Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1905

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.



Патологические особенности проявляются всегда – в условиях обыденных и при эмоциональных стрессах. Они впервые выявляются в разном возрасте (чаще в подростковом) и сохраняются на протяжении всей жизни.

Происхождение психопатий различно. Во-первых, они могут быть обусловлены наследственностью, а также являться результатом вредных воздействий на формирующийся мозг (тяжелые токсикозы беременности, травмы плода во время беременности и родов, черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции, др.). Во-вторых, они могут являться следствием неправильного воспитания или продолжительного негативного влияния окружающей среды, особенно если это приходится на подростковый возраст – период становления характера.

Однако далеко не у всех под влиянием одинаковых хронических психогенных факторов наступает психопатическое развитие. Неблагоприятные влияния должны «упасть» на подходящую почву, которой чаще всего являются гипертрофированно выраженные отдельные черты характера (акцентуации), определяющие повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий. Лишь исключительно тяжкие условия способны сформировать психопатию на любой почве (например, воспитание с раннего детства до юности в закрытом учреждении с суровым режимом и жестокими взаимоотношениями). Психопатические особенности, отличающиеся стабильностью, периодически то усиливаются, то ослабевают, но полностью не исчезают. Их временное смягчение (компенсация) чаще всего происходит за счет изменения «микросреды» (семейной, трудовой, др.) на такую, где эти особенности не мешают наилучшим образом приспособиться (например, уединенный образ жизни с возможностью целиком отдаться излюбленному увлечению или интересам), а реже всего – за счет активного изменения образа жизни, манеры поведения.

Заострение психопатических черт, сопровождаемое обычно нарушениями поведения и социальной дезадаптацией (декомпенсация), наступает под действием неблагоприятных факторов среды, однако обычно вполне переносимых личностями без расстройства. Иногда это происходит без видимых причин, когда психопаты сами создают вокруг себя психотравмирующую обстановку, которая затем приводит к заострению патологических особенностей.


При длительных и почти непрекращающихся декомпенсациях, даже при улучшении условий жизни, такие лица деградируют: ведут паразитический образ жизни, пьянствуют, употребляют наркотики, совершают суициды и преступления.

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике



У осужденных, имеющих психические отклонения, существенно затруднен процесс исправления, который отличается особым своеобразием и спецификой. В настоящее время мы располагаем весьма ориентировочной и фрагментарной информацией, отражающей индивидуально-психологические особенности и поведение осужденных с психическими аномалиями.

Это в значительной степени обусловлено тем, что только каждый десятый индивид, привлеченный к уголовной ответственности, проходит судебно-психиатрическую экспертизу (СПЭ). Следует отметить, что подавляющая часть из них (около 60%) признается страдающими теми или иными психическими расстройствами (к примеру, умственная отсталость, психопатии, неврозы, алкоголизм, наркомания и др.), которые не являются основанием для освобождения лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности. Однако 90% подозреваемых в совершении преступлений вообще не проходят СПЭ и поступают в учреждения УИС без какого-либо медико-психологического обследования.

Впоследствии обнаруживается, что значительная часть этих осужденных также имеет признаки психических аномалий. Эти лица создают наибольшие проблемы в деятельности сотрудников ИУ, зачастую не понимающих причин неадекватного и конфликтного поведения «аномальных» осужденных. В этой связи необходимо уделять особое внимание диагностике осужденных, чтобы с первых дней их пребывания в условиях изоляции осуществлять комплексные психопрофилактические и коррекционные мероприятия для предотвращения деградации личности, а также предупреждения различных форм деструктивного поведения.

В силу ряда объективных и субъективных причин в местах лишения свободы скапливается значительный контингент, страдающий психическими заболеваниями. Практически у 60–65% осужденных выявляются признаки психических отклонений и выраженной социально-психологической дезадаптации, а также заболеваний, неблагоприятно отражающихся на их психическом состоянии. По данным Ю.М. Антоняна, самую большую группу среди обследованных преступников составляли психопатические личности возбудимого типа (46%), для которых характерны вспыльчивость, раздражительность, приступы гнева, ярости, постоянная готовность к аффектным разрядам по любому поводу и т.д.


Против личности были направлены 42% противоправных действий, совершенных такими осужденными, корыстно-насильственных преступлений – 35%, деяний, направленных против общественного порядка – 21%, иных преступлений – 2% (по В.В. Гульдану).

В рамках научного исследования, проведенного межрегиональной психологической лабораторией ГУФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (2005 г.), была осуществлена стандартизированная клиническая беседа-интервью с 250 осужденными, поступившими в исправительные учреждения г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Статистический анализ показал, что осужденные представляли собой достаточно разнородную группу, возраст которой колеблется от 19 до 55 лет. Доля лиц в возрасте до 20 лет составляля 4,5% от общего числа обследованных, от 20 до 27 лет – 54,3%, от 28 до 34 лет – 20,2%, от 34 до 43 лет – 14,4%, от 44 до 54 лет – 6,6%. При этом 56,3% имели признаки психических нарушений различного генеза (черепно-мозговые травмы, зависимости, самоповреждения, попытки суицида) или лечились у психиатра по другим поводам, у 43,7% осужденных в процессе клинической беседы-интервью не было обнаружено признаков нарушения психического здоровья. Обследование осужденных, поступивших в карантинное отделение, показало, что одним из факторов совершения преступлений явилось употребление наркотических веществ и злоупотребление алкоголем (21% из обследованных лечились у нарколога).

Другим фактором криминального поведения, связанного с психическими аномалиями, является наличие черепно-мозговых травм (ЧМТ). Как уже указывалось, у 36% осужденных, поступивших в настоящее время в ИУ, в анамнезе отмечались ЧМТ и более половины из них имеют многочисленные травмы. Лица данной категории наиболее склонны к дезадаптации в местах лишения свободы и признаны «группой риска», требующей особого контроля со стороны всего персонала ИУ. Проведение даже систематической психолого-педагогической работы будет осложняться слабой подверженностью коррекционному влиянию, свойственной осужденным, имеющим психопатию. Данную категорию осужденных отличает ярко выраженная недостаточная социализация, проявляющаяся в нарушении способности адекватно воспринимать окружающее и строить свое поведение в соответствии с требованиями социальных норм. Такие нормы ими плохо усваиваются и не интериоризируются, поэтому и не оказывают серьезного влияния на поведение (возможные причины: жестокость родителей
, постоянные унижения, оскорбления, полное отсутствие воспитания, безнадзорность и др.).

У осужденных обнаруживается широкий спектр психических расстройств – от тяжелых, требующих вмешательства психиатра, стационарного лечения и проведения экспертных исследований с решением вопроса о возможности отбывания наказания (шизофрения, маникально-депрессивный психоз, эпилепсия, олигофрения, затяжные реактивные состояния и т.д.), до относительно легких, выражающихся в отклоняющемся поведении и расстройствах аффективно-невротического уровня (психопатия, расстройства настроения, наркоманический и алкогольный синдромы и др.). Специфика цели исполнения уголовного наказания в отношении этих осужденных заключается в компенсации данных аномалий, их лечении, обеспечении успешной ресоциализации с учетом состояния их психического здоровья.

Удельный вес преступлений на одного осужденного с психическими аномалиями значительно выше (1,87), чем на осужденного без психических нарушений (1,32). Лица, совершившие преступления, были осуждены по нескольким статьям, как правило по двум-трем. В итоге получилось, что 250 обследованных осужденных совершили 408 преступлений, причем 267 преступлений совершили 143 осужденных, имеющих вышеперечисленные психические аномалии, и 141 преступление совершили 107 осужденных, у которых в процессе клинического интервью не было обнаружено нарушений психического здоровья.

Значительная часть лиц с психическими аномалиями – это нарушители и злостные нарушители режима. Среди осужденных 40–45% имеют крайне узкий круг интересов, примитивное мышление, отличаются отсутствием склонности к абстрактным построениям и обобщению, бедностью рефлексии, слабо выраженной социальной ориентацией и недостаточным осмыслением ситуации, снижением критики к окружающему. У них отсутствует образование, выявляется полная безграмотность, что свидетельствует о выраженной педагогической запущенности и наличии признаков умственной отсталости. Для них характерна повышенная чувствительность к внешним воздействиям, ранимость, агрессивность, жестокость, слабая воля. Они легко вступают в конфликты с другими осужденными и администрацией.

Олигофрены и эпилептики предпочитают вести замкнутый образ жизни либо поддерживать постоянные контакты с физически сильными и «авторитетными» осужденными. Часто внешние раздражители – неправомерное действие, окрик, даже жест или взгляд – для большинства психопатов являются чрезмерно сильными, вызывают неадекватные реакции. Для хронических алкоголиков характерна инертность, черствость, ослабление тормозных процессов, неустойчивость поведения.