Файл: Электротехническое.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 995

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебное пособие

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА

1.1. Общие сведения

напряжением 200/115 В постоянной частотой 400 Гц

напряжением 200/115 В частотой 400 Гц

напряжением 272,7 В

ГЛАВА 2. ПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

2.1. Общие сведения

в отсеках силовых установок и ВСУ

2.3. Система сигнализации о пожаре в багажно-грузовых отсеках

2.4. Система сигнализации о пожаре в БГО по дыму

2.5. Система сигнализации дыма в туалетах

2.6. Система пожаротушения в отсеках двигателей, ВСУ и БГО-1, БГО-2

2.7. Автономная система пожаротушения в багажных отсеках БГО-1, БГО-2

2.8. Система пожаротушения в туалетах

2.9. Система пожаротушения в кабинах самолета

багажно-грузовых отсеков (БГО-1, БГО-2)

2.11. Контроль исправности системы сигнализации дыма в туалетах

2.12. Нормальная эксплуатация противопожарной системы

2.13. Действия экипажа в сложных ситуациях

2.14. Действия экипажа в аварийных ситуациях

ГЛАВА 3. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

3.1. Общие сведения

3.3. Обогрев приемников полного давления ППД-1М серии 2

3.4. Обогрев датчиков аэродинамических углов ДАУ-85-2Д

3.5. Система обогрева стекол кабины экипажа

3.6. Стеклоочистители

3.7. Система сигнализации обледенения СО-121ВМ

3.8. Система определения толщины льда СТЛ-1

ГЛАВА 4. СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

4.1. Общие сведения

4.2. Внешнее светотехническое оборудование

4.3. Осветительное оборудование кабины экипажа

4.4. Осветительное оборудование пассажирского салона

и уведомляющей сигнализации САС-8-4

ЛОМАНЦОВ

ЧУХИН

ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ



На кадре ЭС КИСС отображается следующая сигнализация по системе постоянного тока:

  • символы ВУ 1 и ВУ 2 и перемычки подключения их к сетям левого и правого борта зеленого цвета;

  • символ ВУрез, ГП 1, ГП 2, ГП 3, ГП 4 белого цвета;

  • символы АКК 1, АКК 2, АКК 3, АКК 4 и перемычки их подключения к сетям зеленого цвета (если они включены) и белого цвета (если они не включены);

  • токи и напряжение около символов аккумуляторов на кадрах 1 и 2 ЭС;

  • напряжение около шин 1 и 2 левой и правой сетей на кадре 1 ЭС;  токи около символов ВУ на кадре 2 ЭС.

При отказе одного из основных ВУ (ВУ 1 и 2) в полете происходит автоматическое подключение на сеть постоянного тока с отказавшим выпрямительным устройством резервного выпрямительного устройства ВУрез.

При отказе ВУ 1 резервное выпрямительное устройство подключается к левой сети постоянного тока и правой сети переменного тока.

При отказе ВУ 2 резервное выпрямительное устройство подключается к правой сети постоянного тока и левой сети переменного тока. При этом загорается лампа ОТКЛ. кнопочного переключателя ВУ 1 или ВУ 2 белого цвета и лампа ВКЛ кнопочного переключателя ВУрез., зеленого цвета.

На кадре ЭС КИСС отображается следующая сигнализация (после включения ВУрез.):

  • символ отключенного основного ВУ 1 или 2 желтого цвета;

  • символ ВУрез. зеленого цвета и перемычки подключения ВУрез. к сетям зеленого цвета;

  • символ работающего ВУ 1 или ВУ 2 зеленого цвета и перемычки его подключения к сетям зеленого цвета;

  • символы аккумуляторов АКК 1, АКК 2, АКК 3, АКК 4 зеленого цвета и перемычки подключения аккумуляторов к сетям зеленого цвета.

При отказе двух выпрямительных устройств ВУ 1 и 2 в полете резервное выпрямительное устройство подключается к левой и правой сетям постоянного тока одновременно, а по переменному току – к правой сети переменного тока. При этом происходит автоматическое отключение отключаемых шин 1 левой и правой сети постоянного тока в связи с недостаточностью мощности одного выпрямительного устройства для питания всех потребителей электроэнергии.

Отключение отключаемых шин 1 происходит и при отключении любых двух выпрямительных устройств и работе левой и правой сетей от оставшегося работоспособным выпрямительного устройства и аккумуляторов.

В этом случае отключается:

  • Б ВУТ № 1, БУПРТ № 1 из комплекта

  • БВУТ № 2, БУПРТ № 2 автомата тяги;

  • БВУП-1 № 3 из комплекта ВСУП-85;

  • АГБ канал 1;

  • ППД № 2, обогрев ППД № 2;

  • ДКМВ-1;  МВ № 2;

  • СО-72 № 1, № 2;

  • АСК-90;

  • поворот колес, канал 2;

  • маяки верхний и нижний;

  • фары взлетно-посадочные фюзеляжные и рулежные ПРЯМО;

  • фары освещения эмблемы и передней кромки крыла и воздухозаборников;

  • обогрев сигнализатора обледенения;

  • правый стеклоочиститель;

  • САРД (основная система);

  • магнитофон БРИС;

  • индивидуальное освещение членов экипажа;

  • люминесцентное освещение салонов, вестибюлей, туалетов, кухни;

  • 50 % дежурного освещения;

  • общее освещение кабины экипажа;

  • освещение левого и правого бортовых пультов пилотов;

  • освещение кромки крыльев и воздухозаборников;

  • обогрев КБН и ЗБН МСРП;

  • СИВ;

  • подогреватели воды, компрессор;

  • кипятильники;

  • электропечи;

  • кофеварки;

  • электробритвы;

  • транспаранты ТУАЛЕТ ЗАКРЫТ;  развлечения видео- и аудио-.


При отказе всех выпрямительных устройств или генераторов переменного тока сети постоянного тока переходят на аварийное питание от аккумуляторов. При этом происходит автоматическое отключение отключаемых шин 1 и 2 левой и правой сетей постоянного тока и автоматическое соединение этих сетей (если до этого сети не были соединены).

При переходе на аккумуляторное питание загораются желтые светосигнальные табло ЛЕВ. ОТ АКК и ПРАВ. ОТ АКК.

Загорается (или продолжает гореть) лампа «–» кнопочного переключателя СОЕДИН. СЕТЕЙ.

На экране КИСС отображается следующая сигнализация (в течение 2 мин до включения ГП-27 № 1, 2, 3, (№ 4)):

  • символы основных ВУ 1 и 2 желтого цвета;

  • символ ВУрез. белого цвета;

  • линия соединения сетей 27 В зеленого цвета.

Одновременно выдается сообщение: СЕТИ 27 В ОТ АКК ВКЛЮЧИ ГП, сопровождаемое ЦСО и тональным сигналом «УДАР КОЛОКОЛА».

От аккумуляторов получают питание:

топливная система:

  • перекрывные краны двигателей 1, 2,

  • краны перекрестного питания,

  • сигнализация остатка топлива 1300 кг в баках РО 1, РО 2 и суммарного остатка

2600 кг,

  • краны балансировочной перекачки,

  • насос № 3 балансировочной перекачки,

  • кран резервный перекачки из бака № 3;

БСКД двигателей 1 и 2 (включение 1 и 2-го каналов и резервного канала); противопожарная система, огнетушители; СКВ:

  • отбор воздуха,

  • СКВ 1,

  • СКВ 2,

  • регулирование температуры воздуха; управление выпуском ветродвигателя; изделие 6202 (ПОС-500Б); САРД:

  • ЦСКД,

  • аварийная разгерметизация,

  • посадка при Н  2400 м,

  • посадка на воду; сигнализация обледенения; САС; аппаратура внутренней связи экипажа, бортпроводника и оповещения

  • КИСС-БСП-2;

резервное управление закрылками, предкрылками, контроль и сигнализация. Кран от-

ключения гидропитания предкрылков при НРМД;

РЭД двигателей 1 и 2 (запуск в воздухе, останов, переход на ГМС, каналы 1); ПНО:

  • VOR-1,

  • КПРТС канал 1, 2,

  • СВС канал 3,

  • БИНС № 3,

  • РМИ-3,

  • ХАЭ № 1, 2,

  • АРК 2,

  • АГБ, ВБМ канал 2,

  • БП-1 (ДАУ-85);

СУЭТ-5 (закрылков и предкрылков); АСШУ 2, 3 каналы; освещение, заливающее кабины экипажа; освещение встроенное (аварийный канал); подсвет пола; светильники наружного подсвета; аварийно-дежурное освещение пассажирских салонов

, вестибюлей, гардеробов; транспаранты:

  • НЕ КУРИТЬ,

  • ЗАСТЕГНУТЬ РЕМНИ,

  • ВЫХОД;

обогрев ППД-1 №3; радиостанция МВ 1; ССО; диктофон;

МСРП:

  • 3БН,

  • БСПИ-6;

речевой информатор; система регулирования загрузки (2 подканал тангажа); система балансировки; система запуска и контроля ВСУ, управление обогревом отсека ВСУ; краны отбора воздуха на ПОС двигателей; двигатели 1 и 2 (сигнализация); шасси:

  • управление выпуском, уборкой и сигнализация,

  • разворот передней опоры; резервная тормозная система; система электроснабжения:

  • управление и сигнализация всех источников электроэнергии,

  • ПТС-250БМ № 1,

  • ПТС-250БМ АСШУ,

  • ПОС-1000Б № 2; система разгрузки гидронасосов; перекрывные краны гидросистем; гидравлический расцепитель; краны отключения гидропитания передней опоры при НРМД; включение воздушных тормозов;

РП интерцепторов (управление и сигнализация);

СДУ элеронами, канал 2;

СДУ интерцепторами, канал 2;

РП руля направления (управление и сигнализация);

СДУ рулем направления, канал 2 и 3;

РП руля высоты (управление и сигнализация); СДУ рулем высоты, канал 2 и 3; манометры и сигнализация давления гидросистем; сигнализация дыма в туалетах; ИП-13-01 положения стабилизатора.

После перехода сетей на аккумуляторное питание для обеспечения длительного полета вручную включают приводы-генераторы ГП-27 № 1, 2, 3 (4).

Приводы-генераторы ГП-27 приводятся во вращение гидравлической системой самолета (рис. 1.11). Приводы-генераторы ГП-27 № 1 и 2 подключены ко 2-й гидросистеме, а приводы-генераторы № 3 и 4 – к 1-й и 3-й гидросистемам самолета соответственно. Такое подключение позволяет обеспечить работу 3-х приводов-генераторов одновременно: ГП-27 № 1, 2 и 3 или 4 даже при одном работающем двигателе.

Приводы-генераторы ГП-27 № 1 и 2 подключаются на питание шин 1 и 2 левой и правой сетей соответственно, а приводы-генераторы ГП-27 № 3 или 4 – на питание шин ГП 3, 4, которые работают автономно. Схема выполнена таким образом, что на шины ГП 3, 4 работают преимущественно привод-генератор ГП-27 № 3 (при наличии давления в 1-й гидросистеме и исправности самого канала). При невключении на шины ГП 3, 4 ГП-27 № 3 на эти шины автоматически включается привод-генератор ГП-27 № 4.

При нажатии кнопочного переключателя ГП 1 (см. рис. 1.3) напряжение сети через нормально замкнутые контакты реле блокировки включения ГП-27 № 1 и 2 по давлению во 2-й гидросистеме (размыкающего свои контакты при давлении во 2-й гидросистеме ниже нормы) и нормально замкнутые контакты реле блокировки включения ГП-27 № 1 и 2 при выпускеуборке шасси, и нормально замкнутые контакты реле блокировки при обжатии шасси (правой опоры), при неработающем хотя бы одном из двигателей поступает на обмотку реле, которое, сработав, замыкает цепи подачи питания: на обмотку контактора включения ГП 1 (2) на сеть, на привод-генератор ГП-27 1 (2), на БСС № 3 (№ 4) сигнализации включения ГП 1 (2), а также обеспечивает размыкание цепи соединения сетей 27 В (которое автоматически производится при работе сетей левого и правого борта от аккумуляторов) и размыкание цепи сигнализации СЕТЬ ЛЕВ. ОТ АКК (СЕТЬ ПРАВ. ОТ АКК). После включения ГП-27 № 1 (№ 2) его собственный +27 В поступает на обмотку контактора, который и подключает ГП27 № 1 (№ 2) к левой (правой) сети 27 В.


При этом включается зеленый светосигнализатор ВКЛ кнопочного переключателя ГП 1 (2).

В случае отказа генератора, входящего в состав привода-генератора ГП-27 № 1 (№ 2), разрывается цепь сигнализации ВКЛ. ГП 1 (2) и замыкается цепь сигнализации отказа генератора ГЕН желтого цвета на кнопочном переключателе ГП 1 (2). Одновременно замыкается цепь сигнализации СЕТЬ ЛЕВ. ОТ АКК (СЕТЬ ПРАВ. ОТ АКК) и подготавливается цепь для подачи напряжения на контакторы соединения сетей 27 В. При этом на КИСС выдается текст желтого цвета ГП ОТКАЗ, сопровождаемое ЦСО и тональным сигналом «УДАР КОЛОКОЛА». После отказа одного из ГП-27 № 1 или ГП-27 № 2 необходимо произвести отключение обоих ГП-27 (№ 1, 2).

После отключения ГП-27 № 1 и ГП-27 № 2 поступает сигнал на контакторы соединения сетей 27 В и сети объединяются.

При работе ГП-27 № 1, 2, на кадре ЭС КИСС будет следующая сигнализация по системе постоянного тока:

  • символы ВУ 1 и ВУ 2 – желтого цвета;

  • символ ВУрез. – белого цвета.

В случае отказа ГП 3 и ГП 4 на КИСС отображается текст желтого цвета:

ЭС: МОЩНОСТЬ МАЛА. ОТКЛЮЧЕНЫ ОХЛ. ОБОР., ОБОГРЕВ ДАУ.

С шин ГП 3, 4, на которые работают ГП-27 № 3 (№ 4), получают питание:

  • ПТС-2500 (ПТС № 2);  ДКМВ-1 или 2 (по выбору);  вентиляторы:

  • № 9 – стеллажа 117;

  • № 7 – стеллажа 113;

  • № 8 – стеллажа 116;

  • обогрев ДАУ;

  • топливный насос резервный.

В связи с наличием пусковых токов у вентиляторов включение их осуществляется по циклограмме для исключения перегрузки ПТС-2500 и ГП-27.

В режиме с работающими ГП-27 № 1, 2, 3 (4) на КИСС отображается текст:

ЭС. РЕЖИМ С ГП-27 И ПТС 2 с подсказками в кадре СИГН:

  • ПЕРЕЙТИ РУЧН. УПР.БАЛАНС. ПЕРЕКАЧ. ТОПЛ.;

  • АВТ. УПР. РАСХОДОМ ТОПЛ. ОТКЛЮЧЕНО;

  • ТОПЛ. НАСОСЫ 1 И 2 РО 1 И РО 2 ОТКЛЮЧЕНЫ.

В связи с тем, что приводы-генераторы ГП-27 № 1, 2, 3, (4) включаются на сети и шины сразу после перехода сетей 27 В на аккумуляторное питание, снижение до высоты запуска ВСУ осуществляется в режиме с включенными на сети приводами-генераторами ГП-27 № 1, 2, 3 (4) и ПТС 2.

После запуска ВСУ и включения его генератора на сеть автоматически подключаются на питание сетей 27 В выпрямительные устройства. В связи с их подключением необходимость в работе ГП-27 снимается, и на КИСС появляется текст желтого цвета ЭС: ГП ОТКЛЮЧИ. СЕТЬ ОТ Г ВСУ, сопровождаемый ЦСО и тональным сигналом «УДАР КОЛОКОЛА».

Продолжительность полета на аккумуляторах, мин 30

Продолжительность полета до ближайшего аэродрома на аккумуляторах и работающих


приводах-генераторах ГП-27 № 1, 2, 3 (4) и ПТС2, ч 2

Время снижения до высоты запуска ВСУ

при отказе двух генераторов или двух двигателей, мин 8,5

В системе электроснабжения постоянного тока предусмотрено два варианта подключения шин запуска ВСУ:

  • при запуске от всех источников постоянного тока (ВУ и аккумуляторов) происходит автоматическое подключение шины запуска к сетям левого и правого борта по сигналу с выключателя запуска ВСУ. Кроме того, в системе предусмотрено автоматическое подключение на момент запуска ВСУ резервного выпрямительного устройства. На земле подключение шины запуска ВСУ к сетям осуществляется независимо от количества включенных источников постоянного тока;

  • при запуске от аккумуляторов или аккумуляторов и одного ВУ в полете шина запуска ВСУ автоматически подключается к аккумуляторам № 3 и 4, которые при этом отключаются от сетей левого и правого борта. После запуска ВСУ и выхода его на режим происходит автоматическое отключение аккумуляторов № 3 и 4 от шины запуска ВСУ и подключение их опять на сети левого и правого борта соответственно при полете на аккумуляторах и неподключение их к сетям при работе ГП № 1 и 2.

Подключение шины запуска ВСУ к аккумуляторам № 3 и 4 происходит при выполнении следующих условий:

  • работе на сети левого и правого борта аккумуляторов или аккумуляторов и одного выпрямительного устройства в полете или аккумуляторов и ГП-27;

  • наличии подключения к сетям постоянного тока аккумуляторов № 1 и 2;

  • наличии соединения сетей постоянного тока или включенных ГП-27 № 1 и 2.

При отсутствии хотя бы одного из перечисленных выше условий подключения шины запуска ВСУ к аккумуляторам № 3 и 4 не происходит.

Соединение подсистем постоянного тока может осуществляться:

  1. Автоматически:

а) при работе на обе сети постоянного тока резервного выпрямительного устройства в

полете;

б) при работе сетей постоянного тока от аккумуляторов в полете;

в) при включении резервного выпрямительного устройства вручную на земле.

  1. Вручную при помощи кнопочного переключателя СОЕДИН. СЕТЕЙ.

Соединение сетей сигнализируется загоранием лампы «-» кнопочного переключателя СОЕДИН. СЕТЕЙ и загоранием перемычки между шинами левой и правой сети постоянного тока на кадре ЭС КИСС при ее работе.

Подключение резервного выпрямительного устройства может осуществляться:

  • автоматически в полете;

  • вручную на земле и в полете.