ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Введение в экономическую теорию
§1.Предмет экономической теории
§2.Основные этапы развития экономической теории
Выберите правильный вариант ответа
Глава 2. Типы экономических систем
§1.Классификация экономических систем
§2.Натуральное и товарное хозяйство
Глава 3. Категории рыночной экономии
§1. Понятие товара и его свойств
§2. Деньги, их сущность и функции.
Глава 4.Издержки производства и прибыль
§3.Концентрация и централизация капитала
Выберите правильный вариант ответа
Глава 5. Рынок, его виды и функции
§1.Возникновение рынка и его инфраструктура
§2.Функции рынка, его позитивные и негативные стороны
§3.Роль государства в современной рыночной экономике
Глава 6. Механизм рыночной экономики
§2.Рыночный спрос и рыночное предложение
Выберите правильный вариант ответа
Глава 7. Сущность и формы предпринимательства
§1. Экономическая природа предпринимательства
§3. Организационно-правовые формы предпринимательства
§3. Крупное и мелкое предпринимательство
§4. Предпринимательство в России и его особенности
§5. Управление фирмой в условиях рыночной экономики
Глава 8.Торговое предпринимательство
§1. Торговый капитал и торговая прибыль
§1. Спрос и предложение на рынке труда
§2. Занятость населения и безработица
§3. Зарплата и ее основные формы
§4. Заработная плата работников школы
Выберите правильный вариант ответа
§1. Земля как фактор производства
§2. Арендные отношения и земельная рента
§3. Земельная собственность и аграрная реформа в России.
Глава 12. Национальное воспроизводство
§1. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели.
§2.Макроэкономическое равновесие.
§3. Цикличность рыночной экономики и антикризисное регулирование
Глава 13. Государственный бюджет и налоги
§1. Финансовая система общества
§3. Налоговая система, ее структура и налоговая политика
Глава 14. Современное мировое хозяйство
§2. Международная валютная система.
Планирование - функция управления определяющая цели деятельности, средства и методы их достижения.
Организация- формирование структуры предприятия и обеспечения его всеми необходимыми ресурсами.
Мотивация- активизация работающих и побуждение их эффективно трудится с помощью экономического и материального стимулирования.
Контроль - количественная и качественная оценка и учет результатов труда.
Координация- достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.
Таким образом, если Тейлор, будучи инженером, занимается проблемой рационализации рабочего места и цеховой организации, то Файоля интересуют вопросы общего управления предприятием сверху, т.е. проблемы поведения администрации высшего уровня.
Третьей школой менеджмента является школа “человеческих отношений”, которая возникла в 30-50хгг. ХХ века на Западе. Ее представители М. Фоллет, Э. Мейо и др. подвергли критике классическую концепцию “экономического человека”, считавшую главным стимулом человеческой деятельности лишь материальный интерес и личную выгоду. Они считали, что высокая зарплата не всегда ведет к росту производительности. Очень важен характер отношений между людьми в трудовом коллективе, совместимость работников друг с другом и отношение менеджера к ним, т.е. стиль его поведения. М. Фоллет в своей книге “Новое государство” (1920) отмечал, что для успешного управления менеджер должен отказаться от формального взаимодействия с рабочими и быть лидером признанным ими, а не потому, что он назначен сверху. Она выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая широко используется современным менеджментом, развивающим концепцию социального партнерства.
Искусство общения с людьми, как отмечал Э. Мейо, должно стать главным критерием отбора администраторов. Обращение к человеческому фактору - это революционный переворот в науке управления. Именно человеческий фактор определяет ныне конкурентоспособность и эффективность организации. Поэтому в последние годы затраты на человека стали рассматриваться не как издержки, а как активы фирмы и соответственно в деятельности сегодняшнего менеджера преобладают мягкие социально-экономические и психологические методы управления над традиционными административными.
С конца 50х годов школа “человеческих отношений” трансформировалась в “поведенческую школу”. Представители этого направления (Д. Макгрегор, А. Маслоу и др.) главную цель менеджера видят не в налаживании межличностных отношений, а в повышении эффективности каждого отдельного работника, в оказании помощи работнику в осознании своих возможностей и раскрытии творческого потенциала человека.
Эта теория основывается на представлении о человеке как творческой и самоорганизованной личности, чья мотивация труда основана не только на базисных (по словам А. Маслоу) потребностях (потребность в доходе, в пище и т.д.), но и на потребности в самовыражении в творчестве в самоуважении и самореализации. С точки зрения представителей этой школы труд приносящий не только доходы, но и удовлетворение, стимулирует его активность и способствует психологическому здоровью человека.
Развитие математики, статистики и инженерных наук внесли существенный вклад в менеджмент, позволив ему использовать количественный метод при исследовании разных проблемных ситуаций в управлении. Толчок к применению количественных методов в управлении дало появление компьютеров и современная массовая компьютеризация управленческих структур.
На рубеже 80-90х годов в развитии менеджмента наметилась тенденция к демократизации управления, т.е. к участию рядовых работников в осуществлении отдельных управленческих функций (например, их участие в решении вопроса о распределении прибыли и т.д). Эта тенденция выступает в качестве одной из форм проявления происходящей трансформации экономики в социально-ориентированную рыночную экономику.
В структуре менеджмента выделяются три составные части: производственный менеджмент, финансовый и сбытовой (рыночный) менеджмент.
Производственный менеджмент- это управление производством товаров определенного количества и качества, в установленные сроки и при минимальных затратах.
Финансовый менеджмент- имеет дело с функционированием финансовых ресурсов фирмы.
Рыночный менеджмент - это управление коммерческой деятельностью фирмы, ориентированной на рынок.
Рыночный менеджмент становится важнейшей составной частью менеджмента, на базе которого развивается теория маркетинга. В основе понятия “маркетинг” лежит термин “рынок” (market- англ. рынок). Теория маркетинга зародилась в США в начале ХХ века как реакция на обострение проблемы реализации. Долгое время маркетинг охватывал только сферу сбыта товара, сосуществуя рядом с менеджментом, сконцентрированным вокруг проблемы управления производством. Сфера производства не входила в предмет маркетинга.
В 50-е годы ХХ века маркетинг сомкнулся с теорией управления став составной и важнейшей частью менеджмента. Обусловлено это было кардинальными изменениями ситуации на рынке в связи с НТР. Вызванное НТР бурное развитие промышленности увеличило товарную массу по сравнению с довоенным периодом в 4 раза, в результате чего сложилась тенденция превышения предложения над спросом и перенасыщения рынка товарами. Кроме того, произошедший под влиянием НТП переворот в промышленной технологии позволил освоить выпуск новых видов товаров с относительно коротким жизненным циклом, что требовало быстрой переориентации производства и постоянного регулирования его масштабов. И, наконец, начавшийся процесс внедрения результатов НТР в практику, вызвал предпринимательский бум, в результате чего резко обострилась конкурентная борьба.
В таких условиях производство больше не могло развиваться в направлении неограниченного расширения, не могло продолжать свою деятельность без предварительного согласования с динамикой и характером спроса. Возникла необходимость выработки стратегии выживания. Такой стратегией становится маркетинг.
Концепция маркетинга рассматривает производство и сбыт, а менеджмент выступает в виде целостной системы организации и управления деятельностью фирмы, направленной на привлечение покупателя-потребителя, на обеспечение максимального сбыта и получению максимальной прибыли.
Если раньше базовая философия руководства предприятий определялась принципом “Продавать то, что производится”, то главным принципом руководства предприятием маркетинговой ориентации является “Производить то, что продается”.
Иначе говоря, девиз маркетолога - не продавай того, что сделал, а сделай то, что нужно потребителю и можно продать. Это свидетельствует о том, что маркетинг представляет собой нечто большее, чем просто проталкивание товаров на рынок. Маркетингу не чужды и проблемы производства. Маркетинговые исследования выявляют условия и возможности собственного и чужого производства в деле создания новых товаров и внедрения новых технологий в соответствии с выявленными потребностями рынка.
Поэтому в определенном смысле маркетинг является новой философией предпринимательской деятельности, позволяющей планировать ее на основе информации, полученной в результате маркетинговых исследований рынка и выявленных общественных потребностей в том или ином товаре.
По мнению ряда экономистов, маркетинг - это попытка “спланировать” рынок, максимально сократить риск от возможной потери капитала и уйти от разорения и банкротства.
Маркетинг - явление сложное и многоаспектное. Поэтому в литературе существует много определений этого понятия.
В классическом понимании маркетинг - это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю.
Профессор Северо-Западного университета США, один из деятелей Американской Ассоциации маркетинга, Филип Котлер в своей книге “Основы маркетинга” дает такое его определение: “Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена”.1
Выявив с помощью исследований те или иные неудовлетворенные потребности, предприниматель разрабатывает и начинает производить товары, которые способны их удовлетворить. Производство и сбыт в условиях “рынка покупателя”, по словам Ф. Котлера, содержание маркетинга. Управление производством с помощью маркетинга - это управление спросом.
Маркетинговая деятельность на предприятии включает в себя следующие направления:
- исследование и анализ рынка (макро и микрорынки) с целью прогнозирования спроса;
- изучение конкурента на основе сведений, полученных от потребителей, с биржи, от экспертов по рынку, от государственных правовых и экономических учреждений;
- сегментирование рынка, т.е. разбивка его на четкие группы покупателей в зависимости от географических, демографических, психологических и поведенческих характеристик в целях выявления ниши для себя;
- разработка стратегии ценообразования, выбор вида цен и методов ценообразования.
На основании данных, полученных в результате исследований, предприятие определяет стратегию развития своего производства и поведение на рынке. Одним из важнейших факторов выбора стратегии является учет этапа жизненного цикла товара.
Товар живет на рынке определенное количество времени. Затем он вытесняется другими, более совершенными. Объем производства товара на предприятии зависит от этапа жизненного цикла.
Существуют следующие стадии жизненного цикла товара.
Первая стадия - “внедрение на рынок”, когда торговля товаром убыточна, объем продаж незначительный, а расходы на маркетинг и рекламу велики.
Вторая стадия - “стадия роста”, когда происходит признание товара покупателем, растет спрос на него, а соответственно растут объемы продаж и прибыль.
Третья стадия - “зрелость”. К этому времени большинство потребителей приобрели данный товар, поэтому темпы роста объема продаж снижаются, прибыли растут медленнее, сбыт остается стабильным.
Четвертая стадия - “насыщение”, когда рост продаж прекращается, новых покупателей нет, а уровень прибыли можно сохранить лишь за счет снижения издержек производства.
Наконец, пятая стадия - “спад”. На ней происходит резкое снижение объема продаж и прибылей, когда все методы “взбадривания” спроса исчерпали себя и товар снимается с производства.
Основным критерием распознавания фаз жизненного цикла товара являются динамика объема продаж и прибыли.
По положению на рынке товары подразделяются на четыре группы. Товары-“звезды” реализуются на быстрорастущем рынке, приносят стабильную прибыль, которая компенсирует затраты на их производство и продажу.
Товары- “дойные коровы” уже завоевали рынок, прочно удерживают свое лидирующее положение на нем и приносят высокие прибыли. Эти товары служат источником финансирования товаров других групп.
Товары- “трудные дети” находятся на стадии внедрения в рынок. Испытывая при этом определенные трудности, прибыли они еще не дают и сами нуждаются в финансировании.
Товары-“неудачники” находятся в конце своего жизненного цикла, т.е. на стадии спада, они убыточны для компании, и их производство нуждается в финансировании.
Особое значение в стратегии маркетинга играет осуществление нововведений (инноваций), внедрение новых технологий и производство основных товаров.
Главная задача, которую преследует предприятие, осуществляющее маркетинговую деятельность - это обеспечение устойчивого дохода на основе поддержания высокой конкурентоспособности. Маркетинг позволяет фирме решать рыночные проблемы наиболее рациональным путем, максимально использовать производителю свои возможности и потенциал рынка для получения прибыли, планировать свою деятельность с учетом тенденции развития спроса. Маркетинг позволяет согласовывать возможности производителей с запросами потребителей. Результатом этого является предоставление населению благ, удовлетворяющих их потребности и получение производителями прибыли. В условиях плановой экономики доперестроечного периода в СССР стратегия экономического развития предприятия имела производственную ориентацию. Поэтому центральными проблемами управления были потребности производства, НОТ на предприятиях, доминирование вопроса технологии и ее совершенствования. Соответственно руководили предприятиями специалисты инженерно-технического профиля, которые выполняли заказ государства, отраженный в директивных планах С переходом России к рыночной экономики меняется стратегия экономического развития предприятий и использование фирмами маркетинга приобретает важное значение и становится актуальной задачей.