ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Введение в экономическую теорию
§1.Предмет экономической теории
§2.Основные этапы развития экономической теории
Выберите правильный вариант ответа
Глава 2. Типы экономических систем
§1.Классификация экономических систем
§2.Натуральное и товарное хозяйство
Глава 3. Категории рыночной экономии
§1. Понятие товара и его свойств
§2. Деньги, их сущность и функции.
Глава 4.Издержки производства и прибыль
§3.Концентрация и централизация капитала
Выберите правильный вариант ответа
Глава 5. Рынок, его виды и функции
§1.Возникновение рынка и его инфраструктура
§2.Функции рынка, его позитивные и негативные стороны
§3.Роль государства в современной рыночной экономике
Глава 6. Механизм рыночной экономики
§2.Рыночный спрос и рыночное предложение
Выберите правильный вариант ответа
Глава 7. Сущность и формы предпринимательства
§1. Экономическая природа предпринимательства
§3. Организационно-правовые формы предпринимательства
§3. Крупное и мелкое предпринимательство
§4. Предпринимательство в России и его особенности
§5. Управление фирмой в условиях рыночной экономики
Глава 8.Торговое предпринимательство
§1. Торговый капитал и торговая прибыль
§1. Спрос и предложение на рынке труда
§2. Занятость населения и безработица
§3. Зарплата и ее основные формы
§4. Заработная плата работников школы
Выберите правильный вариант ответа
§1. Земля как фактор производства
§2. Арендные отношения и земельная рента
§3. Земельная собственность и аграрная реформа в России.
Глава 12. Национальное воспроизводство
§1. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели.
§2.Макроэкономическое равновесие.
§3. Цикличность рыночной экономики и антикризисное регулирование
Глава 13. Государственный бюджет и налоги
§1. Финансовая система общества
§3. Налоговая система, ее структура и налоговая политика
Глава 14. Современное мировое хозяйство
§2. Международная валютная система.
§3. Крупное и мелкое предпринимательство
Экономическое значение фирмы определяется ее размерами и положением на рынке. По степени концентрации производства и капитала выделяют мелкие, средние и крупные фирмы:
- мелкие фирмы – это предприятия, где количество работающих не превышает 100 человек.
- средние фирмы – это фирмы, где количество работающих составляет от 100 до 499 человек.
- крупные фирмы – это предприятия, где количество работающих составляет 500 человек и более.
Мелкие и средние фирмы в развитых странах составляют более 90% численности всех фирм, однако производят менее 50% продукции и услуг. Малый бизнес характеризуется большей степенью риска и неустойчивостью Так, в США ежегодно возникает 2 млн. малых предприятий и 70% из них терпит банкротство. Однако малый бизнес обладает рядом преимуществ. Так мелкие и средние предприятия в условиях рыночной экономики более быстро улавливают изменяющуюся структуру платежеспособного спроса и реагируют на это. Мелкий бизнес быстрее, чем крупный, приспосабливается к изменяющимся потребностям общества. Он имеет большую возможность изучать и осваивать местный рынок, и ему не обязательно выходить на внешний рынок. Для организации мелких и средних предприятий требуется относительно небольшая величина первоначального капитала. Рыночные цены, когда спрос на товар превышает предложение, оказываются приемлемыми для мелкого бизнеса, обеспечивая ему на первых этапах хорошую прибыль. Мелкий бизнес поддерживает конкуренцию в экономике, не допуская монополизации рынков; развивает “дух предпринимательства”, позволяя многим людям использовать свой шанс; считается многими опорой демократии, обеспечивая политическую, экономическую и личную независимость.
Поэтому современные государства оказывают поддержку мелкому предпринимательству через систему налогов, инвестиций, кредита, рассматривая фигуру мелкого собственника как основу социального мира в обществе.
Мелкое предпринимательство играет немаловажную роль во внедрении научно-технических достижений в жизнь. Так, по подсчетам американских экономистов, в послевоенный период мелкий бизнес США дал примерно половину всех промышленных новшеств, в том числе до 95% радикальных изобретений. Среди них - электронный калькулятор, ксерография, искусственный инсулин, контактные линзы, персональный компьютер и многое другое. И хотя капитальные затраты в расчете на одного ученого или инженера в небольших фирмах вдвое ниже, чем в крупных, мелкий бизнес расходует эти средства гораздо эффективнее. На доллар затрат на научные исследования и конструкторские разработки небольшие наукоемкие фирмы создают в 24 раза больше нововведений, чем гигантские корпорации. Кроме того, они почти на треть опережают крупные в скорости прохождения всех этапов научно-производственного цикла. Им требуется в среднем чуть больше двух лет для разработки нового продукта и выхода с ним на рынок, тогда как у крупных корпораций на создание аналогичного изделия уходит в среднем более трех лет.1
Что касается средних фирм, то они занимают как бы промежуточное положение: это либо растущая и удачливая мелкая фирма, либо узкоспециализированное предприятие, господствующее на рынке. В последнем случае средняя фирма стремиться стать крупно путем поглощения или слияний, а с другой стороны, она сама становится привлекательным объектом для конкурентного поглощения.
Крупные фирмы имеют свои преимущества. Во-первых, они гораздо устойчивее и меньше подвержены банкротствам благодаря своей экономической мощи. Во-вторых, крупные фирмы имеют значительный годовой доход, что позволяет им направлять большие средства на дальнейшее развитие. В-третьих, успех в крупном бизнесе приносит экономическую власть (господство на рынках), а зачастую и политическое влияние.
Крупный бизнес: дает возможность массового производства, удешевляя товары, делая их доступными для всех слоев населения; является проводником научно-технического прогресса, внедряя передовые технологии в производство; способствует ускорению экономического роста страны.
Вместе с тем организация и управление крупной фирмой – сложный процесс, требующий огромных средств, больших издержек на содержание управленческого аппарата и его координацию. Крупному производству трудно приспособиться к быстроменяющимся потребностям в обществе, ибо чем крупнее капитал, тем менее он мобилен. Кроме того, крупное производство должно быть обеспечено широким рынком сбыта своих товаров и ориентироваться не только на внутренний, но и на внешний рынок. В силу этого конкурентная борьба между крупными капиталами более ожесточенная, что обуславливает усиление предпринимательского риска и возможность банкротства. Крупное производство для нормального расширения и функционирования постоянно требует огромных по своей величине затрат капитала. Это заставляет предпринимателя использовать значительные банковские кредиты, искать на рынке капитала дополнительные денежные средства. Это также усиливает предпринимательский риск, особенно в период кризиса и застоя производства.
§4. Предпринимательство в России и его особенности
Предпринимательство в России имеет свою историю. Оно зародилось еще в Киевской Руси в виде торговли и промыслов - звероловства и бортничества. Ходили российские купцы и в Византию, и на Кавказ, и в Багдад. До XV-XVIвека предпринимательство проявлялось в основном в виде сельских промыслов, представленных лакодерством, изготовлением мочал, звероловством, рыболовством, смолокурением, железным делом. Затем расцвела торговля воском, мехами, лесом, льном, изделиями из кожи и металла. ВXVIвеке зародилась знаменитая Нижегородская ярмарка и начинается расцвет торгово-промышленного предпринимательства. Зарождаются поколения предпринимателей. Первым из них считают род Строгановых. Бывшие крестьяне Алексеевы, Рябушинские, Солдатенковы положили начало самым крупным предпринимательским династиям.
Российское предпринимательство получило дополнительный мощный импульс развития во время правления Петра I. Число мануфактур при Петре увеличилось с 10 до 230. К этому периоду относится рождение дела Демидовых, берущего начало от тульского кузнеца. Сыновья и внуки основателя рода построили более 40 заводов, на которых производилось 40% чугуна в России. Сам царь Петр обладает по существу всеми основными качествами предпринимателя. Петр и порожденное им предпринимательское поколение заложили базис российского торгово-промышленного бизнеса. После отмены крепостничества в 1861 г. начинается бурное развитие российского предпринимательства эпохи капитализма. К началу ХХ века предпринимательством в России занималось примерно 5 миллионов человек. Было создано полторы тысячи акционерных компаний. Развивалось биржевое и банковское дело. Появились такие организационные формы предпринимательства как кооперативы, товарищества, артели.
Особую группу предпринимателей в России составляли иностранцы, т.к. в конце XIXвека правительство открыло дорогу в экономику зарубежным капиталам.
В начале ХХ века Россия лидировала по масштабам развития кооперации, а мелкое предпринимательство представляло вплоть до конца 20хгодов 60% активного населения и 25% промышленного производства.1
Развитие предпринимательства привело к тому, что к началу ХХ века в России сформировалась национальная промышленность и страна вышла на шестое место по темпам промышленного производства.
После революции в период с 1917-1920 гг., в жизнь воплощалась модель строительства социализма по К. Марксу, в основе которой лежала идея отмирания товарно-денежных отношений и рыночной предпринимательской экономики, замена ее планомерной экономикой, управляемой не с помощью рыночного механизма, а из центра, с помощью команды государства, ставшего в результате тотальной национализации не только крупных, но средних и мелких предприятий, монопольным собственником важнейших средств производства.
К началу 20хгодов стало очевидным, что в эту модель не вписывается самый в то время многочисленный слой мелких товаропроизводителей - крестьянства. В.И. Ленин открыто признал ошибочность поспешной ликвидации товарно-денежных отношений и рынка. С 1921 года в стране осуществляется новая экономическая политика (НЭП), которая разрешила частную торговлю, отменила поголовную национализацию мелкой и кустарной промышленности, поощряла предприимчивость и по существу возродила среднее предпринимательство. Государственные предприятия переводились на принципы коммерческого расчета, разрешался наем рабочей силы. В целом НЭП носила характер смешанной рыночно-административной экономики.
Предпринимательская деятельность сделала “экономическое чудо”: укрепились финансы, выросло производство, насытился внутренний рынок и повысился уровень жизни населения.
Период 30-40хгг. характеризуется откатом от принципов НЭПа и укреплением государственного хозяйственного сектора с его жесткой командно-административной системой и происходит ограничение рынка и частной предпринимательской деятельности, которая запрещалась, а слово “предпринимательство” ассоциировалось со спекуляцией и подпольной теневой экономикой.
Однако, борьба за использование рыночных методов хозяйствования велась то открыто, то скрыто на протяжении всего периода существования СССР.
В период 60-80хгг. слово “рынок”, хотя и в сочетании со словом “план” начинает все больше пробивать себе дорогу и в теории и в практике. Хозяйственные реформы этого периода и в первую очередь Косыгинская реформа 1965 г. были направлены на развитие хозрасчета на государственных предприятиях, на переход от административных методов управления к экономическим. Принципиально новым в управлении экономикой явилось то, что прибыль стала одним из оценочных показателей работы предприятия. Горбачевская идея “обновления социализма” по существу исходила из необходимости сочетания плана и рынка.
Начиная с 1986-1987 гг. государство предпринимает первые шаги по восстановлению частного сектора хозяйства и возрождению мелкого, единоличного и группового предпринимательства. Принятые в этот период Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД), Закон о кооперации, о малых предприятиях открывали простор частному индивидуальному и коллективному предпринимательству.
Регулируемая государством ИТД в 1987-1990 гг. основывалась на личном труде граждан и членов их семей, не допуская даже ограниченного применения наемной рабочей силы и до середины 1991 г. нарушение этого принципа каралось в уголовно-правовом порядке. Закон о кооперации разрешал использовать наемную рабочую силу. Союзный закон об ИТД образца 1986 г. в апреле 1991 г. был признан утратившим силу и индивидуальное семейное предпринимательство, как и все другие его виды, получило новый юридический фундамент в Законе “Об общих началах предпринимательства граждан СССР”. В нем дано определение предпринимательства, выделены его сферы - производственное, коммерческое, финансовое и страховое предпринимательство, подчеркнута свобода выбора сфер деятельности для каждого желающего заняться предпринимательством и равенство всех форм собственности и форм предпринимательства - единоличного (индивидуального), коллективного, государственного, муниципального и смешанной формы. Таким образом предпринимательство как особый вид деятельности получило право на существование.
Последовавшие за этим процессы разгосударствления и приватизации ускорили процесс формирования предпринимательского слоя в России. Можно выделить три волны в развитии российского предпринимательства. Первая волна предпринимателей начала формироваться сразу после выхода Законов об индивидуальной трудовой деятельности и О кооперации. Они создавали семейные предприятия и кооперативы. Вторая сформировалась под воздействием Закона “Об общих началах предпринимательства”. Основную их часть составляли руководители предприятий, которые, используя свое служебное положение, создали себе базу для организации совместных предприятий (СП), малых предприятий на арендных условиях.
С процессом приватизации связана третья волна российского предпринимательства, участниками которой были представители партийно-государственной номенклатуры, ближе всех расположенной к государственной собственности. В конкурсах и аукционах приняли участие все те, кто осуществил первоначальное накопление в условиях теневой, нелегальной экономики СССР.