Файл: Войтов ТЕСТОЛОГИЯ ГУМАНИТАРИЯМ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 8234

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕСТОЛОГИЯ

гуманитариям

Т еоретическое алгоритмизация программирование

Моделирование  контроля  контроля

Объекта

Методы обучения

традиционные  новые

Рутинные методы

Ситуационные формы активного обучения. Общее представле­ние о них дано в работе Смолкина А.М. [207].

Ситуации

Конкретные игровые

Обсуждение обсуждение результата

Тесты: добро или зло? А ножи, машины, самолеты и т.п.? Смотря на то, как и для чего их используют! Неумелое использование техники ведет к гибели не только обслуживающего персонала. Технику можно превратить и в оружие – самолетом уничтожить дом и т.п. Аналогично и тесты. В руках зла – они зло, в руках дурака – они опасны. И только гуманный, добропорядочный, истинный педагог использует их как орудие добра – помогает обучаемым усваивать материал. Поэтому ошибочно следующее категорическое утверждение Н.Ф. Ефремовой: «Тестовый контроль способствует устранению субъективизма и авторитаризма в оценке учебных достижений обучающихся, становится средством объективизации экспертизы и диагностики качества образовательного процесса и образовательных систем» [80]. На самом же деле все может быть наоборот. Тесты всё более становятся главным идеологическим средством манкрутизации людей, манипулирования их сознанием, зомбирования. В таких условиях надо иметь очень развитые интеллектуальные способности для того, чтобы жить с раздвоенным сознанием – для себя одно, а для других – иное. Тестами навязывают часто ложные идеи гуманитарных наук – псевдоидеологию.

2.2.2. История педагогического тестирования

Тестирование

2.3.10. Процедура экзаменационного контроля

В школьной практике

Задания

Контролирующие устройства

2.5. СИСТЕМАТИКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тратта = переводной вексель

Контроль успешности познания

Слабые  сильные

Список 1

Список 2

Список 1

Список 2

Определяйте значение слов

4.2. СУБД «СИСТЕМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»

Сложность техники

Необходимость умений пользования ею

Назначение СУБД-4.1

Исходным и конечным пунктом любого познания следует считать овладение словами науки. Это - общепризнанная в педагогике первая ступень познания науки.

Использование

Проблемы

Проблема словарика

Текущая аттестация

Дисциплина на занятиях

Качество прямой связи в обучении. Обратная связь зависит от прямой связи. И главные проблемы тестирования, как элемента обратной связи, лежат в состоянии прямой связи при обучении. А поэтому нужно специально проанализировать состояние прямой связи, адекватность понимания чему и как учить студентов и т.п.

Фундаментальность образования. Что это такое? Многие гордятся таким образованием в нашей стране. Но его сейчас усиленно уничтожают. Для осмысления всего этого и важно понять его суть и направления его развития с тем, чтобы не допустить его уничтожения сейчас. Как можно увеличить фундаментальность образования?

Тестирование тестов. Уже давно осмыслена проблема тестирования тестов, но пока не найдено надежного метода решения данной проблемы [11,с.344]. Сведение проблемы к математическому, статистическому измерению валидности убедительно только для дилетантствующих простаков. Игрой в цифирь не скрыть проблем истинности научных идей. Истинность знаний зависит от уровня теоретизации науки, что оправдывает математическое и статистическое измерение качества тестов. Поэтому и хочется задать сакраментальный вопрос: «Как протестировать ситуацию, которая представляет собой «Отсутствие всякого присутствия»?

Завлекательность и трудность учебы. Об этом писал Ключевский и это важнейшая идея проблемы ТВПП. Т.Ф. Кораблева [см. 108] допускает рост завлекательности учебного процесса. Это широко распространенная мысль, обычно проявляющаяся в идеях перехода к игровым методам обучения. В учебе, несомненно, важна завлекательность, игры, но только до определенной степени. Преходя её, учеба теряет смысл тем, что не выполняет главной своей функции – не приучает к труду, т. е. не развивает тех способностей, без которых труда не бывает.

Отметка  оценка  балы  рейтингкредит

Актуальность

Учись учиться

Учитесь мыслить

Кризис педагогики

Уровни владения иностранным языком

Читать или говорить?

Чему учить?

Приятная работа

Как учить язык?

Учить не слова, а фразы

Полузнание опаснее незнания

ПОБЕЖДАЙТЕ САМОГО СЕБЯ

УЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ

СИСТЕМАТИЧЕСКИ ТРЕНИРУЙТЕСЬ НА ЯЗЫКЕ

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОСОБЕННОСТИ ВАШИХ УСЛОВИЙ

Идея представление  понятие  предмет науки  онтология

Типы школ или система целей обучения. Обучение как взаимодействие педагога и обучаемого называют школой. И оно многообразно, начиная с начальной школы и кончая послевузовским образованием. А поэтому важно уяснить основные формы или типы школ.

Сущность школы определяется тем, чему она учит. В связи с этим важно осознать проблему «Чему учить» или «что развивать». Эта проблема осмысливается давно и является определяющей по отношению к тому, «что измерять тестами». Сегодня – удивительное единодушие по этому вопросу. Школа дает знания потому, что, по Бэкону, «знание-сила». Первое сентября считают праздником знаний и т.п. На самом же деле эта догма давно устарела, и ее критиковали многие авторитеты общества. Считаю истиной присказку «дурак гордится знанием, а умный способностью мыслить». В противовес господствующей парадигме следует уяснить единство следующих типов школ в зависимости от их ориентации:

┌─ способностей

┌─┴─ интеллекта (мышления)

┌─┴─── эрудиции (знаний)

┌─┴───── труда

Диалектизация педагогики должна быть исходной качественного скачка в развитии системы воспитания, прежде всего обучения. Диалектическая обработка понятия "процессы обучения" показывает необходимость осуществления давно назревшего выхода на первый план нового типа обучения, ориентированного непосредственно на развитие мышления обучаемых, способностей вообще.

Цели обучения

Непосредственные опосредованные

┌─ способности….. мышление …. Знание ... труд

┌─┴─ мышление ……………………. Знание... труд

┌─┴─── знание…………………………………….. труд

┌─┴───── труд

Исторически исходной и самой простой формой школы является обучение действиям (делу, работе, труду). Когда-то это было единственной непосредственной целью обучения детей. Родители, наставники, мастера и т.п. обучали умению практическим действиям, соответствующим образом поясняя его. Такое воспитание многообразно, начиная с принципа «делай как я». Оно является базовым и в настоящее время, а его игнорирование делает бесплодной всю практику обучения. В таком случае обучение представляет единство воспитания, образования. Опыт предшествующих поколений воспринимают в процессе совместной трудовой деятельности.

Ограниченность обучения только практическим действиям преодолена появлением обучения непосредственно знаниям, лежащим в основе действий. Обучение знаниям исходно для научения действиям и происходит с ним в единстве. До настоящего времени противоречиво обучение действию и знаниям. Обособление обучения непосредственно знаниям происходило часто за счет обучения действиям и порой приводило и приводит к полному игнорированию обучения действиям, делу, труду. На основе последней тенденции возникла схоластическая школа, дающая только книжные знания, не имеющие часто практического значения для обучаемых. Многие авторитеты критиковали схоластическое обучение в старой школе. Тем не менее, школа ХХ века не преодолела такого противоречия обучения знаниям и действиям. И сегодня обучаемым дают многие знания, которые практически не нужны им даже в функции мировоззрения (общей основы ориентировочной деятельности), часто являются относительными до ошибочности в виду нетеоретичности, апологетичности и т.п. У подрастающего поколения возникает снобистское отношение к физическому, производительному труду.


Несмотря на антитрудовые тенденции, переход к обучению знаниям, лежащим в основе последующих действий, был качественным и прогрессивным скачком в развитии школы. Это достижение современной школы должно быть сохранено. Школа должна развивать эрудицию, несмотря на то, что в таком случае имеет место простое информативное обучение. Недостатком информативного обучения является то, что отмечали еще древние философы – «многознание уму не научает». Когда знания дают обучаемым вне связи с развитием интеллекта (мышления), то возникает опасность дебилизации человека, отучения его от самостоятельного мышления. В настоящее время это реальная опасность, отмеченная многими исследователями в связи с телевизионным средством информации. Эту опасность можно преодолеть только выводом на первый план обучения мышлению, другими словами – развития интеллекта обучаемых.

Обучение мышлению возможно только в единстве с обучением знаниям и действиям. Уже давно имеют место факты обучения мышлению, что проявляется в обособлении обучения математике, логике, диалектике, информатике, программированию и т.п. Такой тип обучения возник давно и должен стать главным при сохранении предшествующих форм обучения.

Постадийное (поэтапное) уяснение целей обучения:

Первое, надо уяснить, что развитие способностей - самый широкий подход. Он предполагает развитие физических и духовных умений и навыков жить определенным образом, трудится. Он включает развитие воли людей, умение переносить стрессы.

Второе. На основе такого подхода надо обратить внимание на главную способность людей - интеллект. Для достижения этого нужна систематика способностей, чтобы выявить суть интеллектуальных способностей, прежде всего умения мыслить и его значение для духовного мира людей.

Третий, следующий шаг - трактовка сути мышления. Это самая тяжелая проблема 2500-летней давности. И её объяснение предполагает показ кумулятивного процесса его исследований и главный подход к её решению. Это проблема понимания сути философии [см. 47-51].

«Школа должна учить мыслить». Эту идею отстаивали многие признанные авторитеты педагогики и науки вообще. Нет возможности воздать должное всем, кто доказывал необходимость выхода на первый план обучения мышлению. Все прогрессивные мыслители прошлого указывали на необходимость этого. И сегодня многие педагоги придерживаются этого положения. Недавно за неё выступал Э.В. Ильенков [91]. В последнее время многие педагоги высказывали положения о необходимости обучения думанью, мышлению, например В. Дайнеко [см. 40], Е. Злотник, Е Печерский, Ф. Финкельштейн [41], А. Спиркин [42], Е. Можаев [43].

Давно назрела проблема «сквозного» обучения мышлению на всех уровнях системы школ. Обучение непосредственно мышлению повысит объем передаваемой эрудиции и позволит интенсифицировать воспитание. При этом должно быть системное построение целей обучения на разных уровнях школ «снизу доверху».


Школа непосредственная цель обучения

┌─ высшая…………………. творчество

┌─┴─ средняя ………………… мышление

┌─┴─── начальная………………. грамотность

Сегодня все уровни школьного обучения передают знания, что провозглашено, в частности, общим праздником всех школ – «Днем знаний». Настало время перехода к дифференциации непосредственных целей обучения на разных уровнях. Начальная школа должна давать, прежде всего, грамотность – учить читать, писать, решать простые задачи. Средняя школа должна учить мыслить, философствовать. Для этого необходимо развивать способности школьников логически и диалектически обрабатывать любые понятия также, как их сейчас обучают применению математике. Школьник должен овладевать навыками логического и диалектического мышления и средством для этого должны быть все предметы школьного цикла. Достижение данной цели поставит иначе всю проблему обучения в высшей школе. Сегодня даже высшая школа не обучает мышлению, кроме математического. Приход же в вузы студентов, способных мыслить логически и диалектически, поставит по настоящему проблему перехода вузовского обучения к развитию творческих способностей студентов – творчеству на основе широкой эрудиции, способности самостоятельного мышления. Студентов надо обучать теоретическому моделированию всех объектов, приемам творческого конструирования объектов на основе бурно развивающейся в настоящее время теории творчества. Всё это предполагает адекватное понимание самой сути интеллекта, творчества, образованности, обучености и т.п.

┌─ идейность

┌─┴─ интеллект, просвещенность

┌─┴─── эрудиция, эрудированность

Эрудиция является исходным элементом образованности людей. Она может быть различной по уровню развитости и достигает высшей формы – теоретического мировоззрения. Эрудиция служит непосредственным руководством практическим действиям людей. Эрудиция развивается на основе традиционных методов информированности людей. Законы информации таковы, что традиционные методы получения знаний оказываются продуктивными только до определенного уровня, сверх которого происходит обратный эффект – ухудшение качества ума, что известно с древности.

Поднятие уровня информированности (при исключении эффекта дебилизации) возможно только посредством познания законов детерминации информации интеллектом. Интеллектуализация информационных потоков оказывается организующей силой, средством упорядочения, структурности, системности эрудиции. Только выявление упорядочивающих приёмов соотнесения знаний позволяет поднять понимание «экосистемы леса» - воспринять лес, досконально не зная всех его деревьев. Интеллект – это не просто знание, а то, что обеспечивает их упорядочение в качестве единой системы научной картины мира (меганауки). Систематизация знаний - проявление эвристических функций высшей формы интеллекта. Поэтому с древности одновременно с формированием эрудиции развивали и интеллект. Имеет место это и в настоящее время. В то же время пока еще не осознано в должной мере единство и различие эрудиции и интеллекта как фундаментальных, полярных элементов ума людей. Интеллект это не эрудиция, а её «интегрирующий цемент», делающий её устойчивой системой мыслей и тем самым убеждением человека.


Интеллект

┌──────────┼───────────┐

Естественный искусственный материализованный

Естественный интеллект выступает субъективным свойством индивидов, фактором превращения их в личности вообще, в интеллигентов в частности. Искусственный интеллект действует в компьютерных системах в качестве помощника естественного интеллекта при решении тех проблем, которые превышают возможности естественного интеллекта. Материализованный интеллект существует в продуктах деятельности людей. Естественный интеллект – исходная форма интеллекта вообще и его уровень определяет все остальные его формы. Поэтому необходимо, прежде всего, развивать данную способность людей.

Естественный интеллект

┌──────────┼───────────┐

Методология мышление моделирование

Исходной формой естественного интеллекта является накопленная за предшествующий исторический период методология научного поиска. Последняя существует в форме множества всех примененных приемов познания, лежащих, к сожалению, чаще всего «мёртвым грузом» на полках библиотек. Произведения классиков науки содержат многие приемы исследователей и обычно служат средством для развития мышления людей как второй формы (фазы) воспроизводства интеллекта. Несмотря на обилие постановок проблемы, пока не разработана должным образом методология науки таким образом, чтобы стало возможным легко и просто развивать способность самостоятельного мышления при понимании качества объектов (понимание количественного аспекта мира обеспечивает математика).

Мышление - превращенная форма методологии, воспринятая субъектами, существующая в общественном сознании в форме методологии. Она возникает в меру восприятия индивидами всего накопленного богатства методологических приёмов. Средством передачи интеллекта человеку служат элементы эрудиции – знания. Только показывая рациональное построение знаний можно прививать людям мышление - способность сознательно оперировать знаниями по определенным правилам: думать – говорить (речь) – писать. Так математики обеспечивают развитие математических способностей каждого из нас – показывают приемы (стереотипы) расчетов, вычислений и тренируют эту способность выполнением упражнений, решения задач. Пока нет аналогичного развития способностей качественного понимания объектов.





Мыслительные приёмы

┌───────┼────────┐

частные общенаучные всеобщие

┌──────────┼───────────┐

логические диалектические математические


«качественные» «количественные»

Участие индивидов в совместной работе обычно достаточно им для перенятия частнонаучных и порой даже общих для ряда наук приемов мышления. Что же касается всеобщих методов мышления, обеспечивающих качественное понимание объектов, то в ХХ веке произошло понижение логической и диалектической культуры исследователей. Преодоление этой неблагоприятной тенденции в развитии культуры оказывается решающим фактором выживания общества в настоящее время.


Развитие интеллекта – единственное условие воспитания идейных людей и служит фактором решения этой задачи. Воспитание идейных людей предполагает качественный скачок эрудиции – выход её на уровень теоретического мировоззрения, в отличие от обыденного миропонимания. Достигнуть идейности возможно только на основе интеллекта и соответственно интеллектуализации воспитания людей.

Следующий шаг – проблема теоретизации всех наук на основе технологии философствования. И последняя проблема – разработка адекватной дидактической теории, которая покажет направление решения проблемы при данных условиях.

Школа способностей призвана развивать психические способности подрастающего поколения: волю, сосредоточенность ума, концентрацию внимания, емкость и гибкость памяти, обеспечивать систематичность занятий, усидчивость, ответственность за порученное дело, активный образ жизни и т.п. Все это обычно называют воспитанием человека. Естественно нужно развивать и нравственность, и эрудицию и интеллект.

Уровни обучения. Психологическое выявление уровней обучения людей требует обособления:

Уровни обучения

┌──────┼───────┐

информированность образованность компетентность.

┌──────┼───────┐

восприятие усвоение осведомленность

Информированность – первая стадия обучения. Она состоит из следующих ступеней.

Восприятие - исходное и самое общее начало информирования человека. Оно многообразно и проявляет деятельность всех чувств человека: устного прослушивания, рецепции глазами и другими органами чувств. Оно состоит и в умении читать вербальные, графические и математические модели. Эффективность восприятия зависит от многих факторов, в том числе и от состояния органов чувств (острота зрения, степень нормы слуха и т.п.) и от достигнутого уровня развития способностей - овладения родным или иностранным языком, скорости чтения и т.п. Восприятие информации обеспечивает узнавание реальных и вымышленных объектов, но не всегда дает действительные знания реальных объектов.

Усвоение предполагает многократное и многообразное восприятие и переработку сведений об объекте на основе их интеграции в памяти, сопоставлением с хранящимися в памяти образами объектов. Оно может включать и специальные методы дополнительного получения сведений для идентификации объектов. Усвоение итеративно и представляет единство действия чувственных и умственных процессов. Многократность рецепции и рефлексии в процессе усвоения закреплено присказкой "повторение - мать учения". Информатика подтверждает обоснованность последней: усвоение, например, новых слов предполагает 80-300 кратное их восприятие, рефлексию и т.п. Рациональное воспитание предполагает построение специальной системы дел, которые служат такому усвоению понятий.