Файл: Пособие Экономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основы экономической теории

Содержание

Модуль № 1. Введение в курс

Глава 1. Введение в экономическую теорию

§1.Предмет экономической теории

§2.Основные этапы развития экономической теории

Вопросы для самопроверки

Основные понятия

Выберите правильный вариант ответа

Глава 2. Типы экономических систем

§1.Классификация экономических систем

§2.Натуральное и товарное хозяйство

Вопросы для самопроверки

Основные понятия

Глава 3. Категории рыночной экономии

§1. Понятие товара и его свойств

§2. Деньги, их сущность и функции.

§3. Капитал фирмы и его формы

Основные понятия

Вопросы для самоконтроля

Глава 4.Издержки производства и прибыль

§1.Виды издержек производства

§2.Прибыль фирмы

Р (прибыль)

§3.Концентрация и централизация капитала

Основные понятия

Вопросы для самоконтроля

Выберите правильный вариант ответа

Глава 5. Рынок, его виды и функции

§1.Возникновение рынка и его инфраструктура

§2.Функции рынка, его позитивные и негативные стороны

§3.Роль государства в современной рыночной экономике

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Ответьте на следующие вопросы

Глава 6. Механизм рыночной экономики

§1.Цена и ее функции

§2.Рыночный спрос и рыночное предложение

§3.Конкуренция и ее формы

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Выберите правильный вариант ответа

Глава 7. Сущность и формы предпринимательства

§1. Экономическая природа предпринимательства

§3. Организационно-правовые формы предпринимательства

§3. Крупное и мелкое предпринимательство

§4. Предпринимательство в России и его особенности

§5. Управление фирмой в условиях рыночной экономики

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 8.Торговое предпринимательство

§1. Торговый капитал и торговая прибыль

§2. Товарная биржа

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 9. Рынок труда

§1. Спрос и предложение на рынке труда

§2. Занятость населения и безработица

§3. Зарплата и ее основные формы

§4. Заработная плата работников школы

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Выберите правильный вариант ответа

Глава 10. Рынок капитала

§1. Рынок ссудного капитала.

§2. Кредит и его формы

§3. Рынок ценных бумаг

Основные понятия и категории

Вопросы и задания

Глава 11. Рынок земли

§1. Земля как фактор производства

§2. Арендные отношения и земельная рента

§3. Земельная собственность и аграрная реформа в России.

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 12. Национальное воспроизводство

§1. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели.

§2.Макроэкономическое равновесие.

§3. Цикличность рыночной экономики и антикризисное регулирование

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 13. Государственный бюджет и налоги

§1. Финансовая система общества

§2. Государственный бюджет

§3. Налоговая система, ее структура и налоговая политика

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 14. Современное мировое хозяйство

§1. Мировой рынок и политика

§2. Международная валютная система.

§3. Глобальные экономические проблемы

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Во-вторых, через цену происходит распределение доходов между участниками рыночной экономики. От изменения цен зависят изменения в доходах, получаемых или в виде зарплаты, или прибыли, или процента, или ренты. С помощью цен распределяются средства производства и рабочая сила между различными отраслями хозяйства, т.е. цена выполняет распределительную функцию.

В-третьих, цены заставляют производителей снижать издержки производства, повышать качество товара и внедрять достижения науки и техники в производство. Иначе говоря, цена стимулирует наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное поведение потребителя, т.е. выполняет стимулирующую функцию.

В-четвертых, рост и падение цены привлекает или отталкивает производителя от производства того или иного товара, т.е. цена управляет процессом перелива капитала из отрасли в отрасль, в результате чего создается такая межотраслевая структура, которая балансирует экономику и устанавливает пропорции, соответствующие потребностям общества. В связи с этим можно отметить, что цена выполняет структурообразующую функцию.

В-пятых, цена в условиях рыночной экономики выполняет роль сигнальной системы. Она раскрывает состояние рынка и дает информацию, ориентирующую действия покупателей и продавцов, производителей и потребителей. Цена и ее изменения формируют особенности потребительского поведения.

Нельзя не отметить еще одну очень важную функцию цены, которую можно назвать учетной функцией.Очевидно, что все издержки производства рассчитываются с помощью цен на входящие в них факторы производства. Ни в часах, ни в каких других измерителях учесть их невозможно. Через цены измеряются и такие важные макроэкономические показатели как ВВП, ВНП, национальный доход, без которых общество не может представить себе масштабы и темпы роста экономики.

Выполнение всех выше перечисленных функций требует свободы ценообразования, исключения монополизма и инфляции, которые нарушают функции цен, искажая их динамику. Под влиянием этих факторов, цена перестает выполнять распределенческую и структурообразующую функции, нарушаются ее стимулирующая и информационная функции, а поэтому борьба с инфляцией и монополизмом является важнейшей задачей государства.

Выше было сказано, что в условиях рыночной экономики цену имеют не только продукты труда, но и такие факторы производства как труд (рабочая сила), земля и капитал.


Формирование цен на факторы производства имеет свои особенности, которые будут расскрыты в соответствующих разделах учебного пособия. Но уже здесь можно отметить, что цена на факторы производства непосредственно влияет на решение одного из главных вопросов экономики - с помощью каких средств производить товары.


§2.Рыночный спрос и рыночное предложение

Рынок существует для потребителя, поэтому важными элементами рыночного механизма являются спрос и предложение, соотношение между которыми оказывает, как было сказано выше, влияние на рыночные цены и их колебание. Но вместе с тем, рыночные цены сами влияют на спрос и на предложение. Кроме того, между спросом и предложением тоже существует сложная взаимосвязь - спрос определяет предложение и, наоборот, предложение определяет спрос.

Рассмотрим категории спроса и предложения.

Спрос - это одна из сторон конъюнктуры (от лат. «связывать», «соединять») рынка, под которой следует понимать совокупность признаков, характеризующих его текущее состояние, которое, прежде всего, определяется соотношением спроса и предложения. Спрос отражает потребность людей в том или ином товаре, подкрепленную имеющимися деньгами.

По своему содержанию спрос - это количество товаров, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторым ценам в течение определенного времени. В отличие от потребностей, он выступает как платежеспособная потребность, т.е. как денежное выражение величины потребности в продуктах и услугах.

В хозяйственной практике спрос имеет различные виды. Можно выделить индивидуальный, рыночный, совокупный, стабильный, спонтанный, нерегулярный, потенциальный, растущий, отложенный, неудовлетворенный, ожидаемый, эластичный и неэластичный.

Выше было сказано, что спрос влияет на цены, хотя есть и другие факторы, влияющие на них. Но в то же время динамика спроса зависит от цены. Снижение цены товара, как правило, ведет к возрастанию спроса на него, а повышение цен - к уменьшению спроса.

Это можно изобразить графически:

У

цена 50----|-

| кривая

40----|--- спроса

|

30----|-------

|

20----|--------------

|

10----|--------------------------------

|

О 10 20 30 40 50 Хспрос на товары

В графике по горизонтали изображен объем спроса на товары, а по вертикали - цена на него. Он свидетельствует о том, что при цене 50 ед., которая в 5 раз больше самой низкой цены - 10 ед., покупатели предъявят спрос на объем товаров равный 10 ед., а при цене в 10 ед. спрос - 50 ед., т.е. чем ниже цена, тем больший объем спроса и наоборот. Таким образом действует закон спроса, устанавливающий обратную зависимость величины спроса от цены.


Однако, не все товары имеют одинаковую быстроту реакции спроса на изменение цен, т.е. степень эластичности спроса разная. Различают товары эластичногоинеэластичного спроса.

К товарам неэластичного спроса относятся товары повседневного потребления - соль, сахар, хлеб, крупа и т.д. Спрос на эти товары более или менее стабилен, независимо от изменения цен. К товарам эластичного спроса относятся товары не первой необходимости - предметы роскоши, автомашины и т.д.

Такое разграничение спроса имеет большое значение для предпринимателей, имеющих дело с той или иной группой товаров. Так, повышение цен на товары эластичного спроса создает угрозу потери значительного числа потребителей, а значит и сокращение прибыли. Более того, им выгодно снижать цены на свою продукцию, т.к. в этом случае их товарооборот увеличивается. Теряя в получаемом доходе от реализации единицы продукта по меньшей цене, они выигрывают от увеличения количества покупателей и соответственного роста дохода.

При неэластичном спросе количество покупателей не увеличивается, поэтому доход тем выше, чем выше цена.

Таким образом, цена растет - спрос падает, цена падает - спрос растет. Но следует заметить, что даже при падении цены увеличение спроса не бесконечно. При определенном уровне насыщения данными товарами, удовлетворение, получаемое от него, падает. Экономисты называют это «эффектом убывания предельной полезности» (когда последняя единица приобретаемого товара дает меньшее удовлетворение, чем предыдущая).

Но и при неизменной цене спрос может быть больше или меньше, так как на спрос влияют и неценовые факторы, среди которых важнейшую роль играет уровень получаемых доходов в обществе. При этом, рост дохода ведет к снижению доли расходов на продовольствие и к увеличению расходов на предметы длительного пользования, на более качественные и дорогие товары (закон Энгеля).

Фактором, влияющим на спрос являются ожидания потребителей. Так, инфляционные ожидания делают спрос ажиотажным, все стремятся вложить деньги в товары и недвижимость. В этом случае растет спрос и на дорогие товары (предметы роскоши), т.к. не исключается еще больший рост цен на эти товары в условиях инфляции.

На спрос влияют климатические, сезонные и демографические факторы, изменения вкусов потребителей и моды, появление новых товаров-заменителей. Спрос зависит от правильности выбора места торговли.


Для функционирования механизма рыночной экономики страны большое значение имеет состояние совокупного спроса. Экономика страны в целом будет нормально развиваться, если все произведенные товары найдут своего покупателя, если на них будет спрос.

Совокупный спрос- это сумма всех расходов на приобретение товаров и услуг, произведенных в экономике. Он включает в себя спрос на потребительские товары, на средства производства (инвестиционные товары); спрос на товары и услуги со стороны государства; спрос иностранных покупателей на наш экспорт.

Совокупный спрос также зависит от динамики цен. Если общий уровень цен растет, совокупный спрос сокращается. Но на совокупный спрос влияют и другие факторы: уровень доходов населения, величина налогов и процентных ставок, размеры субсидий и кредитов, масса денег, находящихся в обращении, государственные расходы.

Рост совокупного спроса способствует росту объема производства, стимулирует повышение занятости, рост доходов и, как результат этого - увеличение совокупных расходов, инвестиций и рост производства. Снижение совокупного спроса действует в обратном направлении.

Такое понимание роли совокупного спроса лежит в основе Кейнсианской модели стабилизации экономики и поддержании ее в равновесном состоянии. Рынок, по мнению кейнсианцев, не может самостоятельно создавать эффективный и постоянно растущий спрос без помощи активной деятельности государства, которое должно влиять на формирование общественного спроса через организацию общественных работ за счет средств госбюджета, через соответствующую налоговую политику, через размещение государственных заказов и инвестиций. Иначе говоря, по Кейнсу, спрос рождает предложение.

Предложение- это есть количество товаров, которое продавцы готовы предложить рынку по конкретным ценам в течение определенного времени, т.е. совокупность товаров, находящихся на рынке.

Оно определяется производством. Практика свидетельствует о том, что при высоких ценах складывается тенденция к увеличению производства, так как повышается доходность от продажи данного товара и сюда, в эту отрасль, вливается новый капитал, которых уходит из менее прибыльного производства. Таким образом, предложение товаров зависит в первую очередь от существующих на рынке цен на данный товар, т.е. действует закон предложения, который отражает прямую связь между ценой товара и тем количеством его, которое продавцы хотят и могут продать по этой цене.