ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2024
Просмотров: 1574
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Введение в экономическую теорию
§1.Предмет экономической теории
§2.Основные этапы развития экономической теории
Выберите правильный вариант ответа
Глава 2. Типы экономических систем
§1.Классификация экономических систем
§2.Натуральное и товарное хозяйство
Глава 3. Категории рыночной экономии
§1. Понятие товара и его свойств
§2. Деньги, их сущность и функции.
Глава 4.Издержки производства и прибыль
§3.Концентрация и централизация капитала
Выберите правильный вариант ответа
Глава 5. Рынок, его виды и функции
§1.Возникновение рынка и его инфраструктура
§2.Функции рынка, его позитивные и негативные стороны
§3.Роль государства в современной рыночной экономике
Глава 6. Механизм рыночной экономики
§2.Рыночный спрос и рыночное предложение
Выберите правильный вариант ответа
Глава 7. Сущность и формы предпринимательства
§1. Экономическая природа предпринимательства
§3. Организационно-правовые формы предпринимательства
§3. Крупное и мелкое предпринимательство
§4. Предпринимательство в России и его особенности
§5. Управление фирмой в условиях рыночной экономики
Глава 8.Торговое предпринимательство
§1. Торговый капитал и торговая прибыль
§1. Спрос и предложение на рынке труда
§2. Занятость населения и безработица
§3. Зарплата и ее основные формы
§4. Заработная плата работников школы
Выберите правильный вариант ответа
§1. Земля как фактор производства
§2. Арендные отношения и земельная рента
§3. Земельная собственность и аграрная реформа в России.
Глава 12. Национальное воспроизводство
§1. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели.
§2.Макроэкономическое равновесие.
§3. Цикличность рыночной экономики и антикризисное регулирование
Глава 13. Государственный бюджет и налоги
§1. Финансовая система общества
§3. Налоговая система, ее структура и налоговая политика
Глава 14. Современное мировое хозяйство
§2. Международная валютная система.
По мере роста цен происходит увеличение предложения и, наоборот, уменьшение цены приводит к сокращению предложения. Это можно представить на графике.
У
цена50-
кривая
40-
30--
20
10----|
|
О 10 20 30 40 50 Хпредложение
Кривая предложения отражает зависимость объема предложения данного товара от его цены. Но помимо цены на предложение влияют и другие факторы. К ним относятся:
Цены на ресурсы. Их изменение влияет на уровень издержек, а значит и на объем производства. Так, если снизятся цены на электроэнергию, удобрения и сельскохозяйственную технику, объем сельскохозяйственного производства возрастет;
В том же направлении действуют прогрессивные изменения в технологии и техническом оснащении производства;
Налоги, которые выступают как дополнительные издержки и их повышение ведет к сокращению объема производства и к уменьшению предложения;
Дотации и субсидии обеспечивают рост производства и увеличение предложения данного товара.
На объем предложения влияют цены на товары-заменители, ожидаемые изменения цен, число продавцов данного товара на рынке, природно-климатические условия; наличие свободных капиталов, природных и трудовых ресурсов.
При анализе общехозяйственной конъюнктуры применяется не только категория совокупного спроса, о чем было сказано выше, но и категория совокупного предложения.Это товары, произведенные в стране плюс импорт товаров. Факторами, воздействующими на совокупное предложение являются масштабы производственного аппарата, численность и подготовленность трудовых ресурсов, уровень фундаментальных и прикладных исследований, масштабы и структура импорта.
На совокупное предложение оказывает влияние государство - через дотации, кредиты, инвестиции и льготные налоги.
Равновесная цена. В зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке могут сложиться разные ситуации.
Если спрос превышает предложение, на рынке возникает дефицит данного товара, конкуренция между покупателями-потребителями, спекулятивный рост цен, снижение качества и стимула к научно-техническому прогрессу. Но вместе с тем, возрастающая прибыль дает сигнал для привлечения капитала в данную отрасль.
Превышение предложения над спросом означает перепроизводство данного товара, конкуренцию между производителями, в ходе которой снижается цена, соответственно падает прибыль и начинается отток капитала из данной отрасли.
Но может быть и ситуация равенства спроса и предложения, т.е. рыночное равновесие, которое устанавливается тогда, когда производители производят столько товаров, сколько потребители хотят и могут купить.
Графики спроса и предложения, представленные выше, взятые в отдельности, не могут дать ответ на вопрос, какая же цена на данном рынке и в данное время будет обеспечивать рыночное равновесие. Для получения модели этого равновесия надо совместить графики спроса и предложения.
Пересечение линии спроса и предложения образует точку рыночного равновесия, которая позволяет определить, при какой цене платежеспособный спрос на данный товар будет соответствовать имеющемуся предложению. Эта цена будет равновесной. В нашем примере где-то на уровне 30 ед. устанавливается равновесная цена, при которой спрос и предложение совпадали и они равны 30 у.е. Это оптимальная цена для покупателей и продавцов. Она отражает реальную стоимость товара, т.е. ОНЗТ, это равновесная цена к которой стремится цена покупателя, которую он может уплатить и цена продавца, по которой производитель может продать товар с учетом компенсации издержек производства и получения нормальной прибыли.
Однако, как было показано выше, спрос и предложение зависят не только от цены. На них действуют и другие неценовые факторы. Поэтому спрос и предложение постоянно изменяются, а вместе с этим изменяются и цены, отклоняясь от равновесной цены вверх или вниз. При более высокой рыночной цене появляется избыток предложения над спросом и цены начинают падать, приближаясь к равновесной цене.
При цене ниже равновесной спрос превышает предложение и вызывает тенденцию к повышению цены и приближению ее к равновесной цене.
Таков механизм свободного рынка, благодаря которому рынок отвечает на вопрос - что произвести, сколько и с помощью каких средств это сделать. По словам американского экономиста Липси Р. рынок - это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии всех тех, кто принимает экономические решения. Обесценивание или чрезмерное вздорожание товаров показывает производителям, что и в каком количестве требуется или не требуется для общества. Это огромный аукцион, на котором постоянно производится нащупывание цен, уравнивающих спрос и предложение.
§3.Конкуренция и ее формы
Конкуренция (от лат. concurrere- сталкиваться, сбиваться) - это важнейший элемент механизма рыночной экономики, действующий наподобие рычага, с помощью которого осуществляется движение рыночных цен и реализация их функций. Конкуренция - это та сила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату покупателя-потребителя. Участники конкуренции борются за место на рынке, за кошелек покупателя и за долю прибыли. Достижение этих целей зависит от дешевизны и качества товара. Это, с одной стороны, превращает потребителя в мерило эффективности производства и арбитра хозяйственной деятельности, с другой стороны, заставляет производителя бороться за достижение высших результатов и за лучшее удовлетворение потребностей.
Механизм конкуренции выступает в виде «невидимой руки», заставляющей людей перестраивать свой тип экономического поведения. Она навязывает производителям необходимость эффективно и качественно трудиться, осуществлять научно-технический прогресс, выявляет общественную потребность в данном товаре, дает ее оценку, устанавливая цену.
Из выше сказанного можно сделать следующие выводы. В конкурентной рыночной экономике существует суверенитет потребителя. Угроза убытков и соблазн получать прибыли заставляют предприятия и поставщиков ресурсов руководствоваться в своей деятельности требованиями потребителей. Конкуренция вынуждает фирмы применять требующую наименьших издержек, а поэтому и экономически самую эффективную, наиболее производительную технологию. Конкуренция доводит до сведения поставщиков ресурсов и предпринимателей изменения в потребительских вкусах. Конкурентная рыночная система создает также условия, стимулирующие технический прогресс и накопление капитала. Конкуренция управляет мотивами поведения предприятий и поставщиков ресурсов таким образом, чтобы стимулировать заинтересованность общества в эффективном использовании редких ресурсов. Она не только стимулирует технический прогресс, но и заставляет предприятия быстро адаптироваться к изменяющимся потребностям.
Расширение сферы конкурентной борьбы по мере втягивания стран в мирохозяйственные связи становится мощным рычагом достижения этими странами мировых стандартов эффективности и качества.
Поэтому важнейшая задача совершаемого у нас перехода к рыночной экономике, состоит в создании конкурентной среды, в которой должен господствовать потребитель. В этом основа повышения эффективности производства и обеспечения рынка необходимыми товарами.
Конкуренция как форма взаимодействия продавцов и покупателей имеет свои особенности в зависимости от того, сколько продавцов и покупателей взаимодействуют на рынке, как они взаимодействуют, т.е. равны ли их силы и влияние на формирование рыночной цены.
Исходя из этого различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция существует там, где на рынке действует много продавцов и покупателей одинаковых товаров и никто из них не может влиять на цены, которые формируются только под влиянием спроса и предложения. Для всех участников существует свободный доступ на рынок и выход из него, доступ всех участников рынка к информации о спросе, предложении, о цене, прибыли и т.д. Рынок прозрачен и отсутствуют какие-либо предпочтения.
Важнейшим условием свободной конкуренции является абсолютная мобильность всех ресурсов и ничем не ограниченная свобода перелива капитала из одной отрасли в другую, что обеспечивает динамичное рыночное равновесие, соответствующее потребностям общества. Возникающее временное неравновесие устраняется, как это было показано выше, через тот же рыночный механизм цен.
Модель рынка совершенной конкуренции обеспечивает наиболее рациональное использование ресурсов общества и минимизацию общественных затрат на производство продукции. Она заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии и способствующие техническому прогрессу. Сила конкуренции направляет мотив личной выгоды таким образом, что он автоматически способствует наилучшему удовлетворению потребностей миллионов людей.
Однако совершенная конкуренция в совокупности всех ее черт в современных условиях имеет очень ограниченный характер. Она может быть по отношению к небольшому количеству товаров, таких например, как сельскохозяйственные товары. Здесь количество продавцов покупателей на рынке всегда много, вклад каждого из них в рынок небольшой, поэтому ни один производитель не может контролировать рынок и диктовать цены.
Конкуренция не только показывает как можно эффективнее производить товары. Она, по словам современного американского экономиста Ф. Хайека, создает что-то вроде безличного принуждения, заставляющего многих индивидуумов перестраивать свой образ жизни так, как были бы бессильны изменить его какие угодно инструкции и команды.1
На определенном этапе внутри самой рыночной экономики происходят такие процессы, которые существенно подрывают силы свободной конкуренции. Речь идет, во-первых, о том, что хотя конкуренция имеет большое значение и она с общественной точки зрения нужна, но тем не менее каждый отдельный предприниматель стремится избавиться от тех жестких ограничений, которые она налагает на него. Это порождает, во-первых, тенденцию к тайным сговорам производителей, ограничивающим конкуренцию.