Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1906

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.


Вопросы и задания для самопроверки

              1. Раскройте содержание понятия «психическая аномалия».

              2. Каковы индивидуально-психологические особенности и поведение осужденных с психическими аномалиями?

              3. Перечислите наиболее распространенные преступления, совершаемые лицами, имеющими различные отклонения в развитии.

              4. Почему у осужденных, вновь прибывших в исправительное учреждение, в период их пребывания в карантине вполне вероятны обострения психопатологических реакций?

              5. Какой принцип необходимо учитывать при распределении по отрядам осужденных, имеющих отклонение в развитии.

              6. Учитывая динамику психических состояний, эмоциональной сферы, патопсихологических особенностей и состояния здоровья психически неуравновешенной категории осужденных назовите и охарактеризуйте наиболее эффективные формы и методы воспитательной работы с ними.

              7. Каковы особенности организации контроля и предъявления требований к осужденным, имеющим отклонения в развитии?

              8. Какие педагогические меры окажут позитивное влияние на адаптацию осужденных с психопатией, зависимостями и психогенными заболеваниями?

Литература

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» СЗ РФ. 2010. №43. Ст.5544.

  2. Стурова М.П., Тюгаева Н.А. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань, 2010.

  3. Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012.

  4. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993

  5. Сочивко Д.В., Литвишков В.М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы. М., 2006.

  6. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М., 1987.

  7. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.

  8. Методические рекомендации по работе с осужденными «группы риска», имеющими психические аномалии / Научн. ред. Б.Г. Бовин. М., 2005.

  9. Вострокнутов Н.В. и др. Профилактика и реабилитация несовершеннолетних с психическими расстройствами и криминальной активностью. М., 2004.



5.5. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С ВЕРУЮЩИМИ ОСУЖДЕННЫМИ
До недавнего времени осужденные, отбывающие наказания в местах лише­ния свободы, практически были лишены права отправления религиозных обря­дов. Произошедшая в государственной политике и общественном сознании пе­реоценка взглядов на религию, признание ее положительной роли в социальной сфере, высокого потенциала нравственного воздействия на человека нашли свое отражение в деятельности уголовно-исполнительной системы России. На осно­вании действующего законодательства в соответствии с правом на свободу со­вести каждый гражданин самостоятельно определяет свое отношение к рели­гии, вправе единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связан­ные с отношением к религии.

Функционирование религиозных организаций в местах лишения свободы принимает все более устойчивый характер. Улучшению такой деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы, с Русской Православной Церковью способствовало создание в 1995 г. Синодаль­ного отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.

Представители религиозных конфессий принимают участие в благотвори­тельной и попечительской деятельности среди осужденных. Служители культа активно участвуют в работе попечительских советов. При посещении исправи­тельных учреждений священнослужители проводят индивидуальную и массо­вую работу с осужденными по пропаганде религиозного учения, духовно­нравственному воспитанию, совершают различные церковные обряды.


1. История вопроса и правовая регламентация

деятельности религиозных организаций в сфере уголовно-исполнительных правоотношений

Историческая особенность карательной политики в Российском государ­стве заключалась в том, что наряду со светскими судами право наказания предоставлялось и церковным судам. Профессор В.О. Ключевский подчеркива­ет, что это был не новый класс, а целое общество церковных людей, параллель­ное мирскому, со своим управлением и судом, с исключительными привилеги­ями. Такое положение дел основывалось на решении церковно-земского собора 1551 г., документы которого были обобщены в сборнике постановлений, полу­чившем название Стоглава. Таким образом, церковная юрисдикция отделялась от светской.



В этот период сложно говорить о непосредственном воспитательном воз­действии церкви. Церковь, как никакой другой орган в государстве, в каратель­ной политике обеспечивала строго индивидуальный подход к определению воздействия на преступников в зависимости от ранее занимаемого положения виновных в иерархии церковных служителей. В отношении обычных граждан, подвергшихся наказанию церковного суда, то они содержались в ужасных условиях. Недаром монастырские тюрьмы представляли самую страшную кар­тину в системе тюрем России.

Воспитательную политику в Российском государстве отличает отсутствие четкого ее определения, а также множественность субъектов. С начала XIX века возрастает внимание церкви к организации тюремного быта, активизируется участие священнослужителей в религиозном воспитании. Активно проводится работа по объединению усилий работников тюрем и церковных служителей в формировании законопослушной личности. Для организации церковных служб предусматривается строительство в тюрьмах церковных зданий. Так, Инструк­ция 1828 г., утвержденная Комитетом министров 26 мая 1831 г. подробно ре­гламентирует правовое положение церкви, священнослужителей, а также поря­док отправления религиозных обрядов.

В 1819 г. Александр Первый по образу и подобию Британского библейско­го общества издал указ об учреждении Российского «Попечительного о гюрьмах общества». В Уставе общества ставилась задача нравственного исправле­ния преступников. Решение этой задачи выделялись средства исправления, в том числе наставление преступников в правилах христианского благочестия и доброй нравственности. Также осуществлялось привлечение церковнослужите­лей к работе с заключенными, создавались библиотеки с книжным фондом ре­лигиозного содержания.

Закон от 15 июля 1887 г. закреплял принципиальное положение, в соответ­ствии с которым состоящие при местах заключения священники относятся к аппарату управления мест лишения свободы.

С 1917 г. на религиозные организации и Русскую Православную Церковь начались гонения, связанные с приходом к власти большевиков, что немедлен­но отразилось на деятельности органов, исполняющих наказание. Действовав­шее в этой сфере законодательство (Постановление Всероссийского Централь­ного Исполнительного Комитета РСФСР и Совета Народных Комиссариатов РСФСР от 8 апреля 1929 г., с изменениями, внесенными Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июня 1975 г.) запрещало во всех государ­ственных, общественных, кооперативных учреждениях совершение каких бы то ни было религиозных обрядов и церемоний культа, а также хранение предметов культа. Запреты эти распространялись и на места лишения свободы, доступ ту­да служителей культа любых конфессий был запрещен. В годы советской вла­сти многие религиозные деятели находились в лагерях и тюрьмах и зачастую становились духовными наставниками для осужденных.


Сначала 1990-х гг. начинается новый этап развития взаимодействия рели­гиозных организаций с исправительными учреждениями. В 1992 г. Исправи­тельно-трудовой кодекс был дополнен статьей 8 «Обеспечение свободы совести осужденных». Впервые религиозные права осужденных получили правовую ос­нову. Была гарантирована свобода совести и вероисповеданий, осужденные по­лучили возможность индивидуально или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять рели­гиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В современных условиях применение опыта использования религиозного воспитания как одного из средств исправления осужденных носит ограничен­ный характер по сравнению с прошлым досоветским периодом, так как в доре­волюционной России большая часть населения выли верующие. В настоящий момент религия снова восстанавливает свои позиции, но до сих пор не имеет влияния, подобного тому, что было ранее. Кроме того, возникли новые сложно­сти - проникновение множества религиозных учений, зачастую носящих под­рывной, тоталитарный характер. Поэтому сотрудники должны иметь четкое представление о характере учения той или иной религиозной организации и применять только те меры, которые действительно способствуют исправлению осужденных.

Первым законом, регулирующим отношения религиозных объединений и организаций с государством, обществом, был закон РСФСР «О свободе вероис­поведаний», принятый в 1990 г. на волне демократических преобразований. Он представлял собой скорее не закон в подлинном смысле слова, а декларацию о намерениях и послужил основой для распространения в России всевозможных иностранных религиозных организаций и сект, никогда ранее не существовав­ших и не являющихся для народов РФ традиционными. В данном законе, к со­жалению, не существовало понятия «традиционной конфессии», что привело к распространению сектантства.

В России 26 сентября 1997 г. (в редакции от 26 марта 2000 г.) принят Феде­ральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», где призна­ется особая роль православия в истории, становлении и развитии русской ду­ховности и культуры, что не умаляет другие традиционные религии, которые в законе также признаны составляющими неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

Провозглашенное равенство религий перед законом означает равенство пе­ред законом граждан независимо от того, к какой религиозной группе они при­надлежат. Согласно ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому граж­данину России гарантирована свобода совести и вероисповедания. В соответ­ствии с этим действующее законодательство заметно расширило права осуж­денных на свободу совести и вероисповедания.


Статья 14 УИК РФ устанавливает, что осужденным гарантируется свобода совести и вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиоз­ные убеждения и действовать в соответствии с ними. Согласно действующему законодательству все религии и религиозные организации равны перед законом. Разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. Для этой цели выделяется соответствующее поме­щение. Этой же статьей разрешен допуск священнослужителей в ИУ, СИЗО, тюрьмы, камеры смертников.

Следует отметить, что предоставляемые осужденным права на свободу ве­роисповедания соответствуют международным стандартам, в частности «Евро­пейским тюремным правилам», которые указывают: «Насколько это практиче­ски осуществимо, каждому заключенному должно быть позволено удовлетво­рять свои потребности в религиозной, духовной и моральной жизни путем по­сещения служб или встреч, предусмотренных в данном заведении».

Серьезным и своевременным шагом в достижении взаимопонимания веру­ющих осужденных и администрации учреждений является подписанное Мини­стром юстиции Российской Федерации Ю. Я. Чайкой и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в декабре 1999 года Соглашение о сотруд­ничестве Минюста России и Русской Православной Церкви по вопросам духов­но-нравственного воспитания осужденных, а также Соглашение о сотрудниче­стве между ГУИН Минюста России и Федерацией еврейских общин России. На основе данных соглашений договоры заключаются на уровне епархий Русской православной церкви и Управлениями исполнения наказаний субъектов Рос­сийской Федерации.

Не секрет, что многие осужденные, находясь в местах лишения свободы, в изоляции от общества и семьи, ограниченные режимом содержания, испытыва­ют эмоциональное напряжение. Религия - один из факторов создания у осуж­денных душевного равновесия, доброжелательности, спокойствия, пробужде­ния положительных качеств характера и переориентации нравственных ценно­стей. Взаимодействие с религиозными конфессиями в комплексе с воспита­тельными мероприятиями, проводимыми администрацией, способствует нор­мализации морально-психологического климата в среде осужденных и форми­рованию у них правопослушного поведения.