Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 929

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Раздел I. АЗЫ ЭКОНОМИКИ

1.1. Давайте начнем с самого простого

Раздел II. Финансы и финансовая система РФ

2.1. Сущность и функции финансов

2.2. Финансовая система РФ

2.3. Бюджетная система РФ

2.4. Налогообложение

2.5. Финансовый контроль

Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

3.1. Деньги и денежное обращение

3.2. Закон денежного обращения

3.3. Понятие и элементы денежной системы

3.4. Инфляция Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновения денег, с функционированием которых неразрывно связана.Термин инфляция (от латинского inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно–денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Инфляция – обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, не разменных на золото. Инфляцию можно определить как переполнение каналов денежного обращения относительно товарной массы, что проявляется в росте цен.Дефляция связана с падением уровня цен. Для экономики в целом появление дефляции явление нежелательное, так как ведет к экономическому спаду, резкому ухудшению экономических условий предпринимательства и, в конечном счете, к стагнации в экономике страны, г. е. к экономическому кризису.Непредсказуемая инфляция может оказаться благоприятной для бизнеса. Неся потери во время инфляции, продавцы получают дополнительные доходы на нее. За время, проходящее между заказом товаров и их фактической продажей, цены возрастают, принося дополнительную прибыль продавцу,Инвестирование капитала требует учета процессов инфляции и дефляции.Наиболее общее, традиционное определение инфляции, данное нами выше – нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально–экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. 3.4.1. Понятие и причины инфляции При инфляции деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню (т.е. к товарам и национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по–прежнему рассматриваются как всеобщий эквивалент, как деньги.Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком–то отдельном товарном рынке, – это еще не инфляция. Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его "классической" форме, характерной для XIX – начала XX вв.) будет меняться и динамика цен.Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело – если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен. Стихийные бедствия также не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен? Назовем важнейшие из них, помня о том, что инфляция связана с целым спектром диспропорций.Во–первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования "печатного станка", это приводит к росту массы денег в обращении. Вспомним количественное уравнение обмена MV=PQ и связь между ростом показателей М и Р станет вполне очевидной.Во–вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно–опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия, рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.В–третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок – это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении. Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения.В–четвертых, с ростом "открытости" экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивает опасность "импортируемой" инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с "импортируемой" инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, ревальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.В–пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей – важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики. 3.4.2. Показатели инфляции. Азы финансовой статистики Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation) (π), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:π = {(Pt – Pt-1)/ Pt-1}*100% где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.Простой пример:В России в 2019-м году средний уровень розничных цен на сыр сложился на уровне 382 рубля/кг, по итогам 2020 года оказалось, цены повысились и составили в среднем 437 рублей/кг. Каков уровень инфляции по данному продукту?π = {(437 – 382)/ 382}*100% = (55/382) *100% =0,1439*100% = 14,39%

Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

4.1. Российские формы безналичных расчетов

4.2. Средства валютного обмена

4.3. Кассовые операции юридических лиц

Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ

5.1. Сущность и виды кредита

5.2. Кредитная система РФ

5.3. Финансовый рынок

5.4. Финансы банков

5.5. Государственный кредит

Раздел VI. Страхование

6.5. Сущность и виды страховой деятельности

6.6. Платежи во внебюджетные фонды

Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.4. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ

6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.

8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.

8.5. РИСК, ДОХОД И ДОХОДНОСТЬ

8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ

8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.

8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА

Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9.1. Валютная система РФ

9.2. Международные кредитные отношения

ЛИТЕРАТУРА



Кроме этого предприятия могут использовать на капитальные вложения средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, а также средства спонсоров и средства долевого участия в строительстве.

6.5. 4 .2. Источники финансирования ремонта основных фондов


Эффективное использование основных фондов осуществляется путем поддерживания его в исправном состоянии в процессе эксплуатации.

В связи с непрерывным характером процесса использования основных фондов и по мере его износа восстановление изношенных машин осуществляется в виде обслуживания ремонтов:

  • текущего,

  • среднего и

  • капитального.

В соответствии с Положением о составе затрат, включаемых в себестоимость любой вид ремонта может быть отнесен на себестоимость. И если предприятие считает необходимым оно может создавать ремонтный фонд для равномерного списания этих средств в себестоимость. Поэтому затраты по текущему и среднему ремонту относятся на себестоимость продукции полностью.

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ является одной из форм воспроизводства основных фондов, который возмещает частичный износ средств труда путем замены изношенных конструкций и деталей более прочными и экономичными, улучшающими эксплуатационные показатели ремонтируемых объектов. Экономическая целесообразность капитального ремонта основных фондов определяется сопоставлением затрат на капитальный ремонт со стоимостью ремонтируемых объектов.

Капитальный же ремонт предусматривает полную разборку объекта (эти затраты так же относят на себестоимость), но часто капитальный ремонт сочетается (сопровождается) с реконструкцией и модернизацией основных фондов. В свою очередь – модернизация и реконструкция – формы расширенного воспроизводства – основных фондов. представляет собой воспроизводство основных средств сверх имеющихся в данное время их наличия и связано с увеличением производственных мощностей, внедрением передовых технологий, освоения новых видов продукции, определяемых на основании повышенного спроса в условиях развития современной экономики.

Поэтому, реконструкция и модернизация должна быть учтена отдельно и финансироваться так же как и капитальные вложения (то есть за счет прибыли и других финансовых ресурсов предприятия).


Если затраты по ремонту основных производственных фондов включаются в себестоимость производимой продукции, то ремонт основных непроизводственных фондов финансируется из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, так как они не принимают непосредственного участия в производстве продукции.

Финансирование капитального ремонта осуществляется в соответствии с планом капитального ремонта. Он составляется на год в целом по предприятию на основе сметно-финансовых расчетов по ремонту отдельных объектов с учетом действующих норм, цен, тарифов и утверждается руководителем предприятия.

Порядок финансирования капитального ремонта в основном зависит от способа его проведения (подрядного или хозяйственного). При проведении капитального ремонта машин, оборудования и транспортных средств подрядным способом на основании договоров или нарядов-заказов расчеты производятся по счетам за полностью законченные ремонтом работы по объекту в целом или по отдельным узлам, к которым прилагаются акты приемки выполненных работ.

Расчеты по ремонту, осуществляемому хозяйственным способом, производятся, как правило, по отдельным элементам затрат (выплата заработной платы, оплата материалов, деталей и других расходов).

В условиях рыночной экономики все предприятия независимо от подчиненности и форм собственности включают расходы на все виды ремонта основных производственных фондов (текущего и капитального) в состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Однако предприятие может самостоятельно выбирать вариант отнесения на себестоимость затрат на ремонт:

1) относить на себестоимость фактические затраты на проведение ремонта непосредственно после его осуществления;

2) создавать за счет себестоимости ремонтный фонд (резерв денежных средств);

3) относить в случае необходимости фактические затраты на проведение ремонта на расходы будущих периодов с последующим их ежемесячным списанием на производственные затраты.

Вариант отнесения затрат по ремонту на себестоимость зависит от способа проведения работ. Так, при ремонте основных производственных фондов хозяйственным способом, силами персонала вспомогательных цехов, фактические затраты на эти цели учитываются на сч. “Вспомогательные производства”. По мере завершения ремонтных работ и оформления их актом приемки произведенные расходы списываются на сч. “Основное производство”, “Общепроизводственные расходы” и другие (в зависимости от назначения затрат).



При выполнении ремонтных работ подрядным способом предпочтительнее покрытие этих затрат за счет создаваемого на предприятии ремонтного фонда. Он образуется с целью более равномерного включения расходов на ремонт в себестоимость продукции (работ, услуг).

Ремонтный фонд создается за счет относимых ежемесячно на себестоимость продукции отчислений по утвержденным самим предприятием нормативам в процентах от балансовой стоимости соответствующих основных фондов. В этом случае фактические затраты на ремонт по мере предъявления подрядной организацией счетов за законченные и оформленные актом приемки работы финансируются за счет средств ремонтного фонда. Разница между фактическими затратами на ремонт и произведенными отчислениями в ремонтный фонд отражается в балансе как расходы будущих периодов или резерв предстоящих расходов и платежей.

Третий вариант отнесения на себестоимость затрат по ремонту применим при капитальном ремонте арендатором арендованных (на условиях текущей аренды) основных фондов. Эти расходы ежемесячно резервируются равными долями на сч. “Резервы предстоящих расходов и платежей” исходя из срока аренды и сметной стоимости работ. По окончании работ фактические затраты по капитальному ремонту арендованных помещений (за вычетом ранее зарезервированных средств) относятся на сч. “Расходы будущих периодов” и списываются ежемесячно на производственные затраты равными частями на протяжении оставшегося срока аренды.

При разборке ремонтируемых объектов могут быть получены пригодные для дальнейшего использования материалы, запасные части и другие возвратные материалы. Они приходуются, оцениваются, отражаются в учете и в дальнейшем могут быть использованы в процессе ремонта основных производственных фондов.


6.5. 5. Нематериальные активы, источники приобретения, амортизация


Наряду с основными средствами, долгосрочными финансовыми вложениями и прочими внеоборотными активами они учитываются в I разделе актива баланса. Их появление в составе активов предприятия связано с переходом к рыночным отношениям, необходимостью приближения к мировой практике хозяйствования.

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ представляют собой долгосрочные вложения предприятия в приобретение прав на имущество, не имеющее материальной формы, но приносящее предприятию доход. К нематериальным активам относят: приобретенные предприятием за плату патенты, лицензии, торговые марки и товарные знаки, другие права по использованию производственной информации, земли и природных ресурсов, программные продукты для ЭВМ, оплату брокерских мест на биржах, права на интеллектуальную собственность (ноу-хау) и др. Нематериальные активы числятся в составе активов предприятия до тех пор, пока они приносят доход. В течение расчетного срока действия активов их необходимо амортизировать, то есть постепенно перенести их стоимость на выпускаемый продукт. Затраты в нематериальные активы окупаются за счет дополнительной выручки или дополнительной прибыли (снижения себестоимости), которые получает предприятие в результате их применения или использования в своей хозяйственной деятельности. Нематериальные активы – это стоимость объектов промышленной и интеллектуальной собственности и иных имущественных прав.

К нематериальным активам относятся: права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, программное обеспечение, авторские права, монопольные права и привилегии (включая права на изобретение, модели, промышленные образцы, использование художественно-конструкторских решений), организационные расходы на покупку брокерского места на бирже, торговые марки, товарные и фирменные знаки. “ноу-хау”. По характеру применения нематериальные активы похожи на основные средства, так как используются длительное время, приносят прибыль, и с течением времени большая их часть теряет свою стоимость. Особенностью нематериальных активов является отсутствие материально-вещественной структуры, сложность определения стоимости, большая неопределенность при выявлении прибыли от их применения.


На каждый объект этих активов открывается отдельный субсчет по сч. 04.

  1. Права на использование имуществом

  2. Права на объекты производственной или интеллектуальной собственности (изобретения, патенты, лицензии, товарные знаки, промышленные образцы, модели, фирменные знаки и пр.).

  3. “Ноу-хау”

  4. Гудвилл

Рассмотрим подробнее некоторые виды нематериальных активов.

1. Права на использование земельных участков –составляют часть стоимости взносов российских участников в уставный капитал совместного предприятия с участием иностранных граждан или фирм. Стоимость этих прав зависит от оценки земли и определяется по соглашению участников. Она должна быть полностью погашена амортизационными отчислениями до истечения срока пользования этим правом.

2. Права на объекты производственной или интеллектуальной собственности (изобретения, патенты, лицензии, товарные знаки, промышленные образцы, модели, фирменные знаки и пр.).

Патенты дают их владельцам исключительные права пользования, производства и продажи продуктов или процессов на период, предусмотренный законодательством. Патентные права приобретаются предприятием за плату, включающую и расходы на оплату юридических и консультационных услуг. Патенты могут вноситься участниками предприятия в качестве своего вклада в уставный капитал. Стоимость патентов также погашается путем амортизационных отчислений в течение полезного срока их использования.

Товарный знак должен выделять выпускаемую продукцию и услуги производителя из аналогичной продукции и услуг его конкурентов. Право использования товарного знака принадлежит только его собственнику или тому, кому он передал свои права. В условиях рыночной экономики товарный знак является дорогостоящим активом компании, поскольку она может продать свой товарный знак или передать право пользования им в качестве вклада в уставный капитал. Для определения первоначальной стоимости товарного знака следует рассчитать затраты компании по его разработке, регистрации и рекламе. Учет коммерческих операций, связанных с товарным знаком, ведется отдельно.

3. “Ноу-хау” – это представляющие большую ценность, накопленные предприятием научные и технические знания, производственный опыт. Это понятие широкое, оно охватывает коммерческую, административную, финансовую, научную и другие виды информации. “Ноу-хау” зачисляются на баланс по стоимости приобретения какого-либо документа о праве пользования такими