Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 916

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Раздел I. АЗЫ ЭКОНОМИКИ

1.1. Давайте начнем с самого простого

Раздел II. Финансы и финансовая система РФ

2.1. Сущность и функции финансов

2.2. Финансовая система РФ

2.3. Бюджетная система РФ

2.4. Налогообложение

2.5. Финансовый контроль

Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

3.1. Деньги и денежное обращение

3.2. Закон денежного обращения

3.3. Понятие и элементы денежной системы

3.4. Инфляция Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновения денег, с функционированием которых неразрывно связана.Термин инфляция (от латинского inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно–денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Инфляция – обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, не разменных на золото. Инфляцию можно определить как переполнение каналов денежного обращения относительно товарной массы, что проявляется в росте цен.Дефляция связана с падением уровня цен. Для экономики в целом появление дефляции явление нежелательное, так как ведет к экономическому спаду, резкому ухудшению экономических условий предпринимательства и, в конечном счете, к стагнации в экономике страны, г. е. к экономическому кризису.Непредсказуемая инфляция может оказаться благоприятной для бизнеса. Неся потери во время инфляции, продавцы получают дополнительные доходы на нее. За время, проходящее между заказом товаров и их фактической продажей, цены возрастают, принося дополнительную прибыль продавцу,Инвестирование капитала требует учета процессов инфляции и дефляции.Наиболее общее, традиционное определение инфляции, данное нами выше – нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально–экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. 3.4.1. Понятие и причины инфляции При инфляции деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню (т.е. к товарам и национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по–прежнему рассматриваются как всеобщий эквивалент, как деньги.Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком–то отдельном товарном рынке, – это еще не инфляция. Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его "классической" форме, характерной для XIX – начала XX вв.) будет меняться и динамика цен.Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело – если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен. Стихийные бедствия также не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен? Назовем важнейшие из них, помня о том, что инфляция связана с целым спектром диспропорций.Во–первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования "печатного станка", это приводит к росту массы денег в обращении. Вспомним количественное уравнение обмена MV=PQ и связь между ростом показателей М и Р станет вполне очевидной.Во–вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно–опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия, рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.В–третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок – это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении. Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения.В–четвертых, с ростом "открытости" экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивает опасность "импортируемой" инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с "импортируемой" инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, ревальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.В–пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей – важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики. 3.4.2. Показатели инфляции. Азы финансовой статистики Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation) (π), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:π = {(Pt – Pt-1)/ Pt-1}*100% где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.Простой пример:В России в 2019-м году средний уровень розничных цен на сыр сложился на уровне 382 рубля/кг, по итогам 2020 года оказалось, цены повысились и составили в среднем 437 рублей/кг. Каков уровень инфляции по данному продукту?π = {(437 – 382)/ 382}*100% = (55/382) *100% =0,1439*100% = 14,39%

Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

4.1. Российские формы безналичных расчетов

4.2. Средства валютного обмена

4.3. Кассовые операции юридических лиц

Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ

5.1. Сущность и виды кредита

5.2. Кредитная система РФ

5.3. Финансовый рынок

5.4. Финансы банков

5.5. Государственный кредит

Раздел VI. Страхование

6.5. Сущность и виды страховой деятельности

6.6. Платежи во внебюджетные фонды

Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.4. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ

6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.

8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.

8.5. РИСК, ДОХОД И ДОХОДНОСТЬ

8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ

8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.

8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА

Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9.1. Валютная система РФ

9.2. Международные кредитные отношения

ЛИТЕРАТУРА



В мировой практике концерн довольно распространенная и наиболее развитая форма объединения предприятий, причем не имеющая отношения к государственным структурам. Наиболее развиты многоотраслевые концерны, которые формировались на основе проникновения капитала корпораций в отрасли, прямо не связанные с основной сферой их деятельности. Характерной особенностью концернов является жесткий централизованный контроль в области капитальных вложений, НИОКР, финансов наряду с самостоятельностью входящих в него предприятий. Диверсификация производства обеспечивает эффективное распределение капитала внутри концерна, обеспечивает его устойчивость на мировом рынке.

Холдинг, это АО открытого типа (корпорация), которая владеет контрольным пакетом акций другого АО. Это классическая система "участия" или "поглощения". В соответствии с Законом об Акционерных обществах принятого 24.11.95 года (для АО рыночного типа) АО считается зависимым, если кто-то имеет более 20% его акций, и оно считается поглощенным, если кто-то приобрел более 50% его акций.

Холдинговая компания – совокупность юридических лиц, образуемая основным и дочерними предприятиями, связанными долевым участием в собственности или договорными отношениями, дающими основному предприятию безусловное право предопределять важнейшие управленческие решения дочерних предприятий, равно как и пути и способы реализации этих решений. Холдинговый принцип построения ИКС, видимо, в определенном смысле распространяем и на неакционерные коммерческие предприятия любой организационно-правовой формы, включая унитарные, основанные на праве хозяйственного ведения.

Различают три главных типа холдингов, основные предприятия которых соответственно:

1) выполняют по отношению к дочерним исключительно финансово-инвестиционные и финансово-контрольные функции (финансовые холдинги, близкие по своей сути к интеграционным объединениям предприятий вокруг банков в финансово-промышленные группы);

2) осуществляют полный набор функций по экономическому (в том числе производственному и технологическому) руководству дочерними предприятиями (управляющие холдинги);

3) ведут наряду с выполнением вышеназванных управленческих функций самостоятельную предпринимательскую деятельность в производственной, торговой или иной сферах. Нередко холдинговые компании (вместе с дочерними и зависимыми предприятиями) и крупные акционерные компании дивизионального типа называют концернами. Характерная особенность концерна – ориентация на рациональное сочетание централизации (обычно, прежде всего, функций финансового менеджмента) и децентрализации в управлении объединением.


Более сложная форма холдинга: финансово-промышленная группа. То есть это холдинг, который возглавляет представитель финансового рынка (кредитной системы), например банк. А участником финансово-промышленной группы обычно являются промышленные или сельскохозяйственные предприятия, которые не утрачивают права юридического лица, но пользуются льготными кредитами, получают целевое финансирование и подчиняются общей финансовой стратегии.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) – совокупность кредитно-финансовых организаций (банки, лизинговые и страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды), производственных и торгово-сбытовых компаний, связанных между собой долговременными кооперационными и (или) кредитными отношениями, а также, как правило, – акционерным соучредительством. Официальные финансово-промышленные группы представляют собой ИКС, удовлетворяющие требованиям Закона РФ “О финансово-промышленных группах”, прошедшие официальную регистрацию и внесенные в соответствующий госреестр. Такие ФПГ специфичны по своей роли в реализации приоритетов государственной промышленной политики, степени открытости перед государством и по возможностям государственной поддержки.

Консорциум – форма совместной деятельности нескольких предприятий, организаций или банков, добровольно объединившихся на паевой основе для решения конкретных задач и осуществления крупных инвестиционных, научно-технических, социальных и экологических проектов, требующих значительных финансовых и экономических ресурсов.

Контрактная группа функционирует на основе длительных контрактов между ее участниками, как правило, связанными отношениями производственной кооперации. Подчас в контрактных группах задействуются механизмы интеграции – “давальческие” механизмы поставок сырья и соглашения между предприятиями единой технологической цепочки о применении во взаиморасчетах “денежных суррогатов”, например, векселей (подобного рода соглашения можно рассматривать в качестве разновидности интеграции, поскольку они ограничивают хозяйственную самостоятельность предприятий).

Транснациональная корпорация, согласно Конвенции о транснациональных корпорациях, подписанной рядом государств СНГ в марте 1998 г., – это совокупность юридических лиц или отдельное юридическое лицо, либо образованное предприятиями двух и более государств Содружества, либо имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество на территориях двух и более государств.



6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ


С 2000 года в РФ действуют стандарты бухгалтерского учета ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, которые описывают специфику формирования доходов и расходов Российских предприятий.

6.3.1. Расходы предприятия

6.3.1.1. Классификация денежных затрат предприятий.


Финансовые ресурсы используются предприятием для финансирования текущих расходов и инвестиций.

Затраты капитального характера – это инвестиции.

Исходя из экономического содержания и целевого назначения все затраты предприятий можно объединить в несколько самостоятельных групп:

I. затраты на воспроизводство производственных фондов;

П. расходы на социально-культурные мероприятия;

Ш. операционные расходы;

IV. затраты на производство и реализацию продукции.

Этим и обусловлена структура расходной части финансового бюджета предприятия.

Финансовый бюджет предприятия

Доходы

Расходы

Финансовые ресурсы предприятия:

  • Собственные;

  • Заемные;

  • Привлеченные.

I затраты на воспроизводство производственных фондов;

II расходы на социально-культурные мероприятия;

III операционные расходы;

IV затраты на производство и реализацию продукции.

Итого

Итого


Напомним, что затраты на формирование и воспроизводство основных фондов (капитальные вложения), то есть на создание, реконструкцию, расширение и восстановление основных фондов производственного назначения осуществляются за счет любых видов финансовых ресурсов: собственных средств предприятия, кредита банков, бюджетных ассигнований.

Предприятия осуществляют затраты на социально-культурные мероприятия, т. е. направленные на повышение квалификации работников, подготовку кадров, улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работников предприятий. Сюда же относятся затраты по созданию и реконструкции основных фондов непроизводственного назначения, содержанию клубов, дошкольных детских учреждений, лагерей отдыха детей, функционированию медицинских учреждений. Эти расходы, имеющие значение для социального развития коллективов, не включаются в себестоимость продукции и так же осуществляются за счет финансовых ресурсов: прибыли, бюджетных и целевых поступлений, средств профсоюзных организаций, доходов от клубов, поступления от родителей в виде платы за содержание детей в дошкольных учреждениях и др.


Операционные расходы – это затраты особого назначения: на проведение научно-исследовательских работ, изобретательство и рационализаторство, переоценку основных фондов, паспортизацию оборудования, лесоустроительные и геологоразведочные работы и др. Особенность этой группы затрат состоит в том, что они носят долговременный характер, непостоянны, нестабильны по величине, окупаются на протяжении длительного периода времени, а потому не включаются в себестоимость продукции. Их назначение –способствовать повышению качества и эффективности производства. Источниками финансирования таких расходов являются так же финансовые ресурсы: прибыль предприятия, бюджетные ассигнования, средства, поступающие от заказчиков на научно-исследовательские работы, выполняемые по договорам, средства, учитываемые в себестоимости на проведение научно-исследовательских работ.

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) занимают наибольший удельный вес во всех расходах предприятия. Они складываются из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) основных фондов, сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива и энергии, труда и иных затрат. От формирования этой группы расходов зависит величина прибыли предприятия. Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) возмещаются после завершения кругооборота средств за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг). Этот процесс называют авансированием оборотного капитала.

Текущие затраты на производство и реализацию – это себестоимость. Себестоимость продукции (работ, услуг) – стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Затраты, входящие в себестоимость, по экономическому содержанию можно сгруппировать по следующим элементам

  • материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

  • затраты на оплату труда;

  • отчисления на социальные нужды;

  • амортизация основных фондов;

  • прочие затраты.

То есть до поступления выручки текущий недостаток оборотных средств покрывается за счет финансовых ресурсов.

Различают себестоимость товара (закупочная цена товара + издержки обращения) и себестоимость продукции (издержки производства + внепроизводственные расходы). Денежное выражение