Файл: 1. История отечественной педиатрии организации охраны материнства и детства в России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 443
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. История отечественной педиатрии; организации охраны материнства и детства в России.
2. Первичный осмотр: определения, показания, основные элементы.
8. Базовая сердечно-легочная реанимация у младенцев: основные элементы, алгоритм.
11. Базовая сердечно-легочная реанимация у детей в возрасте старше 1 года.
13. Алгоритм первичного осмотра у детей.
Лечение железодефицитной анемии у детей
18. Основные элементы базовой сердечно-легочной реанимации у детей.
20. Судорожный синдром. Интенсивная терапия и оказание неотложной помощи.
Симптомы сахарного диабета у детей
Патогенез сахарного диабета у детей
Классификация и стадии развития сахарного диабета у детей
Осложнения сахарного диабета у детей
Бронхообструктивный синдром – симптомокомплекс различных по этиологии нарушений бронхиальной проходимости распространенного и обратимого характера с нарушением легочной вентиляции и затруднением оттока бронхиального секрета, имеющей в своей основе сужение или окклюзию дыхательных путей.
Причины: обструктивный бронхит, острый бронхиолит, инородное тело в бронхах, бронхиальная астма.
Приступ бронхиальной астмы – остро развившиеся и/или прогрессивно ухудшающиеся экспираторное удушье, затрудненное и/или свистящее дыхание, спастический кашель или сочетание этих симптомов при резком снижении показателя пиковой скорости выдоха. Непосредственной причиной приступов является гиперчувствительность и гиперреактивность бронхов на экзо-и эндогенные раздражители.
Клиника: возбуждение, вынужденная поза, спастический кашель, шумное дыхание со свистящим выдохом, дистанционные хрипы, экспираторная одышка, акроцианоз, эмфизематозная форма грудной клетки, участие вспомогательной мускулатуры, коробочный звук над всей поверхностью грудной клетки, грубые жужжащие, сухие свистящие хрипы на фоне удлиненного выдоха. Параклиника: снижение показателей пикфлоуметрии, снижение SaO2.
Лечение Догоспитальный этап: 1. Придать ребенку полусидячее положение. 2. Снять стесняющую одежду, обеспечить приток свежего воздуха, дать увлажненный кислород. 3. Успокоить ребенка, объяснить необходимость медленного глубокого дыхания, дать горячее щелочное питье. 4. Отвлекающие процедуры: горчичники на переднюю поверхность грудной клетки, горячая ножная ванна. 5. Оценить тяжесть приступа, продолжительность, уточнить, чем обычно купируются приступы. 6. При исключении астматического статуса однократно использовать обычно применяемые ингаляционные бронходилататоры через небулайзер, дозированный ингалятор или спейсер (сальбуматол, беротек, алупент, беродуал). 7. Дать антигистаминные (цетиризин, лоратадин, дезлоратадин и др.).
Госпитальный этап: 1. Оценить тяжесть состояния. 2. Дача увлажненного кислорода через маску или носовой катетер до уровня SаO2 > 92%. 3. Повторять с интервалом не менее чем 20 минут, (не более 4 раз в сутки), ингаляции быстродействующих β2-адреноми- 11 метиков через дозированный ингалятор, спейсер, небулайзер (дозу растворить в 1-2 мл 0,9% раствора натрия хлорида): сальбутамол через небулайзер: 1-2 мг при легком приступе, 5 мг при среднетяжелом и тяжелом приступе (дозированный ингалятор: 1 доза – 100 мкг, 1-2 ингаляции до 4 раз в сутки), или фенотерол (беротек) через небулайзер: 0,5-1,0 мл (500- 1000 мкг) в зависимости от возраста (дозированный ингалятор: 1 доза – 100 мкг, 1-2 ингаляции до 4 раз в сутки), или ипратропия бромид (атровент) через небулайзер: 0,5-1,0 мл (125-250 мкг) в зависимости от возраста (дозированный ингалятор: 1 доза – 20 мкг по 2-3 ингаляции до 4 раз в сутки) или комбинированная терапия фенотерол/ипратропия бромид (беродуал) через небулайзер: 0,5-2,0 мл в зависимости от возраста (дозированный ингалятор: по 2 ингаляции до 4 раз в сутки). 4. При недостаточном эффекте используют системные глюкокортикоиды (преднизолон 1-2 мг/кг/сут). 5. Коррекция базисной терапии.
6>
18. Основные элементы базовой сердечно-легочной реанимации у детей.
В момент первого контакта с ребенком в случае, когда очевидные признаки жизни отсутствуют (например, ребенок лежит с закрытыми глазами в положении, при котором его самостоятельное дыхание увидеть невозможно), необходимо:
1. Убедиться в личной безопасности и в том, что ребенку не угрожает внешняя опасность.
2. Проверить наличие у ребенка сознания
Осторожно встряхните грудную клетку ребенка, громко и отчетливо задайте простой вопрос (как тебя зовут?)
Детей, у которых возможно повреждение шейного отдела позвоночника, встряхивать нельзя, необходимо ограничиться лишь звуковой стимуляцией, немедленно предприняв меры для фиксации шейного отдела.
2.1. Если у ребенка имеется голосовая или двигательная
реакция на ваши действия, то необходимо:
-
оставить ребенка в положении, в котором вы его обнаружили, исключив дальнейшую опасность для него со стороны; -
проверив повторно его состояние, позвать на помощь,
если это необходимо;
• до прибытия помощи регулярно перепроверять наличие голосовой или двигательной активности и дыхания (см. ниже прием «слышу-вижу-ощущаю») у ребенка в ответ на стимуляцию (см. п. 2).
2.2. Если у ребенка отсутствует ответная реакция
на ваши действия, то необходимо:
-
не отходя от ребенка, позвать на помощь; -
быстро, но аккуратно уложить ребенка на спину
на твердую поверхность;
• открыть дыхательные пути ребенка, запрокинув его голову назад и приподняв нижнюю челюсть за подбородок (рис. 11, 12):
Положите свою руку ребенку на темя и слегка запрокиньте голову назад, установив ее в нейтральное положение, приподнимите подбородок.
Избегайте давления на мягкие ткани шеи под нижней челюстью, так как это может вызывать нарушение проходимости дыхательных путей.
3. Удерживая дыхательные пути ребенка в открытом
состоянии, выполните прием: «вижу-слышу-ощущаю» (рис. 13, 14), для этого расположите свое лицо как можно ближе к лицу ребенка и направьте взгляд вдоль передней поверхности его туловища:
• «вижу» - движения грудной клетки, передней стенки живота ребенка;
• «слышу» - дыхательные шумы изо рта или носа ребенка;
• «ощущаю» - движение воздуха, ощущаемое кожей вашей щеки.
Выполняйте прием «вижу-слышу-ощущаю» в течение времени до 10 с, прежде чем констатировать наличие или отсутствие дыхания.
У ребенка на сонной артерии
3.1. Если пострадавший дышит:
-
при отсутствии оснований предполагать травму шей-ного отдела позвоночника, поверните ребенка в безопасное положение; -
проверьте после этого дыхание.
3.2. Если ребенок не дышит или у него имеется агональ-
ное дыхание (нет пульса):
• произведите пять глубоких вдохов в дыхательные пути пострадавшего, каждый из которых должен сопровождаться подъемом и опусканием грудной клетки, учитывая следующие правила:
Закройте носовые ходы ребенка указательным и большим пальцем вашей руки, помешенной на лоб ребенка и удерживающей его голову максимально запрокинутой.
Далее:
-удерживая подбородок приподнятым, сделайте вдох и плотно прижмите свои губы к губам пострадавшего, затем медленно, в течение 1-1,5 с произведите выдох в дыхательные пути ребенка, одновременно контролируя подъем грудной клетки;
-удерживая голову ребенка запрокинутой, а подбородок приподнятым, отодвиньте свой рот от губ пострадавшего и убедитесь в том, что одновременно с выходящим воздухом грудная клетка пострадавшего опускается;
-повторите такие вдохи пять раз.
3.3. Если вам не удалось, при условии соблюдения вы-шеописанных правил, добиться эффективных вдохов, веро-ятно, у пострадавшего имеется обструкция дыхательных путей.
Однако необходимо незамедлительно продолжить
выполнение алгоритма сердечно-легочной реанимации (выполнить 30 компрессий грудной клетки), а перед последу-ющими двумя вдохами выполнить следующее:
-
расположить два пальца рук позади углов нижней челюсти ребенка с каждой стороны и выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вверх, одновременно удерживая голову ребенка запрокинутой (рис. 16); -
попытаться провести два искусственных вдоха.
4. Проверьте «признаки кровообращения»:
4.1. Оцените общие признаки наличия кровообращения: любые спонтанные движения за исключением судорог, т.е. ка-шель, голосовая или рвотная реакция пострадавшего расцениваются как симптомы, свидетельствующие о наличии само-стоятельного кровообращения.
При отсутствии «признаков кровообращения» проверьте
наличие пульса, если это не было сделано ранее.
4.2. Если вы уверены в том, что действительно опреде-
лили наличие признаков кровообращения, то:
-
продолжайте искусственные вдохи, если у ребенка отсутствует самостоятельное дыхание с частотой 12-20 в минуту (вдох каждые 3-5 с) до восстановления самостоятель-ного дыхания, после чего, если ребенок не пришел в сознание, поверните его в безопасное положение; -
регулярно контролируйте состояние ребенка (прове ряйте дыхание и пульс не реже чем один раз в 2 мин).
4.3. Если признаки кровообращения отсутствуют или частота пульса не превышает 60 в 1 минуту или вы не уверены в том, что четко определяете пульсацию артерии, то:
• немедленно выполните 30 компрессий грудной клетки***
ДЕТЯМ:
• разместите основание кисти на нижней половине грудины ребенка по средней линии так, чтобы кисть располагалась выше мечевидного отростка;
• приподнимите пальцы кисти таким образом, чтобы они не касались ребер ребенка и не передавали на них силу толчков;
• расположитесь над ребенком вертикально, при этом направление вашей руки, производящей компрессии, должно быть строго перпендикулярным основанию, на котором лежит ребенок, а сама рука не должна быть изогнута в локтевом суставе; производите компрессии грудной клетки на глубину, приблизительно составляющую одну треть передне-заднего расстояния грудной клетки лежащего ребенка с частотой приблизительно во 100-120 в 1 минуту;
• после 30 компрессий запрокиньте голову ребенка, приподнимите подбородок, совершите два искусственных вдоха, продолжайте чередовать вдохи и компрессии в соотношении 2:30 (2:15)
Детям старшего возраста для того, чтобы достигнуть необходимой глубины компрессий грудной клетки, возможно, понадобится применить метод сердечно-легочной реанимации, используемый у взрослых:
• разместите основание одной своей кисти на нижней половине грудины по средней линии так, чтобы кисть не выходила за нее, поместите основание второй кисти на нее;
образуйте замок между пальцами обеих рук, пальцы приподнимите таким образом, чтобы они не касались ребер ребенка и не передавали на них силу толчков;
• расположитесь над ребенком вертикально, при этом направление вашей руки, производящей компрессии, должно быть строго перпендикулярным основанию, на котором лежит ребенок, а сама рука не должна быть изогнута в локтевом суставе;