Файл: 1. История отечественной педиатрии организации охраны материнства и детства в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 436

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. История отечественной педиатрии; организации охраны материнства и детства в России.

2. Первичный осмотр: определения, показания, основные элементы.

3. Периоды детского возраста. Определение понятия, законы роста детей, факторы, оказывающие влияние на физическое развитие.

4.Рахит. Диагностика. Клинические, биохимические, рентгенологические признаки, характеризующие разные периоды рахита. Принципы диагностики, лечения и профилактики. Рахит – это группа заболеваний детского организма, связанная с недостаточным поступлением витамина D или нарушением процессов его метаболизма, приводящая к нарушению многих видов обмена веществ и в первую очередь фосфорно- кальциевого(КФО), что обусловливает поражение многих органов и систем, но главным образом, костного скелета.Собирательный термин «остеопения» используют для обозначения низкой массы костной ткани без учета причин, вызывающих данный симптомокомплекс, и без детализации характера структурных изменений.В клинической практике наиболее часто встречаются три типа остеопений: остеопороз, остеомаляция и фиброзно-кистозный остит.Остеопороз - это системное заболевание скелета, характеризующееся снижением массы костей и микронарушениями в архитектонике костной ткани, которые приводят к значительному увеличению хрупкости костей и возможности их переломов.Остеомаляция - уменьшение минерального компонента в единице обьема костной ткани, накопление неминерализованного органического матрикса (остеоида). Кость при этом теряет прочность, жесткость, появляется склонность к деформациям.Фиброзно-кистозный остит - состояние, характеризующееся усиленной резорбцией костного вещества с последующим замещением фиброзно-ретикулярной тканью. Это сравнительно редкий вариант патологии, характерный для гиперпаратиреоза.Классификация рахита.- по периоду болезни - начальный, разгар, репарации, остаточные явления;

5. Анатомо-физиологические особенности нервной системы и органов чувств у детей. Закономерности развития психики и моторики у детей в возрастном аспекте. Методы оценки нервно-психического развития.

7. Грудное вскармливание. Преимущества грудного вскармливания. Физиология лактации. Правила кормления грудью. Время и методика введение прикормов.

8. Базовая сердечно-легочная реанимация у младенцев: основные элементы, алгоритм.

9. Показания и принципы проведения смешанного и искусственного вскармливания. Характеристика и классификация молочных смесей, применяющихся для докорма и искусственного вскармливания.

10. Эпидемиология, этиопатогенез, классификация, клиника различных форм менингококковой инфекции у детей.

11. Базовая сердечно-легочная реанимация у детей в возрасте старше 1 года.

13. Алгоритм первичного осмотра у детей.

Причины

Симптомы ЖДА у детей

Диагностика

Лечение железодефицитной анемии у детей

Причины

Классификация

Симптомы пневмонии у детей

Диагностика

Лечение пневмонии у детей

16. Бронхиальная астма у детей. Особенности патогенеза, клинической картины, течения. Классификация. Современные подходы к лечению. Неотложная терапия при приступе БА.

Патогенез бронхиальной астмы. В основе развития аллергической бронхиальной астмы лежат аллергические реакции 1 типа (немедленные), реже – 3 типа (иммунокомплексные).

18. Основные элементы базовой сердечно-легочной реанимации у детей.

19. Особенности иммунологической защиты у детей. Атопический дерматит. Этиопатогенез, классификация, критерии диагностики, лечение.

20. Судорожный синдром. Интенсивная терапия и оказание неотложной помощи.

22. Сахарный диабет у детей. Особенности патогенеза, клинической картины, диагностики, лечения. Неотложная помощь при кетоацидотических состояниях.

Симптомы сахарного диабета у детей

Патогенез сахарного диабета у детей

Классификация и стадии развития сахарного диабета у детей

Осложнения сахарного диабета у детей

Диагностика сахарного диабета у детей

Лечение сахарного диабета у детей

насморк с нарушением носового дыхания; Правила кормления грудью: 1. Создание спокойной обстановки. 2. Предварительно мать должна вымыть руки и грудь теплой кипяченой водой (в роддоме приготовьте для ребенка стерильную салфетку). 3. Примите сидячее или лежачее положение. 4. Во время кормления мать должна следить за процессом кормления. 5. Первые 5-10 мл молока необходимо сцеживать, так как в них много бактерий (из-за контакта с внешней средой). 6. Дайте ребенку грудь так, чтобы он захватила сосок и ареолу. 7. Держите грудь второй рукой так, чтобы нос малыша оставался открытым (иначе будет нехватка воздуха и ребенок бросит грудь). 8. Кормите грудью в течение 15-20 минут. 9. После кормления держите ребенка вертикально в течение 3-5 минут для отхождения воздуха, полученного во время кормления. 10.Положите ребенка в кроватку на бок. 11.Сцедите оставшееся молоко. 12.При каждом кормлении необходимо чередовать грудь (при необходимости докормить со 2-й груди). 13.Протрите грудь стерильной марлевой салфеткой, наденьте бюстгальтер из натуральной ткани, который не сдавливает грудь

Физиология лактации: Размеры, форма молочной железы и соска индивидуальны и не влияют на функцию молочной железы. Наиболее интенсивное развитие грудные железы - в период беременности. Эстрагены вызывают развитие молочных ходов, а прогестерон - пролиферацию ацинусов. На маммогенез оказывает влияние лактоген и хорионический соматомамматропин. Регуляция процессов лактопоэза осуществляется под действием гормона гипофиза – пролактина. Раздражение области соска и ареолы сосущим ребенком приводят к устойчивому повышению продукции пролактина. Пролактиновый рефлекс имеет свой критический период формирования – первые 30 мин после рождения –поэтому важно в первые пол часа после рождения прикладывать к груди! Стресс, волнение приводит к уменьшению молока и, напротив, радость матери при контакте, звуковое общение с ребенком -увеличивает. Кормить по требованию, а не по расписанию!!! Знак голода: активные сосательные движения губ или вращательное движение головой, с различными звуковыми знакам. В первые дни жизни питание нерегулярное. Возможные интервалы между кормлениями составляют от 15 мин до 3– часов (в течении 2 недель-1 мес режим нормализуется). в 3 месяца детей кормят примерно 10–12 раз в течении дня и 2–4 раза ночью. С введением прикорма режим кормления изменяется. Наиболее активно дети сосут за 2–3 часа перед утренним пробуждением, в течении дня может быть 7–10 дневных кормлений. Длительность кормления: Большинство насыщаются за 10–20 минут, некоторые 30 минут, отдельные до 1 часа. Если у «ленивого сосуна» отнять грудь, он не получит более ценного «заднего» молока (из дальних протоков)


Введение прикормов: показания: – возраст не менее 17 недель и не более 26 недель; – угасание рефлекса «выталкивания» (языком) при скоординированном рефлексе продвижения комочка пищи и проглатывании; – состоявшееся или текущее прорезывание зубов; – уверенное сидение и владение головой для выражения эмоционального отношения к пищи или насыщению; – урежение стула; – редкие мочеиспускания; – снижение веса. Продукты прикорма: консервированные фруктовые, овощные и фруктовоовощные соки и пюре; сухие инстантные злаковые и злаково-молочные смеси (каши), мясные и мясо-растительные, рыбные и рыбо-растительные пюре. Введение каждого нового продукта начинают с небольшого количества, постепенно увеличивают до необходимого объема; при этом внимательно наблюдают за переносимостью; При появлении симптомов плохой переносимости продукта (нарушение функции кишечника, аллергические реакции и др.) прекратить введение этого продукта и попытаться вновь ввести его через некоторое время; – при повторной негативной реакции от введения продукта следует отказаться и попытаться заменить его аналогичным (например, яблочное пюре – грушевым, гречневую кашу - овсяной и т. п.); – новый продукт давать в первой половине дня для того, чтобы отметить возможную реакцию на его введение; – прикорм дают с ложечки, до кормления грудью или детской молочной смесью; – новые продукты не вводят, если ребенок болен и в период проведения профилактических прививок, в жаркую погоду; – введение любого нового вида пищи следует начинать с одного продукта, постепенно переходя к смеси двух, а затем и нескольких продуктов данной группы. Например, введение соков начинать с яблочного, затем вводить смесь из двух соков (яблочного и грушевого), позднее из трех (яблочного, грушевого и черносмородинового)


8. Базовая сердечно-легочная реанимация у младенцев: основные элементы, алгоритм.


В момент первого контакта с ребенком в случае, когда очевидные признаки жизни отсутствуют (например, ребенок лежит с закрытыми глазами в положении, при котором его самостоятельное дыхание увидеть невозможно), необходимо:

1. Убедиться в личной безопасности и в том, что

ребенку не угрожает внешняя опасность.

2. Проверить наличие у ребенка сознания

Осторожно встряхните грудную клетку младенца 

Детей, у которых возможно повреждение шейного отдела позвоночника, встряхивать нельзя, необходимо ограничиться лишь звуковой стимуляцией, немедленно предприняв меры для фиксации шейного отдела.

2.1. Если у ребенка имеется голосовая или двигательная

реакция на ваши действия, то необходимо:

  • оставить ребенка в положении, в котором вы его обнаружили, исключив дальнейшую опасность для него со стороны;

  • проверив повторно его состояние, позвать на помощь,

если это необходимо;

• до прибытия помощи регулярно перепроверять наличие голосовой или двигательной активности и дыхания (см. ниже прием «слышу-вижу-ощущаю») у ребенка в ответ на стимуляцию (см. п. 2).

2.2. Если у ребенка отсутствует ответная реакция

на ваши действия, то необходимо:

  • не отходя от ребенка, позвать на помощь;

  • быстро, но аккуратно уложить ребенка на спину

на твердую поверхность;

• открыть дыхательные пути ребенка, запрокинув его голову назад и приподняв нижнюю челюсть за подбородок (рис. 11, 12):

Положите свою руку младенцу на темя и слегка запрокиньте голову назад, установив ее в нейтральное положение, приподнимите подбородок. 

Избегайте давления на мягкие ткани шеи под нижней челюстью, так как это может вызывать нарушение проходимости дыхательных путей.

3. Удерживая дыхательные пути ребенка в открытом

состоянии, выполните прием: «вижу-слышу-ощущаю» (рис. 13, 14), для этого расположите свое лицо как можно ближе к лицу ребенка и направьте взгляд вдоль передней поверхности его туловища:

• «вижу» - движения грудной клетки, передней стенки


живота ребенка;

• «слышу» - дыхательные шумы изо рта или носа

ребенка;

• «ощущаю» - движение воздуха, ощущаемое кожей

вашей щеки.

Выполняйте прием «вижу-слышу-ощущаю» в течение времени до 10 с, прежде чем констатировать наличие или отсутствие дыхания.

У младенца на плечевой артерии на внутренней поверхности верхней трети плеча 

3.1. Если пострадавший дышит:

  • при отсутствии оснований предполагать травму шей-ного отдела позвоночника, поверните ребенка в безопасное положение;

  • проверьте после этого дыхание.

3.2. Если ребенок не дышит или у него имеется агональ-

ное дыхание (нет пульса): 

• произведите пять глубоких вдохов в дыхательные пути пострадавшего, каждый из которых должен сопровождаться подъемом и опусканием грудной клетки, учитывая следующие правила:

Убедитесь в том, что голова МЛАДЕНЦА находится в нейтральном положении, а подбородок приподнят.

Далее:

сделайте вдох, плотно прижмите свои губы ко рту и наружным носовым ходам младенца. Если одновременно охватить рот и нос невозможно, прижмите свои губы к губам или носовым ходам младенца, сомкнув при этом губы рта младенца или закрыв его нос соответственно для предотвращения утечки воздуха во время вдоха;

  • произведите медленный, не менее чем в течение 1-1,5 с выдох в дыхатель-ные пути младенца, визуально контролируя поднятие грудной клетки младенца;

  • удерживайте голову и подбородок младенца в прежнем положении, отодвиньте свой рот от губ пострадавшего и убедитесь в том, что одновременно с выходящим воздухом грудная клетка младенца опускается; повторите такие вдохи пять раз.

3.3. Если вам не удалось, при условии соблюдения вы-шеописанных правил, добиться эффективных вдохов, веро-ятно, у пострадавшего имеется обструкция дыхательных путей.

Однако необходимо незамедлительно продолжить

выполнение алгоритма сердечно-легочной реанимации (выполнить 30 компрессий грудной клетки), а перед последу-ющими двумя вдохами выполнить следующее:

  • расположить два пальца рук позади углов нижней челюсти ребенка с каждой стороны и выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вверх, одновременно удерживая голову ребенка запрокинутой (рис. 16);

  • попытаться провести два искусственных вдоха.

4. Проверьте «признаки кровообращения»:


4.1. Оцените общие признаки наличия кровообращения: любые спонтанные движения за исключением судорог, т.е. ка-шель, голосовая или рвотная реакция пострадавшего расцениваются как симптомы, свидетельствующие о наличии само-стоятельного кровообращения.

При отсутствии «признаков кровообращения» проверьте

наличие пульса, если это не было сделано ранее.

4.2. Если вы уверены в том, что действительно опреде-

лили наличие признаков кровообращения, то:

  • продолжайте искусственные вдохи, если у ребенка отсутствует самостоятельное дыхание с частотой 12-20 в минуту (вдох каждые 3-5 с) до восстановления самостоятель-ного дыхания, после чего, если ребенок не пришел в сознание, поверните его в безопасное положение;

  • регулярно контролируйте состояние ребенка (прове ряйте дыхание и пульс не реже чем один раз в 2 мин).

4.3. Если признаки кровообращения отсутствуют или частота пульса не превышает 60 в 1 минуту или вы не уверены в том, что четко определяете пульсацию артерии, то:

• немедленно выполните 30 компрессий грудной клетки***

Младенцам: 

Если помощь оказывает один спасатель, для проведения компрессий пользуются двумя пальцами одной кисти:

-мысленно проведите линию соединяющую соски младенца, расположите указательный и средний пальцы своей руки вдоль срединной линии грудины в месте, расположенном ниже межсосковой линии приблизительно на толщину вашего пальца;

• кончиками пальцев производите компрессии грудной клетки на глубину, приблизительно составляющую одну треть переднезаднего расстояния грудной клетки лежащего младенца с частотой 100-120 в минуту;

• после 30 компрессий запрокиньте голову, приподнимите подбородок, выполните два искусственных вдоха. Желательно во время выполнения компрессий расположить свободную руку таким образом, чтобы пальцы охватывали голову ребенка с обеих сторон за теменные области, сохраняя ее правильное положение, обеспечиваюшее свободное состояние воздухоносных путей во время компрессий; продолжайте чередовать вдохи и компрессии в

соотношении 2:30 (2:15)

Если помощь оказывают двое, то компрессии грудной клетки производятся двумя большими пальцами с одновременным циркулярным охватом грудной клетки остальными пальцами обеих рук: