ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1889
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
При изучении скрытой мотивацииспомощью методики цветового выбора И.Л. Соломина уосужденных с психическими аномалиями выявлены следующие особенности мотивационной сферы:
– в структуре смыслообразующих потребностей нет потребностей, связанных с профессиональной деятельностью, удовлетворение которых обычно реализует потребность личности в самоактуализации. Важными потребностями являются «общак», алкоголь и мать. «Общак» может являться «заменой» недостающего материнского тепла, недополученного в детстве. Алкоголь является своеобразным атрибутом «общака», универсальным средством снятия эмоционального напряжения;
– названные (базовые) потребности осужденных с психическими аномалиями неудовлетворены, что свидетельствует об эмоциональном неблагополучии и выраженных депрессивных переживаниях;
– в настоящем отсутствуют ситуационно обусловленные виды деятельности, которые могут компенсировать неудовлетворенные базовые потребности;
– не выражено чувство страха перед законом и его представителями как фактор, сдерживающий правонарушающую деятельность;
– отношение к совершенному преступлению и наказанию некритичное, до конца не осознанное. Чувство вины не принимается, вытесняется;
– отношение к работе и дисциплине безразличное;
– отношение к христианству равнодушное, направленность на христианские заповеди отсутствует.
Тем не менее у части осужденных с психическими аномалиями выявлена более благополучная скрытая мотивация: в структуре потребностей доминируют социально значимые и одобряемые потребности, имеется надежда на удовлетворение базовых потребностей в будущем, отношение к себе позитивное, наличие в структуре самооценки социально значимых и одобряемых понятий, отношение к работе позитивное, способствующее повышению самооценки и уверенности в своих силах.
Подобная мотивация в основном характерна для осужденных, не нарушающих режим содержания. В связи с этим необходима система мероприятий по выявлению и профилактике деструктивного поведения лиц, имеющих психические и поведенческие аномалии.
Основными мероприятиями, способствующими сохранению психического здоровья осужденных, более эффективному применению мер психологического и воспитательного воздействия, предупреждению правонарушений, являются: своевременный учет лиц с психическими аномалиями, установление квалифицированного диагноза, назначение соответствующего лечения и оказание медико-психолого-педагогической помощи, профилактика психических расстройств.
Необходимо учитывать, что изменение жизненного уклада, условия изоляции, специфика режима содержания и окружения являются мощными стрессовыми факторами, которые оказывают дестабилизирующее действие на неустойчивую психику и могут приводить к обострению психических расстройств. Поэтому для лиц с психическими расстройствами должен быть создан особый, «щадящий» режим в том смысле, чтобы их работа, быт, общение с другими осужденными и администрацией колонии не только не вызывали бы обострения аномалий и совершения противоправных действий ими, но и способствовали бы их лечению.
2. Организация воспитательной работы
с осужденными, имеющими психические отклонения
В работе с осужденными, имеющими отклонения в психике, всегда надо учитывать, что эти отклонения существенным образом детерминируют поведение личности. Воспитательная работа должна носить комплексный характер и осуществляться при эффективном взаимодействии всех служб ИУ с прослеживанием и закреплением позитивных изменений в личности и поведении осужденного с момента осуждения до освобождения, основывается на рекомендациях психологов.
Нередко сотрудники по незнанию всякое деформированное поведение в виде грубости, демонстративных возбуждений воспринимают как явление психической болезни, что вредит всему делу лечебно-педагогической работы. Исправление лиц с психическими аномалиями – дело сложное, требующее от сотрудников не только психологических и педагогических знаний, но и умения ориентироваться в психиатрии. Необходимо быть компетентным в решении этих вопросов, не перекладывать все заботы на врачей. Без ежедневных наблюдений начальника отряда, воспитателей, учителей врачу-психиатру приходится затрачивать значительное время на установление точного диагноза психической болезни, а также выявление случаев квалифицированной симуляции («косить под психа» – одно из любимых занятий лиц, находящихся в условиях социальной изоляции).
На изоляцию возбудимых психопатов существуют две точки зрения:
1) некоторые ученые и практики считают необходимым концентрировать их в одном месте, для чего рекомендуют создать для психопатов специальные колонии, в штат которых необходимо ввести психиатра и психолога;
2) другие выступают за равномерное распределение («распыление») психопатов по всем ИУ. Опыт показывает, что такое «распыление» возбудимых и истеричных психопатов в здоровой массе осужденных без какой-либо фиксации внимания этих лиц на необходимости медицинского к ним подхода более эффективно.
Лица с психическими нарушениями наравне со всеми должны привлекаться к труду и обычным воспитательным мероприятиям в колонии и отряде. Возбудимых психопатов необходимо посредством частых психотерапевтических бесед приучать к владению собой, требовать от них, чтобы они избегали психотравмирующих ситуаций. Вместе с тем осужденному нужно доказать, что терпимость по отношению к его эксцессам, необузданности и буйству имеет определенные границы. Для него должно быть совершенно ясно, что каждый антисоциальный и аморальный поступок вызовет дисциплинарное воздействие, избежать которого не помогут ни извинения, ни отговорки, ни ссылка на невменяемое состояние. Дерзость, необузданность, наглость, нахальство, бесстыдство и тщеславие необходимо пресекать в самом зародыше.
Всякая непоследовательность в деле воспитания данной категории осужденных крайне нежелательна. Воспитатель должен быть эмоционально заинтересован в судьбе осужденного с психическими отклонениями, проявлять сострадание и милосердие к нему, пытаться установить доверительные отношения. В то же время необходимо соблюдать строгую психологическую дистанцию в отношениях с ним: никакое попустительство и панибратство здесь недопустимы.
Необходимо своевременно выявлять данную категорию осужденных по ряду причин:
– в период обострения болезни они наиболее часто совершают правонарушения, нарушения режима (побеги, членовредительства);
– своим поведением провоцируют других на подобные действия;
– сами становятся жертвами преступных посягательств со стороны криминальных групп (нередко лидеры преступных группировок специально настраивают таких лиц против администрации для своих узкогрупповых целей).
Например, у подростка К., страдавшего астенической психопатией, под влиянием смены обстановки по прибытии в ВК наступила декомпенсация, выразившаяся в болезненном реагировании на замечания, плаче, неуверенности в своих силах. Воспитатели сообщили об этом врачу, который провел лечение и снял невротический синдром. Одновременно для подростка была создана благоприятная обстановка в коллективе, в результате чего жалобы К. на болезнь прекратились. Никаких эксцессов с его стороны не было допущено.
Другой пример. Подросток В., осужденный за кражу, легко возбуждался, вел себя разнузданно. Психиатрическая экспертиза установила психопатию возбудимого типа. Однако в ВК он оказался бесконтрольным. Во время конфликта он схватил металлический прут и нанес телесные повреждения другому подростку.
Экспериментальным путем были выявлены индивидуально-психологические особенности реагирования осужденных с психическими аномалиями на конкретные жизненные ситуации в период отбывания срока наказания, снижающие их адаптационные возможности:
-
столкновение с неприятной ситуацией повышает у осужденных степень экспрессивности и внешней активности: психические аномалии провоцируют у них зацикливание на препятствии, раздражительность и агрессивность; -
конфликтные ситуации они воспринимают как угрозу собственному Я, своей репутации, авторитету, поэтому относятся к ним крайне болезненно. Это мешает таким осужденным адекватно оценивать и выбирать конструктивные способы их разрешения; -
негативные переживания заставляют их искать разрядки (часто в виде агрессии во вне), при этом реализуются наиболее привычные стереотипы решения проблемы, приводящие к различным нарушениям режима; -
большинство лиц с психическими аномалиями не склонны брать ответственность за происходящее на себя, фиксируясь на самозащите, они всячески стараются обвинять окружающих, ищут виноватых. Поскольку психологическая защита у них строится на основе проекции, стремление к рациональному разрешению конфликта у них затруднено; -
тогда, когда они пытаются сами разрешить ситуацию, из-за ограниченного набора конструктивных способов ее решения и неспособности адекватно оценить происходящее они чаще прибегают к привычным способам реагирования, а именно к проявлению агрессии (как вербальной, так и физической).
Препятствуют адаптации следующие особенности:
-
стремление «уйти от реальности» у осужденных с олигофренией, психопатией и зависимых от психоактивных веществ (ПАВ); -
склонность обвинять себя и испытывать чувство вины у осужденных с психогенными заболеваниями; -
демонстративность и высокая коммуникативность у осужденных с зависимостью от ПАВ.
Позитивно влияет на адаптацию осужденных с психопатией, зависимостями и психогенными заболеваниями строгость режима, что проявляется в меньшем количестве взысканий и большем количеством поощрений. Как выяснилось, ограничение у них возможностей проявлять активность, с одной стороны, способствует нарастанию внутреннего напряжения, а с другой – заставляет искать пути удовлетворения потребности в активности в социально одобряемых ее вариантах.
Осужденные с низкими интеллектуальными способностями (олигофренией) соблюдают правила внутреннего распорядка и проявляют активность в поощряемых вариантах, если у них выражены такие их личностные особенности, как стремление к самовыражению, озабоченность состоянием своего здоровья, директивность и высокая потребность в общении.
Умственная отсталость не может считаться болезнью, скорее, это особое состояние, дефект человеческой психики: она не прогрессирует, остается стабильной на всю жизнь; лечения в полном смысле этого слова для нее не существует, речь, как правило, идет лишь об адаптации, выработке необходимых навыков, коррекции поведения.
В местах лишения свободы встречается только первая степень олигофрении – дебильность. Ее выраженность составляет от 80% до 91,75% всего числа умственно отсталых лиц. Как показывает практика, осужденные с интеллектуальной недостаточностью в местах лишения свободы часто дезадаптированы, и в силу этого их относят к «группе риска». По статистическим данным (Ю.М. Антонян и др.) каждый третий из умственно отсталых, находящихся в местах лишения свободы, или совершил там новое правонарушение, или был госпитализирован в психиатрический стационар, или зарекомендовал себя как «злостный нарушитель режима содержания». Кроме того, такие осужденные в ИУ часто относятся к категории «угловых» и «опущенных» в силу своего интеллектуального недоразвития, а также легкой податливости влиянию других осужденных, активно использующих различные способы их приручения.
Учитывая вышеперечисленные особенности, сотрудникам учреждений следует обязательно организовывать активность осужденных с психическими аномалиями, привлекая их к физическому труду, к занятию спортом, культурно-массовым мероприятиям и т.п. При общении с ними не следует проявлять грубость, бестактность, посягательство на личное достоинство. Вместе с осужденными необходимо анализировать конфликтные ситуации в целях развития у них рефлексии и формирования представлений о социально приемлемых способах реагирования. Такие мероприятия в конечном итоге будут способствовать профилактике дезадаптивного поведения, создавать необходимую основу для повышения эффективности воспитательных воздействий.
Психологические рекомендации, предлагаемые ниже, могут выступать в качестве профилактических мер, направленных на повышение адаптированности таких лиц в период отбывания ими срока наказания.
Распределение по отрядамдолжно быть равномерным. Сосредоточение большого количества осужденных с расстройством личности, имеющих особенности возбудимого типа, создает риск резкого, быстрого осложнения оперативной обстановки вследствие возникновения межличностных и межгрупповых конфликтов, спровоцированных аномальными свойствами этих осужденных.