Файл: Пособие Экономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основы экономической теории

Содержание

Модуль № 1. Введение в курс

Глава 1. Введение в экономическую теорию

§1.Предмет экономической теории

§2.Основные этапы развития экономической теории

Вопросы для самопроверки

Основные понятия

Выберите правильный вариант ответа

Глава 2. Типы экономических систем

§1.Классификация экономических систем

§2.Натуральное и товарное хозяйство

Вопросы для самопроверки

Основные понятия

Глава 3. Категории рыночной экономии

§1. Понятие товара и его свойств

§2. Деньги, их сущность и функции.

§3. Капитал фирмы и его формы

Основные понятия

Вопросы для самоконтроля

Глава 4.Издержки производства и прибыль

§1.Виды издержек производства

§2.Прибыль фирмы

Р (прибыль)

§3.Концентрация и централизация капитала

Основные понятия

Вопросы для самоконтроля

Выберите правильный вариант ответа

Глава 5. Рынок, его виды и функции

§1.Возникновение рынка и его инфраструктура

§2.Функции рынка, его позитивные и негативные стороны

§3.Роль государства в современной рыночной экономике

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Ответьте на следующие вопросы

Глава 6. Механизм рыночной экономики

§1.Цена и ее функции

§2.Рыночный спрос и рыночное предложение

§3.Конкуренция и ее формы

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Выберите правильный вариант ответа

Глава 7. Сущность и формы предпринимательства

§1. Экономическая природа предпринимательства

§3. Организационно-правовые формы предпринимательства

§3. Крупное и мелкое предпринимательство

§4. Предпринимательство в России и его особенности

§5. Управление фирмой в условиях рыночной экономики

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 8.Торговое предпринимательство

§1. Торговый капитал и торговая прибыль

§2. Товарная биржа

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 9. Рынок труда

§1. Спрос и предложение на рынке труда

§2. Занятость населения и безработица

§3. Зарплата и ее основные формы

§4. Заработная плата работников школы

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Выберите правильный вариант ответа

Глава 10. Рынок капитала

§1. Рынок ссудного капитала.

§2. Кредит и его формы

§3. Рынок ценных бумаг

Основные понятия и категории

Вопросы и задания

Глава 11. Рынок земли

§1. Земля как фактор производства

§2. Арендные отношения и земельная рента

§3. Земельная собственность и аграрная реформа в России.

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 12. Национальное воспроизводство

§1. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели.

§2.Макроэкономическое равновесие.

§3. Цикличность рыночной экономики и антикризисное регулирование

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 13. Государственный бюджет и налоги

§1. Финансовая система общества

§2. Государственный бюджет

§3. Налоговая система, ее структура и налоговая политика

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 14. Современное мировое хозяйство

§1. Мировой рынок и политика

§2. Международная валютная система.

§3. Глобальные экономические проблемы

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Основные понятия

Акционерное предприятие, жизненный цикл, товара индивидуальное предпринимательство, коммерческая организация, кооперация, корпорация, маркетинг, менеджмент, менеджер, предприниматель, предпринимательство, предприятие, сегментация, стратегия маркетинга, товарищество, фирма, функции предпринимательства.

Вопросы для самопроверки

  1. Какую деятельность можно назвать предпринимательской?

  2. Кто может выступать в качестве предпринимателя?

  3. Выберите правильный ответ на вопрос: Предприниматель - это

а) всегда собственник средств производства?

б) и собственник, и организатор, и управляющий?

в) менеджер?

  1. Какие функции выполняют предприниматели?

  2. Какая из правовых форм предпринимательства является самой распространенной в странах с развитой рыночной экономикой?

а) единоличное;

б) товарищество;

в) акционерное общество;

г) кооператив.

  1. Кто является собственником акционерного общества:

а) акционеры;

б) наблюдательный Совет;

в) президент;

г) члены правления?

  1. Какая из перечисленных ниже черт является достоинством индивидуального частного хозяйства:

а) ограниченная ответственность;

б) простота процедуры учреждения;

в) возможность привлекать дополнительный капитал?

  1. В чем причины выживания мелкого предпринимательства и какова их роль в современной рыночной экономике?

  2. В чем причины отделения собственности на предприятии от управления им?

  3. Можно ли назвать менеджера предпринимателем?

  4. В чем сущность рационалистической модели управления (тейлоризм)?

  5. Как Вы понимаете определение менеджмента как управление бизнесом через управление людьми?

  6. Какие факторы лежат в основе возникновения маркетинга?

  7. Как изменилась базовая философия управления предприятием с появлением маркетинга?


Глава 8.Торговое предпринимательство

§1. Торговый капитал и торговая прибыль

В предыдущем разделе рассматривалось предпринимательство как экономическая категория и особое внимание было уделено предпринимательству в сфере промышленного производства. А между тем, самым ранним объектом предпринимательской деятельности является не сфера производства, а сфера товарного обращения. И, соответственно, первым предпринимателем был купец, а не промышленник. Купеческий капитал, обслуживающий товарное обращение, появился раньше, чем промышленный капитал. Условием его возникновения являлось наличие простого рыночного товарного обращения. Эти условия сложились задолго до капитализма. Купеческий капитал - это докапиталистическая форма капитала, который существенно отличается от торгового капитала в условиях капитализма.

Во-первых, в докапиталистических формациях купеческий капитал являлся самостоятельным и господствующим видом капитала. Во-вторых, он имел дело с реализацией продукции преимущественно мелких товаропроизводителей и частично излишков продукции, созданных в рабовладельческих и феодальных хозяйствах. В-третьих, прибыль купца образовывалась исключительно на основе внеэквивалентных отношений как с мелкими производителями, так и с покупателями. Используя замкнутость мелких рынков, отсутствие средств коммуникации и, соответственно, рыночной информации, купцы скупали продукт крестьян и ремесленников по ценам ниже стоимости, а продавали по ценам выше их стоимости, перераспределяя в свою пользу не только прибавочный продукт, но и значительную часть необходимого продукта, созданного трудом простых товаропроизводителей - рабов и крепостных крестьян.

Зародившись на базе простого товарного производства, купеческий капитал способствовал в дальнейшем его разложению и формированию капиталистического товарного производства.

Это проявилось в том, что, с одной стороны, эксплуатация купцами мелких товаропроизводителей вела многих из них к расслоению и превращению в наемных рабочих, а, с другой стороны, капиталы, накопленные купцами, стали использоваться ими для вложений в промышленные предприятия - сначала в мануфактуры, а затем в фабрики.


Большая часть промышленных капиталистов вышла из купцов и довольно долго купец и промышленник были в одном лице, занимаясь одновременно и организацией производства и реализацией своих товаров.

Но с увеличением масштабов производства и расширением рынков сочетание этих функций становится затруднительным. Реализация продукта превращается в такое трудоемкое дело, что оно требует предпринимателей, чьей “профессией” становится продажа товаров, созданных в производстве, т.е. их доведение до потребителя. Соответственно происходит новое разделение труда и обособление торгового капитала от промышленного.

На основе этого формируется особая отрасль хозяйства - торговля, которая, согласно официальной статистике, стоит в одном ряду с промышленностью, сельским хозяйством, строительством и транспортом. По численности занятых в ней она немногим уступает выше названным отраслям, а по денежному обороту она впереди многих из них. В российской торговле занято около 6 млн. работников, а число магазинов и других торговых точек превышает 1 млн.

Торговля является сферой приложения капитала и труда. Используемый в ней капитал называется торговым. В отличие от купеческого капитала он не является единственным, и самостоятельным капиталом. В условиях капитализма господствующим становится промышленный капитал. Торговый капитал играет обслуживающую роль по отношению к промышленному капиталу, обслуживая одну из стадий его движения.

Специализируясь на купле-продаже товаров, торговый капитал сокращает время обращения промышленного капитала, увеличивая его норму прибыли. А так как торговый капитал, как правило, обеспечивает реализацию товаров не одного, а нескольких промышленников, то он всегда меньше того капитала, который пришлось бы затратить промышленникам, если бы каждый из них сам занимался реализацией своих товаров.

Процесс реализации товаров требует значительных средств на содержание и оборудование торговых помещений, оплату торговых работников, рекламу и т.д. Следовательно, промышленный капитал должен был бы авансировать на эти цели дополнительный денежный капитал или же уменьшить свой капитал, занятый в производстве, за счет отвлечения его в сферу обращения, что привело бы к снижению объема производства и, соответственно, прибыли промышленника.

Все указанные обстоятельства и способствовали тому, что промышленные предприниматели все чаще стали передавать реализацию своих товаров торговым предпринимателям.


В эпоху свободной конкуренции торговый капитал обособляется довольно сильно от промышленного. В дальнейшем, по мере распространения и укрепления капиталистических отношений, все заметнее начинает проявляться противоположная тенденция. Крупные промышленные компании нередко создают собственную сбытовую сеть, стараясь держать под контролем реализацию и потребление своих товаров. Это особенно характерно для предприятий, выпускающих средства производства и товары длительного пользования для сферы личного потребления – автомобили, телевизоры, компьютеры и т.п. Особенность данных изделий такова, что рациональное их потребление может быть обеспечено лишь при участии производителей. Именно фирмы-изготовители заботятся о продлении их “жизнеспособности”, срока службы, следят за эффективностью их применения. Научно-техническая революция усиливает роль промышленного капитала в реализации и внедрении современных машин и оборудования. Ведь так5ие виды продукции, как компьютеры, автоматические линии, промышленные роботы и другие системы машин, основанные на новейших достижениях науки и техники, нуждаются в постоянном сервисном обслуживании производителями непосредственно на месте применения. При отсутствии такого сервиса сбыт новейших технических товаров резко затрудняется.

В США в начале 80хгодов примерно 1/3 промышленной продукции предприниматели сбывали через собственную торговую сеть, минуя торговых посредников.

С другой стороны, мощные торговые компании вторгаются в производство и создают собственные промышленные предприятия. Так, например, в США 15-20% продовольственных товаров, продаваемых торговыми фирмами, производится на принадлежащих им предприятиях.

Таким образом, реальностью становится встречное движение промышленного и торгового капитала. Оно вызывает все более тесное их переплетение, опирающееся на кооперацию сферы производства и сферы обращения.

В результате этих процессов торговля из относительно пассивного посредника между производством и потреблением превращается в активное звено экономики, во многом определяющее возможности и темпы ее развития. Но вместе с тем, состояние торговли зависит от состояния экономики в целом, а также и от состояния денежного обращения и его устойчивости.

Если денежная система разрушается и деньги утрачивают свойство всеобщего покупательного средства, начинают развиваться бартерные сделки (товар меняется на товар без торгового посредника), объем товарного обращения резко сокращается и торговля, как отрасль, перестает выполнять свои функции.


Основным обобщающим показателем эффективности торговли как отрасли является ее годовой товарооборот, т.е. объем продаж в течение года, выраженный в деньгах. Но, совершенно очевидно, величина товарооборота зависит не только от товарной массы, но и от уровня цен. Так, если в 1990 г. розничный товарооборот в нашей стране составлял 250 млрд. руб., то в результате шоковой терапии в 1992 г. рост цен увеличил его до 5000 млрд. руб. Но это не значит, что так возросла эффективность торговли. Разбухание произошло в связи с инфляционными факторами.

Торговые издержки и прибыль.В сфере торговли затрачиваются определенные ресурсы, в связи с чем образуются издержки торгового капитала, которые в отличие от издержек производства называются издержками обращения или торговыми издержками. По своей экономической природе они делятся начистые и дополнительные.

Чистые издержки связаны со сменой товарной формы стоимости на денежную. Они включают расходы, связанные с исчислением товарных цен, на оплату труда продавцов и других торговых агентов, на ведение бухгалтерского учета по торговым операциям, расходы на рекламу, накладные расходы. Сюда же можно отнести расходы на выпуск денег, значительную долю расходов по маркетинговой деятельности. Чистые издержки не создают стоимости и являются вычетом из добавленной стоимости, произведенной в обществе.

Иную природу имеют дополнительные торговые издержки. Они обусловлены продолжением процесса производства в сфере обращения. Это - расходы по транспортировке и хранению товаров, их доработке и комплектации, расфасовке и упаковке. Дополнительные торговые издержки являются производительными и увеличивают стоимость товаров.

Большую часть издержек обращения в современных условиях составляют чистые издержки, на долю которых приходится около 70% всех издержек обращения. В борьбе за покупателя торговый капитал осуществляет огромные расходы на рекламу, которые достигают у некоторых фирм 30-40% их оборота по продажам. Согласно некоторым подсчетам, в среднем на каждого гражданина США в день обрушивается около 1500 рекламных сообщений. Огромные средства тратятся на маркетинговую деятельность, которая включает в себя не только затраты на организацию рекламного дела, но и на изучение конъюнктуры рынка, динамику спроса и цен, прогноз новых потребностей, совершенствование торговой сети.

То, что получает торговый капиталист сверх авансированного капитала составляет его прибыль. Механизм ее получения связан с посредническим положением торгового предпринимателя между промышленником, у которого он покупает товар, и покупателем этого товара.