Файл: Пособие Экономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2024

Просмотров: 1651

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основы экономической теории

Содержание

Модуль № 1. Введение в курс

Глава 1. Введение в экономическую теорию

§1.Предмет экономической теории

§2.Основные этапы развития экономической теории

Вопросы для самопроверки

Основные понятия

Выберите правильный вариант ответа

Глава 2. Типы экономических систем

§1.Классификация экономических систем

§2.Натуральное и товарное хозяйство

Вопросы для самопроверки

Основные понятия

Глава 3. Категории рыночной экономии

§1. Понятие товара и его свойств

§2. Деньги, их сущность и функции.

§3. Капитал фирмы и его формы

Основные понятия

Вопросы для самоконтроля

Глава 4.Издержки производства и прибыль

§1.Виды издержек производства

§2.Прибыль фирмы

Р (прибыль)

§3.Концентрация и централизация капитала

Основные понятия

Вопросы для самоконтроля

Выберите правильный вариант ответа

Глава 5. Рынок, его виды и функции

§1.Возникновение рынка и его инфраструктура

§2.Функции рынка, его позитивные и негативные стороны

§3.Роль государства в современной рыночной экономике

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Ответьте на следующие вопросы

Глава 6. Механизм рыночной экономики

§1.Цена и ее функции

§2.Рыночный спрос и рыночное предложение

§3.Конкуренция и ее формы

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Выберите правильный вариант ответа

Глава 7. Сущность и формы предпринимательства

§1. Экономическая природа предпринимательства

§3. Организационно-правовые формы предпринимательства

§3. Крупное и мелкое предпринимательство

§4. Предпринимательство в России и его особенности

§5. Управление фирмой в условиях рыночной экономики

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 8.Торговое предпринимательство

§1. Торговый капитал и торговая прибыль

§2. Товарная биржа

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 9. Рынок труда

§1. Спрос и предложение на рынке труда

§2. Занятость населения и безработица

§3. Зарплата и ее основные формы

§4. Заработная плата работников школы

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Выберите правильный вариант ответа

Глава 10. Рынок капитала

§1. Рынок ссудного капитала.

§2. Кредит и его формы

§3. Рынок ценных бумаг

Основные понятия и категории

Вопросы и задания

Глава 11. Рынок земли

§1. Земля как фактор производства

§2. Арендные отношения и земельная рента

§3. Земельная собственность и аграрная реформа в России.

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 12. Национальное воспроизводство

§1. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели.

§2.Макроэкономическое равновесие.

§3. Цикличность рыночной экономики и антикризисное регулирование

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 13. Государственный бюджет и налоги

§1. Финансовая система общества

§2. Государственный бюджет

§3. Налоговая система, ее структура и налоговая политика

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 14. Современное мировое хозяйство

§1. Мировой рынок и политика

§2. Международная валютная система.

§3. Глобальные экономические проблемы

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

В этом движении участвует множество людей, между которыми складываются отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления, которые называются экономическими отношениями. Они и составляют предмет изучения экономической науки. Исходя из определяющей роли производства, всю эту совокупность экономических отношений можно называть производственными отношениями, которые являются одной из сторон производства, выражающей отношения между людьми в производстве, характер которых определяется нормой собственности, т.е. формой присвоения средств и результатов производства. В соответствии с этой концепцией, другой стороной производства являются производительные силы, выражающие отношения людей к вещам и природе. Уровень их развития определяет ресурсный потенциал общества и возможности удовлетворения растущих потребностей. Поэтому при изучении экономических (производственных) отношений необходимо учитывать и степень развития производительных сил.

Понимание экономических отношений как производственных имеет разные трактовки. Маркс связывал их с имущественными отношениями, с собственностью, т.е. понимал их как социально-экономические отношения. Многие экономисты включают в это понятие производственно-организационные отношения (Г.В.Плеханов), отношения, связанные с технической организацией труда (Н.И.Бухарин), социально-трудовые отношения.1

В экономической литературе существует и противопостав-ление экономических отношений производственным. Последние отождествляются только с организационно-техническими или технологическими, а под экономическими отношениями понимаются исключительно рыночные. В этом случае акцент в изучении экономических отношений делают на исследование рынка и механизма его функционирования.

Многие западные экономисты рассматривают экономические отношения как отношения человека к ресурсам, к природе, к вещам и понятие слова «экономия» отождествляется с бережливостью. Конечно, хозяйственная деятельность людей обязательно предполагает их отношение к природе, ибо она протекает в определенных природных условиях, что и требует от человека бережливости в использовании ресурсов, данных природой. Это заставляет человека действовать рационально, расчетливо, сопоставлять затраты и результаты.

Хозяйственная деятельность осуществляется в определенных социальных условиях, характер которых определяется формой собственности и рождаемых ею мотиваций к труду, а также и отношений различных групп людей к ресурсам. Так, «общественная», по существу «ничейная» собственность в условиях экономической модели СССР породила затратный характер экономики. Частная собственность, с одной стороны, побуждает к более результативному труду и рациональному использованию ресурсов, а с другой стороны, она порождает социальную дифференциацию, появляются бедные и богатые, а вместе с этим и разное отношение людей к ресурсам и проблеме их использования.


Именно форма собственности, в первую очередь, предопределяет хозяйственную деятельность человека и его поведение в производстве, распределении, обмене и потреблении.

Современная экономическая наука, не отказываясь от понимания экономических отношений как совокупности отношений производства, распределения, обмена и потребления (производственных отношений по марксистской терминологии) акцент делает на проблемы выбора ресурсов и на поведение людей в производстве, распределении, обмене и потреблении.

В известном учебнике «Экономикс» один из его авторов, П. Самуэльсон так определяет предмет экономической науки - «Это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования ограниченных ресурсов для того, чтобы произвести разнообразные товары, распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества».

Такой подход к определению предмета экономической теории не означает отказа от изучения отношений производства, распределения, обмена и потребления, т.е. отказа от изучения всей совокупности производственных отношений. Делается лишь акцент на поведение человека как субъекта хозяйственной деятельности в той или иной системе экономических отношений. Многообразие в подходе к определению сущности этих отношений как предмета экономической науки обусловлено сложностью экономики. Поэтому имеющиеся в истории экономической мысли определения предмета экономической науки по существу раскрывают ее предмет с разных сторон.

Классификация экономических наук.Многосторонний характер экономики не только лежит в основе разных подходов к предмету экономической науки, но и не позволяет изучать все ее аспекты в одной науке. История развития экономической мысли, краткий экскурс в которую будет дан в следующем разделе, свидетельствует о том, что долгое время экономические идеи оставались отрывочными, разрозненными, вкрапленными в философские, юридические и нравственные трактаты. Описания экономических явлений обычно включались в работы об этике, морали и праве. Это и понятно, ибо, во-первых, в условиях типичных для того времени внеэкономических форм организации и принуждения к труду экономические отношения часто были невидимы за оболочкой правовых и сословных отношений. Во-вторых, это вполне соответствует логике развития общенаучных знаний, которые прошли путь от начального поверхностного, но целостного осмысления окружающего мира до дифференциации наук и с последующим выходом на интегральную ступень научного познания.


Происшедшее на определенном этапе расчленение общего знания о мире привело к рождению специальных наук, в том числе и экономической. Этот процесс совпал с переходом общества к капитализму, разрушившему замкнутость и обособленность отдельных хозяйств, и уничтожившему внеэкономические формы отношений, основанные на насилии. Рост общественного разделения труда, усиление роли государства в период первоначального накопления капитала и развитие рынка придали хозяйству общественный характер. В этих условиях экономические знания выделились в самостоятельную науку, отрасль -политическую экономию.

В последующем расширение и углубление экономических знаний привело к появлению множества отдельных самостоятельных экономических наук с особым предметом, методами анализа и задачами. Среди них можно выделить: историю экономической мысли, историю народного хозяйства, статистику, бухгалтерский учет; отраслевые экономики (экономика промышленности, сельского хозяйства, транспорта, образования и т.д.); функциональные экономики (финансы, кредит, менеджмент, маркетинг); межотраслевые (экономическая география, демография); региональные (экономика края, республики, страны).

Каждая из этих наук изучает какой-то один аспект экономической жизни общества. На основе данных той или иной из перечисленных наук общество вырабатывает систему правил, необходимых для результативной деятельности в определенном звене хозяйствования - в сфере финансов, кредита, торговли, промышленности и т.п.

Но теоретической основой всех конкретных экономических наук (их «королевой», по словам П. Сауэльсона) является политическая экономия, которая выполняет роль методологического фундамента всего комплекса экономических наук. Именно в ней заложена система определенных понятий (товар, деньги, капитал и т.д.), экономических закономерностей, без уяснения которых невозможна ни одна отраслевая или частная (прикладная) экономика.

Поэтому, чтобы изучить какую-либо конкретную экономику, в том числе и экономику образования, необходимо прежде всего освоить общую экономическую теорию (политическую экономию).

Экономические законы. Экономическая наука, как и любая другая, ставит перед собой цель, изучая экономические явления, раскрыть законы, управляющие всей совокупностью экономических отношений.

В общем виде экономические законы представляют собой наиболее существенные постоянные причинно-следственные связи в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Эти законы носят объективный характер, т.е. определяются не желанием людей, а складывающимися, независимо от них, условиями жизнедеятельности членов общества. Они возникают вместе с экономическими отношениями и вместе с ними отмирают. В отличие от юридических законов, экономические законы нельзя отменить, нарушить и игнорировать.


В отличие от естественных законов природы, экономические законы проявляются через действия людей и связаны с их экономическими интересами. Поэтому анализ и оценка экономических законов несет на себе печать разных подходов со стороны различных социальных групп. Это в значительной мере объясняет наличие множества направлений и школ в экономической теории и в ее истории, о чем будет рассказано ниже. Возникновению новых направлений и школ способствует также само развитие общества, эволюция его реальных экономических отношений, их усложнение и формирование новых экономических систем. «... Экономические идеи, - пишет известный американский экономист Д.Гэлбрейт, - всегда являются продуктом своего времени и места возникновения».

Люди в своей хозяйственной деятельности должны опираться на учет требований экономических законов и считаться с материальными условиями развития общества. В противном случае замедлятся развитие производства, рост народного благосостояния и, возникает социальная напряженность в обществе.

Смена экономических законов происходит при активном участии людей, но не по их произволу. Они не вольны выбирать тот или иной наиболее подходящий для них экономический строй, не считаясь с материальными условиями развития общества и с требованиями соответствующих экономических законов. Уникальный эксперимент по созданию социалистической модели экономики в бывшем СССР является иллюстрацией попытки создать новый социально-экономический строй без учета достигнутого уровня развития материального производства и его производительных сил.

Экономические законы имеют сущностный и функциональный аспекты. Сущностный аспект - это предмет политической экономии (фундаментальной науки). Функциональный аспект действия этих законов является предметом исследования целой совокупности выше указанных конкретных экономических наук.

Экономическое образование предполагает знание как сущностного, так и функционального действия экономических законов.

К пониманию предмета экономической теории и ее роли в развитии общества, человечество пришло не сразу, о чем свидетельствует история экономической мысли.


§2.Основные этапы развития экономической теории

Предистория экономической науки. Краткий экскурс в историю экономической мысли дает основание сделать вывод о том, что, несмотря на раннее возникновение экономической мысли, ни в античном, ни в феодальном обществе не было еще самостоятельной экономической науки как системы знаний о законах, управляющих производством, распределением, обменом и потреблением, но уже речь может идти о возникновении отдельных «этажей здания» этой науки.

Взгляды древних мыслителей касаются проблем богатства, его источников, роли денег, обмена, вопросов организации хозяйства и т.д. У них имелись идеи о несовместимости богатства и добродетели (Платон), о том, что «богатство есть ограбление бедных» (Августин), о справедливости и смысле экономической деятельности, т.е. взгляды, за которыми легко просматривается интерес мыслителей к социальным проблемам хозяйственной деятельности общества.

Экономические воззрения Древнего Востокапредставлены в документах, регламентирующих ведение натурального хозяйства в условиях ограниченности ресурсов и необходимости их рационального использования. Это -Судебники древнего Вавилона, Законы Ману в Индии, труды древнекитайских мыслителей, среди которых особое место занимаетКонфуций(551-479 гг. до н.э.) иСюнь-Цзы(IIIв. до н.э.), считавший, что «накопленным богатством» и землей должны пользоваться все.

Вершиной экономической мысли Древней Грециибыли взглядыАристотеля (384-322 г. до н.э.), который ввел в «оборот» слово «экономия», высказал идею о разделении труда, о полезности как основе ценности благ, созданных в хозяйстве, об обмене этих благ на основе эквивалента и т.д.

Термин «экономия» состоит из двух корней - «ойкос» - хозяйство, дом и «номос» - закон, учение.

Таким образом, уже на этом этапе экономическая мысль приблизилась к пониманию предмета экономической науки, как науки о законах, управляющих хозяйством.

Экономические воззрения Древнего Римаполучили отражение в известных экономических трактатахКатона(234-149 гг. до н.э.) иВаррона(116-27 гг. до н.э.). Свободное мелкое крестьянское хозяйство было в центре аграрных реформбратьев Гракхов.

Христианство, возникшее 2 тыс. лет назад, характеризует новый взгляд на хозяйственную деятельность людей. Оно объявило труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: «Если кто не хочет трудиться, тот не ешь». Греховным Христианство считало чрезмерное богатство одних и бедность других.