Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 888
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Давайте начнем с самого простого
Раздел II. Финансы и финансовая система РФ
2.1. Сущность и функции финансов
Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
3.1. Деньги и денежное обращение
3.2. Закон денежного обращения
3.3. Понятие и элементы денежной системы
Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
4.1. Российские формы безналичных расчетов
4.2. Средства валютного обмена
4.3. Кассовые операции юридических лиц
Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ
6.5. Сущность и виды страховой деятельности
6.6. Платежи во внебюджетные фонды
Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ
6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ
6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.
8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.
8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ
8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.
8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ
8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА
Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
4. ГУДВИЛЛ (goodwill) (цена репутации или цена престижа фирмы) – возникает при покупке целых предприятий по рыночной цене, которая учитывает доходность предприятия, его претиж на рынке и другие факторы. Превышение покупной стоимости предприятия над балансовой стоимостью его активов и составляет “цену фирмы”, которая будет учтена в балансе как один из нематериальных активов.
Превышение покупной стоимости предприятия над балансовой стоимостью его активов и составляет “цену фирмы”, которая будет учтена в балансе как один из видов нематериальных активов. Нематериальные активы представляют вложения денежных средств предприятия в нематериальные объекты, используемые в течение долгосрочного периода в хозяйственной деятельности и приносящие доход.
Инвестиции в нематериальные активы называют интеллектуальными. Источниками финансирования этих инвестиций могут быть любые финансовые ресурсы: собственные и заемные средства предприятия, состав которых был рассмотрен применительно к финансированию основных фондов и других внеобротных активов в целом.
Оценка нематериальных активов производится по согласованию сторон при их взносе в уставной капитал на основе цен мирового или внутреннего рынка.
В стоимость нематериальных активов входят покупная цена, расходы, связанные с приобретением и приведением в состояние готовности этих активов.
Стоимость нематериальных активов включается в себестоимость продукции путем начисления износа, т.е. амортизационных отчислений.
Износ нематериальных активов исчисляется ежемесячно.
Применяются следующие способы начисления амортизации:
-
Линейный, исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока их полезного пользования; -
Пропорционально объему произведенной продукции.
Если используется линейный способ, то норма амортизации применяется к их первоначальной стоимости:
А = Опер х Н
Норма амортизации нематериальных активов (Н) определяется, (в долях) исходя из срока их полезного использования, но не более срока деятельности хозяйствующего субъекта по формуле:
Н = 1/Т,
где Т – полезный срок службы нематериальных активов.
Предприятие самостоятельно определяет срок полезного использования объекта нематериальных активов, а значит и норму износа. По тем нематериальным активам, по которым невозможно обоснованно определить срок полезного использования, норма износа устанавливаются в расчете на 10 лет (но не более срока деятельности предприятия). Амортизационные отчисления прекращаются после полного погашения стоимости объектов нематериальных активов.
Если нематериальные активы получены безвозмездно или в порядке приватизации, то амортизация на них не начисляется.
Схема 2.
КРУГООБОРОТ СТОИМОСТИ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ
Основные средства
Остаточная стоимость основных фондов
Первоначальная стоимость основных фондов по балансу
Износ основных фондов
Амортизационные отчисления
Амортизационный фонд
Капитальные вложения
Фонд развития производства
Источники финансирования:
-
прибыль и другие собственные финансовые ресурсы предприятия -
акционерный и долевой капитал -
долгосрочный кредит -
бюджетные ассигнования -
средства внебюджетных фондов
6.6. 3. Кредитная политика предприятий
Любая коммерческая структура всегда ограничена в финансовых ресурсах, поэтому задача эффективного их распределения при минимальных рисках наиболее актуальна. Кредитная политика предприятия сходна по своей сути с кредитной политикой банка. В условиях высокой инфляции особенно важно иметь хорошо продуманную кредитную политику и контролировать дебиторскую задолженность. Финансовый менеджер предприятия так же ищет ответа на вопросы: кому предоставлять кредит, на каких условиях и как много? Таким образом, речь идет о накоплении дебиторской задолженности в ходе продаж, при посредстве коммерческого кредита от поставщика – покупателю. Предприятия выступают кредиторами для своих покупателей вовсе не из доброго отношения к ним. Основной лейтмотив подобных сделок заключается в попытках увеличения объемов продаж. Большинство промышленных предприятий в России сталкиваются с сокращением рынков сбыта при отказе акцептовать ужесточающие требования покупателей. В среднем по промышленности дебиторская задолженность занимает более 50 % оборотных средств. В накопленной дебиторской задолженности лежат огромные резервы для повышения эффективности собственного бизнеса.
Содержательной основой кредитной политики являются инструменты, которыми руководствуются сбытовые структуры при предоставлении кредита поставщикам и стандарты предоставления кредитов, устанавливающие разумные правила и ограничения. На каких условиях следует производить отгрузку продукции? Когда выгодно идти на уступки по срокам оплаты? Где находится черта, после которой необходимо ужесточать согласованные ранее условия? Во что обойдется предприятию заключение очередного крупного договора? И десятки других вопросов, откладывать решение, по которым опасно для предприятия.
Главной критерий эффективности кредитной политики – рост доходности по основной деятельности предприятия. Что в свою очередь происходит по двум причинам:
-
в следствие увеличения объемов продаж (что будет происходить при либерализации кредитования);
-
или за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности (чему способствует ужесточение кредитной политики).
Предельный анализ помогает найти точку оптимума в коммерческом кредитовании, то есть желаемое равновесие в объемах и сроках предоставления отсрочки платежа. Таким образом, либерализация кредитной политики предприятия возможна до тех пор, пока дополнительные выгоды от увеличения объема реализации не сравняются с дополнительными издержками по предоставляемому кредиту.
Напомним основной принцип управления: качество принятого решения прямо пропорционально количеству рассмотренных вариантов и объема проведенной аналитической работы. Поэтому инструменты кредитной политики — это рейтинги потенциальных дебиторов, и процедуры работы соответствующей службы. Следуя трем основным вопросам кредитной политики, возможно, выделить ряд инструментов, определяющих ответы на них.
Ответ на вопрос “кому предоставлять кредит?” в большей степени зависит от риска невозврата кредита или затягивания сроков распоряжения полученными ресурсами. Поэтому рейтинги покупателей по степени риска является одной из основных задач кредитной политики. Из наиболее распространенных инструментов для решения этой задачи является оценка кредитной истории (credit scoring) покупателя. Использование данного метода помогает оценить насколько рискованно предоставление отсрочки платежа тому или иному покупателю. Вследствие широкого распространения (в том числе и в банковской сфере), оценка кредитной истории получила различные интерпретации. Таким образом, метод оценки кредитной истории позволяет взвесить риски, связанные с предоставлением кредитов отдельным покупателям, а предприятие делает первый шаг в оптимизации структуры дебиторской задолженности.
Для оценки кредитной истории основных дебиторов можно выделить пять показателей:
-
период работы с покупателями; -
период существования самого предприятия; -
объем накопленной дебиторской задолженности; -
среднемесячный объем продаж данному покупателю; -
сальдо бартерного обмена.
Полностью полагаться на данные прошлых периодов не стоит – слишком динамично изменяется окружение предприятия и условия работы с ним. Однако, альтернативные расчеты могут выявить не замеченные ранее противоречия и предложить дополнительные варианты.
Определения оптимального срока кредита (the economic time of credit) дает представление об эффективности коммерческой сделки, отвечая на вопрос об условиях размещения коммерческого кредита. Увеличение сроков дебиторской задолженности ведет к росту объемов продаж. Расчет оптимальной политики по срокам кредитов сводится к сравнению дополнительных доходов, полученных в результате роста продаж и затрат, связанных с финансированием возросшей дебиторской задолженности.
Скорректировав расчет на риск возникновения невозвратной дебиторской задолженности возможно определить более реалистичный срок предоставления коммерческого кредита.
Таким образом, два изложенных выше метода, дополняя друг друга, иллюстрируют общий подход к разработке кредитной политики.
Если продажами на предприятии занимается более одного человека, появляется необходимость в согласовании их деятельности. Дальнейшее увеличение персонала ведет к дифференциации требований к профессиональной подготовке и ответственности за принимаемые решения. Кроме этого, решения по предоставлению скидок или изменению условий поставок по отношению к отдельным контрагентам влияют и на совокупные продажи.
Основными параметрами кредитной политики являются:
-
объем продаж по отдельным группам товаров; -
сегментация по видам бизнеса; -
сегментация по территориальному признаку; -
объем расходов в дебиторскую задолженность; -
стоимость привлекаемого для этих целей капитала;
-
величина невозвратных долгов по дебиторской задолженности.
Разрабатывая стандарты предоставления коммерческих кредитов предприятия не вводит новые нормативы, обязательные к исполнению и однозначные в своем толковании. Стандарты скорее заключаются в минимально допустимых условиях, которые должны выполняться покупателями, чем в нормируемых величинах объемов и сроков кредитования. Поэтому чаще всего задаются стандарты не абсолютными значениями, а некоторыми интервалами.
Регламентация управленческих решений о предоставлении кредита посредством бального рейтинга покупателей построена на элементарном принципе экономической отдачи (economic trade-offs), согласно которого все выгоды от принятия любого управленческого решения должны быть соотнесены с затратами по реализации этого решения. Выгодами в нашем случае является рост вклада на покрытие в результате увеличения объемов продаж, а затратами – стоимость привлекаемого капитала и прогнозируемый объем невозвратных долгов. Стандарты основываются на ограниченном числе показателей, рассчитанных за ограниченный период времени. Следовательно, формальные критерии, выраженные в цифровом варианте, дополняются процедурами утверждения, а если необходимо и преодоления ранее заданных ограничений. Так руководство Нью-йоркской биржи лет двадцать назад не пропустила на свои площадки, тогда еще неизвестные компьютерные фирмы, так как они не вписывались в разработанные стандарты. В результате была организована альтернативная биржа, на которой в настоящий момент котируются акции компаний, работающих в области высоких технологий (High– Tech), и по объему сделок и по значимости на мировом рынке она уже начинает перетягивать одеяло на себя.
Необходим контроль за дебиторской задолженностью, например, используется коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности для анализа финансового положения предприятия. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности определяется как отношение годового объема реализации к среднегодовому объему дебиторской задолженности. Этот коэффициент показывает, насколько быстро предприятие-поставщик собирает деньги с клиентов за поставленные товары или оказанные услуги. Можно вычислить среднее количество дней от даты отгрузки до даты погашения задолженности, разделив 365 дней на коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности. Если этот показатель превышает контрактные условия о сроках оплаты, следовательно платежи поступают с нарушением установленных сроков. В этом случае необходимо пересмотреть кредитную политику предприятия. В целом, увеличение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности и уменьшение значения показателя среднего срока дебиторской задолженности являются позитивными признаками.
Давая товар в кредит, предприятие столкнется с ситуацией, когда клиенты не заплатят за поставленные товары или услуги. Если предприятие стремится полностью избежать таких случаев, ему придется проверять клиентов чрезвычайно тщательно, что дорого. Более того, в этом случае предприятие-поставщик откажет многим клиентам, которые заплатили бы по счетам, но не могут пройти тест на кредитоспособность, поскольку он рассчитан на отсев всех без исключения потенциальных неплательщиков. Некоторые из клиентов,