Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 875
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Давайте начнем с самого простого
Раздел II. Финансы и финансовая система РФ
2.1. Сущность и функции финансов
Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
3.1. Деньги и денежное обращение
3.2. Закон денежного обращения
3.3. Понятие и элементы денежной системы
Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
4.1. Российские формы безналичных расчетов
4.2. Средства валютного обмена
4.3. Кассовые операции юридических лиц
Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ
6.5. Сущность и виды страховой деятельности
6.6. Платежи во внебюджетные фонды
Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ
6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ
6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.
8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.
8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ
8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.
8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ
8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА
Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Рациональная компания скорее будет продавать товар в кредит таким клиентам, которые оплатят счета с высокой степенью вероятностью, чем будет терять в объеме продаж, даже если среди этих клиентов будут попадаться неплательщики. Когда ваша компания сможет достаточно точно прогнозировать суммы кредита, которые не будут погашены, она сможет рассчитать необходимый резерв для списания безнадежных долгов и лучше оценивать свое финансовое состояние. К сожалению, по российскому законодательству списанные безнадежные долги непосредственно не уменьшают налогооблагаемую базу.
Умея прогнозировать достаточно точно размер дебиторской задолжности, которые не будет оплачен, можно вычислить резерв для списания безнадежных долгов.
Структурирование дебиторской задолженности по срокам используется для оценки возможных неплатежей. В соответствии с эти методом все клиентские счета классифицируются по срокам давности дебиторской задолженности. Предприятия сами выбирают интервалы для группировки. Для каждого срока определяется некоторый процент дебиторской задолжности, который останется неуплаченным – для более длительного срока этот процент будет выше. Как правило, этот процент определяется практическим путем. Бухгалтер должен исходить из того, что резерв на списание безнадежных долгов должен быть достаточно большим, чтобы покрыть всю дебиторскую задолженность, которая просрочена, например, более чем на 180 дней, и определенную небольшую часть просрочки в других временных интервалах.
Еще одной возможностью привлечения денежных средств свободных для оплаты собственного долга является договор финансирования под уступку прав требования. В международной практике этот метод более известен как факторинг.
В отличие от уступки требования факторинг предусматривает
, что покупка требования может быть осуществлена исключительно за счет встречного предоставления денежных средств (ст. 824 ГК РФ). Еще одним преимуществом факторинга является получение финансирования в счет будущих продаж продукции.
В целом, факторинг имеет много других преимуществ по сравнению с уступкой прав требований, однако этот вопрос требует особого рассмотрения. Кроме того, поскольку финансовым агентом по договору финансирования под уступку требования может быть только кредитное учреждение, то возможности факторинга сильно ограничены в условиях банковского кризиса.
6.7. ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ КАК ЧАСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
Рассмотрим подробнее плановую функцию финансового менеджмента.
Стандартный бизнес-план является примером сочетания перспективного и текущего планирования для производственного менеджмента фирмы. Его принято разрабатывать при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.
Обычно, составление бизнес-плана, направлено на внутреннее управление предприятием. Он разрабатывается на основе разработки стратегических целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Бизнес-план имеет и дисциплинирующую функцию. Он заставляет менеджеров анализировать и прогнозировать ситуацию, изучать возможности фирмы, что позволяет принимать более квалифицированные решения. Профессиональное составление бизнес-плана позволяет сохранить средства инвесторов, что немаловажно с точки зрения юридической ответственности, и снижает вероятность банкротства.
Существует несколько точек зрения на структуру и содержание бизнес-плана. Наиболее универсальна следующая:
1. Резюме;
2. Описание продукции (услуг);
3. Оценка рынков сбыта;
4. Конкуренция на рынке;
5. Стратегия маркетинга;
6. План производства продукции (услуг);
7. Организационный план;
8. Юридический план;
9. Оценка рисков и страхование;
10. Финансовый план;
11. Стратегия финансирования.
6.7.1. Бизнес-план в промышленности
Выработка стратегии начинается с анализа внешней среды, что можно определить, как анализ благоприятных возможностей и угроз, которые будет иметь инвестор в той или иной сфере деятельности, при инвестировании в тe или иные отрасли производства и сервиса.
Объектом анализа здесь выступают политические, макроэкономические, и иные факторы, определяющие рыночную конъюнктуру, тенденции развития отдельных рынков и т.п.
Специалисты, в частности, подчёркивают необходимость учёта стадий развития отрасли (рынка) при выборе стратегии инвестирования.
Каждое предприятие в обязательном порядке составляет маркетинговый раздел бизнес-плана – описание места предприятия в том секторе рынка, который выбран фирмой. Это результат маркетинговых исследований рынка.
Соответствующие подразделы бизнес-плана в обобщенном виде дают представление о продукции, планируемой к производству, её основных качествах, дизайне, упаковке, организации сбыта, сервиса после продажи, а также результаты маркетинговых исследований, так как для организации сбыта необходимо оценить рынок с точки зрения конкуренции, насыщенности аналогичными видами продукции. Это, в свою очередь, определяет методику проведения рекламной компании и т.д. Обязательно обосновываются примерная цена продажи и затраты на её производство.
В состав бизнес-плана входит детально проработанный производственный план.
Для решения проблем финансового обеспечения нового предприятия имеет значение юридический план, в котором определяется организационно-правовая форма предприятия (от нее зависят конкретные способы привлечения капитала) и виды деятельности, что может быть связано с получением лицензий и патентов.
В бизнесе принято оценивать предпринимательский риск и страховаться от его отдельных видов, что находит отражение в разделе плана по оценке рисков и страхованию. Для оценки финансового риска, во-первых, необходим тщательный анализ инвестиционных проектов на основе специальных методик и экспертных оценок специалистов. Другие виды финансового риска (кредитные, валютные и пр.) анализируются с позиций источников их возникновения и вероятности наступления. Цель составления этого раздела бизнес-плана – профилактика рисков и разработка программы страхования.
6.7.2. Финансовое планирование
10‑й раздел бизнес-плана “Финансовый план” представляет собой денежное выражение всех расчетов, представленных в предыдущих разделах бизнес-плана. В нем должны быть отражены данные об объеме продаж и общей прибыли, объеме инвестиций, использовании собственных средств, а также заемных – с указанием источников и сроков погашения задолженности, срок окупаемости вложений, издержки производства и обращения, процентное отношение доходов и расходов, сроки выплаты дивидендов (если речь идет об акционерном обществе).
Как видим, Бизнес-план включает еще много разделов кроме финансового плана. В свою очередь, финансовый план необходим для разработки стратегии финансирования и привлечения конкретного инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия или финансированию новой производственной программы.
Финансовое планирование – это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Исходя из этого финансовые планы можно разделить на стратегические, перспективные, текущие и оперативные.
Поскольку финансовое планирование является завершающей стадией бизнес–планирования, при составлении финансового плана необходимо решить финансовые задачи. В общем виде их можно сформулировать следующим образом:
– выявление резервов увеличения доходов предприятия и способов их мобилизации;
– эффективное использование финансовых ресурсов, определение наиболее рациональных направлений инвестиций предприятия, обеспечивающих в планируемом периоде наибольшую прибыль;
– увязка показателей производственного плана предприятия с финансовыми ресурсами;
– обоснование оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом и банками, а также другими кредиторами.
Финансовое планирование обеспечивает предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает предпосылки укрепления финансового состояния предприятия. Финансовое планирование невозможно без планирования хозяйственной деятельности. Но не следует считать финансовое планирование пересчетом тех или иных производственных показателей.
Основные задачи, решаемые финансовым планированием:
-обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами основной хозяйственной деятельности предприятия;
-определение прибыли и возможных факторов её увеличения;
-определение финансовых взаимоотношений с бюджетами и банками;
-обеспечение сбалансированности между доходами и расходами нашего предприятия;
-контроль финансового состояния и платежеспособности предприятия.
Важно, чтобы составление финансового плана не являлось пересчетом производственных показателей, наоборот, аналитический характер работы в области финансового планирования должен сделать финансовый план инструментом воздействия на результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Обычно в состав финансового плана входят:
-
прогноз объёмов продаж, -
план доходов, -
план расходов, -
баланс активов и пассивов фирмы, -
финансовый бюджет -
график доходности и т.д.
Они стандартно разрабатываются для первого года помесячно, для второго –поквартально, для третьего –в целом за год.
Этапы планирования:
-определяются затраты на реализацию продукции;
-рассчитывается величина выручки от реализации продукции;
-исчисляются денежные накопления;
-ведется расчет источников финансирования, имеющих узкую направленность (например, амортизация);
-предполагается определение размеров распределяемой в течение года прибыли;
-рассчитываются отчисления в бюджеты, различные внебюджетные фонды.
Прогноз объемов продаж составляется по конкретному виду продукции на три года: для первого года – помесячно, для второго – поквартально, для третьего – в целом на год. Это и понятно, в первый год производства уже должны быть известны покупатели продукции. Расчеты на второй и третий год имеют характер прогнозов, составленных на основе маркетинговых исследований, обоснованность которых крайне важна, так как под запланированный объем производства производится закупка оборудования, сырья, привлекается определенная численность работников и т.п. Прогноз объемов продаж по конкретному виду продукции может быть оформлен следующей таблицей (см.табл.1).
Таблица 1
ПОКАЗАТЕЛИ | 1994 г. (месяцы) | 1995 г.(кварталы) | 1996 г. | ||||||
1 | 2 | ... | 12 | I | II | III | IV | ||
1. Объем продаж в нату ральном выражении | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
2. Цена за единицу продукции | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
3. | | | | | | | | | |
3.1.1. | | | | | | | | | |
3.1.2. | | | | | | | | | |
Итого за год | | | | | | | | | |
Баланс доходов и расходов (бюджет) по конкретному виду продукции составляется для сопоставления выручки от реализации продукции и затрат на её производство во временном разрезе, так как в первый год производства продукции компании, как правило, несут убытки.
Значительную часть расходов обычно предполагается осуществлять за счет привлеченных и заемных источников. Доля заемных средств зависит от многих факторов, в том числе от величины активов и их структуры, отдачи вложенного капитала, размера ссудного процента, но вместе с тем заемные средства не могут быть преобладающими в общем объеме источников финансирования.
Форма баланса доходов и расходов по конкретному виду продукции представлена табл.2.
Таблица 2
| 1994г.(месяцы) | 1995г.(кварталы) | 1996г | ||||||||||||||
ПОКАЗАТЕЛИ | | | | ||||||||||||||
| 1 | 2 | ... | 12 | I | II | III | IV | | ||||||||
Выручка от реализации | | | | | | | | | | ||||||||
продукции | | | | | | | | | | ||||||||
Расходы, в том числе | | | | | | | | | | ||||||||
постоянные | | | | | | | | | | ||||||||
переменные | | | | | | | | | | ||||||||
Баланс | | | | | | | | | | ||||||||
Превышение(+), недостаток(-)денежных средств | | | | | | | | | |
План доходов содержит в указанной динамике следующие показатели:
1. Остаток денежных средств на начало соответствующего периода (месяца, квартала, года) всего и в том числе в кассе и на счете в банке;
2. Поступления: выручка от продаж, дебиторы, заемные средства;
3. Всего наличных средств;
4. Расходы (издержки): прямые затраты, управленческие, затраты на сбыт, арендные платежи, платные услуги, затраты на маркетинг, проценты за капитал, страховые взносы, прочие расходы;
5. Итого расходов;
6. Общий доход (убыток) до уплаты налогов (стр.3 –стр.5).
План расходов охватывает показатели:
1. Весь капитал;
2. Доход (убыток) до уплаты налогов;
3. Приобретение активов;
4. Выплаты по займам;
5. Резервы;
6. Организационные и прочие расходы;
7. Итого (стр.1+2––––)
Целесообразно отражать в годовом финансовом бюджете балансовую прибыль как конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятия, тогда отпадает необходимость введения в финансовый бюджет таких статей, как выручка от реализации продукции и затраты на её производство и реализацию. Планирование выручки и затрат производится в отдельных расчетах, что необходимо для определения плановой суммы прибыли от реализации продукции (работ, услуг). Кроме прибыли в состав собственных финансовых ресурсов включаются амортизационные отчисления, которые планируются в сумме износа основных средств и нематериальных активов. Примерное содержание разделов финансового бюджета предприятия (баланса доходов и расходов) можно представить следующими основными статьями:
Финансовый бюджет АО…….. на …. год
I. Доходы и поступления средств
1.Прибыль от реализации продукции, работ, услуг;
2.Прибыль от прочей реализации (основных средств, других активов);
3.Планируемые внереализационные доходы,
в том числе:
– доходы от долевого участия в уставном капитале других предприятий,
– доходы, полученные по ценным бумагам,
– доходы от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях,
– доходы от сдачи имущества в аренду;
4. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и по нематериальным активам;
5. Поступление средств от других предприятий,
в том числе:
– в порядке долевого участия в строительстве,
– по хоздоговорам на научно-исследовательские работы;
6. Поступления из внебюджетных фондов;
7. Прочие доходы;
Итого: финансовых ресурсов предприятия:
II. Расходы и отчисления средств
1. Налоги, уплачиваемые из прибыли (по видам налогов);
2. Распределение чистой прибыли,
в том числе:
– на накопление (по направлениям использования),
– на потребление (по направлениям использования);
2. Долгосрочные инвестиции (по формам инвестиций),
в том числе:
– за счет амортизационных отчислений,
– за счет других источников финансирования (по видам источников);
3. Прочие расходы.
Итого: общие расходы предприятия:
В доходной части финансового бюджета акционерного общества в выделяют средства, мобилизуемые посредством размещения ценных бумаг, а также расходные статьи, отражающие отчисления прибыли в резервный фонд и выплату доходов по акциям или облигациям.
Другой подход к составлению финансового бюджета АО: в доходной части бюджета отражается не прибыль, а выручка от реализации продукции (работ, услуг). В расходной – затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) /себестоимость полная/ в разрезе основных элементов затрат. Прибыль и её распределение выделяются в самостоятельную часть финансового плана, в которой показываются и налоги, уплачиваемые акционерным обществом.
Баланс активов и пассивов (прогнозный бухгалтерский баланс) предприятия составляется, чтобы оценить, в какие виды активов направляются денежные средства и за счет каких видов пассивов предполагается финансировать приобретение или создание этих активов, причем важное значение имеет их структура, её изменение на протяжении планируемого трехлетнего периода.
В заключении составляется график прибыльности в планируемом периоде. Может быть использована столбиковая диаграмма и др. виды графического отображения информации. Но надежнее всего – это построение классического "графика безубыточности".
Зарубежный опыт финансового планирования в условиях рыночной экономики представляет интерес в научном и практическом плане, его изучение необходимо для копирования с учетом особенностей современного состояния экономики России.
Прежняя система отраслевого планирования для госпредприятий уже потеряла свое значение. А на большинстве коммерческих предприятий в первые годы рыночной экономики не уделяели внимания стратегическому финансовому планированию, плановые расчеты имели оперативный характер. Например, осуществлялось планирование прибыли для определения более или менее точного размера авансовых взносов налога на прибыль. В известной степени усложняет составление финансовых планов на предприятиях из-за инфляции. Вместе с тем, отказ от финансового планирования равнозначен отказу от разработки способов финансового обеспечения поставленных задач в области развития предприятия.
При разработке долгосрочного финансового плана применяются укрупненные методы расчетов доходных и расходных статей, которые определяются ориентировочно в виде прогноза и уточняются в текущих планах конкретного года.
Период, который охватывает перспективный (среднесрочный) финансовый план зависит от общей финансовой стратегии предприятия, экономической стабильности, возможностей прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования. В нем определяются важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства.
Текущий или годовой план предприятия как часть перспективного плана составляется на основе показателей долгосрочного плана и представляет собой документ, в котором обеспечивается балансовая увязка доходных и расходных статей планируемого года. Баланс доходов и расходов в годовом финансовом плане (финансовый бюджет) – необходимое условие, которое достигается привлечением заемных и других источников финансирования при недостаточности собственных финансовых ресурсов. В текущем финансовом плане детализируются доходные и расходные статьи, применяются более точные по сравнению с перспективным планом методы расчетов.
КОНТРОЛЛИНГ – это оперативное управление производственными процессами и регулирование расчетов с покупателями, поставщиками, работниками предприятия, финансовой системой, кредитными учреждениями, обеспечение платежеспособности предприятия, оперативный контроль. Правильная организация контроллинговой системы в основном зависит от организации оперативного финансового планирования. Оперативным, называют такое планирование, которое охватывает период в пределах полугода (реже года). При этом разбивка основных показателей делается весьма подробная (ежедневная, на пятидневку, неделю, декаду, две недели, месяц, квартал и т.п.). Это конкретные тактические разработки исходя из общей стратегии.
Порой на очень короткий срок бизнес-план не составляется, но финансовый план всё же нужен. Оперативное финансовое планирование кроме обычных расчетов включает составление: платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите. То есть, финансовый бюджет несколько видоизменяется в условиях оперативного финансового планирования.
При оперативном финансовом планировании финансовый бюджет может быть несбалансированным и поэтому бюджет может быть заменен платежным календарем. Составление оперативного платежного календаря начинается с определения конкретной последовательности и сроков осуществления всех расчетов, что позволяет своевременно перечислить платежи в бюджет и внебюджетные фонды и обеспечить финансирование нормальной хозяйственной деятельности предприятия. Платежный календарь составляется на короткие промежутки времени (месяц, 15 дней, декаду, пятидневку). Срок определяется исходя из периодичности основных платежей предприятия. Наиболее целесообразно составление месячных планов с подекадной разбивкой. Платежный календарь охватывает все расходы и поступления средств предприятия в наличной и безналичной форме, включая взаимоотношения с бюджетной системой и банками.
Первым разделом платежного календаря является расходный, отражающим все предстоящие расчеты и перечисление средств, вторым – доходный. Соотношение между обеими разделами календаря должно быть таким, чтобы обеспечивалось их равенство, либо, что еще лучше, превышение доходов и поступлений над расходами и отчислениями (предифицит). В последнем случае излишки средств осядут на расчетном счете предприятия, что означает большую устойчивость финансового состояния предприятия, его платежеспособность в предстоящем периоде.
Превышение расходов над поступлениями (дефицит) платежного календаря свидетельствует о снижении возможностей предприятия в покрытии предстоящих расходов. В таком случае следует часть второстепенных платежей перенести на другой календарный период, ускорить, по возможности, отгрузку продукции, принять меры по изысканию дополнительных источников.
При составлении платежного календаря используют данные учета операций по расчетному счету в банке, учета сдачи расчетных документов в банк, сведения о срочных и просроченных платежах поставщикам, учитывают график отгрузки продукции и сдачи платежных документов в банк, финансовые результаты реализации продукции, а также плановые взносы в бюджет налога на прибыль, на имущество и другие налоги, отчисления в социальные внебюджетные фонды, состояние расчетов с дебиторами и кредиторами.
Примерная форма платежного календаря имеет следующий вид:
Платежный календарь на _______ месяц, тыс. руб.
Статьи | По декадам | ||
1 | 2 | 3 | |
РАСХОДЫ | | ||
1. Неотложные нужды | | ||
2. Заработная плата и приравненные к ней платежи | | ||
3. Налоги | | ||
4. Оплата счетов поставщиков за товарно-материальные ценности | | ||
5. Просроченная кредиторская задолженность поставщикам | | ||
6. Оплата счетов подрядчиков за выполненные работы по капитальному строительству (капитальному ремонту) | | ||
7. Погашение просроченных ссуд банка | | ||
8. Погашение срочных ссуд банка | | ||
9. Уплата процентов за кредит | | ||
10. Прочие расходы | | ||
Всего расходов | | ||
ПОСТУПЛЕНИЯ | | ||
1. Выручка от реализации продукции, работ и услуг | | ||
2. Выручка от реализации излишних основных фондов, материалов и других активов | | ||
3. Поступление просроченной дебиторской задолженности | | ||
4. Поступление краткосрочного кредита банка | | ||
5. Остаток средств в кассе и на расчетном счете | | ||
6. Прочие поступления средств | | ||
Всего поступлений | | ||
Превышение поступлений над расходами | | ||
Превышение расходов над поступлениями | |
Кассовый план – это обязательный документ, который требует коммерческий банк от своего клиента – юридического лица. Т.е. это план оборота наличных денег предприятия, который необходим для контроля их поступления и расходования. Он разрабатывается на квартал и в установленный срок представляется в коммерческий банк, с которым предприятие заключило договор о расчетно-кассовом обслуживании.
Кассовый план нужен предприятию для того, чтобы более точно представить размер обязательств перед сотрудниками предприятия по заработной плате и размер других наличных выплат и поступлений. Банку, обслуживающему предприятие, необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки.
Кассовый план составляется по типовой форме и содержит 4 раздела.
Первый раздел отражает поступление наличных денег (кроме денег, полученных в банке) на предприятие в планируемом квартале по конкретным источникам поступлениям – торговая выручка, выручка железнодорожного, водного и воздушного транспорта, квартирная плата и коммунальные платежи, выручка местного (ведомственного) транспорта, выручка зрелищных мероприятий, выручка предприятий бытового обслуживания, прочие поступления. Из общей суммы поступлений необходимо указать суммы, которые расходуются на месте из выручки и сдаются в кассу банка (инкассация).
Во втором разделе показываются виды расходов предприятия наличными деньгами: на заработную плату, стипендии, постоянные надбавки и прочие виды оплаты труда, на выплату пенсий и пособий по социальному страхованию, на командировочные и хозяйственные расходы.
Третий раздел содержит расчет выплат заработной платы и прочих видов оплаты труда на планируемый квартал с учетом всех возможных удержаний (налогов, платежей за форменное обмундирование, платежей по добровольным видам страхования работников, погашение ссуд и др.). Если зарплата работников перечисляется в банки в качестве вклада или платежным поручением переводится по почте, то эти виды перечислений также показываются в третьем разделе. Все виды удержаний и перечислений, а также стоимость натуральных выдач и льгот, учтенных в фонде заработной платы, исключается из общего фонда оплаты труда.
В четвертом разделе заполняется календарь выдач заработной платы рабочим и служащим, где в установленные сроки (конкретные числа каждого месяца) указываются суммы выплат предприятию наличными деньгами. Эти суммы в соответствии с договором расчетно-кассового обслуживания банк выдает предприятию за установленную в договоре плату. Если фактически кассовая заявка в конкретном месяце превышает сумму, указанную в кассовом плане, то банк, как правило, взимает повышенный процент за выдачу наличных денег, что также заранее оговаривается в договоре расчетно-кассового обслуживания.
Таблица 1.
ШАХМАТКА (проверочная таблица к финансовому бюджету предприятия)
И СТОЧНИКИ РАСХОДЫ | Прибыль валовая | Поступления по договорам НИР | Средства родителей на содержание д/с | Амортиза ционные отчисления | Экономия от выполнения СМР хоз.спос-м | Долгосрочный кредит банка | Ассигнования из бюджета | Прочие источники | Средства от долевого участия | Итого расходов |
Налоги | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Резервный фонд | | | | | | | | | | |
Капвложения: А) производств-е Б) непроизводств-е | | | | | | | | | | |
Прирост оборотных средств | | | | | | | | | | |
Содержание объектов социальной сферы | | | | | | | | | | |
Содержание д/с | | | | | | | | | | |
Расходы на НИР | | | | | | | | | | |
Удешевление питания в столовой | | | | | | | | | | |
Выплата премий | | | | | | | | | | |
Выплата дивидендов | | | | | | | | | | |
Нераспределенная прибыль | | | | | | | | | | |
Итого источников | | | | | | | | | | |
Таблица 2.
ФИНАНСОВЫЙ БЮДЖЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ
Поток доходов | Общие расходы | ||||
№ п/п | Показатель | Сумма, тыс. руб. | № п/п | Показатель | Сумма, тыс. руб. |
1 | Прибыль балансовая | | 1 | Штрафы, пени | |
2 | Прирост устойчивых пассивов | | 2 | Налоги | |
3 | Поступления по договорам НИР | | 3 | Резервный фонд | |
4 | Средства родителей на содержание д/с | | 4 | Капитальные вложения: производственные непроизводственные | |
5 | Амортизационные отчисления | | 5 | Прирост оборотных средств | |
6 | Экономия от выполнения СМР хозяйственным способом | | 6 | Содержание объектов социальной сферы | |
7 | Долгосрочный кредит банка | | 7 | Расходы на НИР | |
8 | Ассигнования из бюджета | | 8 | Содержание д/с | |
9 | Прочие источники | | 9 | Удешевление питания в столовой | |
10 | Средства от долевого участия | | 10 | Выплата премий | |
| | | 11 | Выплата дивидендов | |
| | | 12 | Нераспределенная прибыль | |
| Итого | | | Итого | |