ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Введение в экономическую теорию
§1.Предмет экономической теории
§2.Основные этапы развития экономической теории
Выберите правильный вариант ответа
Глава 2. Типы экономических систем
§1.Классификация экономических систем
§2.Натуральное и товарное хозяйство
Глава 3. Категории рыночной экономии
§1. Понятие товара и его свойств
§2. Деньги, их сущность и функции.
Глава 4.Издержки производства и прибыль
§3.Концентрация и централизация капитала
Выберите правильный вариант ответа
Глава 5. Рынок, его виды и функции
§1.Возникновение рынка и его инфраструктура
§2.Функции рынка, его позитивные и негативные стороны
§3.Роль государства в современной рыночной экономике
Глава 6. Механизм рыночной экономики
§2.Рыночный спрос и рыночное предложение
Выберите правильный вариант ответа
Глава 7. Сущность и формы предпринимательства
§1. Экономическая природа предпринимательства
§3. Организационно-правовые формы предпринимательства
§3. Крупное и мелкое предпринимательство
§4. Предпринимательство в России и его особенности
§5. Управление фирмой в условиях рыночной экономики
Глава 8.Торговое предпринимательство
§1. Торговый капитал и торговая прибыль
§1. Спрос и предложение на рынке труда
§2. Занятость населения и безработица
§3. Зарплата и ее основные формы
§4. Заработная плата работников школы
Выберите правильный вариант ответа
§1. Земля как фактор производства
§2. Арендные отношения и земельная рента
§3. Земельная собственность и аграрная реформа в России.
Глава 12. Национальное воспроизводство
§1. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели.
§2.Макроэкономическое равновесие.
§3. Цикличность рыночной экономики и антикризисное регулирование
Глава 13. Государственный бюджет и налоги
§1. Финансовая система общества
§3. Налоговая система, ее структура и налоговая политика
Глава 14. Современное мировое хозяйство
§2. Международная валютная система.
Россия может использовать этот опыт. Но вместе с тем, у нее накоплен собственный многолетний опыт государственного регулирования и социальной ориентации в развитии экономики. Имелся и рынок, хотя и в ограниченном и достаточно деформированном виде. Наличие этого исторического опыта служит предпосылкой и основанием для формирования собственной Российской национальной модели смешанной социально-ориентированной экономики со своим вариантом оптимального взаимодействия рынка и государства.
Сауэльсон подчеркивает немыслимость развития в современных условиях без одновременного использования рыночных и государственных регуляторов. Отсутствие того или другого, с его точки зрения, равносильно попытке аплодировать одной рукой.
Другой американский экономист В. Леонтьев называл современную экономику парусной яхтой, для движения которой необходим ветер, наполняющий паруса (частная заинтересованность, инициатива) и руль (государственное регулирование).1
Опыт развития современных стран рыночной экономики дает основание сделать вывод о том, что для нормального развития экономики противопоказаны как слишком малое, так и чрезвычайно большое участие государства в экономических процессах. Однако при всех взаимоотношениях рынка и государства, экономика остается рыночной и государство стремится обеспечить условия для нормального функционирования рыночного механизма.
Основные понятия
Национализация, приватизация, разгосударствление, рынок, рыночная система хозяйства, рыночная инфраструктура, смешанная экономика, социально-ориентированная рыночная экономика.
Вопросы для самопроверки
Какие причины лежат в основе возникновения рынка?
В чем отличие докапиталистического рынка от рынка при капитализме?
Что представляет собой рыночная инфраструктура и какова ее роль?
Как Вы понимаете воспроизводственную, распределительную, структурообразующую, информационную, ресурсосберегающую и оздоровительную функцию рынка?
В чем вы видите недостатки рынка?
Как Вы объясните возрастающую экономическую роль государства?
Какие экономические функции выполняет государство?
Каковы методы воздействия государства на рыночную экономику?
Какие черты присущи модели социально-ориентированной рыночной экономики?
Почему необходим переход от командной системы к рыночной экономике в России?
Ответьте на следующие вопросы
Какое из определений рынка представляется Вам наиболее убедительным:
- рынок - это территория, место, где происходит встреча продавцов и покупателей и осуществляется купля-продажа товаров;
- Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношений спроса и предложения;
- Рынок - это система координации хозяйства на основе использования определенного механизма.
Каковы объективные условия возникновения рыночного хозяйства:
- общественное разделение труда;
- экономическая обособленность субъектов экономики;
- ограниченность ресурсов;
- появление денег.
На основании существования денег и товара в античном мире, можно ли сказать, что эта экономика была рыночной?
а) да;
б) нет.
Является ли частная собственность на средства производства непременным атрибутом рыночного хозяйства?
а) Рыночное хозяйство может существовать и без частной собственности;
б) Для рыночного хозяйства необходимо многообразие форм собственности;
в) Частная собственность в наибольшей степени соответствует рыночным отношениям.
Глава 6. Механизм рыночной экономики
§1.Цена и ее функции
«Невидимые руки», которые управляют рыночной экономикой - это цена, спрос, предложение и конкуренция. Именно с их помощью решаются главные вопросы экономики - что произвести, сколько, с помощью каких средств это сделать и для кого произвести.
Важнейшим элементом всей совокупности «невидимых рук» является цена.Это обусловлено всеобщностью товарной формы, тем, что в условиях рыночной экономики все имеет цену. Поэтому рыночную экономику можно назватьценоуправляемой экономикой в отличие от центрально управляемой, командной.
Цена реализуется через деньги. Она выступает как определенная сумма денег, которую платит покупатель продавцу товаров. Но главное в этом вопросу количественная сторона, т.е. что определяет эту сумму денег, выступающую в качестве цены.
В экономической теории существует несколько ответов на этот вопрос. По мнению А.Смита и К.Маркса все обмениваемые товары имеют одну общую основу - равенство трудовых затрат, т.е. стоимость. При этом К. Маркс различает «стоимость» и «цену». Стоимость - это воплощенный в товаре труд, а цена есть денежное выражение стоимости. Здесь следует лишь напомнить, что стоимость, по Марксу, это воплощенные в товаре не индивидуальные, а общественно-необходимые затраты труда, соответствующие общественно-нормальным условиям производства, среднему уроню интенсивности и производительности труда.
Стоимость создается в производстве, но реализуется она в обмене через цены. Рынок вносит свои коррективы в этот процесс, отклоняя цены от стоимости. Таким образом, стоимость является тем оселком, вокруг которого колеблются цены.
В основе изложенной концепции лежит, во-первых, разграничение стоимости и цены, во-вторых, стоимость выступает как объективная основа цены; в-третьих, ее величина зависит от затрат труда.
Вторая концепция цены принадлежит представителям западной экономической мысли, известным под названием маржиналистов (К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер и др.), которые в основу цены кладут не стоимость, а полезность товара для покупателя, которая обнаруживает себя в спросе, воздействующем на цены. Сторонники этой теории рассматривают ценообразование не в связи с затратами труда, а в связи с эффективностью потребления, утверждая, что с добавлением в потребление единицы оцениваемого продукта, полезность его падает («Закон убывающей полезности»), а значит и падает цена. В этом случае цена становится такой категорией, для определения которой важны не затраты производителя (стоимость), а субъективная оценка покупателя, обусловленная степенью полезности данного товара для него.
Третья концепция цены принадлежит крупнейшему экономисту Запада, теоретику рыночной экономики А. Маршаллу, который в своей книге «Принципы экономики» синтезирует оба фундаментальных подхода к ценообразованию, совместив в цене стоимость и предельную полезность, спрос и предложение. Иначе говоря, на стоимость, с его точки зрения, как производственную категорию, полезность не влияет, а она влияет на ее денежное выражение, на цену. Поэтому на рынке обнаруживается влияние полезности, спроса-предложения и издержек на цены. На этих позициях стоит современная экономическая теория Запада.
Но каковы бы ни были различные подходы к категории цены, все теоретики рыночной экономики сходятся в признании того, что цены находятся в постоянном движении, которое можно сравнить с пульсированием сердца живого организма. Причем на эти колебания цен, на их динамику оказывает воздействие множество факторов.
Основополагающим фактором являются издержки производства, которые включают в себя затраты на материалы, топливо, электроэнергию, оплату труда и его страхование, амортизацию оборудования и зданий.
Цена зависит и от масштабов производства. Дело в том, что по мере роста объема производства и улучшения использования производственных мощностей издержки производства на единицу продукции вначале сокращаются, так какпостоянные издержки (на здание, оплату управленческого аппарата, содержание оборудования и т.д.) распространяются на больший объем продукции ( это создает возможность снижения цен на данный товар. Но эффект масштаба действует лишь определенный период. Достигнув некоторой критической точки, эти издержки начинают возрастать, т.к. увеличивается аварийность, растут расходы на ремонт, снижается качество, т.е. здесь проявляет свое действиезакон убывающей производительности.
Естественно, чем выше рыночная цена данного товара, тем большие возможности для роста масштабов производства. Но если издержки производства одной единицы изделия становятся выше рыночной цены, наступает предел росту масштабов производства. Такая цена называется критической убыточной. Она требует снижения издержек и сокращения масштабов производства или ухода с рынка.
Кроме издержек, цена должна включать определенную прибыль как конечную цель предпринимательства. Она может быть минимальной, средней, нормальной или сверхприбылью. Ее величина в значительной мере прогнозируется и зависит от стратегии ценообразования, которую выбирает фирма, выходя на рынок. Этот выбор зависит и от состояния цен у конкурентов, и от жизненного цикла товаров, и от типов покупателей, на которых она работает, и от изменения моды, стилей и вкусов. На динамику цен оказывает большое воздействие таможенная и налоговая политика государства.
Высокий уровень налогов позволяет государству изымать у производителей значительную долю прибыли, что в конечном счете приводит к сокращению инвестиций, в результате чего сокращается производство и цены растут.
На уровень цен влияет монополизация и инфляция.
Важнейшим фактором, влияющим на цены является соотношение спроса и предложения, т.е. конъюнктура рынка. С ростом спроса цены имеют тенденцию к росту и наоборот. Что касается предложения, то с его увеличением создаются условия для снижения цены.
Многообразие факторов, влияющих на цены определяет и множество видов цен, среди которых выделяются такие как: цены проникновения на рынок, демпинговые цены, стабильные цены, цены лидера, сезонные, временные, монопольные, договорные, цены государственного заказа, регулируемые цены, успокаивающие цены. Различают цены внутреннего и мирового рынка, оптовые и розничные.
Проблема ценообразования в центре внимания всех фирм, маркетинговая служба которых постоянно занимается разработкой ценовой стратегии на текущий и перспективный период.
Функции цены.Играя ключевую роль в регулировании рыночной экономики, цена выполняет в ней ряд функций, которые и делают экономику ценоуправляемой.
Во-первых, цена выполняет ограничительную функцию. Поскольку ресурсы ограничены и всем их не хватает, то их потребление ограничивается и регулируется ценами. Это явление в экономике называетсяограничивающим эффектом ценв действии. Оно заставляет производителей и потребителей осуществлять рациональный выбор товаров из числа менее ограниченных и, как правило, имеющих более низкие цены.