Файл: Электротехническое.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 992

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебное пособие

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА

1.1. Общие сведения

напряжением 200/115 В постоянной частотой 400 Гц

напряжением 200/115 В частотой 400 Гц

напряжением 272,7 В

ГЛАВА 2. ПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

2.1. Общие сведения

в отсеках силовых установок и ВСУ

2.3. Система сигнализации о пожаре в багажно-грузовых отсеках

2.4. Система сигнализации о пожаре в БГО по дыму

2.5. Система сигнализации дыма в туалетах

2.6. Система пожаротушения в отсеках двигателей, ВСУ и БГО-1, БГО-2

2.7. Автономная система пожаротушения в багажных отсеках БГО-1, БГО-2

2.8. Система пожаротушения в туалетах

2.9. Система пожаротушения в кабинах самолета

багажно-грузовых отсеков (БГО-1, БГО-2)

2.11. Контроль исправности системы сигнализации дыма в туалетах

2.12. Нормальная эксплуатация противопожарной системы

2.13. Действия экипажа в сложных ситуациях

2.14. Действия экипажа в аварийных ситуациях

ГЛАВА 3. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

3.1. Общие сведения

3.3. Обогрев приемников полного давления ППД-1М серии 2

3.4. Обогрев датчиков аэродинамических углов ДАУ-85-2Д

3.5. Система обогрева стекол кабины экипажа

3.6. Стеклоочистители

3.7. Система сигнализации обледенения СО-121ВМ

3.8. Система определения толщины льда СТЛ-1

ГЛАВА 4. СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

4.1. Общие сведения

4.2. Внешнее светотехническое оборудование

4.3. Осветительное оборудование кабины экипажа

4.4. Осветительное оборудование пассажирского салона

и уведомляющей сигнализации САС-8-4

ЛОМАНЦОВ

ЧУХИН

ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ



Предохранители цепей вольтметра от шин 1 и 2 левой сети установлены в 024.56.07-113 УЗ 27 В, а правой сети – в 024.56.08-413 УЗ 27 В, а шины ГП в 024.56.54-910 УРВ 27В ГП 3, 4.

Предохранители цепей вольтметра, кроме того, установлены:

  • от аккумулятора № 1 в 024.56.07-113 УЗ 27 В;

  • от аккумулятора № 2 в 024.56.08-113 УЗ 27 В;

  • от аккумулятора № 3 в 024.56.51-910 УЗ 27 В;  от аккумулятора № 4 в 024.56.52-910 УЗ 27 В.

Предел измерения вольтметра (0-30) В, цена одного деления 1 В.

Предохранители цепей амперметра установлены:

  • от шунта аккумулятора № 1 – в 024.57.29-113 УЗВ 27;

  • от шунта аккумулятора № 2 – в 024.57.30-113 УЗВ 27;

  • от шунта аккумулятора № 3 – в 024.57.23-240 УЗВ 27;

  • от шунта аккумулятора № 4 – в 024.57.24-240 УЗВ 27;

  • от привода-генератора ГП № 1 – в 024.57.87-130 УЗВ ГП № 1;

  • от привода-генератора ГП № 2 – в 024.57.88-130 УЗВ ГП № 1;

  • от приводов-генераторов ГП № 3, 4 – в 024.56.54-910 УР 27 В ГП № 3, № 4.

Вольтметр ДС-501 постоянного тока производит следующие замеры напряжения:

  • АКК 1;

  • АКК 2;

  • АКК 3;

  • АКК 4;

  • ШИНА 1 СЕТЬ ЛЕВ. (ГП 1);

  • ШИНА 2 СЕТЬ ЛЕВ. (ГП 1);

  • ШИНА 1 СЕТЬ ПРАВ. (ГП 2);

  • ШИНА 2 СЕТЬ ПРАВ. (ГП 2).

Переключение вольтметра на тот или другой источник электроэнергии или шину сети производится с помощью галетного переключателя.

В связи с тем, что приводы-генераторы ГП-27 имеют более высокий уровень напряжения, чем аккумуляторы, то в режиме ETOPS, при замере напряжения на шинах левой сети, напряжение определяется величиной напряжения привода-генератора ГП-27 № 1, а на шинах правой сети – привода-генератора ГП-27 № 2.

Амперметром ДС-502 производятся замеры:

  • АКК 1;

  • АКК 2;

  • АКК 3;

  • АКК 4;

  • ШИНА 1 СЕТЬ ЛЕВ. (ГП 1);

  • ШИНА 2 СЕТЬ ЛЕВ. (ГП 1);

  • ШИНА 1 СЕТЬ ПРАВ. (ГП 2);  ШИНА 2 СЕТЬ ПРАВ. (ГП 2).

1.4.7. Система распределения энергии постоянного тока


Первичная система распределения электроэнергии постоянного тока выполнена расщепленной по радиально-кольцевой схеме.

Левая и правая подсистемы первичной распределительной сети имеют две секции шин (шины 1 и 2), соединенные между собой перемычками с автоматами защиты сети, что обеспечивает высокую надежность питания при отказах проводов сети или коротких замыканиях.

В левой (правой) подсистеме распределения электроэнергии постоянного тока имеются:

  • шины 1 и 2;

  • отключаемые шины 1 и 2;

  • шины наземного питания (в левой подсистеме);  автономные шины ГП 3, 4.

Шины 1 и 2 первичной системы распределения постоянного тока являются одновременно аварийными при полете на аккумуляторах. Кроме того, данные шины получают питание и в режиме полета с работающими ГП-27 (режим ETOPS) от ГП-27 № 1 и 2 и аккумуляторов.

Автономные шины ГП 3,4 получают питание только в режиме полета с ГП-27 (режим ETOPS) от ГП-27 № 3 или 4.

Схемы распределительной сети постоянного тока показаны на рис. 1.13, 1.14.

Стеллажи для размещения блоков электронной аппаратуры (ЭА). На самолете установлены три стеллажа с блоками ЭА: 024.94.01 (стеллаж 113), 024.94.02 (стеллаж 116) и 024.94.03 (стеллаж 117). Схема размещения стеллажей показана на рис. 1.15. Размещение ЭА на стеллажах показано на рис.1.16; 1.17; 1.18.

1.4.8. Электрощитки


Передний электрощиток бортпроводника (024.58.02-222) (рис. 1.19). Размещены органы управления и сигнализации систем бытового оборудования переднего буфета и освещения. Установлен в верхней части кухонного блока.

Задний электрощиток бортпроводника (024.58.03-243) (рис. 1.20). Размещены органы управления и сигнализации бытового оборудования заднего буфета и освещения. Установлен в заднем буфете-кухне.

Электрощиток переднего туалета (024.58.04-221). Размещена кнопка вызова бортпроводника, розетка для электробритвы, табло ВЕРНИСЬ В САЛОН.

Электрощиток заднего левого туалета (024.58.05-241). Элементы размещены те же, что и в переднем туалете.

Электрощиток заднего правого туалета (024.58.06-242). Элементы размещены те же, что и в переднем туалете.

10 щитков освещения техотсеков.

На щитках размещены выключатель плафонов и розетка для переносной лампы (47 кВ).

Дежурный щиток освещения (024.58.11-712) (рис. 1.5). На нем установлены выключатели стояночных огней, входа, ниши передней опоры шасси, выключатель наземных шин освещения и обогрева; розетка переносной лампы; розетка связи; выключатель системы подачи контейнеров СПК.



Установлен щиток на стойке передней опоры шасси.

На рис. 1.21; 1.22 показаны устройства защиты У327В передней и задней кухонь.

На рис. 1.23 – концевой фонарь спасательного каната.

На рис. 1.24 – панель индивидуального обслуживания пассажиров.

1.4.9. Нормальная эксплуатация систем электроснабжения самолета


При осмотре внутри самолета, подготовке к запуску двигателей бортинженер обязан убедиться, что нажаты автоматы защиты в устройствах распределения (УР) и защиты (УЗ), все выключатели и переключатели приемников электроэнергии на щитках, пультах выключены (отжаты).

1.4.9.1. Проверка и включение на сеть аккумуляторных батарей


Примечание.Проверка выполняется бортинженером при подготовке самолета только членами экипажа. Проверку в промежуточном аэропорту не производить, если самолет не обесточивался.

На щитке ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ панели наземной подготовки:

  • переключатель ИНДИК вольтметра 27 В в правое положение установить

  • переключатель вольтметра 27 В последовательно

в положения АКК 1, АКК 2, АКК 3, АКК 4 установить

  • напряжение аккумуляторов

до включения на сеть

Если напряжение аккумулятора ниже 26 В, аккумулятор заменить.

проверить показания вольтметра

  • выключатель ШИНЫ 27 В ОТКЛЮЧАЕМЫЕ

  • переключатели амперметра



открыть колпачок и установить в положение

РУЧН ВКЛ

и вольтметра в положение АКК 1

На щитке ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ верхнего пульта пилотов



установить

 кнопочный переключатель




СОЕДИН СЕТЕЙ сетей 27 В

На щитке ОСВЕЩЕНИЕ верхнего пульта пилотов





открыть колпачок и нажать

  • выключатель ВЫХОД в верхнее положение На щитке освещения и сигнализации

  • верхнего пульта пилотов переключатель кнопочный ФАРА





установить

ПЕРЕДН КРОМКИ

На переднем щитке бортпроводника

 выключатель ОСВЕЩЕНИЕ ДЕЖУРНОЕ





нажать

в положение ОСВЕЩЕНИЕ ДЕЖУРНОЕ

На правом щитке включения систем

 выключатели ППД 1, 2, 3





установить

в верхнее положение





установить


Примечание.Непрерывное время включения ППД не должно превышать 30 с.

На щитке ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ  верхнего пульта пилотов:

кнопочный переключатель АККУМУЛЯТОРНЫЙ 1 нажать

  • высвечивание надписей АКК 2, 3, 4 белого цвета

текста СОЕДИН СЕТЕЙ проверить

  • показания вольтметра проверить

ВНИМАНИЕ! 1. Длительность проверки аккумулятора под током  80 А не должна быть более 5 с.

2. Если напряжение аккумулятора ниже 26 В при проверке до включения на сеть или ниже 24 В для аккумуляторных батарей (для 20НКБН-25-ТД-1-УЗ20FP25H1CT-R – ниже 23 В, для аккумуляторных батарей 26108-6 – ниже 22,5) при проверке под нагрузкой, то следует дать команду на замену аккумулятора.

Кнопочный переключатель АККУМУЛЯТОР 2 нажать

Переключатели амперметра и вольтметра

в положение АКК 2 установить

Кнопочный переключатель АККУМУЛЯТОР 1 отжать

Проверку аккумулятора № 2 (3, 4) аналогично

проверке аккумулятора № 1 произвести

После завершения проверки выключатели

ППД 1, 2, 3 в нижнее положение установить

Кнопочный переключатель

ФАРЫ ПЕРЕДН КРОМКИ отжать

Переключатели кнопочные

АККУМУЛЯТОР 1, 2, 3, 4 нажать и закрыть

колпачками

Высвечиваются надписи ЛЕВ ОТ АКК, ПРАВ ОТ АКК желтого цвета табло, надпись СОЕДИН СЕТЕЙ (сетей 27 В) зеленого цвета кнопочного переключателя, надпись ОТКЛ белого цвета кнопочных переключателей Г 1, Г 2, ВУ 1, ВУ 2, а также желтые светосигнализаторы ОТКАЗ ПОС 1, ОТКАЗ ПОС 2, ОТКАЗ ПТС 1.

Переключатель кнопочный СОЕДИН СЕТЕЙ

(сетей 27 В) отжать и закрыть

колпачком

На щитке ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ панели наземной подготовки

 переключатель ИНДИК вольтметра 27 В перевести

в левое положение

ВНИМАНИЕ! Не допускать разряда аккумуляторов. Для сохранения их емкости проверку систем, а также длительное питание приемников производить от аэродромного источника.

1.4.9.2. Проверка преобразователей ПТС 1 и ПОС 2


Примечание. Проверку выполняет экипаж. Проверку в промежуточном аэропорту не производить, если ВС не обесточивалось.

На щитке ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ панели наземной подготовки:

  • выключатель ПТС-1 установить

в верхнее

положение

  • погасание светосигнализатора ОТКАЗ ПТС 1 и отсутствие высвечивания

светосигнализатора АПШ 1 ИСПРАВН контролировать

 выключатель ПОС 2





установить в верхнее



 погасание светосигнализатора ОТКАЗ ПОС 2





положение

и отсутствие высвечивания




светосигнализатора АПШ 2 ИСПРАВН

На правом щитке включения систем







контролировать

 выключатели БСКД ДВ 1, ДВ 2







установить в верхнее положение

 кнопку «БСКД КОНТР»







нажать и удерживать









в нажатом









положении









в течение 5-7 с

На щитке приборов двигателей приборной панели пилотов

 - высвечивание желтого светосигнального табло


О БОРОТЫ ПРЕДЕЛ

Двиг 1

Т газа ВЕЛИКА

ОБОРОТЫ ПРЕДЕЛ

Двиг 2

Т газа ВЕЛИКА контролировать

  • кнопку «БСКД КОНТР» отпустить

  • выключатели БСКД ДВ 1, ДВ 2 установить

в нижнее

положение

  • выключатели ПТС 1 и ПОС 2 установить

в нижнее

положение

  • кнопку ПОС ОТВЕТ КОНТР нажать

  • высвечивание светосигнализатора

ПОС ОТВЕТ ИСПРАВН контролировать

1.4.9.3. Включение на сеть аэродромного источника переменного тока


На щитке ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ верхнего пульта пилотов нажать кнопочный переключатель РАП. Высветится надпись переключателя ВКЛ зеленого цвета.

На ИМ № 1, кадр ЭС:

  • высвечивание символа РАП голубого цвета

и перемычек подключения РАП к сетям контролировать

  • напряжение на шинах сетей 115/200 В контролировать

На ПУИ № 1 КИСС кнопку ЭС нажать повторно

На ИМ № 1, кадр ЭС (стр. 2) токи РАП

при его работе контролировать

1.4.9.4. Проверка и включение выпрямительных устройств


Примечание. Проверку выполнять при подготовке самолета только членами экипажа. Проверку в промежуточном аэропорту не производить, если ВС не обесточивалось.

На щитке ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ верхнего пульта пилотов

Кнопочный переключатель ВУрез нажать

Высвечивается надпись ВКЛ зеленого цвета кнопочного переключателя ВУрез.

На ИМ № 1, кадр. ЭС:

  • высвечивание символа ВУ РЕЗ зеленого цвета и перемычек подключения его к шинам сетей

зеленого цвета контролировать

  • напряжение на шинах левой

и правой сетей 27 В контролировать Переключатель кнопочный ВУ 1 нажать

Гаснет надпись ОТКЛ белого цвета кнопочного переключателя ВУ 1.

Если при подготовке самолета РАП не используется, проверку ВУ выполнять после включения ГВСУ.

  • погасание перемычки подключения ВУрез. на левую сеть 27 В и высвечивание символа ВУ 1 зеленого цвета и перемычки его подключения к сетям

зеленого цвета контролировать

  • напряжение на шинах левой сети 27 В контролировать

Кнопочный переключатель ВУ 2 нажать

Гаснут надписи ОТКЛ белого цвета кнопочного переключателя ВУ 2 и ВКЛ зеленого цвета кнопочного переключателя ВУрез.

  • погасание перемычки подключения ВУрез.

к правой сети 27 В и левой 115/200 В контролировать

  • высвечивание символа ВУ 2 зеленого цвета и перемычки его подключения