ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2024
Просмотров: 1610
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Введение в экономическую теорию
§1.Предмет экономической теории
§2.Основные этапы развития экономической теории
Выберите правильный вариант ответа
Глава 2. Типы экономических систем
§1.Классификация экономических систем
§2.Натуральное и товарное хозяйство
Глава 3. Категории рыночной экономии
§1. Понятие товара и его свойств
§2. Деньги, их сущность и функции.
Глава 4.Издержки производства и прибыль
§3.Концентрация и централизация капитала
Выберите правильный вариант ответа
Глава 5. Рынок, его виды и функции
§1.Возникновение рынка и его инфраструктура
§2.Функции рынка, его позитивные и негативные стороны
§3.Роль государства в современной рыночной экономике
Глава 6. Механизм рыночной экономики
§2.Рыночный спрос и рыночное предложение
Выберите правильный вариант ответа
Глава 7. Сущность и формы предпринимательства
§1. Экономическая природа предпринимательства
§3. Организационно-правовые формы предпринимательства
§3. Крупное и мелкое предпринимательство
§4. Предпринимательство в России и его особенности
§5. Управление фирмой в условиях рыночной экономики
Глава 8.Торговое предпринимательство
§1. Торговый капитал и торговая прибыль
§1. Спрос и предложение на рынке труда
§2. Занятость населения и безработица
§3. Зарплата и ее основные формы
§4. Заработная плата работников школы
Выберите правильный вариант ответа
§1. Земля как фактор производства
§2. Арендные отношения и земельная рента
§3. Земельная собственность и аграрная реформа в России.
Глава 12. Национальное воспроизводство
§1. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели.
§2.Макроэкономическое равновесие.
§3. Цикличность рыночной экономики и антикризисное регулирование
Глава 13. Государственный бюджет и налоги
§1. Финансовая система общества
§3. Налоговая система, ее структура и налоговая политика
Глава 14. Современное мировое хозяйство
§2. Международная валютная система.
Переход к рыночной экономике требует создания конкурентной среды и возрождения конкуренции. Однако, переходный характер экономики в России отражается и на характере конкуренции, ее видах и средствах. Совершенно очевидно, что в России формируется несовершенная конкуренция. Это обусловлено монополизацией, регионализацией, инфляцией и рэкетерством. Поэтому рождающейся конкуренции присущи неценовые методы, т.е. она не имеет ориентации на снижение цен, нет свободного перелива каптала из отрасли в отрасль, слабо развита конкурентная среда и правовая база конкуренции. Сужены возможности добросовестной «честной» конкуренции. Она широко использует такие неэкономические методы как убийство, насилие, рэкет, коррупция.
Иначе говоря, конкуренция в нашей экономике еще слабо выполняет свои функции, что ограничивает действие рыночного механизма и требует от государства активной антимонопольной политики, поддержки мелкого предпринимательства, как важнейшего средства создания конкурентной среды.
Основные понятия
Антимонопольная политика, внутриотраслевая, межотраслевая, монополистическая конкуренция, добросовестная и недобросовестная конкуренция, жизненный цикл товара, закон предложения, закон спроса, конкуренция, монополия, несовершенная конкуренция, олигополия, платежеспособный спрос, предложение, совершенная конкуренция, спрос, типы покупателей, цена, цена равновесия, ценовая и неценовая конкуренция, эластичность спроса.
Вопросы для самопроверки
Какие концепции цены Вы знаете?
Чем объясняются колебания цен и какие факторы влияют на это?
Какие виды цен существуют?
Какие функции выполняет цена?
Дайте характеристику спроса как элемента механизма рыночной экономики. Какие факторы влияют на него?
Охарактеризуйте предложение и закон предложения?
Что из себя представляет равновесная цена? Покажите процесс ее образования с помощью графика?
Что такое конкуренция и какую роль она играет в рыночной экономике?
Чем отличается совершенная конкуренция от несовершенной?
Какие методы конкурентной борьбы используются в условиях свободной и монополистической конкуренции?
Каково соотношение между конкуренцией и монополией?
Выберите правильный вариант ответа
Как называется та экономическая ситуация, когда покупателем продукции является только одна фирма:
а) монополия;
б) олигополия;
в) монопсония?
Монопсония существует на рынке, когда:
а) есть всего несколько продавцов данного товара;
б) есть только один покупатель данного товара;
в) есть только один продавец данного товара.
Какой из следующих аргументов выдвигается в качестве доказательства «вреда» монополизации рынка:
а) завышая цены, монополист снижает жизненный уровень населения;
б) монополии в меньшей степени заинтересованы в эффективном использовании ресурсов;
в) монополии используют политическую власть не в интересах широких слоев населения;
г) все выше сказанное?
Каковы средства ведения неценовой конкуренции:
а) лидерство в ценах;
б) улучшение качества продукции;
в) реклама;
г) организация выставок;
д) проведение ярмарок и аукционов?
Какие действия относятся к недобросовестной конкуренции:
а) технический шпионаж;
б) улучшение качества продукции;
в) переманивание специалистов;
г) подкуп работников конкурентов;
д) ложная реклама товаров;
е) использование чужого товарного знака;
ж) копирование внешнего оформления товара другой фирмы?
Монополистическая конкуренция имеет место, когда:
а) участники монополии конкурируют друг с другом;
б) много фирм продают сходные товары;
в) только несколько фирм производят данный товар.
Глава 7. Сущность и формы предпринимательства
§1. Экономическая природа предпринимательства
Рыночная экономика формирует фигуру предпринимателя, который является ее главным действующим лицом. Именно он решает вопросы о том, что произвести, сколько, с помощью каких средств это сделать и для кого произвести. Его цель - получение прибыли. Но, “преследуя собственные интересы, - отмечал А. Смит, - более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им”.1Руководствуясь соображениями личной выгоды, он берет на себя риск и ответственность за производство тех товаров и услуг, которые нужны обществу. Иначе говоря, ни один предприниматель не получит прибыль, не выполняя при этом нужных услуг для людей и не продавая товары, которые их интересуют.
Нацеленность на удовлетворение потребностей определенных социальных групп и типов покупателей является важнейшим и существенным признаком предпринимательства.
История возникновения и становления предпринимательства связана с историей рынка и его превращением в рыночную систему хозяйства.
Поэтому фигура предпринимателя зарождается вместе с рынком еще до капитализма. Купец и ростовщик - это первые фигуры предпринимателей, деятельность которых ограничивалась преимущественно сферой обмена и оказания посреднических услуг. Осуществленное ими первоначальное накопление капитала послужило основой для возникновения и развития предпринимательства в сфере производства, которое становится основной сферой предпринимательской деятельности в условиях рыночной системы хозяйства, а предприниматель становится важнейшим участником создания и распределения национального дохода общества.
Понятие “предприниматель” сформировалось в XVIIIвеке в работах французского экономиста Р. Кантильона, который отождествлял предпринимателя с собственником имущества и денег, используемых для организации какого-либо дела ради получения выгоды (прибыли) для себя.
Значительный вклад в разработку проблемы предпринимательства внесли такие ученые-экономисты как А. Смит, Ж.Б. Сей, М. Кейнс и др. А. Смит рассматривал предпринимательство как хозяйственный риск, связанный с целью извлечения прибыли. Для К. Маркса предприниматель - это капиталист, эксплуатирующий наемную рабочую силу. Ж.Б. Сей, продолжатель идей классической школы, под предпринимательством понимал деятельность, направленную на комбинирование факторов производства.
В начале ХХ века в связи с массовым образованием акционерных обществ главный акцент в определении предпринимательства сместился в сторону управленческого аспекта. Дело в том, что по мере развития и усложнения организационной структуры предприятий происходит отделение капитала-собственности от капитала-функции и отныне значительная часть решений, в том числе и стратегического характера, передается наемным управляющим (менеджерам), которые непосредственно выполняют коммерческо-предпринимательские функции.
Деятельность руководителя предприятия (менеджера), который наделен собственниками предприятия всеми правами и обязанностями, является особой формой предпринимательства, реализующего в управлении функции собственника. Однако, в компетенции собственника остается само учреждение или закрытие предприятия, постановка целей, решение вопросов о масштабах производства, а в случае крайней необходимости и право вмешательства в деятельность администрации.
Таким образом, предпринимательская деятельность, или предпринимательство - это инициативная самостоятельная деятельность, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность.
Социальная база предпринимательства достаточно широка. Им могут заниматься крупные и мелкие собственники капитала и средств производства, обладатели интеллектуальной собственности (инженеры, ученые, высококвалифицированные рабочие, профессиональные управляющие), просто предприимчивые люди, на способности которых общество проявляет спрос.
Предпринимательство имеет место в любой отрасли производства и услуг - в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, бытовом обслуживании, юридической, издательской, банковской и консультационной деятельности, в сфере операций с ценными бумагами и т.п.
Им могут заниматься и отдельные граждане, и коллективы людей и государства. Для этого необходимо наличие капитала; возможность им распоряжаться; юридическая свобода и экономическая самостоятельность; свободный выход на рынок; равенство доступа для всех хозяйствующих субъектов к материальным, финансовым, трудовым и информационным ресурсам; поддержка предпринимательства со стороны государства, выражающаяся в стабильной налоговой политике, в льготном кредитовании; развитии рыночной инфраструктуры и наличие позитивного общественного мнения о предпринимательской деятельности, как об одной из наиболее почетных.
Прибыль выступает непосредственно формой мотивации предпринимательства. Но в современном представлении (Шумпетер и др.) предприниматель - это особый социально-психологический тип, который с точки зрения психологии руководствуется такими мотивами поведения: стремлением обеспечить себе и своей семье достаточно высокий уровень жизни, самореализовать себя как личность, обеспечить экономическую независимость и занять достойное место в обществе, с точки зрения социолога, это человек с активной жизненной позицией. С точки зрения экономики - это человек, участвующий в создании богатства общества.
Таким образом, для него прибыль - важнейшая, но не единственная цель деятельности.
Предпринимательство развивается неравномерно, сменяя его спад бумом. Это обусловлено двумя важнейшими факторами: во-первых, цикличностью воспроизводства, которая состоит из 4-х фаз - кризиса, депрессии, оживления и подъема. Очевидно, что в период кризиса происходит разорение преимущественно мелкого и среднего предпринимателя, в результате чего слой предпринимателей в обществе сокращается. В период оживления и подъема экономики предпринимательство растет.