Файл: Пособие Экономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2024

Просмотров: 1581

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основы экономической теории

Содержание

Модуль № 1. Введение в курс

Глава 1. Введение в экономическую теорию

§1.Предмет экономической теории

§2.Основные этапы развития экономической теории

Вопросы для самопроверки

Основные понятия

Выберите правильный вариант ответа

Глава 2. Типы экономических систем

§1.Классификация экономических систем

§2.Натуральное и товарное хозяйство

Вопросы для самопроверки

Основные понятия

Глава 3. Категории рыночной экономии

§1. Понятие товара и его свойств

§2. Деньги, их сущность и функции.

§3. Капитал фирмы и его формы

Основные понятия

Вопросы для самоконтроля

Глава 4.Издержки производства и прибыль

§1.Виды издержек производства

§2.Прибыль фирмы

Р (прибыль)

§3.Концентрация и централизация капитала

Основные понятия

Вопросы для самоконтроля

Выберите правильный вариант ответа

Глава 5. Рынок, его виды и функции

§1.Возникновение рынка и его инфраструктура

§2.Функции рынка, его позитивные и негативные стороны

§3.Роль государства в современной рыночной экономике

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Ответьте на следующие вопросы

Глава 6. Механизм рыночной экономики

§1.Цена и ее функции

§2.Рыночный спрос и рыночное предложение

§3.Конкуренция и ее формы

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Выберите правильный вариант ответа

Глава 7. Сущность и формы предпринимательства

§1. Экономическая природа предпринимательства

§3. Организационно-правовые формы предпринимательства

§3. Крупное и мелкое предпринимательство

§4. Предпринимательство в России и его особенности

§5. Управление фирмой в условиях рыночной экономики

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 8.Торговое предпринимательство

§1. Торговый капитал и торговая прибыль

§2. Товарная биржа

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 9. Рынок труда

§1. Спрос и предложение на рынке труда

§2. Занятость населения и безработица

§3. Зарплата и ее основные формы

§4. Заработная плата работников школы

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Выберите правильный вариант ответа

Глава 10. Рынок капитала

§1. Рынок ссудного капитала.

§2. Кредит и его формы

§3. Рынок ценных бумаг

Основные понятия и категории

Вопросы и задания

Глава 11. Рынок земли

§1. Земля как фактор производства

§2. Арендные отношения и земельная рента

§3. Земельная собственность и аграрная реформа в России.

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 12. Национальное воспроизводство

§1. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели.

§2.Макроэкономическое равновесие.

§3. Цикличность рыночной экономики и антикризисное регулирование

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 13. Государственный бюджет и налоги

§1. Финансовая система общества

§2. Государственный бюджет

§3. Налоговая система, ее структура и налоговая политика

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 14. Современное мировое хозяйство

§1. Мировой рынок и политика

§2. Международная валютная система.

§3. Глобальные экономические проблемы

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Промышленный предприниматель уступает торговцу часть своей прибыли в качестве платы за его услугу по реализации товара, т.е. торговая прибыль имеет производственное происхождение и размер ее определяется в ходе конкуренции между промышленником и торговцем.

Но, вместе с тем, в ее основе могут лежать и рыночные факторы, т.е. продажа товара по цене выше стоимости. Это возможно при условии превышения спроса над предложением товара на рынке. Однако, в развитом рынке, как было показано выше, платежеспособный спрос быстро наполняется. Поэтому “накинуть” на стоимость промышленного товара удается лишь в порядке исключения.

Однако, современные представления о природе торговой прибыли сложнее. На рынке может создаться ситуация, причем весьма продолжительное время, когда устойчива прибыль, не имеющая производственного происхождения, т.е. связанная с чисто рыночными факторами. Здесь источниками прибыли становится зарплата покупателей, перераспределяемая в пользу торговца. Особенно часто это происходит в дефицитной экономике, но есть рыночные ниши и в хозяйстве развитых стран, позволяющие длительное время получать высокую торговую прибыль. Если торговцу удалось найти "товар рыночной новизны", он становится как-бы монополистом, и внепроизводственный источник торговой прибыли возрастает.

Бывают на рынке и периоды особые, ситуации чрезвычайные. В качестве примера можно привести Россию после 1992 г. Шок отпуска цен дал возможность наблюдать ряд источников торговой прибыли, никак не связанных с производством. Серия перепродаж одного и того же товара - следствие огромности территории, где издержки производства, платежеспособность населения, потребительские традиции настолько различны, что дают возможность, используя многие комбинации, непрерывно извлекать торговую прибыль. Повышение цен в несколько раз столь необычное для людей, более полувека живших в условиях ценовой стабильности, в ряде случаев не снизило, а повысило спрос. Сказывался известный эффект инфляционного ожидания, когда рост цен сопровождался ростом спроса, т.к. люди боялись, что завтра будет еще дороже или вообще товара не будет. Конечно, у повышения спроса такого рода, а значит и у роста не совсем обычной торговой прибыли, есть пределы. Когда-нибудь кончатся денежные накопления у значительной части населения. Зарплаты же, даже повышенной, хватает лишь на текущее потребление. Но поскольку рынок в значительной мере имеет интернациональный характер, территорию, на которой происходят события, аналогичные бывшему СССР, найти можно.


Мы изучаем рынок в состоянии равновесия, т.е. когда спрос на всех рынках равен предложению. В этом случае цена совпадает со стоимостью и действует производственный фактор образования торговой прибыли. Однако, реальный рынок как раз не равновесен. Монополизм и инфляция - два бича современного хозяйства, которые нарушают это равновесие.

Пример с нашей страной - типичный пример нарушения равновесия из-за инфляции, которая постоянно стимулирует текущий спрос и соответственно рост цен, создавая условия для получения внепроизводственной торговой прибыли. Оказывая влияние на повышение цен, торговый капитал тем самым сокращает и без того ограниченный платежеспособный спрос населения.

Торговля и ее формы. В зависимости от стадий продвижения товара от производителя к потребителю выделяют оптовую и розничную торговлю.

Оптовая- это продажа товаров крупными партиями. Она происходит как между промышленными и торговыми предпринимателями, так и внутри этих групп. Ее существование обусловлено рядом причин: во-первых, она сокращает издержки обращения; во-вторых, для мелких и средних предпринимателей невыгодно создавать свою товаропроизводящую сеть; в-третьих, розничной торговле, оперирующей разнообразным ассортиментом товаров более выгодно иметь дело не с отдельным производителем, а с оптовиками, накапливающими нужный товар.

Формами оптовой торговли являются ярмарки, аукционы, биржи.

Ярмарки- это периодически организуемые в определенном месте и в определенное время оптовые распродажи товаров. Их было около 18 тыс. в дореволюционной России.

Аукционы- продажа товаров с торгов. В современных условиях аукционы проводят с использованием телефонов, телетайпов, компьютерной сети, что значительно ускоряет продажу товаров и не требует личного присутствия покупателя на торгах.

Товарная биржа- это особый и распространенный в современных условиях вид оптового рынка, о чем будет сказано дальше.

Оптовая торговля осуществляется по оптовым ценам, которые включают в себя издержки производства, прибыль предприятия, издержки обращения оптового звена торговли и ее прибыль.

Розничная торговля- это продажа товаров и услуг конечным потребителям. Она выполняет следующие функции:

- формирует потребительский ассортимент;

- информирует непосредственного потребителя о наличии товара через рекламу, организацию выставок, выпуск каталогов, проспектов;


- осуществляет сортировку, хранение и удобное размещение товаров в магазинах, устанавливает цены, рассчитывается с поставщиками;

- реализует товар потребителю и организует послеторговое обслуживание.

Розничная ценаскладывается из оптовой цены и торговой накидки, покрывающей расходы розничного звена торговли и ее прибыль. Розничные цены в частной торговле в России включают торговую накидку к оптовой цене не более 20%.

В странах развитой рыночной экономики сложились многообразные формы розничной торговли, начиная от многофилиальных комплексов (супермаркеты), торговых домов и кончая мелкими торговыми предприятиями. Особый вид торговли - через автомат, каталоги и т.д. В розничной торговле сейчас технологический бум, связанный с появлением системы компьютерных расчетов (электронно-кассовая система).

Торговля характеризуется не только тем, что продается, но и тем, как продается. Существует несколько видов продаж:

- непосредственная продажа, при которой продается товар покупателю за наличные деньги;

- продажа за безналичные деньги, когда покупка оплачивается покупателем не непосредственно, а по перечислению. В этом случае банк по поручению покупателя снимает с его счета деньги и переводит их на счет торговой организации;

- продажа товаров в кредит, когда покупатель приобретает товар в обмен на обязательство выплатить деньги целиком или частями позже, в оговоренные обязательством сроки;

- существует продажа товаров в залог под личное имущество покупателя.

Важнейшим элементом рыночной инфраструктуры является товарная биржа.


§2. Товарная биржа

Товарная биржа- это форма регулярно функционирующего оптового рынка массовых товаров, продающихся по образцам.

Слово “биржа” имеет двоякое толкование. Одно связано с латинским словом “bursa” - кошелек, кожаный мешок. А другое связано с именем нидерландского купца Ван дер Бурсе, который в голландском городе Брюгге на центральной торговой площади построил гостиницу для купцов, ведущих мировую торговлю. Здесь они встречались, обменивались информацией о том, где и что можно купить, по каким ценам, договаривались о сделка и т.д. В словаре В.Даля слово “биржа” отождествляется со зданием или местом, где в определенное время собирается купечество по торговым делам.

Биржа берет свое начало от ярмарок, но в отличие от ярмарок, участниками биржевой торговли являются не сами производители, а специальные посредники - брокеры и дилеры. Предметом биржевой купли-продажи могут быть не только товары, но и контракты/договора на куплю-продажу. Кроме того, в отличие от ярмарок, где торговля носит временный и периодический характер, товарная биржа представляет собой устойчивую, стационарную форму проведения торговых операций с фиксированным местом, днями и часами работы.

Товарная биржа ориентирована на определенный товар или узкую группу товаров. Обычно это массовые, стандартные, взаимозаменяемые товары, такие как зерно, сахар, кофе, хлопок, нефть, металлы. Предлагаемый к продаже товар чаще всего не находится на бирже в физическом смысле. Товар продается и покупается на основе представленных на биржевых торгах данных о нем.

Иначе говоря, биржа не торгует товаром в прямом смысле этого слова, а соединяет спрос и предложение. Это есть союз предпринимателей и торговцев, образуемый в целях создания благоприятных условий для продвижения товара от производителя к потребителю.

Товарная биржа выполняет следующие функции:

- концентрируя спрос и предложение на те или иные товары, биржа выполняет ценообразующую и ценопрогнозирующую функцию;

- котировка цен является важнейшей функцией товарной биржи. Котировальные цены благодаря значительной концентрации спроса и предложения в биржевом процессе становятся объективным показателем состояния рынка и одновременно фактором последующего изменения структуры производства;

- биржа выполняет информационную функцию, т.к. собирает и представляет в средства массовой информации многочисленные сведения о биржевых ценах, о компаниях, торгующих на бирже, о рыночной конъюнктуре, о прогнозах по разным рынкам, т.е. такие данные, в которых нуждаются предприниматели при определении своего рыночного поведения. Информационная деятельность современных бирж настолько значительна, что до 50% своих доходов в развитых странах биржи получают от продаж биржевой информации;


- биржа осуществляет консультационные функции, проводят семинары деловых кругов, готовит специалистов по маркетингу, что способствует развитию оптовой торговли и повышению ее организационного уровня;

- биржа оказывает посреднические услуги по заключению торговых сделок и следит за правильностью и своевременностью их выполнения. Она регулирует торговые операции и разрешает торговые конфликты.

Различают специализированные и универсальные биржи. Западные биржи, как правило, являются специализированными - Лондонская биржа цветных металлов, Парижская биржа сахара, Индонезийская биржа каучука, Американская биржа пшеницы, Нью-Йоркская биржа по золоту, серебру и алмазам, Токийская по хлопку и шерсти.

По сфере деятельности биржи являются национальными и мировыми. Так, на долю США, Великобритании и Японии приходится свыше 95% международного биржевого оборота товаров. Биржи этих стран формируют мировые цены на товары, обращающиеся в сфере мировой торговли.

По форме организации биржевых торгов биржи подразделяются на публичные и электронные. Появившиеся электронно-вычислительные системы видоизменяют биржевую деятельность. Биржевая торговля может теперь осуществляться не только путем непосредственного присутствия торговца в биржевом зале на публичных гласных торгах, но и вестись через компьютерные сети, не выходя из своего офиса. Клиент или его представитель (брокер) подает заявку на куплю-продажу биржевого товара в систему электронных торгов, которая сама находит контрагента и сделка заключается автоматически.

Компьютеризация биржевой деятельности раздвигает границы и потенциально позволяет любому желающему непосредственно участвовать в биржевых торгах.

Революция в области электронных систем и средств связи позволила увязать биржевые рынки всех стран мира в единый мировой биржевой рынок обеспечить круглосуточный характер его функционирования.

По организационно-правовому статусу биржи делятся на публично-правовые и государственные.

Публично-правовые биржи построены по акционерному принципу. Капитал такой биржи формируется за счет взносов членов биржи. Ими могут быть как физические так и юридические лица. Этот вид бирж широко представлен в США, Великобритании, Швейцарии, Канаде. Во Франции и Германии функционируют государственные биржи. Их владельцем является государство, а биржевые операции проводят государственные служащие.