ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2024
Просмотров: 1618
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Введение в экономическую теорию
§1.Предмет экономической теории
§2.Основные этапы развития экономической теории
Выберите правильный вариант ответа
Глава 2. Типы экономических систем
§1.Классификация экономических систем
§2.Натуральное и товарное хозяйство
Глава 3. Категории рыночной экономии
§1. Понятие товара и его свойств
§2. Деньги, их сущность и функции.
Глава 4.Издержки производства и прибыль
§3.Концентрация и централизация капитала
Выберите правильный вариант ответа
Глава 5. Рынок, его виды и функции
§1.Возникновение рынка и его инфраструктура
§2.Функции рынка, его позитивные и негативные стороны
§3.Роль государства в современной рыночной экономике
Глава 6. Механизм рыночной экономики
§2.Рыночный спрос и рыночное предложение
Выберите правильный вариант ответа
Глава 7. Сущность и формы предпринимательства
§1. Экономическая природа предпринимательства
§3. Организационно-правовые формы предпринимательства
§3. Крупное и мелкое предпринимательство
§4. Предпринимательство в России и его особенности
§5. Управление фирмой в условиях рыночной экономики
Глава 8.Торговое предпринимательство
§1. Торговый капитал и торговая прибыль
§1. Спрос и предложение на рынке труда
§2. Занятость населения и безработица
§3. Зарплата и ее основные формы
§4. Заработная плата работников школы
Выберите правильный вариант ответа
§1. Земля как фактор производства
§2. Арендные отношения и земельная рента
§3. Земельная собственность и аграрная реформа в России.
Глава 12. Национальное воспроизводство
§1. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели.
§2.Макроэкономическое равновесие.
§3. Цикличность рыночной экономики и антикризисное регулирование
Глава 13. Государственный бюджет и налоги
§1. Финансовая система общества
§3. Налоговая система, ее структура и налоговая политика
Глава 14. Современное мировое хозяйство
§2. Международная валютная система.
Ставка составляет основную заработную плату учителя. Наличие разрыва в ставках зарплаты в зависимости от образования и стажа работы стимулирует учителей и воспитателей повышать свою квалификацию. Проведение уроков оплачивается из установленных окладов и фактической учебной нагрузки в часах в неделю. Размер заработной платы учителям школ в месяц определяется ежегодно на 1 сентября с учетом фактической нагрузки и тарифной ставки заработной платы за установленную норму часов в неделю. Для определения зарплаты учителя соответствующая месячная тарифная ставка делится на норму часов в неделю, и полученный результат умножается на фактическую нагрузку в неделю.
Показателями исчисления расходов на зарплату педагогического персонала школы являются среднегодовое количество классов, число педставок на один класс, средний уровень оплаты учителей в месяц. Число педставок на один класс зависит от количества учебных часов, установленных учебным планом, и нормы часов в неделю, за которую учителю выплачивается тарифная ставка. Для определения числа педставок на один класс следует число часов по учебному плану в соответствующих классах разделить на установленную норму часов в неделю. Для определения количества педставок на один класс по группе классов следует сначала определить общее количество часов по данной группе, затем полученный результат разделить на норму часов в неделю, что дает возможность определить общее число педставок на все классы данной группы.
На практике, зачастую, число фактических учебных часов в неделю превышает число учебных часов по учебному плану. Поэтому при планировании фонда зарплаты педагогического персонала количество педставок на один класс берется на уровне сложившегося их количества по данным тарификации учителей на 1 сентября текущего года.
Количество педставок на один класс при планировании педагогического фонда зарплаты по смете отдельной школы определяется на основе данных тарификационного списка. Для этого общее число уроков в неделю по группам делится на установленную норму часов в неделю, в результате получается число ставок по каждой группе классов. Полученный результат делится на число классов по каждой группе, которая значилась на 1 сентября текущего года.
Другим показателем для исчисления педагогического фонда зарплаты являются средние ставки зарплаты учителей в месяц. Они определяются также по данным тарификации путем деления месячного фонда заработной платы по каждой группе классов на общее количество педставок соответствующих групп классов.
Определение фонда зарплаты педагогического персонала при сводном планировании производится в следующем порядке:
1. Определяется количество педставок на все классы путем умножения среднегодового количества классов на количество педставок.
2. Устанавливается размер годового фонда зарплаты на одну ставку (путем умножения среднемесячной ставки на 12 месяцев).
3. Исчисляет фонд зарплаты на год (путем умножения количества педставок по всем классам на годовой фонд зарплаты на одну педставку).
Установление фонда зарплаты педагогического персонала на планируемый год по смете отдельной школы производится отдельно на переходящее количество классов и на число их, которое будет скомплектовано с 1 сентября планируемого года. При этом количество педставок на один класс и средняя ставка зарплаты на 4 месяца (или 3,5 мес.) берется на уровне сложившихся на 1 сентября предшествующего планируемого года.
Основные понятия
Рынок труда, цена труда, полная занятость, естественная безработица, заработная плата, повременная и сдельная зарплата, номинальная и реальная, тарифная система, тарифно-квалификационные справочники, разрядные коэффициенты, тарифные ставки, индексация зарплаты.
Вопросы для самопроверки
В чем особенность рынка труда и его отличие от рынка других товаров?
Что продается на рынке - труд или рабочая сила?
Соотношение спроса и предложения на рабочую силу.
В чем причины безработицы и какие формы она имеет?
Как Вы понимаете полную занятость и естественную безработицу?
Каковы социально-экономические и политические последствия безработицы?
В чем сущность заработной платы и от каких факторов зависит ее величина?
Повременная заработная плата, ее плюсы и минусы.
Сдельная заработная плата и в чем состоит ее связь с повременной заработной платой?
Тарифная система и ее основные элементы.
В чем разница между номинальной и реальной заработной платой?
Как организуется заработная плата учителей в школе?
Выберите правильный вариант ответа
Фрикционная безработица появляется когда:
а) необходимо время на поиск новой работы;
б) безработные недостаточно квалифицированы;
в) совокупный спрос падает;
г) реальная зарплата высока;
Циклическая безработица охватывает тех, кто:
а) потерял работу в связи со структурными изменениями в спросе на рабочую силу;
б) не может найти работу в связи с общим падением спроса;
в) вынужден менять работу из-за постоянно возникающих несоответствий между спросом на труд и его предложением;
г) не имеет работы более одного года.
Глава 10. Рынок капитала
§1. Рынок ссудного капитала.
Капитал также принимает форму товара и обращается на особом рынке - рынке капитала, который состоит из рынка ссудных (денежных) капиталов и рынка ценных бумаг (акций, облигаций).
Ссудный капитал - это денежный капитал, отдаваемый в долг (ссуду) под определенный процент и с обязательным его возвратом по истечении определенного срока.
Отдача денег в долг с целью их роста возникает в глубокой древности, задолго до капитализма в виде ростовщичества.
Ростовщики под очень высокий процент давали ссуды преимущественно знатным расточителям – рабовладельцам и феодалам для покупки предметов роскоши, строительства дворцов и ведения войн. В истории Древней Греции (IV в. до н.э.) известны случаи, когда ростовщическая плата за заемные средства достигала 570-900%. Источником его оплаты являлся не только прибавочный продукт, создаваемый рабами и крепостными крестьянами, но и значительная часть необходимого продукта. Поэтому рабовладельческие и феодальные хозяйства, опутанные ростовщичеством с его высоким уровнем процента, разорялись, шли в уплату долгов и закладывались.
Ростовщический капитал существует и до сих пор в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Он получил определенное распространение и в современных российских условиях.
Но для большинства стран в настоящее время ростовщический капитал имеет нелегальный характер, т.е. прямо запрещенный действующим законодательством. На практике он существует в виде выдачи ссуд физическими лицами, а также хозяйствующими субъектами, не имеющими соответсвующей лицензии от центрального банка – это подпольный бизнес. Он характеризуется сверхвысокими ставками ссудного процента и зачастую криминальными методами взыскания с неплательщика. Его существование обусловлено слабо развитой инфраструктурой национальной кредитной системы и недоступностью кредитных ресурсов для многих категорий потенциальных заемщиков.
С переходом к капитализму потребность в заемных средствах, т.е. в дополнительном капитале для инвестиций и расширения производства резко возрастает по сравнению с потребительским характером использования ссуд рабовладельцами, феодалами и мелкими производителями города и деревни.
Нарождающиеся предприниматели не могут пользоваться услугами ростовщиков, которые в оплату за ссуду забирали практически всю полученную ими прибыль. Поэтому в обход ростовщичеству они создают новые источники ссудного капитала под приемлемый для них процент. Появляется ссудный капитал, как часть промышленного и торгового капитала, временно высвободившаяся в процессе кругооборота индивидуального капитала.
Так, временно свободным является часть основного капитала в виде фонда аммортизации, часть оборотного капитала, т.к. новое сырье и пр. закупаются партиями или носят сезонный характер. Кроме того, от времени продажи товара до выплаты заработной платы происходит накопление фонда зарплаты. У каждого предпринимателя постепенно образуется фонд накопления для последующих инвестиций в производство с целью его расширения и совершенствования.
Источниками ссудного капитала являются также индивидуальные денежные доходы и сбережения разных слоев населения, собственные средства банкиров и капиталистов, часть средств госбюджета, страховых компаний, различных фондов (в том числе и пенсионного), профессиональных союзов и различных общественных организаций.
Все эти временно свободные денежные средства превращаются в капитал, т.е. в стоимость, которая приносит дополнительную стоимость. Но это происходит только при условии, если они отдаются в ссуду функционирующему предпринимателю, который покупает на эти деньги средства производства, рабочую силу и получает прибыль.
Таким образом, складывается ситуация, когда, с одной стороны, у кого-то имеются свободные средства, т.е. формируется предложение капитала, а с другой стороны, возникает у ряда фирм потребность в дополнительном капитале для расширения производства, для строительства предприятий, т.е. возникает спрос на капитал. В результате этого и появляется рынок ссудного капитала.
Одна из основных задач этого рынка состоит в том, чтобы переместить капитал из тех секторов экономики, где имеется его избыток, в те сектора, которые испытывают недостаток в денежном капитале, необходимом для инвестиций (капиталовложений).
Величина спроса на ссудный капитал зависит от того, какие новые средства производства фирма приобретает и какие цены на них в данный момент. Кроме того, фирма должна рассчитать, какая прибыль будет получена на эти капиталовложения и какую долю этой прибыли придется отдать собственнику капитала в виде платы за право его использования.
Особенностью предложения ссудного капитала является то, что капитал переходит от его собственника к функционирующему предпринимателю лишь на определенное время, а затем он возвращается к собственнику. Иначе говоря, продается не сам капитал, а право на его временное использование. Поэтому цена капитала – товара зависит не только от прибыли, полученной при его использовании, но и от срока, на который дается это право пользования капиталом.