ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Введение в экономическую теорию
§1.Предмет экономической теории
§2.Основные этапы развития экономической теории
Выберите правильный вариант ответа
Глава 2. Типы экономических систем
§1.Классификация экономических систем
§2.Натуральное и товарное хозяйство
Глава 3. Категории рыночной экономии
§1. Понятие товара и его свойств
§2. Деньги, их сущность и функции.
Глава 4.Издержки производства и прибыль
§3.Концентрация и централизация капитала
Выберите правильный вариант ответа
Глава 5. Рынок, его виды и функции
§1.Возникновение рынка и его инфраструктура
§2.Функции рынка, его позитивные и негативные стороны
§3.Роль государства в современной рыночной экономике
Глава 6. Механизм рыночной экономики
§2.Рыночный спрос и рыночное предложение
Выберите правильный вариант ответа
Глава 7. Сущность и формы предпринимательства
§1. Экономическая природа предпринимательства
§3. Организационно-правовые формы предпринимательства
§3. Крупное и мелкое предпринимательство
§4. Предпринимательство в России и его особенности
§5. Управление фирмой в условиях рыночной экономики
Глава 8.Торговое предпринимательство
§1. Торговый капитал и торговая прибыль
§1. Спрос и предложение на рынке труда
§2. Занятость населения и безработица
§3. Зарплата и ее основные формы
§4. Заработная плата работников школы
Выберите правильный вариант ответа
§1. Земля как фактор производства
§2. Арендные отношения и земельная рента
§3. Земельная собственность и аграрная реформа в России.
Глава 12. Национальное воспроизводство
§1. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели.
§2.Макроэкономическое равновесие.
§3. Цикличность рыночной экономики и антикризисное регулирование
Глава 13. Государственный бюджет и налоги
§1. Финансовая система общества
§3. Налоговая система, ее структура и налоговая политика
Глава 14. Современное мировое хозяйство
§2. Международная валютная система.
§3. Налоговая система, ее структура и налоговая политика
Налогивозникли с рождением государства и имели разные исторические формы. Вначале это былидарыилиприношениякоролю, царю, правительству послами других стран. Затем появиласьданьс побежденных народов в видеконтрибуции, как средства компенсации военных расходов, или выкуп пленников. В более поздний период появились платежи населения, которые носили временный характер в виде оказания помощи правительству, вначале на добровольных основах, а затем принудительным путем.
С появлением государственной администрации, суда и постоянного войска обложение приобретает систематический характер и в него вовлекаются все слои общества, являющиеся подданными страны.
Постепенно восторжествовала идея определенной доли обложения, устанавливаемой правительством, вне всякой зависимости от воли плательщика. Налоги превращаются из временного в постоянный источник государственных доходов.
Это и дало основание известному политическому деятелю Северной Америки Б.Франклину (1706-1790) сказать, что “платить налоги и умереть должен каждый”. А К.Маркс отмечал, что Налог – это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией.
Изменялись не только формы обложения, но и способы взимания налогов.
На первом этапе у государства не было специальных органов по взиманию налогов. Это делало государство через посредников. Оно поручало сбор налогов городу или общине под так называемую круговую поруку, при которой выборные или назначаемые самим населением лица, как правило из состоятельных слоев, своим имуществом обеспечивали правильность поступления налогов и отвечали за их недоборы.
В Древней Руси IX-XIII вв. появились выборные сотские, десятские, старосты, которые занимались “раскладкой” сборов и повинностей, взиманием “кормов” и взносов в пользу князей. Позже государство, установив сумму налога, функцию его сбора передает осбым лицам из крупного имущего слоя, получивших название откупщиков. Они сразу вносили в казну требуемую сумму налога, а полученную на откуп область участками раздавали более мелким откупщикам для организации сбора налогов. Такая система взимания налогов не обходилась без вымогательств и притеснений народа. В процессе сбора налогов с населения откупщики получали огромные доходы, превышающие установленные государством.
Так, накануне революции во Франции только половина собранных откупщиками средств шла в казну в виде налога, а вторая половина шла в карман откупщиков. Поэтому, по выражению К. Маркса, “французский крестьянин, когда он хочет представить себе черта, то он представляет его в виде сборщика налогов”.
На рубеже XVIII-XIX вв. появились государственные чиновники, собирающие налоги в государственну. казну. Они составляли кадастр1земли, недвижимости, определяли квоту (долю) обложения, организуя процесс сбора налогов. Работа этих органов оплачивалась определенным процентом с собранной ими суммы. Но, тем не менее, переход к непосредственному взиманию налогов государственными чиновниками привел к значительному сокращению издержек взимания, дав экономию всему обществу.
Природа и функции налогов. В истории экономической мысли отношение к налогу, его природе и сущности неоднозначно. Сложность понимания его природы обусловлена тем, что налог – это не только экономическое, но и политическое явление реальной жизни. Его экономическая природа связана с производством и распределением, а политическая – с государством, его функциями и степенью развития. Разные представления о природе налогов складывалось под влиянием развития учения о государстве.
Основоположник классической экономической теории А. Смит отрицал экономическую роль государства и поэтому налог он не связывал с необходимостью удовлетворения экономических потребностей общества. Государственные услуги он считал не производительными, поэтому налог должен быть умеренным, не отвлекающим средства от их производительного использования.
Исключая государственные услуги из разряда производительных затрат, другой представитель классической теории Д. Рикардо считал, что нет налогов, которые не тормозили бы накопление и не мешали бы расширению производства.
Последователь А. Смита французский экономист Ж.Б.Сэй рассматривает налог как плату за услуги государства и важно только одно, чтобы налог был справедливым. В его понимании налог выражает отношения обмена, в основе которых лежит эквивалент.
Французский просветитель Монтескье (1748) рассматривает налоги в тесной связи с пониманием государства как результата общественного договора. В соответствии с этим он называет налог платой, вносимой каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за защиту государства от внешнего врага и поддержание внутреннего порядка и спокойствия в стране. Монтескье определял налог как “часть, которую каждый гражданин дает из своего имущества, чтобы быть уверенным в другой части и спокойно пользоваться ею”.1
В первой половине XIX в. швейцарский экономист Ж. Сисмонди (1773-1842) развивает концепцию наслаждения, суть которой в утверждении, что при помощи налогов каждый плательщик налогов покупает себе наслаждение, извлекаемое им из общественного порядка, правосудия, охраны личности и собственности. Наслаждение доставляют также общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, здоровой водой, получать образование и воспитание.
В теории налогов существует и представление о них, как о жертве, которую граждане приносят государству без получения эквивалента каждым плательщиком в отдельности.
Учение о правовом государстве породило теорию коллективных (общественные) потребностей. Налог стал рассматриваться как обязанность граждан диктуемая их коллективными потребностями, которые удовлетворяются государством.
Теория коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения, лежит в основе современного понимания природы налога.
Так, автор учебника “Экономика” П.Самуэльсон, отмечая возрастающую роль государства в удовлетворении потребностей общества подчеркивает, что большая часть раходов государства, связанных с этим, покрывается за счет налогов.
Общество как целое, - пишет он, - само накладывает на себя налоговое бремя.
Авторы другого американского учебника по экономике К.Р.Макконелл и С.Л.Брю определяют категорию налога как принудительную выплату правительству домохозяйством или фирмой денег в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги.
Налоговый Кодекс РФ, введенный в действие с 01.01.1999 г. под налогом понимает “обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц… в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований”.2
Сущность налога проявляется в его функциях.
Функции налогов.В этом вопросе нет единства взглядов на количество выполняемых налогами функций. Одни экономисты выделяют две функции - фискальную и экономическую, другие – три: фискальную, социальную и регулирующую. Но большинство теоретиков налогов дают более расширенную классификацию функций, выделяя фискальную, распределительную, стимулирующую, контролирующую и социальную, рассматривая из во взаимосвязи.
Очевидно, что фискальнаяявляется основной функцией, т.к. с помощью налогов образуются государственные денежные фонды, создающие условия и предпосылки для функционирования государства и проявления других функций налога.
Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его распределительнаяфункция, суть которой в том, что с помощью налогов через бюджет государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в непроизводственную. С помощью перераспределения собранных через налоги денежных средств, государство осуществляет финансирование научно-производственных программ, помогает в структурной перестройке отраслей, осуществляя таким образом государственное регулирование экономики.
Стимулирующая функцияналогов осуществляется, прежде всего, черезналоговые льготы, которые выступают в качестве мощного инструмента воздействия налоговой системы на экономику.
Налоговые льготы многообразны. Они могут включать пониженные налоговые ставки для наукоемких или экспортных отраслей производства, освобождение на определенный срок от налогообложения малых или вновь образованных предприятий и т.п.
Контрольная функцияналогов состоит в том, что именно налоги являются одним из важнейших инструментов контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности предприятий и фирм. Кроме того, недопоступление налогов в бюджет сигнализирует государству о необходимости внесения изменений или в практику сбора налогов, или в их размеры, или в социальную, или в бюджетную политику, или в проводимую экономическую политику государства.
Социальная функцияналогов состоит в том, что через них государство осуществляет перераспределение доходов, направляя часть ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченных, сглаживая, таким образом, неравенство между социальными группами населения. За счет преимущественно налогов содержится социальная сфера (здравоохранение, образование).
Во многих странах государство за счет налогов решает важнейшие задачи социального характера. Так, например, налоговая система Швеции построена таким образом, что налогоплательщик отдает в государственную казну более 50% своего дохода. В результате этого в стране сложилась оптимальная модель социально ориентированной рыночной экономики, известная под названием “Шведской модели государства благосостояния”. Для нее характерна социальная защита населения от болезней и безработицы, ликвидация бедности, высокий уровень потребления, образования и культуры.
Общие принципы построения налоговой системы реализуются при формирования элементов налогов, которые включают: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу, налоговую ставку, льготы и налоговый период.
Субъект налога– это налогоплательщик, т.е. юридическое или физическое лицо, на которое по закону возложена обязанность платить налог.
Объект налогообложения– это предмет, подлежащий обложению налогом (доходы, сделки, услуги, экспорт и импорт, имущество и т.д.).
Единицей обложенияявляется определенная количественная мера измерения объекта обложения (стоимость, площадь, вес, объем и т.д.).
Налоговая ставка– величина налога на единицу обложения. Она, как правило, выражается в процентах и может быть пропорциональной и прогрессивной.
Пропорциональные ставкидействуют в одинаковом проценте к к объекту обложения, независимо от увеличения его стоимости.
Прогрессивные ставкипостроены таким образом, что с увеличением стоимости объекта обложения увеличиваются и их размеры.
Налоговая система в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется прогрессивным характером налогообложения.
Вопрос об уровне налоговых ставок является одним из самых дискуссионных. Государственное вмешательство в экономику всегда связано с повышением налоговой ставки, а ослабление вмешательства – с их снижением. Кроме того, на их уровень влияет экономическая конъюнктура в стране и фаза воспроизводственного цикла.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что от уровня налогообложения зависит рост производства и доход бюджета. Американский экономист А.Лаффер доказал, что рост налогообложения оказывает неблагоприятное воздействие на динамику производства и доходов. Увеличение ставок налогов сдерживает инвестиции и сужает налогооблагающую базу, в результате чего сокращаются поступления в государственный бюджет. А более низкие ставки налогов создают стимулы к инвестициям, деловой активности, в результате чего расширяется производство, растут доходы, а вместе с этим увеличиваются налоговые поступления в госбюджет. Связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в бюджет получила название “Кривой Лаффера”, которая показывает эту зависимость, но не дает четкого представления о предельно допустимой величине налоговых изъятий в бюджет страны.
Но мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика 30-40% дохода – это та черта, за пределами которой начинается процесс сокращения инвестиций в экономику с последующим сокращением дохода как налогооблагаемой базы.