Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 891

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Раздел I. АЗЫ ЭКОНОМИКИ

1.1. Давайте начнем с самого простого

Раздел II. Финансы и финансовая система РФ

2.1. Сущность и функции финансов

2.2. Финансовая система РФ

2.3. Бюджетная система РФ

2.4. Налогообложение

2.5. Финансовый контроль

Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

3.1. Деньги и денежное обращение

3.2. Закон денежного обращения

3.3. Понятие и элементы денежной системы

3.4. Инфляция Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновения денег, с функционированием которых неразрывно связана.Термин инфляция (от латинского inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно–денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Инфляция – обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, не разменных на золото. Инфляцию можно определить как переполнение каналов денежного обращения относительно товарной массы, что проявляется в росте цен.Дефляция связана с падением уровня цен. Для экономики в целом появление дефляции явление нежелательное, так как ведет к экономическому спаду, резкому ухудшению экономических условий предпринимательства и, в конечном счете, к стагнации в экономике страны, г. е. к экономическому кризису.Непредсказуемая инфляция может оказаться благоприятной для бизнеса. Неся потери во время инфляции, продавцы получают дополнительные доходы на нее. За время, проходящее между заказом товаров и их фактической продажей, цены возрастают, принося дополнительную прибыль продавцу,Инвестирование капитала требует учета процессов инфляции и дефляции.Наиболее общее, традиционное определение инфляции, данное нами выше – нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально–экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. 3.4.1. Понятие и причины инфляции При инфляции деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню (т.е. к товарам и национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по–прежнему рассматриваются как всеобщий эквивалент, как деньги.Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком–то отдельном товарном рынке, – это еще не инфляция. Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его "классической" форме, характерной для XIX – начала XX вв.) будет меняться и динамика цен.Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело – если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен. Стихийные бедствия также не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен? Назовем важнейшие из них, помня о том, что инфляция связана с целым спектром диспропорций.Во–первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования "печатного станка", это приводит к росту массы денег в обращении. Вспомним количественное уравнение обмена MV=PQ и связь между ростом показателей М и Р станет вполне очевидной.Во–вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно–опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия, рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.В–третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок – это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении. Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения.В–четвертых, с ростом "открытости" экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивает опасность "импортируемой" инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с "импортируемой" инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, ревальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.В–пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей – важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики. 3.4.2. Показатели инфляции. Азы финансовой статистики Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation) (π), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:π = {(Pt – Pt-1)/ Pt-1}*100% где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.Простой пример:В России в 2019-м году средний уровень розничных цен на сыр сложился на уровне 382 рубля/кг, по итогам 2020 года оказалось, цены повысились и составили в среднем 437 рублей/кг. Каков уровень инфляции по данному продукту?π = {(437 – 382)/ 382}*100% = (55/382) *100% =0,1439*100% = 14,39%

Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

4.1. Российские формы безналичных расчетов

4.2. Средства валютного обмена

4.3. Кассовые операции юридических лиц

Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ

5.1. Сущность и виды кредита

5.2. Кредитная система РФ

5.3. Финансовый рынок

5.4. Финансы банков

5.5. Государственный кредит

Раздел VI. Страхование

6.5. Сущность и виды страховой деятельности

6.6. Платежи во внебюджетные фонды

Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.4. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ

6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.

8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.

8.5. РИСК, ДОХОД И ДОХОДНОСТЬ

8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ

8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.

8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА

Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9.1. Валютная система РФ

9.2. Международные кредитные отношения

ЛИТЕРАТУРА



СТРУКТУРА АО:

  • общее собрание акционеров (высший орган управления)

  • правление (исполнительный орган);

– контрольный совет с функциями наблюдателя;

  • президент правления,

  • вице-президенты,

  • начальники подразделений и отделов.

ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ – та, которая владеет контрольным пакетом акций другой компании. В России это метод антимонопольного регулирования предприятий -монополистов – создание “дочерних предприятий”

Различаются акционерные общества закрытого типа и акционерные общества открытого типа.

В закрытом акционерном обществе любой его член не может продать свой пай без согласия остальных товарищей, которые наделены преимуществами на приобретение этого пая.

В открытом акционерном обществе, наоборот заинтересованы на возможно большее количество членов общества.

Имущество акционерного общества принадлежит акционерам на праве совместной собственности.

Уставный капитал акционерных обществ первоначально формируется за счет вкладов учредителей, но если открытое акционерное общество может проводить открытую подписку на акции, то в закрытом обществе акции распространяются по закрытой подписке. Внутри закрытого акционерного общества акции могут передаваться от одного участника общества другому, а также третьим лицам, но все эти вопросы регулируются уставом, который может содержать определенные ограничения.

Коммандитное общество на акциях – юридическое лицо, где не менее 1 компаньона несет неограниченную ответственность перед кредитором всего общества.

  1. Общество с ограниченной ответственностью: юридическое лицо с непостоянным количеством членов, которые не несут личной ответственности за обязательства товарищества. Основа – паевой капитал.

Общество взаимного страхования: основывается на заключении с клиентом страхового договора и т.о. он становится членом предприятия.


  1. Товарищества, как объединения лиц, непосредственное участие учредителей в их действиях обязательно:

Хозяйственные товарищества могут быть полными и состоять не менее чем из двух полных товарищей. Хозяйственные товарищества “на вере” (коммандитные товарищества) должны состоять как минимум один полный товарищ и один вкладчик. Полное хозяйственное товарищество несет ответственность по своим обязательствам имуществом и имуществом, принадлежащим полным товарищам, участники-вкладчики несут только риск убытков в пределах вклада. При ликвидации хозяйственного товарищества “на вере” вкладчики имеют преимущественное право на получение вкладов перед товарищами. Участники хозяйственного товарищества должны внести не менее половины вклада к моменту регистрации товарищества, а остальное – в сроки, установленные учредительным договором, но не более чем в течение года.


Товарищества представляют собой объединение граждан и юридических лиц (либо тех и других) для совместного ведения хозяйственной деятельности. Особенность этих форм состоит в том, что личное участие товарищей в деятельности товариществ обязательно, а число членов невелико. Участники товариществ не могут быть одновременно участниками других аналогичных организаций в отличие от учредителей акционерных обществ.

Полное товарищество возникает, если его участники создают собственность, обособленную от товарищей. Каждый из них вносит вклад в любой форме, и таким образом формируется так называемое складочное имущество, которое в дальнейшем пополняется за счет полученных доходов, дополнительных паевых взносов и других источников. Доли участников, как правило, соответствуют стоимости внесенных товарищами вкладов, хотя договором может быть предусмотрено иное – доли могут учитывать степень личного участия каждого товарища в совместной предпринимательской деятельности. Полное товарищество отличает небольшое количество участников, обычно физических лиц, хотя закон не исключает и участие юридических лиц. Однако наиболее вероятно, что граждане могут быть участниками полного товарищества совместно с другими гражданами, но не юридическими лицами, в частности, из-за разных экономических возможностей.

Участники товарищества – юридические лица сохраняют свою хозяйственную самостоятельность, но полное товарищество юридическим лицом не является, не имеет права выпускать ценные бумаги для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, хотя имеет все признаки предприятия. Участники товарищества – физические лица должны зарегистрироваться отдельно как предприниматели наряду с регистрацией полного товарищества как предприятия.

Уставный капитал товарищества формируется за счет вкладов его учредителей, как в денежной, так и в другой форме. Он заранее разделен на доли. Размер вклада конкретного учредителя в уставный капитал в денежной оценке равен определенному количеству долей в зависимости от размера доли. Ко времени регистрации предприятия каждый из участников товарищества должен внести не менее половины своего вклада. Таким образом в качестве вклада в уставный капитал может выступать любой вид имущества.

Каждый участник имеет право на управление товариществом пропорционально его вкладу в уставном капитале. Вклады участников могут переходить от одного к другому лишь с согласия других пайщиков и в порядке, установленном уставом.



Также для совместной хозяйственной деятельности образуются и акционерные общества. Учредителями могут быть физические и юридические лица, либо те и другие, но в отличие от товариществ образовать акционерное общество может и один учредитель.

6.2.2. Особенности финансовых отношений в объединениях предприятий


Различают следующие виды объединений коммерческих предприятий:

  • "жесткий", где участники теряют право юридического лица (трест):

  • средний, где участники более или менее зависимы, но прав юридического лица не теряют (синдикат, холдинг, финансово-промышленная группа и т.д.);

  • "мягкий", где участники практически не зависят друг от друга (ассоциация, концерн, консоциум, картель).

В целях решения научно-технических, производственных, социальных вопросов предприятия (юридические лица) различных организационно-правовых форм могут осуществлять совместную деятельность, объединять средства, в том числе и финансовые ресурсы.

Если объединяется небольшое число предприятий, то их деятельность может быть оформлена путем заключения договора о совместной деятельности и образования простого товарищества, например, для совместного строительства, выпуска продукции и другой хозяйственной и коммерческой деятельности. Для организации совместной деятельности создается общее имущество на основе взносов участников. Это могут быть денежные средства, ценные бумаги, товары, недвижимость или права пользования ею, объекты интеллектуальной собственности. Взносы участников не всегда равны, но их размер определяет степень участия в прибылях и убытках.

Имущество, объединенное участниками для совместной деятельности, учитывается на отдельном (обособленном) балансе у того участника, которому поручено ведение общих дел. При этом данные обособленного баланса не включаются в баланс предприятия – участника, ведущего общие дела.

Распределение прибыли, убытков, других результатов совместной деятельности, а также имущества и денежных средств в случае прекращения этой деятельности осуществляется в соответствии с договором.

Если же предприятий достаточно много, у них имеется широкий круг общих экономических интересов, то может быть создана новая структура, которая действует от своего имени, но в интересах объединившихся предприятий. В этом случае заключается учредительный договор, координирующий их совместную деятельность, определяющий правовое положение созданного юридического лица, и разрабатывается устав.


Создание объединения возможно только с разрешения Антимонопольного комитета. Нарушение требований антимонопольного законодательства может стать основанием для отказа в регистрации предприятия.

По решению участников на объединение может быть возложено централизованное выполнение отдельных производственно-хозяйственных и управленческих функций. Объединение становится собственником имущества, добровольно переданного ему участниками, и полученного в результате собственной хозяйственной деятельности. Но объединение не может распоряжаться имуществом предприятий, входящих в его состав.

  • Различают коммерческие объединения, создаваемые в целях содействия предпринимательской деятельности предприятий, и объединения непредпринимательского характера. Закон (Гражданский Кодекс) имеет в виду объединения, которые способствуют деятельности предприятий в сфере предпринимательства, направленной на получение прибыли. Такие объединения могут заниматься предпринимательством и от своего имени.

  • Непредпринимательские объединения создаются по отраслевому, территориальному или иному признаку в целях обеспечения и защиты прав, представления общих интересов участников в государственных органах и международных организациях. Такие объединения в виде союзов (ассоциаций) не ведут совместной производственно-хозяйственной деятельности, они организуют и проводят конференции, распространяют передовой опыт, осуществляют издательскую деятельность, учреждают специальные фонды.

  • Союзы (ассоциации) осуществляют свою деятельность за счет членских взносов участников, добровольных взносов, пожертвований предприятий и граждан. К их числу относится, например, Союз акционерных обществ, Российский союз промышленников и предпринимателей.

  • Хозяйственные союзы (ассоциации) создаются для содействия предприятиям в их предпринимательской деятельности. Аппарат таких объединений выполняет свои функции на основании договоров с предприятиями. Источниками средств объединений являются, во-первых, отчисления предприятий на содержание аппарата объединения, во-вторых, доходы от хозяйственной деятельности объединения.

Союз потребительских обществ

Союз является некоммерческой организацией и действует на основании устава и учредительного договора. Члены союза сохраняют самостоятельность и права юридического лица.


  • представители потребительского общества в союзах потребительских обществ – пайщики, избранные на общем собрании потребительского общества (если иное не предусмотрено уставами потребительских обществ и их союзов) для участия в работе общих собраний представителей потребительских обществ союзов, в которые входит данное потребительское общество;



Интегрированные корпоративные структуры и их организационно-хозяйственные разновидности: терминологические пояснения

В общем плане под “интегрированной корпоративной структурой” (ИКС) понимается группа юридически или хозяйственно самостоятельных предприятий (организаций), ведущих совместную деятельность на основе консолидации активов или договорных (контрактных) отношений для достижения общих целей.

В качестве основных организационно-хозяйственных форм ИКС в мировой практике существуют: крупные компании, имеющие дивизиональную структуру; холдинговые компании (в единстве с контролируемыми ими предприятиями); финансово-промышленные группы; консорциумы; контрактные группы; транснациональные корпорации. Исходя из этой практики и с учетом отечественных экономических и правовых реальностей перечисленные формы можно охарактеризовать следующим образом.

Компания с дивизионалъной структурой предполагает наличие ряда предприятий (их филиалов), ведущих относительно самостоятельную хозяйственную деятельность по освоению региональных рынков или выпуску определенных видов товарной продукции, а также центра управления, обеспечивающего выполнение общих функций регулирования совместной деятельности предприятий (филиалов).

Концерн представляет собой достаточно централизованную структуру. Являясь добровольным объединением предприятий, как правило, по производственному признаку, он всегда выступает юридическим лицом. Предприятия в составе концерна представляют собой единый производственно-хозяйственный комплекс, который согласовано осуществляет основную деятельность. Но внутренние взаимоотношения предприятия строят на основе договоров. Без согласия концерна предприятия не могут быть одновременно участниками других концернов или хозяйственных ассоциаций (союзов).

Концерн может создавать собственные организации с правами юридического лица (консультационные, внешнеторговые, научно-технические, рекламно-сбытовые) как собственник – учредитель, получая часть прибыли от их деятельности.

В концернах также создаются денежные фонды как для финансирования общих потребностей, так и для финансирования и кредитования потребностей конкретных участников. Особенностью концернов является централизация функций финансовой и инвестиционной деятельности.