Файл: Пособие Экономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2024

Просмотров: 1604

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основы экономической теории

Содержание

Модуль № 1. Введение в курс

Глава 1. Введение в экономическую теорию

§1.Предмет экономической теории

§2.Основные этапы развития экономической теории

Вопросы для самопроверки

Основные понятия

Выберите правильный вариант ответа

Глава 2. Типы экономических систем

§1.Классификация экономических систем

§2.Натуральное и товарное хозяйство

Вопросы для самопроверки

Основные понятия

Глава 3. Категории рыночной экономии

§1. Понятие товара и его свойств

§2. Деньги, их сущность и функции.

§3. Капитал фирмы и его формы

Основные понятия

Вопросы для самоконтроля

Глава 4.Издержки производства и прибыль

§1.Виды издержек производства

§2.Прибыль фирмы

Р (прибыль)

§3.Концентрация и централизация капитала

Основные понятия

Вопросы для самоконтроля

Выберите правильный вариант ответа

Глава 5. Рынок, его виды и функции

§1.Возникновение рынка и его инфраструктура

§2.Функции рынка, его позитивные и негативные стороны

§3.Роль государства в современной рыночной экономике

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Ответьте на следующие вопросы

Глава 6. Механизм рыночной экономики

§1.Цена и ее функции

§2.Рыночный спрос и рыночное предложение

§3.Конкуренция и ее формы

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Выберите правильный вариант ответа

Глава 7. Сущность и формы предпринимательства

§1. Экономическая природа предпринимательства

§3. Организационно-правовые формы предпринимательства

§3. Крупное и мелкое предпринимательство

§4. Предпринимательство в России и его особенности

§5. Управление фирмой в условиях рыночной экономики

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 8.Торговое предпринимательство

§1. Торговый капитал и торговая прибыль

§2. Товарная биржа

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 9. Рынок труда

§1. Спрос и предложение на рынке труда

§2. Занятость населения и безработица

§3. Зарплата и ее основные формы

§4. Заработная плата работников школы

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Выберите правильный вариант ответа

Глава 10. Рынок капитала

§1. Рынок ссудного капитала.

§2. Кредит и его формы

§3. Рынок ценных бумаг

Основные понятия и категории

Вопросы и задания

Глава 11. Рынок земли

§1. Земля как фактор производства

§2. Арендные отношения и земельная рента

§3. Земельная собственность и аграрная реформа в России.

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 12. Национальное воспроизводство

§1. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели.

§2.Макроэкономическое равновесие.

§3. Цикличность рыночной экономики и антикризисное регулирование

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 13. Государственный бюджет и налоги

§1. Финансовая система общества

§2. Государственный бюджет

§3. Налоговая система, ее структура и налоговая политика

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 14. Современное мировое хозяйство

§1. Мировой рынок и политика

§2. Международная валютная система.

§3. Глобальные экономические проблемы

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Экономические идеи Средневековьяв Европе представлены в так называемых варварских «правдах» и, в частности, в «Салической правде», которая содержит хозяйственные и правовые рекомендации для германских племен. Идеи «справедливого обмена» и «справедливой цены» хорошо представлены у крупнейшего мыслителя СредневековьяФомы Аквинского.

В странах Востокаэкономические идеи представлены в «Хозяйственных предписаниях» Корана (чтение).

Все эти взгляды и высказывания мыслителей докапиталистческого периода развития общества не представляли систематизированного учения об экономике. Это всего лишь его отдельные элементы. И прошло достаточно времени прежде чем накопленные знания позволили создать определенную систему, т.е. экономическую науку с определившимся предметом изучения.

Однако при всем различии условий, в которых развивалась экономическая мысль до капитализма, она всегда была связана с социальной жизнью общества и с анализом понятий (категорий) хозяйства. На раннем этапе это хозяйство было замкнутым, обособленным в виде рабовладельческой латифундии или феодального поместья. И то, и другое представлялось как домашнее хозяйство. Соответственно, экономическая мысль того времени лицом была повернута к домашнему отдельному хозяйству, т.е. к микрохозяйству. А так как этот период характеризовался переходом от натурального хозяйства к товарному, то в экономической мысли того времени защита натурального хозяйства и соответствующее ему понимание богатства как совокупности полезных вещей, соседствовало с поддержкой денежного хозяйства и соответствующего понимания богатства как накопления денег.

Становление экономической науки.С переходом к капитализму рынок разрушает замкнутость и обособленность отдельных хозяйств, втягивая их в систему общественного хозяйства. Соответственно и экономическая мысль выходит за рамки микрохозяйств. В центре ее изучения становится общественное хозяйство. Это и породилополитическую экономию как науку об общественном хозяйстве (политейя - общественное или государственное устройство, ойкос - хозяйство, номос - закон).

С нее начинается становление собственно экономической науки как системы экономических законов, управляющих общественным хозяйством.

Меркантилизмпредставляет собой первую школу экономической науки, с которой начинается поворот к макроэкономическому исследованию хозяйства. Виднейший представитель этой школы французский экономистАнтуан Монкретьен де Ваттевиль(1575-1621 гг) написал в 1615 г. «Трактат политической экономии, посвященный королю и королеве», введя таким образом в историю экономической мысли термин «политическая экономия», с которым связано почти четырехсотлетнее существование и развитие экономической науки.


Главный вопрос, поставленный представителями этой школы «Чем государство богатеет?». Отождествляя богатство с деньгами, они источник обогащения связывали со сферой обращения, с торговлей и рекомендовали государству больше вывозить, чем ввозить, т.е. придерживаться активного торгового баланса. Этой теоретической концепции соответствовала и экономическая политика государства, известная под названием протекцонизма. Она характеризуется введением таможенных барьеров, препятствующих ввозу товаров из-за рубежа и защитой своей отечественной экономики от конкуренции со стороны иностранных товаров и капиталов.

Меркантилизм был распространен в европейских странах. Но он имел место и в России. Крупнейшим представителем меркантилизма в России был И.Т.Посошков (1652-1726 гг.), написавший книгу «О скудости и богатстве». В ней он представил проект реформ по совершенствованию политического и экономического устройства и развития протекционизма. Хотя он и считал конкуренцию полезной, но государство, с его точки зрения, должно защищать отечественную торговлю.

В целом взгляды меркантилистов выражали потребности ранней эпохи развития капитализма, известной под названием «эпохи первоначального накопления капитала».

Последующее развитие экономической науки было связано с перенесением анализа экономических процессов из сферы обмена в сферу производства. Начало такому подходу положили создатели школы физиократизма.

Этот термин состоит из двух греческих слов «физио» - земля, природа; «кратия» - власть («власть природы»). Его представителями были Ф.Кенэ(1694-1774 гг.) иА.Тюрго(1727-1781 гг.). Создание богатства, с их точки зрения, связано с производством. Однако, объявив производство источником богатства, они ограничили его только сельским хозяйством, а точнее земледелием.

Следующий шаг в области развития экономической теории был сделан классической английской школойполитической экономии. Один из ее ранних представителейВ.Петти(1623-1687 гг.), в отличие от меркантилистов, источник богатства связывал не со сферой обмена, а со сферой производства. А в отличие от физиократов В.Петти не ограничивал производство только сельским хозяйством. Ему принадлежит крылатая фраза: «Труд есть отец богатства, а земля - его мать».

Но основоположником классической политической экономии по праву считается А.Смит(1723-1790 гг.), который в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) изложил систему накопленных к тому времени экономических знаний. В ней он развил трудовую теорию стоимости, объявив источником богатства труд. Он выдвинул положение об определяющей роли производительности труда в росте богатства. Разделение труда он считал важнейшим фактором повышения производительности, а значит и роста богатства общества. На основе трудовой теории стоимости А.Смит развил свое учение о доходах (зарплата, прибыль и т.д.), которые имеют один источник - труд. Считая буржуазное общество соответствующим эгоистической природе человека, А.Смит обосновал положение о том, что движущей слой развития общества является экономический интерес человека и для его достижения надо дать человеку полную свободу деятельности. Стремясь реализовать свой личный интерес, производитель и предприниматель объективно работают на все общество, ибо не создав какой-то полезности для общества, он не обеспечит выгоду для себя.


А.Смит является создателем концепции экономического либерализма, суть которой в отрицании необходимости вмешательства государства в экономику, в отстаивании законов свободного рыночного хозяйства, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся под влиянием спроса и предложения («невидимые руки рынка»). Экономические идеи А.Смита получили самое широкое распространение во многих странах мира, в том числе и в России. Свидетельство тому - известные слова А.Пушкина об Евгении Онегине, который «читал Адама Смита и был глубокий эконом»...

На основах, заложенных А.Смитом сложилось два основных направленияв последующем развитии экономической теории.Трудовая концепциядала основание для поворота экономической теории (политэкономии) к анализу социально-экономических проблем и рождаемых ими социальных противоречий.

Этой концепции соответствует определение предмета экономической теории как науки об общественных отношениях в производстве, распределении, обмене и потреблении.

Второе направление связано с концепцией экономического либерализма, которая дала основание для поворота политэкономии к проблемам функционирования рыночной экономики и, соответственно, экономическая теория обращает особое внимание на повседневную деловую деятельность людей, на их поведение на рынке, на проблему выбора и использования ограниченных ресурсов, на изучение спроса и предложения, условий рыночного равновесия экономической динамики и цикличности развития.

Начало первому направлению положил один из представителей классической политэкономии Д.Рикардо(1772-1823), который, выдвинув на первый план проблемы распределения и его противоречий, придал экономической теории социальную направленность.

В этом же аспекте развивалась и мелкобуржуазная политэкономия, основоположником которой был швейцарский экономистЖан Сисмонди(1773-1842), который в своей книге «Новые начала политической экономии» (1819) подверг критике капиталистический механизм распределения, считая, что от распределения зависит не только потребление, но и производство.

Но в наиболее концентрированном виде, социальная направленность экономической теории была представлена в экономическом учении К.Маркса (1818-1883). Его главный труд «Капитал» (1867) сделал Маркса одним из крупнейших экономистов мира. Это признает и Западная экономическая мысль. Так, П.Самуэльсон в истории экономической мысли выделяет трех выдающихся мыслителей: А.Смита, К.Маркса и Д.Кейнса (о котором будет рассказано ниже). Другой современный американский экономист Д.Гэлбрейт подчеркивает, что ни до Маркса, ни после него никто не дал такого глубокого анализа сущности капитализма, как это сделал К.Маркс в своем фундаментальном «Капитале». Поэтому учение К.Маркса, - считал он, - слишком ценно, чтобы «отдать его целиком марксистам».


К.Маркс, введя понятие производственных отношений как предмета изучения политической экономии, рассматривал экономические отношения не как систему рыночных отношений, а как систему отношений собственности. Опираясь и развивая трудовую теорию стоимости, он, будучи идеологом пролетариата, делает вывод о том, что все богатство капиталистического общества создано трудом многих поколений рабочих. Это есть овеществленный и безвозмездно присвоенный капиталистами труд рабочих. Социальная справедливость, с его точки зрения, требует того, чтобы эти богатства были возвращены (экспроприированы - по марксистской терминологии) тем, кто их создавал.

Марксу принадлежит всесторонний анализ капитализма, его противоречий и некоторых тенденций капиталистического развития. В результате этого анализа он пришел к выводу о том, что капитализм порождает антагонистические противоречия и не способен их разрешить, поэтому он должен уступить место новому строю - социализму, предпосылки которого формируются в недрах капитализма.

История подтвердила ряд положений его теории и выводов. Но вместе с тем в его учении были ошибочные выводы. В частности такие, как вывод об абсолютном обнищании пролетариата, о неспособности капитализма к саморегулированию, к смягчению противоречий, Маркс отказывал капитализму в способности обеспечить высокие темпы роста богатства.

Однако эти возможности и тенденции капитализма стали очевидными лишь на более высокой ступени развития капитализма, а не в ту эпоху, в которую творил К.Маркс.

Последующее развитие истории внесло изменения в характер развития общества, в результате чего многие положения как классической школы политэкономии, так и марксистского экономического учения оказались не соответствующими новым реалиям.

Это породило и новые подходы к анализу социально-экономического развития общества и капитализма в том числе.

Представители исторической и социальной школ - Б.Гильдербранд(1812-1878),Г.Шмоллер(1938-1917),Л.Брентано(1844-1931),Ф.Оппенгеймер(1864-1943) и др., выступая против переоценки роли производства в развитии экономики, требовали при анализе экономики учитывать воздействие на нее исторических, социо-культурных факторов, традиций и инструментов общества (государство, профсоюзы, корпорации т.д.).

В конце XIX- началеXXвв. исследование новых социально-экономических процессов развития вели представители социал-демократии Запада -Э.Бернштейн(1850-1932),Н.Каутский(1854-1938),Р.Гильфердинг(1877-1941), которые также разделяли трудовую теорию происхождения богатства и идею перехода к социализму, но связывали это не с революцией, а с реформированием капитализма, с его трансформацией в направлении к постепенной социализации. Такой подход к оценке перспектив развития общества получает все большее подтверждение в условиях современного социально-экономического развития, которое обнаруживает тенденции к социализации, о чем свидетельствует происходящая демократизация владения собственностью, интеграция труда и капитала, усиление социальной защищенности человека, социального партнерства и развитие модели социально-ориентированной рыночной экономики и т.д.


Под влиянием глубоких перемен в мире, связанных, во-первых, с революцией в России, во-вторых, с самым глубоким мировым экономическим кризисом 1929-33 гг. отбросившим экономику Запада на многие годы назад, появляются новые направления в развитии экономической науки и новые имена - Д.Кейнс(1883-1946),У.Ростоу(1916), Дж.Гэлбрейт(1908),Ф.Хайек(1889),В.Леонтьев(1906-1998) и другие, которые усилив практическую функцию экономической теории, дали государству на ее основе конкретные рекомендации по развитию экономики, по ее стабилизации, выходу из кризисного состояния и смягчению противоречий. Многие из выше названных экономистов за вклад в экономическую теорию и практику хозяйствования стали Лауреатами Нобелевской премии.

Но особое место среди этих экономистов Запада занимает английский экономист Джон Мейнард Кейнс, создавший направление в экономической науке, получившее название кейнсианской теории (кейнсианство). Она изложена в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). В ней дана теория и программа государственного регулирования экономики. В отличие от старой школы экономического либерализма, отрицавшего какую бы-то ни было роль государства в экономике, Кейнс наряду с рыночными регуляторами признавал регулирующую роль государства. Мировой кризис 1929-33-х годов показал, что рынок не всесилен как регулятор производства. С точки зрения Кейнса, для поддержания стабильности в экономике необходимо государству регулировать спрос. Одним из путей решения задачи увеличения спроса как важнейшего антикризисного фактора, он считал осуществление государственных социальных программ, обеспечивающих повышение уровня жизни трудящихся слоев населения как основных потребителей. Кейнс показал, что если, например, государство за счет госбюджета будет проводить общественные работы (строить дороги, делать лесопосадки, разводить парки и т.д.), ранее незанятые рабочие будут втянуты в хозяйственную деятельность, получат доход, что увеличит спрос, оживит деловую активность, повысит занятость населения и обеспечит динамичное равновесие в экономике.

Кейнсианство пустило довольно глубокие корни в США со времени довоенного «Нового курса» Рузвельта (1936) и стало определяющим направлением в экономической теории и экономической политике Запада в первые послевоенные десятилетия, т.е. в период восстановления разрушенного войной хозяйства, что требовало централизованного регулирования экономики. С завершением этого периода кейнсианские идеи продолжали иметь хождение в виде так называемого неокейнсианства, представители которого (А.Хансен, Р.Харрод, Д.Робинсон и др.) на передний план выдвинули проблему экономического роста и обеспечения стабильного развития экономики, что невозможно без помощи со стороны государства.