Файл: Пособие Экономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основы экономической теории

Содержание

Модуль № 1. Введение в курс

Глава 1. Введение в экономическую теорию

§1.Предмет экономической теории

§2.Основные этапы развития экономической теории

Вопросы для самопроверки

Основные понятия

Выберите правильный вариант ответа

Глава 2. Типы экономических систем

§1.Классификация экономических систем

§2.Натуральное и товарное хозяйство

Вопросы для самопроверки

Основные понятия

Глава 3. Категории рыночной экономии

§1. Понятие товара и его свойств

§2. Деньги, их сущность и функции.

§3. Капитал фирмы и его формы

Основные понятия

Вопросы для самоконтроля

Глава 4.Издержки производства и прибыль

§1.Виды издержек производства

§2.Прибыль фирмы

Р (прибыль)

§3.Концентрация и централизация капитала

Основные понятия

Вопросы для самоконтроля

Выберите правильный вариант ответа

Глава 5. Рынок, его виды и функции

§1.Возникновение рынка и его инфраструктура

§2.Функции рынка, его позитивные и негативные стороны

§3.Роль государства в современной рыночной экономике

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Ответьте на следующие вопросы

Глава 6. Механизм рыночной экономики

§1.Цена и ее функции

§2.Рыночный спрос и рыночное предложение

§3.Конкуренция и ее формы

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Выберите правильный вариант ответа

Глава 7. Сущность и формы предпринимательства

§1. Экономическая природа предпринимательства

§3. Организационно-правовые формы предпринимательства

§3. Крупное и мелкое предпринимательство

§4. Предпринимательство в России и его особенности

§5. Управление фирмой в условиях рыночной экономики

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 8.Торговое предпринимательство

§1. Торговый капитал и торговая прибыль

§2. Товарная биржа

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 9. Рынок труда

§1. Спрос и предложение на рынке труда

§2. Занятость населения и безработица

§3. Зарплата и ее основные формы

§4. Заработная плата работников школы

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Выберите правильный вариант ответа

Глава 10. Рынок капитала

§1. Рынок ссудного капитала.

§2. Кредит и его формы

§3. Рынок ценных бумаг

Основные понятия и категории

Вопросы и задания

Глава 11. Рынок земли

§1. Земля как фактор производства

§2. Арендные отношения и земельная рента

§3. Земельная собственность и аграрная реформа в России.

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 12. Национальное воспроизводство

§1. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели.

§2.Макроэкономическое равновесие.

§3. Цикличность рыночной экономики и антикризисное регулирование

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 13. Государственный бюджет и налоги

§1. Финансовая система общества

§2. Государственный бюджет

§3. Налоговая система, ее структура и налоговая политика

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 14. Современное мировое хозяйство

§1. Мировой рынок и политика

§2. Международная валютная система.

§3. Глобальные экономические проблемы

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Переход к рыночной экономике требует создания конкурентной среды и возрождения конкуренции. Однако, переходный характер экономики в России отражается и на характере конкуренции, ее видах и средствах. Совершенно очевидно, что в России формируется несовершенная конкуренция. Это обусловлено монополизацией, регионализацией, инфляцией и рэкетерством. Поэтому рождающейся конкуренции присущи неценовые методы, т.е. она не имеет ориентации на снижение цен, нет свободного перелива каптала из отрасли в отрасль, слабо развита конкурентная среда и правовая база конкуренции. Сужены возможности добросовестной «честной» конкуренции. Она широко использует такие неэкономические методы как убийство, насилие, рэкет, коррупция.

Иначе говоря, конкуренция в нашей экономике еще слабо выполняет свои функции, что ограничивает действие рыночного механизма и требует от государства активной антимонопольной политики, поддержки мелкого предпринимательства, как важнейшего средства создания конкурентной среды.


Основные понятия

Антимонопольная политика, внутриотраслевая, межотраслевая, монополистическая конкуренция, добросовестная и недобросовестная конкуренция, жизненный цикл товара, закон предложения, закон спроса, конкуренция, монополия, несовершенная конкуренция, олигополия, платежеспособный спрос, предложение, совершенная конкуренция, спрос, типы покупателей, цена, цена равновесия, ценовая и неценовая конкуренция, эластичность спроса.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие концепции цены Вы знаете?

  2. Чем объясняются колебания цен и какие факторы влияют на это?

  3. Какие виды цен существуют?

  4. Какие функции выполняет цена?

  5. Дайте характеристику спроса как элемента механизма рыночной экономики. Какие факторы влияют на него?

  6. Охарактеризуйте предложение и закон предложения?

  7. Что из себя представляет равновесная цена? Покажите процесс ее образования с помощью графика?

  8. Что такое конкуренция и какую роль она играет в рыночной экономике?

  9. Чем отличается совершенная конкуренция от несовершенной?

  10. Какие методы конкурентной борьбы используются в условиях свободной и монополистической конкуренции?

  11. Каково соотношение между конкуренцией и монополией?

Выберите правильный вариант ответа

  1. Как называется та экономическая ситуация, когда покупателем продукции является только одна фирма:

а) монополия;

б) олигополия;

в) монопсония?

  1. Монопсония существует на рынке, когда:

а) есть всего несколько продавцов данного товара;

б) есть только один покупатель данного товара;

в) есть только один продавец данного товара.

  1. Какой из следующих аргументов выдвигается в качестве доказательства «вреда» монополизации рынка:

а) завышая цены, монополист снижает жизненный уровень населения;

б) монополии в меньшей степени заинтересованы в эффективном использовании ресурсов;

в) монополии используют политическую власть не в интересах широких слоев населения;

г) все выше сказанное?


  1. Каковы средства ведения неценовой конкуренции:

а) лидерство в ценах;

б) улучшение качества продукции;

в) реклама;

г) организация выставок;

д) проведение ярмарок и аукционов?

  1. Какие действия относятся к недобросовестной конкуренции:

а) технический шпионаж;

б) улучшение качества продукции;

в) переманивание специалистов;

г) подкуп работников конкурентов;

д) ложная реклама товаров;

е) использование чужого товарного знака;

ж) копирование внешнего оформления товара другой фирмы?

  1. Монополистическая конкуренция имеет место, когда:

а) участники монополии конкурируют друг с другом;

б) много фирм продают сходные товары;

в) только несколько фирм производят данный товар.

Глава 7. Сущность и формы предпринимательства

§1. Экономическая природа предпринимательства

Рыночная экономика формирует фигуру предпринимателя, который является ее главным действующим лицом. Именно он решает вопросы о том, что произвести, сколько, с помощью каких средств это сделать и для кого произвести. Его цель - получение прибыли. Но, “преследуя собственные интересы, - отмечал А. Смит, - более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им”.1Руководствуясь соображениями личной выгоды, он берет на себя риск и ответственность за производство тех товаров и услуг, которые нужны обществу. Иначе говоря, ни один предприниматель не получит прибыль, не выполняя при этом нужных услуг для людей и не продавая товары, которые их интересуют.

Нацеленность на удовлетворение потребностей определенных социальных групп и типов покупателей является важнейшим и существенным признаком предпринимательства.


История возникновения и становления предпринимательства связана с историей рынка и его превращением в рыночную систему хозяйства.

Поэтому фигура предпринимателя зарождается вместе с рынком еще до капитализма. Купец и ростовщик - это первые фигуры предпринимателей, деятельность которых ограничивалась преимущественно сферой обмена и оказания посреднических услуг. Осуществленное ими первоначальное накопление капитала послужило основой для возникновения и развития предпринимательства в сфере производства, которое становится основной сферой предпринимательской деятельности в условиях рыночной системы хозяйства, а предприниматель становится важнейшим участником создания и распределения национального дохода общества.

Понятие “предприниматель” сформировалось в XVIIIвеке в работах французского экономиста Р. Кантильона, который отождествлял предпринимателя с собственником имущества и денег, используемых для организации какого-либо дела ради получения выгоды (прибыли) для себя.

Значительный вклад в разработку проблемы предпринимательства внесли такие ученые-экономисты как А. Смит, Ж.Б. Сей, М. Кейнс и др. А. Смит рассматривал предпринимательство как хозяйственный риск, связанный с целью извлечения прибыли. Для К. Маркса предприниматель - это капиталист, эксплуатирующий наемную рабочую силу. Ж.Б. Сей, продолжатель идей классической школы, под предпринимательством понимал деятельность, направленную на комбинирование факторов производства.

В начале ХХ века в связи с массовым образованием акционерных обществ главный акцент в определении предпринимательства сместился в сторону управленческого аспекта. Дело в том, что по мере развития и усложнения организационной структуры предприятий происходит отделение капитала-собственности от капитала-функции и отныне значительная часть решений, в том числе и стратегического характера, передается наемным управляющим (менеджерам), которые непосредственно выполняют коммерческо-предпринимательские функции.

Деятельность руководителя предприятия (менеджера), который наделен собственниками предприятия всеми правами и обязанностями, является особой формой предпринимательства, реализующего в управлении функции собственника. Однако, в компетенции собственника остается само учреждение или закрытие предприятия, постановка целей, решение вопросов о масштабах производства, а в случае крайней необходимости и право вмешательства в деятельность администрации.


Таким образом, предпринимательская деятельность, или предпринимательство - это инициативная самостоятельная деятельность, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность.

Социальная база предпринимательства достаточно широка. Им могут заниматься крупные и мелкие собственники капитала и средств производства, обладатели интеллектуальной собственности (инженеры, ученые, высококвалифицированные рабочие, профессиональные управляющие), просто предприимчивые люди, на способности которых общество проявляет спрос.

Предпринимательство имеет место в любой отрасли производства и услуг - в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, бытовом обслуживании, юридической, издательской, банковской и консультационной деятельности, в сфере операций с ценными бумагами и т.п.

Им могут заниматься и отдельные граждане, и коллективы людей и государства. Для этого необходимо наличие капитала; возможность им распоряжаться; юридическая свобода и экономическая самостоятельность; свободный выход на рынок; равенство доступа для всех хозяйствующих субъектов к материальным, финансовым, трудовым и информационным ресурсам; поддержка предпринимательства со стороны государства, выражающаяся в стабильной налоговой политике, в льготном кредитовании; развитии рыночной инфраструктуры и наличие позитивного общественного мнения о предпринимательской деятельности, как об одной из наиболее почетных.

Прибыль выступает непосредственно формой мотивации предпринимательства. Но в современном представлении (Шумпетер и др.) предприниматель - это особый социально-психологический тип, который с точки зрения психологии руководствуется такими мотивами поведения: стремлением обеспечить себе и своей семье достаточно высокий уровень жизни, самореализовать себя как личность, обеспечить экономическую независимость и занять достойное место в обществе, с точки зрения социолога, это человек с активной жизненной позицией. С точки зрения экономики - это человек, участвующий в создании богатства общества.

Таким образом, для него прибыль - важнейшая, но не единственная цель деятельности.

Предпринимательство развивается неравномерно, сменяя его спад бумом. Это обусловлено двумя важнейшими факторами: во-первых, цикличностью воспроизводства, которая состоит из 4-х фаз - кризиса, депрессии, оживления и подъема. Очевидно, что в период кризиса происходит разорение преимущественно мелкого и среднего предпринимателя, в результате чего слой предпринимателей в обществе сокращается. В период оживления и подъема экономики предпринимательство растет.