована для сольной группы ансамбля. При разучивании партий особое внимание следует уделить счету в размере «три вторых».
В партии гитары аккорды исполняются приемом арпеджиато. В зависимости от уровня подготовленности гитариста партия может быть усложнена добавлением еще одного-двух звуков в аккорд. Например, ля-минор: ми-ля-до-ми (42-32-21-10), ми-мажор: си-ми-соль-диез-си-ми (52-42-31-20-10).
Такие аккорды будут звучать более насыщенно, но они не должны заглушать солирующие инструменты. Мелодия повторного строения проходит сначала у домры-малой, а затем у балалайки. Для соблюдения лиг домре желательно исполнить свою партию на «тремоло» (мелкими, частыми ударами медиатора вниз-вверх по струне).
Бубен своим шелестом призван изобразить тихий шорох морских волн.
Данная пьеса хорошо подходит для исполнения на тематическом занятии или в музыкальной инсценировке (в качестве фона, при многократном повторении, или лейтмотива).
7. «Зеленые святки».
Шуточная плясовая «Как у бабушки козел».
«Как у бабушки козел»– шуточная плясовая, исполняемая в заключение праздника Троицы. В этой инструментовке аккомпанирующая и подголосочная партии написаны в двух вариантах: первые два такта – на слабые доли, вторые – на сильные. Можно исполнить всю инструментовку в предлагаемом варианте или видоизменить аккомпанемент. Для создания характера произведения, кроме предлагаемых нами бубна и колотушки, рекомендуется использовать различные шумовые и ударные инструменты в двух последних тактах.
«Как у бабушки козел»
Как у бабушки козел, у Варварушки козел,
Тыр-тыр-ты-ры-ры, у Варварушки козел.
8. Волшебство народного узора
Русская народная песня «Ах, ты береза!»
В инструментовке русской народной песни «Ах ты береза!»сольные партии исполняют домра и баян. У балалайки подголосок в I части и аккомпанемент на слабые доли такта – во II части. Такой же ритмический рисунок у домры и бубна, поэтому целесообразно после разбора произведения, отрабатывать слаженность звучания у этих инструментов в процессе совместной игры со счетом.
Обратите внимание на пунктирный ритм в партии баяна. На первых репетициях педагог может сыграть партию левой руки или продублировать мелодию. Пьеса очень хорошо звучит в подвижном темпе, добиться которого можно за несколько репетиции.
Тематическое планирование с репертуарным приложением
«Песни земли русской» (3 класс)
Раздел 1. Земля
Русская народная песня «А я по лугу».
Книппер Л. «Полюшко-поле».
3. Русская народная песня «Полосонька».
Русская народная песня «Земелюшка чернозем».
Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте».
Раздел 2. Воздух
Русская народная песня «Повей, ветерок».
Русская народная песня «Воет ветер».
Берендгоф Н., Слонов Ю. «Птичий пир».
Раздел 3. Огонь
1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу».
2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить».
3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима».
4. Русская народная песня «Я на горку шла».
5. Тиличеева Е. «Мама поет».
Раздел 4. Вода
1. Богданова Э., Павленко В. «Капельки».
2. Качанова П., Витлина В. «Веселый дождик».
3. Римский-Корсаков Н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка».
4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»,
5. Русские народные песни «Как во поле, поле».
Комментарии к репертуарному приложению
Раздел 1. Земля
1. Русская народная песня «А я по лугу»
Русская народная хороводная песня «А я по лугу»инструментована для струнной группы ансамбля. Мелодию исполняют балалайка-прима (бряцанием) и домра-малая (шестнадцатые играются медиатром вверх-вниз по струне, четвертная с точкой – «тремоло»).
У домры-альт – «педальный» фон, исполняемый на «тремоло». У балалайки-секунды – аккомпанемент на слабые доли такта (его можно разделить по одной нотке двум музыкантам).
Если предлагаемые партии аккомпанирующей группы покажутся Вам сложными или в Вашем ансамбле нет таких инструментов, замените их другими. Например, партию домры-альт может сыграть начинающий гармонист, балалаек-секунды и -баса – баянист и гитарист.
После разучивания мелодии предложите детям придумать партии для ударных инструментов (с обоснованием выбора того или иного инструмента). Под аккомпанемент ансамбля дети могут водить хоровод с пением (октавой ниже).
«А я по лугу»
А я по лугу, а я по лугу, Мне комар ножку, мне комар ножку,
Я по лугу гуляла (2 раза). Комар ножку отдавил (2 раза).
Я с комариком, я с комариком, Все суставчики, все суставчики
С комариком плясала (2 раза). Суставчики раздробил (2 раза).
А я матери, а я матери, Я срублю ему, я срублю ему,
Я матери кричала: (2 раза) Срублю ему голову (2 раза).
«Ой, подай, мати, ой, подай, мати, Покатилася, покатилася,
Подай, мати, косаря!» (2раза). Покатилась голова (2 раза).
Ой, рубить-казнить, ой, рубить-казнить, Все за задние, все за задние,
Рубить-казнить комара (2 раза). Все за задние ворота (2 раза).
2. Книппер л. «Полюшко-поле»
Для исполнения песни «Полюшко-поле»необходимо добиться четкости в игре от каждого музыканта. Аккорды у баяна являются ритмической основой, на которой «строится» мелодия. Два такта таких аккордов (ля-минор) могут служить вступлением.
Мелодия, разделенная на фразы, проходит у всех солирующих инструментов. Каждый такой фрагмент нужно разучить отдельно.
Очень легкая, но важная партия у домры-альт состоит из двух повторяющихся звуков. Ее можно доверить начинающему исполнителю.
На протяжении всего произведения каждый музыкант должен внимательно считать! Для создания решительного характера выберите умеренно подвижный темп.
3. Русская народная песня «Полосонька»
В инструментовке русской народной песни «Полосонька»у каждого инструмента сольные фрагменты чередуются с аккомпанементом на слабые доли такта.
У балалайки – это двойные ноты (исполняются ударом большого пальца вниз по трем струнам), у домры – по одной нотке (исполняются ударом медиатора вниз по струне).
Мелодия переходит от одного инструмента к другому – каждый исполнитель должен знать, за кем вступает.
Предложите детям самостоятельно придумать аккомпанемент для ударных, шумовых инструментов и выстроить динамический план произведения.
4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»
В инструментовке русской народной песни «Земелюшка – чернозем»нужно внимательно проследить, у каких солирующих и аккомпанирующих (ударных) инструментов совпадает ритмический рисунок. Исходя из этого, после первого знакомства с партиями, рекомендуем вместе добиваться четкости в игре на слабые доли такта домре, коробочке и ложкам (в 1 части), баяну и ложкам с коробочкой (во 2 части), бубну с солирующими инструментами (во 2 части).
Внимательный счет при игре необходим всем исполнителям, но особенно, если их партия – подголосочная или аккомпанирующая. Это замечание относится к струнным инструментам – в 1 части, и к баяну – во 2 части.
Мелодия песни легко запоминается и удобна для вокального исполнения по диапазону.
«Земелюшка-чернозем»
Земелюшка-чернозем, Под березкой травонька,
Земелюшка-чернозем, Под березкой травонька,
Чернозем, чернозем, Травонька, травонька,
Земелюшка-чернозем. Под березкой травонька.
Тут березка выросла, На травоньке цветики,
Тут березка выросла, На травоньке цветики,
Выросла, выросла, Цветики, цветики,
Тут березка выросла. На травоньке цветики.
На березке листочки, Рвали цветы со травы,
На березке листочки, Рвали цветы со травы,
Листочки, листочки, Со травы, со травы,
На березке листочки. Рвали цветы со травы.
5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»
Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»относится к жнивным песням. Ее исполняли, когда возвращались домой с поля.
Основную сложность при разучивании представляет сложный, переменный размер. Сначала рекомендуется выучить и спеть всем ансамблем, под аккомпанемент педагога, вокальную партию, а только затем приступать к разучиванию инструментальных.
Предлагаемую инструментовку можно дополнить другими инструментами, сохранив голосовую структуру. Для исполнения партии домры-альт необходимо владение приемом тремоло. Басовую партию баяна можно продублировать партией гитары. В целом, при разучивании данного произведения нужно исходить из имеющегося инструментального состава и исполнительского уровня участников ансамбля. Возможно даже ограничиться вокальным исполнением (по усмотрению руководителя ансамбля).