ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1906
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
Вопросы и задания для самопроверки
-
Раскройте содержание понятия «психическая аномалия». -
Каковы индивидуально-психологические особенности и поведение осужденных с психическими аномалиями? -
Перечислите наиболее распространенные преступления, совершаемые лицами, имеющими различные отклонения в развитии. -
Почему у осужденных, вновь прибывших в исправительное учреждение, в период их пребывания в карантине вполне вероятны обострения психопатологических реакций? -
Какой принцип необходимо учитывать при распределении по отрядам осужденных, имеющих отклонение в развитии. -
Учитывая динамику психических состояний, эмоциональной сферы, патопсихологических особенностей и состояния здоровья психически неуравновешенной категории осужденных назовите и охарактеризуйте наиболее эффективные формы и методы воспитательной работы с ними. -
Каковы особенности организации контроля и предъявления требований к осужденным, имеющим отклонения в развитии? -
Какие педагогические меры окажут позитивное влияние на адаптацию осужденных с психопатией, зависимостями и психогенными заболеваниями?
Литература
-
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» СЗ РФ. 2010. №43. Ст.5544. -
Стурова М.П., Тюгаева Н.А. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань, 2010. -
Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. -
Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993 -
Сочивко Д.В., Литвишков В.М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы. М., 2006. -
Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М., 1987. -
Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. -
Методические рекомендации по работе с осужденными «группы риска», имеющими психические аномалии / Научн. ред. Б.Г. Бовин. М., 2005. -
Вострокнутов Н.В. и др. Профилактика и реабилитация несовершеннолетних с психическими расстройствами и криминальной активностью. М., 2004.
5.5. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ВЕРУЮЩИМИ ОСУЖДЕННЫМИ
До недавнего времени осужденные, отбывающие наказания в местах лишения свободы, практически были лишены права отправления религиозных обрядов. Произошедшая в государственной политике и общественном сознании переоценка взглядов на религию, признание ее положительной роли в социальной сфере, высокого потенциала нравственного воздействия на человека нашли свое отражение в деятельности уголовно-исполнительной системы России. На основании действующего законодательства в соответствии с правом на свободу совести каждый гражданин самостоятельно определяет свое отношение к религии, вправе единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии.
Функционирование религиозных организаций в местах лишения свободы принимает все более устойчивый характер. Улучшению такой деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы, с Русской Православной Церковью способствовало создание в 1995 г. Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.
Представители религиозных конфессий принимают участие в благотворительной и попечительской деятельности среди осужденных. Служители культа активно участвуют в работе попечительских советов. При посещении исправительных учреждений священнослужители проводят индивидуальную и массовую работу с осужденными по пропаганде религиозного учения, духовнонравственному воспитанию, совершают различные церковные обряды.
1. История вопроса и правовая регламентация
деятельности религиозных организаций в сфере уголовно-исполнительных правоотношений
Историческая особенность карательной политики в Российском государстве заключалась в том, что наряду со светскими судами право наказания предоставлялось и церковным судам. Профессор В.О. Ключевский подчеркивает, что это был не новый класс, а целое общество церковных людей, параллельное мирскому, со своим управлением и судом, с исключительными привилегиями. Такое положение дел основывалось на решении церковно-земского собора 1551 г., документы которого были обобщены в сборнике постановлений, получившем название Стоглава. Таким образом, церковная юрисдикция отделялась от светской.
В этот период сложно говорить о непосредственном воспитательном воздействии церкви. Церковь, как никакой другой орган в государстве, в карательной политике обеспечивала строго индивидуальный подход к определению воздействия на преступников в зависимости от ранее занимаемого положения виновных в иерархии церковных служителей. В отношении обычных граждан, подвергшихся наказанию церковного суда, то они содержались в ужасных условиях. Недаром монастырские тюрьмы представляли самую страшную картину в системе тюрем России.
Воспитательную политику в Российском государстве отличает отсутствие четкого ее определения, а также множественность субъектов. С начала XIX века возрастает внимание церкви к организации тюремного быта, активизируется участие священнослужителей в религиозном воспитании. Активно проводится работа по объединению усилий работников тюрем и церковных служителей в формировании законопослушной личности. Для организации церковных служб предусматривается строительство в тюрьмах церковных зданий. Так, Инструкция 1828 г., утвержденная Комитетом министров 26 мая 1831 г. подробно регламентирует правовое положение церкви, священнослужителей, а также порядок отправления религиозных обрядов.
В 1819 г. Александр Первый по образу и подобию Британского библейского общества издал указ об учреждении Российского «Попечительного о гюрьмах общества». В Уставе общества ставилась задача нравственного исправления преступников. Решение этой задачи выделялись средства исправления, в том числе наставление преступников в правилах христианского благочестия и доброй нравственности. Также осуществлялось привлечение церковнослужителей к работе с заключенными, создавались библиотеки с книжным фондом религиозного содержания.
Закон от 15 июля 1887 г. закреплял принципиальное положение, в соответствии с которым состоящие при местах заключения священники относятся к аппарату управления мест лишения свободы.
С 1917 г. на религиозные организации и Русскую Православную Церковь начались гонения, связанные с приходом к власти большевиков, что немедленно отразилось на деятельности органов, исполняющих наказание. Действовавшее в этой сфере законодательство (Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета РСФСР и Совета Народных Комиссариатов РСФСР от 8 апреля 1929 г., с изменениями, внесенными Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июня 1975 г.) запрещало во всех государственных, общественных, кооперативных учреждениях совершение каких бы то ни было религиозных обрядов и церемоний культа, а также хранение предметов культа. Запреты эти распространялись и на места лишения свободы, доступ туда служителей культа любых конфессий был запрещен. В годы советской власти многие религиозные деятели находились в лагерях и тюрьмах и зачастую становились духовными наставниками для осужденных.
Сначала 1990-х гг. начинается новый этап развития взаимодействия религиозных организаций с исправительными учреждениями. В 1992 г. Исправительно-трудовой кодекс был дополнен статьей 8 «Обеспечение свободы совести осужденных». Впервые религиозные права осужденных получили правовую основу. Была гарантирована свобода совести и вероисповеданий, осужденные получили возможность индивидуально или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
В современных условиях применение опыта использования религиозного воспитания как одного из средств исправления осужденных носит ограниченный характер по сравнению с прошлым досоветским периодом, так как в дореволюционной России большая часть населения выли верующие. В настоящий момент религия снова восстанавливает свои позиции, но до сих пор не имеет влияния, подобного тому, что было ранее. Кроме того, возникли новые сложности - проникновение множества религиозных учений, зачастую носящих подрывной, тоталитарный характер. Поэтому сотрудники должны иметь четкое представление о характере учения той или иной религиозной организации и применять только те меры, которые действительно способствуют исправлению осужденных.
Первым законом, регулирующим отношения религиозных объединений и организаций с государством, обществом, был закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», принятый в 1990 г. на волне демократических преобразований. Он представлял собой скорее не закон в подлинном смысле слова, а декларацию о намерениях и послужил основой для распространения в России всевозможных иностранных религиозных организаций и сект, никогда ранее не существовавших и не являющихся для народов РФ традиционными. В данном законе, к сожалению, не существовало понятия «традиционной конфессии», что привело к распространению сектантства.
В России 26 сентября 1997 г. (в редакции от 26 марта 2000 г.) принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», где признается особая роль православия в истории, становлении и развитии русской духовности и культуры, что не умаляет другие традиционные религии, которые в законе также признаны составляющими неотъемлемую часть исторического наследия народов России.
Провозглашенное равенство религий перед законом означает равенство перед законом граждан независимо от того, к какой религиозной группе они принадлежат. Согласно ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гражданину России гарантирована свобода совести и вероисповедания. В соответствии с этим действующее законодательство заметно расширило права осужденных на свободу совести и вероисповедания.
Статья 14 УИК РФ устанавливает, что осужденным гарантируется свобода совести и вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Согласно действующему законодательству все религии и религиозные организации равны перед законом. Разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. Для этой цели выделяется соответствующее помещение. Этой же статьей разрешен допуск священнослужителей в ИУ, СИЗО, тюрьмы, камеры смертников.
Следует отметить, что предоставляемые осужденным права на свободу вероисповедания соответствуют международным стандартам, в частности «Европейским тюремным правилам», которые указывают: «Насколько это практически осуществимо, каждому заключенному должно быть позволено удовлетворять свои потребности в религиозной, духовной и моральной жизни путем посещения служб или встреч, предусмотренных в данном заведении».
Серьезным и своевременным шагом в достижении взаимопонимания верующих осужденных и администрации учреждений является подписанное Министром юстиции Российской Федерации Ю. Я. Чайкой и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в декабре 1999 года Соглашение о сотрудничестве Минюста России и Русской Православной Церкви по вопросам духовно-нравственного воспитания осужденных, а также Соглашение о сотрудничестве между ГУИН Минюста России и Федерацией еврейских общин России. На основе данных соглашений договоры заключаются на уровне епархий Русской православной церкви и Управлениями исполнения наказаний субъектов Российской Федерации.
Не секрет, что многие осужденные, находясь в местах лишения свободы, в изоляции от общества и семьи, ограниченные режимом содержания, испытывают эмоциональное напряжение. Религия - один из факторов создания у осужденных душевного равновесия, доброжелательности, спокойствия, пробуждения положительных качеств характера и переориентации нравственных ценностей. Взаимодействие с религиозными конфессиями в комплексе с воспитательными мероприятиями, проводимыми администрацией, способствует нормализации морально-психологического климата в среде осужденных и формированию у них правопослушного поведения.