Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1891

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.



Поскольку осужденные тормозимого типа чрезмерно ранимые, то крайне нежелательно их объединять в группы с осужденными возбудимого типа, склонными к конфликтам и унижению личности.

При формировании микросредыдля осужденных возбудимого типа не желательно присутствие в их ближайшем окружении следующих осужденных:

  • повышенно-внушаемых (ведомых), легко подверженных чужому влиянию, поскольку высока вероятность вовлечения их в противоправные действия, организованные осужденными с такими аномальными психическими особенностями;

  • агрессивных, которые могут быть спровоцированы на насильственные действия.

Вследствие подверженности осужденных тормозимого типа влиянию со стороны высок риск вовлечения их отрицательно настроенными осужденными в противоправную деятельность, использования их в корыстных целях. В связи с этим необходимо включать таких осужденных в положительно направленный, сплоченный коллектив, пресекать любые контакты с отрицательно характеризующимися лицами.

Для профилактики гомосексуальных связей спальное место рекомендуется определять рядом с положительно зарекомендовавшим себя осужденным.

При организации наставничества необходимо закреплять за осужденными с расстройством личности членов актива отряда только со стойкой положительной направленностью, эмоционально сдержанных и уравновешенных.

Кроме того, обязательно закрепление за такими осужденными членов совета воспитателей отряда (СВО) с учетом их личностных особенностей (а именно, уравновешенности, сдержанности в проявлении эмоций), профессионального опыта и желания работать с данным осужденным в целях осуществления постоянного воспитательного процесса. Психологическая совместимость по типу темперамента осужденного и наставника может способствовать эффективности воспитательных мероприятий.

В процессе общения и ведения беседы с осужденными возбудимого типа важно проявление корректности, недопущение грубости, бестактности, окриков, посягательств на личное достоинство. Такое отношение способствует профилактике конфликтного, агрессивного поведения осужденного, создает необходимую основу для повышения эффективности воспитательных мероприятий.

Одновременно с этим необходимо использование твердого, уверенного тона, поскольку осужденные данного типа склонны следовать требованиям только тех, кого они признают и уважают как сильных и уверенных в себе лидеров. В общении с осужденными
тормозимого типа необходимо проявлять доброжелательность, ободряющую психологическую поддержку. Такой тип общения будет способствовать установлению доверительных отношений между осужденным и воспитателем, способствовать сохранению душевного равновесия осужденного и предотвращению обострения его психопатических особенностей.

В процессе обучения осужденных необходимо развернуто учить целевому планированию с переходом от узких простейших задач к более сложным, поскольку при психопатиях основные нарушения происходят в процессе целеполагания. Уровень интеллекта у них в основном находится в норме, есть достаточный запас общих сведений и знаний. Однако особенностью возбудимого типа является подверженность мышления воздействию аффективных влияний, то есть пристрастным оценкам, особенно в зоне личностно значимых тем, а тормозимого типа – склонность к рассуждательтву, которое иногда принимает отвлеченный характер.

В процессе трудовой деятельности осужденным возбудимого типа противопоказан однообразный монотонный труд. Однообразная монотонная работа может привести к накоплению отрицательной энергии и, как следствие, к потребности в разрядке (возможно, противоправным способом). Желательно разнообразие форм и смены ритма трудовой деятельности, физически напряженный труд, требующий быстрого переключения внимания и ответственного выполнения. Подобный труд позволит снизить эмоциональную напряженность и, как следствие, будет способствовать профилактике деструктивных явлений.

Такие осужденные не подлежат расконвоированию из-за слабого самоконтроля поведения, который повышает риск совершения побега. Для осужденных тормозимого типа целесообразно рекомендовать деятельность с индивидуальным темпом – без значительного эмоционального напряжения. Высокий темп деятельности приводит к чрезмерно быстрому утомлению и, как следствие, к частому допущению брака и высокому риску получения производственных травм.

Вследствие проявляющейся замкнутости, отгороженности осужденные данного типа наиболее эффективны в условиях индивидуальной работы или небольшой производственной группы. Нецелесообразно привлекать их к работе, требующей ответственности, связанной с руководством людьми, а также использовать на тех участках, где нужно проявлять личную инициативу, выполнять сложные операции, водить автотранспортные средства и т.п. Подобные условия являются для данного типа осужденных сильным стресс-фактором и могут привести к дезадаптивным действиям.



Нецелесообразно выдвижение осужденных с расстройством личности на ответственные должности в органы самоуправления (актив). Это возможно в редких случаях – при условии жесткого контроля со стороны. В случае наделения такого осужденного властными полномочиями повышается риск манипулирования окружающими и оказания на них психологического прессинга и физического воздействия.

Для осужденного тормозимого типа не свойственна роль организатора, руководителя, более того, выполнение этих функций будет являться сильной психотравмирующей ситуацией и приведет к нервно-психическому срыву. Возможно использование такой категории осужденных в роли рядовых членов совета отряда (например, в секции культурного досуга, спортивной секции). Активное занятие спортом является хорошим способом нервно-психической разгрузки, возможность заниматься художественной самодеятельностью способствует социально приемлемому способу самовыражения, укрепляет престиж осужденного, в чем у него есть повышенная потребность.

Организация контроля за осужденными с психическими отклонениями и предъявление к ним требований имеют свои особенности. Необходимо осуществление систематического жесткого контроля за поведением осужденных возбудимого типа. Бессистемность и редкость контролирующих мероприятий повышает риск нарушения осужденными режимных требований. Кроме того, важно своевременно разъяснить, что за свои действия они несут ответственность, за каждый проступок с них строго спросят. Повышенная требовательность (но не излишняя придирчивость) со стороны воспитателя создает условия для формирования социально приемлемых способов поведения.

Еще при проведении ознакомительной беседы с осужденным тормозимого типа следует обсудить линию его поведения и рекомендовать ему быть всегда «на людях», тщательно соблюдать правила личной гигиены, не принимать от «отрицательных» мелкие подачки (табачные изделия, чай, продукты и т.д.). При отсутствии или ослаблении контроля со стороны воспитателя высок риск попадания данного осужденного под влияние лиц, отрицательно зарекомендовавших себя.

При организации системы поощрений и наказаний необходимо в полной мере использовать такой метод стимулирования осужденных с возбудимым типом, как одобрение и похвала. Осужденные болезненно реагируют на игнорирование их производственных и общественных успехов.

При наложении мер взысканий недопустим формальный подход без желания разобраться в сути происшедшего, без учета ситуации и мотивов поведения осужденного. С учетом потребности осужденного в подтверждении его значимости необходимо в индивидуальной беседе дать ему возможность быть услышанным – высказаться и объяснить мотивы своего поведения. Иначе наказание не будет иметь необходимого исправительного эффекта.


В случае нарушения осужденным режима содержания не следует сразу применять взыскание, целесообразно использование относительно легких, но психологически значимых для него видов наказания (предупреждения, выговора). Вследствие повышенной чувствительности и ранимости осужденного субъективная значимость таких видов наказания достаточна для оказания на него воспитательного воздействия.

Сочетание психологических и воспитательных мер предполагает:

  • своевременное (еще в СИЗО), выявление лиц, нуждающихся в поддерживающей терапии и постановку на диспансерный учет лиц, подлежащих лечению;

  • проведение предупредительно-профилактических мероприятий (разобщение групп алкоголизирующих осужденных, антиалкогольное воспитание, направленное на формирование здорового образа жизни, показ социального, экономического, нравственного вреда алкоголизма для личности и общества, его злокачественного характера и др.);

  • постоянный контроль за прохождением курса лечения, проведение рациональной индивидуальной и групповой психотерапии с осужденными на внушение уверенности в избавлении от болезни (алкоголизм, наркомания и др.);

  • выявление причин, мотивов и способов уклонения от лечения и принятия лекарств осужденными, применение к ним индивидуальных мер лечебно-воспитательного воздействия (разъяснение и убеждение – к одним, решительное пресечение попыток уклонения – к другим, применение суровых дисциплинарных мер воздействия – к третьим и т.п.);

  • строго индивидуальный, а порой и конфиденциальный характер (некоторые воспитательные мероприятия выявляют психическую неполноценность осужденного и могут вызвать его нежелательную реакцию или использоваться против него другими.) Зачастую лучше снизить уровень требований либо изменить эти требования, похвалить за совсем незначительное достижение и даже поставить в пример;

  • соблюдение требований режима отбывания наказания (психопатические личности отвечают психопатической реакцией, интеллектуально ограниченные могут не понимать некоторых режимных положений, алкоголики проявляют к нему пренебрежительное отношение). Применение мер взыскания за нарушения должно проходить при консультации врача;

  • создание благоприятной морально-психологической атмосферы, способствующей сочетанию медицинских, психологических и педагогических мер. Недопустимы недоброжелательное отношение к психически больным, насмешки, издевательства. Необходимо обеспечить их психологическую совместимость с другими осужденными на работе и в быту, своевременно принимать меры к устранению конфликтов. Психически здоровое окружение в лице других осужденных оказывает благотворное влияние на тех, у кого имеются расстройства психической деятельности (правильно направляют поведение, способствуют сохранению связей с родственниками, вселяют веру в свои силы). Изоляция дает ощущение собственной неполноценности, ущербности, ведет к накоплению аффективных переживаний;

  • привлечение к исправительно-воспитательному процессу общественности, служителей православной церкви, различных антиалкогольных обществ и организаций;

  • трудотерапию с учетом особенностей болезни. Наличие аномалий означает меньшее участие этих осужденных в трудовой деятельности до лишения свободы. Их трудовые показатели невысоки, они занимались неквалифицированным трудом, меньше зарабатывали и т.д. Данные осужденные должны привлекаться к труду в строгом соответствии со способностью выполнять ту или иную работу. Только тогда трудовая занятость будет способствовать коррекции поведения, сглаживать эмоционально-волевые нарушения, помогая тем самым их исправлению;

  • организацию быта, прививающего навыки элементарной культуры, самообслуживания, умение организовать свой быт, уважение к правилам общежития (целенаправленные беседы, участие в конкурсах на лучшее общежитие, бытовые комнаты, демонстрация специальных кинофильмов и др.);

  • организацию отдыха с учетом интересов осужденных, разнообразие возможностей его проведения;

  • привлечение наравне с другими к общественной работе в коллективе отряда и первичном коллектив лиц с психическими нарушениями е. Однако следует вносить существенные коррективы в профилактическую работу с ними. Прежде всего, нельзя допускать, чтобы врач-психиатр стал для них центром притяжения и чтобы они бравировали своей болезнью («Я психически больной, и мне все дозволено»). Им должно быть разъяснено, что за свои действия они несут ответственность;

  • проведение мероприятий по подготовке к освобождению, которые включают решение ряда сложных жизненных задач. Ресоциализация данных осужденных осложнена трудностью адаптации их в малых группах, освоения новой социальной роли. Среди них много бродяг и многократно судимых рецидивистов, давно утративших связь с родными и близкими. Ресоциализация должна быть организованной и целенаправленно осуществляться совместными усилиями государственных и общественных организаций (установление административного надзора, оказание лечебной помощи, помещение в дом инвалидов или престарелых).


В работе с данной категорией осужденных необходимо широко использовать наглядную агитацию в виде стендов, сатирических листков, молний, радиогазеты. На заседания советов воспитателей и советов коллективов отрядов, где обсуждаются лица, игнорирующие требования медицинских работников, следует приглашать родственников, способных изменить отношение осужденных к проводимому курсу лечения, а также использовать встречи с освобожденными лицами, излечившимися от алкоголизма.

Таким образом, взаимное участие врачей, воспитателей в лечебно-педагогическом процессе существенно повышает эффективность деятельности ИУ в работе с осужденными, имеющими отклонения в психике.

Вопрос о введении в штаты ИУ должности врача-психиатра в настоящее время отнесен к числу первоочередных. Психолог при подозрении о наличии у осужденного признаков психического расстройства свои диагностические заключения об этом может выносить только предположительно. Окончательное определение психического расстройства у обследуемого лица является компетенцией врача-психиатра. Ему же надлежит принимать активное участие в планировании и проведении мероприятий в отношении конкретных осужденных. Он обязан постоянно давать рекомендации по применению тех или иных форм воспитательного воздействия, по самым разным вопросам их трудового и бытового устройства, оказания помощи или применения мер взыскания. Психиатр должен руководствоваться тем, какие виды трудовой деятельности целесообразны или противопоказаны в зависимости от вида психического расстройства (не должны работать на токарных, фрезерных станках и другом оборудовании, требующем соблюдения техники безопасности). Качество рекомендаций, их обоснованность во многом обусловливает судьбу данных осужденных после освобождения, их положение в обществе, состояние здоровья.

Таким образом, основной задачей работы с аномальными осужденными, имеющими высокую степень криминальности, является разработка адекватных методов и подходов, с учетом динамики их психических состояний, мотивационной направленности, эмоциональной сферы, патопсихологических особенностей и состояния здоровья. Реабилитационная работа с данной категорией осужденных должна организовываться и проводиться психологами и медиками УИС при непосредственном участии представителей воспитательной, режимной, оперативной и производственной служб, непосредственно контактирующих с ними.