ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2024
Просмотров: 1592
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Введение в экономическую теорию
§1.Предмет экономической теории
§2.Основные этапы развития экономической теории
Выберите правильный вариант ответа
Глава 2. Типы экономических систем
§1.Классификация экономических систем
§2.Натуральное и товарное хозяйство
Глава 3. Категории рыночной экономии
§1. Понятие товара и его свойств
§2. Деньги, их сущность и функции.
Глава 4.Издержки производства и прибыль
§3.Концентрация и централизация капитала
Выберите правильный вариант ответа
Глава 5. Рынок, его виды и функции
§1.Возникновение рынка и его инфраструктура
§2.Функции рынка, его позитивные и негативные стороны
§3.Роль государства в современной рыночной экономике
Глава 6. Механизм рыночной экономики
§2.Рыночный спрос и рыночное предложение
Выберите правильный вариант ответа
Глава 7. Сущность и формы предпринимательства
§1. Экономическая природа предпринимательства
§3. Организационно-правовые формы предпринимательства
§3. Крупное и мелкое предпринимательство
§4. Предпринимательство в России и его особенности
§5. Управление фирмой в условиях рыночной экономики
Глава 8.Торговое предпринимательство
§1. Торговый капитал и торговая прибыль
§1. Спрос и предложение на рынке труда
§2. Занятость населения и безработица
§3. Зарплата и ее основные формы
§4. Заработная плата работников школы
Выберите правильный вариант ответа
§1. Земля как фактор производства
§2. Арендные отношения и земельная рента
§3. Земельная собственность и аграрная реформа в России.
Глава 12. Национальное воспроизводство
§1. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели.
§2.Макроэкономическое равновесие.
§3. Цикличность рыночной экономики и антикризисное регулирование
Глава 13. Государственный бюджет и налоги
§1. Финансовая система общества
§3. Налоговая система, ее структура и налоговая политика
Глава 14. Современное мировое хозяйство
§2. Международная валютная система.
Модуль № 1. Введение в курс
Глава 1. Введение в экономическую теорию
§1.Предмет экономической теории
Экономическая мысль человечества имеет давнее происхождение. Интерес к экономическим проблемам появился вместе с возникновением человеческого общества, важнейшим условием существования которого является удовлетворение потребностей людей.
Потребности. Она выступает в качестве первой экономической категории, с которой сталкивается человек.Это есть нужда человека в благах и услугах, необходимых для воспроизводства человека как биологического существа и социальной личности.
Потребности - это условия жизнедеятельности людей, необходимые, но различные на каждом данном историческом этапе развития общества.
Потребности многообразны. Различают личные и общественные потребности. Первые обеспечивают личное потребление человека. Это потребности в пище, одежде, жилье, предметах быта, культуры и т.п. Вторые - это потребности всего общества, связанные с государственным управлением, обороной страны и т.п. По виду удовлетворения различают индивидуальные и коллективные потребности. Кроме того, функционально различают физические, духовные и социальные потребности людей. Они постоянно изменяются структурно, качественно и количественно, отмирают старые и изменяются соотношения между видами потребностей.
В обществе всегда существуют потребности обычной, более низкой и более высокой степени необходимости. Потребности обычной степени необходимости в каждый данный исторический момент определенны, и являются общественно признанными, общественно установившейся нормой потребления материальных, духовных и социальных благ. Потребности более низкой степени необходимости представляются потребностями предшествующего, прошлого этапа развития производства, труда, культуры и быта, и они являются, как правило, затухающими, умирающими. Потребности высшей степени необходимости представляются вновь возникшими, перспективными, но еще не ставшими признанной нормой потребления. По мере развития общества они переходят в разряд потребностей обычной, а позже и низкой степени необходимости.
Такое движение потребностей обеспечивает процесс возвышения потребностей, который является общим экономическим законом, действующим на протяжении всей истории развития общества. Его действие обусловлено многими факторами, среди которых можно выделить следующие:
- рост образовательного и культурно-технического уровня населения, т.е. развитие самого человека;
- развитие науки и техники, совершенствование технологии, в результате чего создаются новые блага и формируются новые потребности;
- демографический фактор, связанный с ростом народонаселе-ния, а значит и с количественным ростом потребностей;
- переход человечества из одних природно-климатических условий в другие;
- повышение общественной производительности труда, позволяющее создавать большую массу продуктов, идущих в потребление;
- расширение и углубление рыночных отношений;
- усложнение труда и возрастание доходов;
- быстрое распространение информации о новых товарах на основе развития эффективных компьютерных, коммуникационных средств;
- немаловажную роль в возвышении потребностей играет такая психологическая особенность, присущая только человеку - удовлетворенная потребность рождает новую.
Возвышение потребностей необязательно связано с количественным их возрастанием. Этот процесс по своему содержанию в большей степени включает в себя изменение и смену приоритетов потребностей. По мере развития общества все более возрастает роль удовлетворения духовных и социальных потребностей.
Необходимость удовлетворения потребностей, их возрастание и изменение выступают как побудительный мотив для хозяйственной деятельности человека, направленной на поиск ресурсов необходимых для удовлетворения своих потребностей.
Ресурсы, с которыми связан этот процесс, многообразны. Они имеют определенный состав и структуру. Различают материальные, трудовые и финансовые ресурсы. К ним относятся: а)природные ресурсы, т.е. запасы полезных ископаемых, а также естественные условия жизни - климат, географическое положение, количество и качество земли, воды и леса; б)накопленные ресурсы, т.е. созданные предшествующими поколениями заводы и фабрики с их оборудованием, машинами, транспортом и различными видами коммуникаций; жилые дома, запасы продовольствия, промышленных потребительных товаров и др.; в)трудовые ресурсы формируются из людей трудоспособного возраста и способного к труду. Они зависят от качества и структуры народонаселения, его опыта, квалификации, уровня образования и качества предпринимательской деятельности; г)финансовые ресурсы: денежные, золотовалютные средства, ценные бумаги и т.п.
Ресурсы, необходимые для удовлетворения растущих потребностей населения ограничены. Эта ограниченность имеет отношение ко всем видам ресурсов - и к тем, которые имеются в природе (естественная ограниченность нефти, газа, руды и т.п.), и к тем, которые создаются людьми. Поэтому перед человечеством всегда стоит ряд острейших проблем, составляющих содержание его хозяйственной деятельности. Во-первых, проблема поиска новых ресурсов;во-вторых, выбор потребности, подлежащей удовлетворению в данный момент;в-третьих, оптимальное распределение ресурсов между отраслями хозяйства в целях наиболее рационального удовлетворения потребностей.
На самом раннем этапе своего возникновения человечество удовлетворяло свои потребности за счет, имеющихся в природе готовых продуктов. Поэтому хозяйственная деятельность человека характеризовалась собирательством плодов, корней и других съедобных растительных продуктов. В поисках их люди занимались охотой и рыболовством, вели кочевой образ жизни, перемещаясь с одной территории на другую. Но ограничены и готовые продукты природы, и сама территория земли. Известно, что площадь земного шара равна 510,2 мкм2, из которых только 127,5 млн. км2составляет сушу, а все остальное приходится на моря и океаны. Да и суша имеет разные природно-климатические условия и не на всех ее землях можно собирать готовый продукт природы.
Поэтому человек в поисках новых ресурсов для удовлетворения возрастающих потребностей переходит к производству.
Производство.Отныне удовлетворение потребностей человека теснейшим образом связывается с его производственной деятельностью, которая становится главным содержанием хозяйственной деятельности человека.
Производство - это процесс взаимодействия человека и природы, в ходе которого человек приводит в движение свои естественные (голова, руки, ноги) и искусственные (т.е. созданные человеком: машины, станки, инструменты и т.д.) орудия труда, с помощью которых он воздействует на предметы природы, перерабатывает их и приспосабливает к своим потребностям.
С переходом к производству расширяется ресурсная база для удовлетворения растущих потребностей человека. Кроме природных ресурсов, появляются производственные ресурсы, составляющие производственный потенциал общества. В него входят, во-первых, те элементы производства, которые созданы самим человеком (орудия труда, предприятия, транспортные средства и т.д.). В марксистской теории они называются средствами труда, с помощью которых человек воздействует на предмет своего труда, превращая его в благо, идущее в потребление - или личное, или в производительное.
Во-вторых, элементом производства являются предметы труда, т.е. то, на что направлена производственная деятельность и что составляет вещественную основу создаваемого продукта. Они могут быть даны непосредственно природой (девственный лес, каменный уголь, железная руда и т.д.). Эти предметы труда, как правило, подвергаясь переработке, превращаются в сырье и материалы для использования их в последующих стадиях производственного процесса (чугун, сталь, прокат, пластмасса и т.д.). Предметы труда в производстве изменяют свою вещественную форму (нитки превращаются в ткань и т.п.), поэтому они участвуют лишь в одном производственном цикле: сырье и материалы производительно потребляются, топливо сгорает и т.д.
Средства труда и предметы труда образуют понятие средств производства, которые выступают каквещественные факторы производства и как производственный ресурс.
Но средства производства являются мертвыми вещами, пока к ним не приложена рабочая сила человека, обладающего определенными знаниями, производственным опытом, навыками к труду. Без этого средства производства не могут быть приведены в действие. Человек, как носитель рабочей силы, обладающей способностью к труду, образует личный или субъективный фактор производства. А совокупность средств производства и людей, приводящих их в действие с целью создания благ для потребления, образует понятиепроизводительных сил общества, уровень развития которых определяет степень господства человека над природой и возможности удовлетворения его растущих потребностей.
Особое место в производительных силах занимает земля, которая в одном случае является предметом труда (при добыче полезных ископаемых), в других случаях средством труда (в сельском хозяйстве, где на земле выращивается зерно, овощи и т.д.). С развитием научно-технического прогресса производительные силы пополняются такими его элементами как наука и информатика.
Ресурсы, с точки зрения их роли в производстве выступают как личные и вещественные факторы производства. Такое деление лежит в основе марксистского экономического учения. В основе современного подхода к этой проблеме лежит концепция «Трех факторов производства» французского экономиста Сэя, который выделял в качестве факторов производства - труд, землю и капитал.
Но фактически эта трехфакторная модель не противоречит двухфакторной модели, а по существу повторяет ее, т.к. земля, как сказано выше, это одно из средств производства, а под капиталом западная экономическая мысль всегда понимала средства производства, т.е. вещественные факторы производства.
Проблема выбора и производственных возможностей. Важнейшей стороной хозяйственной деятельности является проблема использования ресурсов. От того как они используются зависит эффективность производства, а значит и возможности удовлетворения потребностей.
Каждый ресурс имеет свои производственные возможности. Поэтому и человек и общество должны при производстве и потреблении сделать выбор - от чего-то отказаться, а чему-то отдать предпочтение, т.е. принять оптимальное решение, предполагающее удовлетворение потребностей с наименьшими затратами ресурсов.
С этим выбором мы сталкиваемся ежедневно. Так, например, денежные средства, которыми располагает человек позволяют ему приобрести определенный набор товаров. Но ограниченность денежных средств заставляет его отказаться от другого набора. Возникает альтернативная ситуация - «или-или», на основе которой складывается концепция альтернативной стоимости, измеряемой посредством цен на другие блага, которые можно получить взамен. Так, альтернативная стоимость пальто может быть равна цене 10 кг хлеба, 5 кг сливочного масла, 5 кг мяса и 3 кг сахара. Поэтому покупая пальто, человек как бы жертвует возможностью приобрести эти товары, которые по стоимости эквивалентны цене пальто.
Данное обстоятельство правомерно не только для отдельного человека, но и для государства и общества в целом. Допустим, что в Н-ом государстве перед правительственными органами стоит выбор распределения ресурсов между затратами на производство предметов народного потребления и вооружение для армии. Условно в этом случае предметы потребления обозначим как "масло", а вооружение армии "пушки". Если все ресурсы страны будут направлены на производство масла, то условимся, что за год будет создано его 30тыс. т. Если же все ресурсы будут использоваться для производства пушек, то их будет создано 120тыс. В первом случае пушек будет сделано ноль, а во втором масла-ноль. Конечно, масло и пушки могут производиться одновременно, но в этом случае возникает вопрос соотношения того и другого, что можно представить в следующей таблице:
Таблица вариантов производственных возможностей
Варианты |
Масло (тыс. т.) |
Пушки (тыс. шт.) |
I |
30 |
0 |
II |
24 |
40 |
III |
20 |
60 |
IV |
12 |
100 |
V |
6 |
110 |
VI |
0 |
120 |