Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1925

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.



Число судимостей. Это значимый фактор, формирующий у сотрудников УИС представления о криминальной зараженности конкретных осужденных. Что касается общей характеристики осужденных по числу судимостей, то, основываясь на данных всероссийской переписи осужденных и материалах статистической отчетности, можно выявить следующие закономерности.

Если говорить об общей тенденции изменений в уголовно-правовой характеристике осужденных, то, как отмечалось выше, она происходит в сторону дальнейшей криминализации. Это должно быть учтено в процессе организации исполнения наказаний.

Ценностные ориентации осужденных

В отечественной юридической психологии преобладает так называемая ценностно-нормативная концепция личности преступника. В соответствии с ней, в качестве криминально значимого свойства личности выделено такое свойство, как ценностность, которое выражает «пристрастное» отношение к предметам, людям и себе. Жизненные ценности, нравственные качества, отношение к правовым нормам, совестливость осужденных должны, в первую очередь, быть объектом изучения.

На основе изучения изменений, которые происходят в ценностно-нормативной сфере осужденных, можно прогнозировать и поведение осужденных после освобождения.

Реализация социальных ценностей, их поддержки в преступной среде вырабатываются криминальные нормы (правила) поведения, а также соответствующие санкции для наказания виновных. Именно усвоение тюремных норм, степень солидарности с ними и является важнейшей характеристикой осужденных, определяющей степень криминальной зараженности, авторитет в преступной среде, особенности поведения в местах лишения свободы и после освобождения. Известно, что по данному признаку можно выделить ряд типичных категорий (стратов) осужденных (А.М. Дебольский).

Первая страта – лидеры отрицательной направленности. Это признанные авторитеты в преступном мире, так называемые «воры в законе» или их ставленники – бывшие организаторы крупных преступных сообществ на свободе. Обычно в исправительной колонии их не более двух-семи человек. Не нарушая явно режим отбывания наказания, они фактически осуществляют «надзор» за соблюдением криминальных норм и выступают в роли арбитров при разрешении различных конфликтов.

Вторая страта - последователи криминальных авторитетов
, явные нарушители режима, «борцы за соблюдение тюремных норм». На жаргоне осужденных именуются «блатными», «шерстяными», «гладиаторами» и др. Большинство из них содержится в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, находится на строгих условиях содержания, но продолжает отстаивать криминальные нормы.

Третья страта – нейтральные, или «мужики». Принятые ими нормы имеют двойственный характер, а их поведение в ИУ отличается непоследовательностью. Они ориентируются на официальные нормы, выполняют требования администрации, как правило, не нарушают режим отбывания наказания, добросовестно относятся к труду на производстве, стремятся к условно-досрочному освобождению.

Вместе с тем, они избегают участия в самодеятельных организациях, открыто не осуждают поведение нарушителей режима, уклоняются от поддержки администрации, актива, считаются со многими неофициальными нормами, действующими в среде осужденных. В отношениях между администрацией и активом, с одной стороны, и нарушителями режима отбывания наказания – с другой, они пытаются занять нейтральную позицию. Категория «нейтралов» является наиболее многочисленной и, в зависимости от состояния оперативной обстановки, они ориентируются либо на официальные нормы и поддержку администрации, либо на неофициальные нормы и выражают солидарность нарушителям режима.

Четвертая страта – это актив осужденных. Они ориентируются на официальные нормы, оказывают помощь администрации в организации самоуправления, принимают участие в работе самодеятельных организаций, добросовестно относятся к труду, отрицательно – к злостным нарушителям режима, стремятся к условно-досрочному освобождению.

При изучении данной категории осужденных следует иметь в виду, что они далеко не всегда согласны с официальными социальными нормами, мотивом их участия в самодеятельных организациях нередко является стремление приспособиться к условиям жизни в местах лишения свободы, получить льготы и освободиться условно-досрочно. А по отбытии наказания они могут вернуться к прежнему преступному образу жизни.

Пятая страта – «пренебрегаемые». Их поведение противоречит как официальным

, так и неофициальным нормам и обычаям. Во многих учреждениях они подвергаются остракизму, постоянному гонению из общественных мест (клуб, столовая, общая жилая секция и др.), им дают презрительные клички, устанавливают символические знаки на личные вещи (на миске, ложке и т.п.). Это выступает в качестве неофициальной дополнительной меры их наказания, порождает сложные психические состояния. Данная категория осужденных неоднородна: в нее входят осужденные, допустившие нарушения обязательных криминальных норм (например, совершившие воровство продуктов питания у других осужденных); не прошедшие «прописку» при поступлении в следственный изолятор или колонию; неряшливые; заподозренные в доносительстве администрации; склонные к мужеложству в пассивной форме; осужденные за сексуальные преступления и т.д.

Наличие стратов, исходя из ориентации осужденных на социальные нормы, не только детерминирует их поведение, но и является индикатором общего состояния оперативной обстановки в учреждении. Изменение баланса сил (численности, пропорции осужденных в стратах) позволяет прогнозировать и предотвращать групповые эксцессы в отрядах и учреждении в целом.

2. Осужденный как субъект педагогической системы

Воспитательная работа с осужденными направлена на исправление их и представляет собой систему педагогически обоснованных мер по привитию им социально одобряемых нравственных качеств, правовых и общеобразовательных знаний, трудовых навыков, способствующих их законопослушному поведению и успешной социальной адаптации.

Организация воспитательного процесса – это дело не только коллектива сотрудников, но и самих осужденных, которые должны активно участвовать в процессе формирования у себя положительных и изжития отрицательных качеств, приведших их в места лишения свободы, т.е. исправление осужденных должно сочетаться с их самовоспитанием.

Под самовоспитанием понимается сознательная, систематическая работа личности над собой в целях формирования и совершенствования положительных и устранения отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества, личными потребностями и сложившимися идеалами.

Путем самовоспитания человек стремится подготовить себя для наилучшего выполнения общественных обязанностей, устранить недостатки, которые мешают ему достигнуть определенного положения в коллективе и обществе. Поскольку жизнь развивается и требования к человеку в обществе изменяются, он должен постоянно совершенствовать свои качества в соответствии с этими требованиями. Важным стимулом для самовоспитания является стремление подготовить себя к трудовой деятельности, овладеть профессией.

Потребность в самовоспитании возникает на определенном этапе развития личности при известных условиях жизни и воспитания. По мере развития личности, накопления ею опыта и знаний, формирования убеждений все большее значение приобретают в определении линии поведения внутренние условия (жизненная позиция), пока они не становятся доминирующими в регуляции поведения человека. Под влиянием обстоятельств и воспитания личность становится все более автономной, самостоятельной, саморегулируемой и самоусовершенствующейся системой.

Следовательно, самовоспитание является закономерным результатом развития личности, ее постепенной эмансипации от непосредственных влияний окружающей среды.

В подростково-юношеском возрасте в связи с развитием мировоззрения в устойчивую систему взглядов и убеждений, приобретением жизненного опыта, повышением интереса к своей личности самовоспитание становится более постоянным, систематичным, целеустремленным. На первый план выдвигаются цели нравственного самоусовершенствования. Наряду с подражанием все большее значение приобретает сознательное усвоение образцов поведения.


У зрелого человека самовоспитание направляется устойчивой системой взглядов и убеждений и опирается на способность тщательно анализировать собственные качества и развивать их исходя из требований, предъявляемых у нему отдельными людьми, обществом и деятельностью, которой он занимается. Так, постепенно развитие личности превращается в саморазвитие, в основе которого лежит самовоспитание.

Связи с этим, нельзя считать достигнутыми цели исправления, если сотрудники не выработали у осужденного потребность к самосовершенствованию и не научили формам и методам работы над собой. Практика показывает, что существенным признаком исправленности осужденного является его отношение к самовоспитанию. Исправление осужденных, занимающихся самовоспитанием, идет успешнее, чем тех, кто настроен к нему отрицательно.

Обследование осужденных, вставших на путь исправления, показывает, что важнейшими мотивами их самовоспитания являются:

  • желание вернуться к честной трудовой жизни и соответствовать требованиям, предъявляемым обществом;

  • желание подготовить себя к семейной жизни, стремление вернуть утраченное доверие и уважение родных и знакомых;

  • быть не хуже других людей, заслужить одобрение коллектива, занять в нем позицию, отвечающую притязаниям осужденного;

  • стремление преодолеть свою неполноценность, испытываемую в связи с отрицательной оценкой его преступной деятельности в обществе;

  • стремление продвинуться в общественной или производственной деятельности.

Как правило, самовоспитание осужденного побуждается не одним, а несколькими мотивами, один из которых является доминирующим.

Для того, чтобы заниматься самовоспитанием, человек должен наметить цель и предельный план своей жизни. Успех самовоспитания осужденных также зависит от целей, во имя которых оно осуществляется. Цель жизни сказывается на отношении к самосовершенствованию (Стоит ли этим заниматься?), на выборе средств и методов самовоспитания. Обследование осужденных показало, что упорно занимаются в ИУ самовоспитанием те из них, кто достаточно четко видит перед собой цели и перспективы жизни, в то же время часть осужденных прекратила заниматься самовоспитанием только потому, что утратила эти цели и перспективы.

Приступая к самовоспитанию, человек вырабатывает у себя определенный нравственный идеал, который выступает и как цель самосовершенствования, и как образец для подражания, и как критерий правильности поступков и действий личности. У некоторых